Никола Пуссен Поклонение золотому тельцу, 1634-35 гг. Фрагмент
Великим постом Святая Церковь всегда обращается к началам нашего бытия и назидает церковный народ избранными чтениями из Ветхого Завета: о сотворении мира и человека, о грехопадении первых людей, их изгнании из рая, об обетовании им спасения (примирения с Богом), о забвении человечеством своего Творца и поклонении бездушным идолам, о том, как Бог избрал из всех людей одного праведника, поверившего и доверившегося Ему, - Авраама, от которого Господь положил произвести особый народ для служения домостроительству спасения всего человечества. Какие же уроки можем мы почерпнуть из Священной истории для себя и для всего русского народа, большинство которого причисляет себя к православным верующим?
Избранный народ, получивший наименования Израиля (по имени внука Авраама), более чем на два столетия попал в рабство к египтянам (ХУ1-Х1У вв. до Р.Х.). Затем по велению Божию и с Его чудесной помощью он был выведен Моисеем из Египта и после 40 лет странствий по пустыне завоевал Ханаан - «землю обетованную», некогда обещанную Богом Аврааму и его потомству. Бог чудесной силою помогал Израилю, требуя от него взамен только одного - верности Себе, приуготовляя к великой цели: именно среди этого народа должен был родиться - воплотиться и вочеловечиться - Сын Божий - «нас ради и нашего ради спасения». Однако избранный народ, забывая о тех великих благодеяниях, которыми одарил его Господь, часто изменял своему Богу с ложными богами (как сказано в Библии, «прелюбодействовал» с ними), поклоняясь и принося жертвы идолам. Господь терпеливо учил Свой народ, посылая к нему пророков, обличавших Израиль в различных грехах, а иногда отступал от Израиля, попуская ему впадать в различные бедствия, порой катастрофические по своим масштабам.
Казалось бы, какая польза нам сейчас, в XXI веке, вспоминать о судьбе древнего Израиля? «В работе над ошибками», - мог бы ответить добрый учитель. Ведь всякий народ, принявший Святое крещение, принимает на себя и особое служение, становится избранным народом Бо-жиим. Апостол Пётр (сын «ветхого Израиля») говорит крестившимся язычникам: «...вы - род избранный ... народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий...» (1 Пет., 2:9-10).
В этом своём качестве «народа Божия» русский народ в типических чертах уподобился ветхому Израилю. Наши предки, крестившись в водах Днепра и Почайны в 988 году при великом киевском князе Владимире, приняли на себя служение истинному Богу, то есть заключили с Ним Завет (как некогда и ветхий Израиль), и несли это служение на протяжении почти тысячи лет. Святой равноапостольный князь Владимир стал для нас «отцом веры», как когда-то Авраам для евреев. Пережили мы и своё «египетское рабство» - ордынское иго, длившееся без малого два с половиной века...
Русский народ трудился на Богом данной ему земле (по-своему тоже обетованной), защищал её от ворогов, культурно осваивал огромные просторы Евразии, неся всюду свет Христовой веры, уготовляя в Царствие Его новые души. Исполняя своё служение Богу, русский народ следовал прямой заповеди Христа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф., 11:29-30).
Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880-х)
Долгие века идеалом русского народа (его «национальной идеей», сказали бы теперь) была «Святая Русь» (как «Прекрасная Франция» для французов). Однако «Святая Русь» - не данность, а задание, цель. Она означает, что к святости призван не только каждый крещёный в православную веру человек, но и весь народ целиком. Святость народа есть отделение его от м!ра, избрание его Богом для Себя - ради особых целей домостроительства спасения человечества. Своё избранничество есть у разных народов. В своё время византийский суперэтнос был носителем и хранителем чистоты христианской веры. Греческие Святые Отцы подняли богословие на высочайший уровень, преодолели опаснейшие ереси и в ходе истории разработали учение Вселенской Церкви. Русский народ воспринял христианскую веру от Византии и после падения империи ро-меев стал хранителем и защитником веры и, возможно, тем последним удерживающим, кто сберегает мир от воцарения «мироправителей тьмы века сего» (Еф., 6:12).
Русская история свидетельствует нам, что, пока русский народ служил Христу и Евангелию, Господь помогал ему и поборал на его врагов. Когда же в начале XX века русские люди отказались от своего служения, сложили с себя бремя Его, отвергли иго Христово, свергли государя -помазанника Божия и вступили на безумный путь богоборчества, Россия впала в страшные испытания, а «малое стадо» оставшихся верных Христу подверглось невиданным по масштабам гонениям и страданиям. Их мученической кровью очистилась Русь от греха богоборчества и цареубийства. Орошённая кровью святых мучеников, земля Русская теперь начинает приносить плоды веры: возрождаются прежние и встают новые православные храмы, понемногу очищается от сора и восстаёт из руин храм народной души, освящаемый Святым Духом в церковных Таинствах. В этот нерукотворный храм должен войти Христос.
Ныне, в начале XXI века, когда значительная часть народа встала на путь возвращения ко Христу, самое время вспомнить, что судьба ветхого Израиля и его история являются прообразом для всякого народа, призванного Богом на служение Ему. Поэтому нам полезно помнить, что многие слова ветхозаветных пророков и Самого Мессии - Иисуса Христа, обращённые к еврейскому народу, относятся и к христианам - новому Израилю. А потому внимательно вчитаемся и вдумаемся в слова Священного Писания.
«Неужели Я не накажу за это? говорит Господь»
Проходят тысячелетия, а грехи человечества всё те же, потому что в их основе лежат те же человеческие страсти: гордость, властолюбие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, зависть, «...между народом Моим находятся нечестивые, - говорит Господь через пророка Иеремию. - Домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели. Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. <...> Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое (в Иерусалимском храме. -Авт.), и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер., 5:26-28; 7:8-10). «Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?» (Иер., 5:29).
Пророки призывали исправить несправедливость и смягчить имущественное неравенство милосердием: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой ... и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис, 58:6-8).
К сожалению, речи древних пророков сейчас обличают нас так же, как некогда ветхий Израиль. Изменилось лишь внешнее обличье, «технология» греха. Теперь мы даже с большей лёгкостью, чем они, отвращаемся от служения истинному Богу. Они сделали себе «золотого бога» (Исх., 32:31)-«тельца ... и поклонились истукану. И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву» (Пс., 105:19-20). Мы же делаем бога из золота (в любой валюте) и в своём сердце незримо поклоняемся этому «золотому тельцу», усердно работаем мамоне - богатству. Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949) предсказывал: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла».
Британский художник Дж.Ф.Уоттс (G.F. Watts), завершив картину «Мамона (Mammon)» (1884–1885), написал: «…Материальное процветание стало нашим реальным богом, и нас не удивляет то, что это видимое божество не делает нас счастливыми».
Долгое время Израиль повсеместно и поголовно изменял своему Богу с Астартой (Ашторет на иврите), этой «мерзостью Сидонской», как называет её Библия (4 Цар., 23:13) - супругой Ваала, верховной покровительницей плотских любовных утех и храмовой («священной») проституции (мужской и женской). Евреи ставили «у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (4 Цар., 17:10). Нечестивый царь Манассия поставил идол Астарты даже в Иерусалимском храме (4 Цар., 21:7). Под влиянием пророческих обличений среди иудейских царей появлялись благочестивые поклонники Яхве, такие как Иосия, который уничтожил идолы Астарты «и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем ... для Астарты» (4 Цар., 23:7).
Кроме храмовых проституток (кдешот) хватало и обычных блудниц (зонот, этнан), оказывавших услуги по вполне земным соображениям. Они строго осуждались в Законе Моисея, «ибо то и другое есть мерзость пред Господом» (Втор., 23:18). Грехи блудной страсти были запрещены Израилю ещё в самом начале седьмой заповедью Декалога («не прелюбодействуй») (Исх., 20:1-17) и потом конкретизированы: прелюбодеяние (измена супругу), блуд (внебрачные связи), инцест (кровосмешение), гомосексуализм, скотоложество (Лев., 18:20; Втор., 22:23). Причём наказание за эти грехи полагалось одно: «...да будут преданы смерти; мерзость сделали они; кровь их на них» (Лев., 20:12). Позже об этих обыденных грехах языческого мира и противоположных им чистоте христианского девства и святости брака писал апостол Павел (Рим., 1:26-32; 1 Кор., 5:7).
К сожалению, в наше время в России в избытке присутствует то, что есть «мерзость в очах Бо-жиих». «Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые - не боги, - обличал Господь свой народ устами пророка Иеремии. - Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого. Неужели Я не накажу за это?» (Иер., 5:7-9).
Отказываясь исполнять заповеди истинного Бога, древние иудеи служили ложным богам (бесам), приносили им в жертву своих детей (Втор., 12:31; Пс., 105:37-38), строили «высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу». За это Господь устами пророка грозил поразить Иерусалим мечом, сделав «город сей ужасом и посмеянием», доведя жителей до людоедства: «И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего, находясь в осаде и тесноте, когда стеснят их враги...» (Иер., 19:8-9).
В наше время детские жертвоприношения десакрализованы, стали делом профанным, даже будничным и высокотехнологичным, а их масштабы неизмеримо выросли. По данным ООН на 2004 год, Россия находилась на первом месте по количеству абортов (53 аборта на 1000 женщин). По данным Росстата, в 2007 году было зарегистрировано 1 млн 479 тыс. абортов. В 2008 году на 100 родов приходился 81 аборт.
В древности детей приносили в жертву (через заклание и сжигание), ища у богов покровительства и защиты от стихийных и прочих бедствий. По технологии современного «жертвоприношения» абортированные эмбрионы гомогенезируются (размалываются) в центрифуге, из полученной однородной массы извлекаются нужные вещества и используются при изготовлении лекарственных препаратов, инъекций, кремов, масок, шампуней... Известный специалист по биоэтике профессор И.В. Силуянова называет это «людоедством второго типа».
Грехи правителей Израиля и всего народа привели к тому, что единое государство после краткого периода расцвета при царях Давиде и Соломоне распалось на два царства: Израильское и Иудейское. В наказание за богоотступничество в 722 году до Р.Х. Израильское царство было завоёвано Ассирией, а его население рассеяно по всем подвластным землям. В 586 году до Р.Х. Израиль постигла национальная катастрофа: Иудея была завоёвана Вавилонским царством, Иерусалим и Храм разрушены, а значительная часть населения уведена в плен на «реки вавилонские». Почти 70 лет еврейский народ был лишён своего духовного центра - Иерусалимского храма - и возможности служить в нём своему Богу. Так сбылось пророчество Иеремии: «...так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей» (Иер., 5:19).
О вавилонском пленении (буквальном и духовном) православная церковь издревле ежегодно напоминает накануне Великого поста пением псалма 136: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе...». Аллегорически сближая 70-дневный период православного богослужения по Триоди постной с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в три последние приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля (христиан) пением псалма 136 «На реках вавилонских». В новозаветном контексте этот псалом понимается как скорбь христианина, по грехам своим удалённого от Бога и ставшего пленником своих страстей и пороков. Этот псалом возбуждает грешников осознать своё несчастное состояние, подобно иудеям, которые, только будучи наказаны Богом изгнанием в чужую землю, осознали наконец свой тяжкий грех перед Ним: пленение своей души чужими богами в родной стране.
Следствием покаяния в условиях плена стало религиозное возрождение Израиля: произошло восстановление истинного богопочита-ния и, как результат этого, возвращение части пленников в Иудею, восстановление Иерусалима и Храма, полное восстановление почитания истинного Бога.
Духовный кризис, поразивший Россию к началу XX века (о нём говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский, писал философ И.А. Ильин и др.), стал главной причиной её бед: революций, Гражданской войны, уничтожения и осквернения огромного числа православных храмов, в результате которых наша страна на те же «70 лет» попала в «вавилонское пленение» от безбожного большевистского режима и только теперь медленно освобождается и приходит в себя.
Но как последний ветхозаветный пророк Ма-лахия за четыреста лет до прихода Христа обличал освободившийся из плена Израиль в беззакониях, призывая истинным образом обратиться ко Господу (Мал., 3:7-8), так Слово Божие обличает сейчас в грехах и нас, дабы и мы не формально только были православными, но действительно покаялись и стали жить по-христиански. Дабы и с нами не случилось того же, что и с ветхим Израилем, который в большинстве не принял своего Мессию: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин., 1:11), а предали на распятие и смерть. Отказавшись от правды Божией, настояв на своей человеческой правде, они стали не только богоотступниками, но и богоубийцами. Однако, по выражению Святых Отцов, каждый христианин своими нераскаянными грехами распинает в себе Христа. Так что же такое покаяние?
Покаяние: от Каина до метанойи
В русском языке слово «покаяние» родственно со словом «Каин» («окаяти», «ока-яниться», «окаянный», «раскаяться» и т.п.), которое является именем библейского персонажа - первого сына Адама и Евы, родившегося после грехопадения прародителей и изгнания их из рая. Этот первый плод человеческого греха стал родоначальником всех убийц и братоубийственной розни, совершив первое в мире убийство своего брата Авеля (Быт., 4:3-8). Сам Каин не раскаялся, то есть не повинился перед Богом в убийстве брата (Быт., 4:9). Поэтому Каин был наказан («проклят») Богом (Быт., 4:11).
В Ветхом Завете славянскому (и русскому) термину «покаяние», «раскаяние» соответствовало древнееврейское слово «тшува» (ПИИЛ/Д буквально - «возвращение»). Согласно Пятикнижию (Втор., 30:1-10), тшува-это возвращение к истинному Богу от поклонения ложным богам, возвращение с пути греха на путь исполнения воли и заповедей Божиих. Потому пророки, обличая Израиль в грехах, призывали его обратиться (вернуться) на путь Господень: «Обращением обратитеся от пути вашего злаго» (Иез., 33:11), - читаем мы в славянской Библии; «обратитеся и отвержитеся ... от всех нечестии ваших, и обратите лица ваша ко Мне», - призывает Господь Свой народ устами пророка Иезекииля (Иез., 14:6). Однако возвратиться можно только туда, где ты уже был. Ветхий Израиль заключил завет (договор) с Богом после исхода из Египта. В отношении всего народа покаяние («тшува») было возвращением к Богу после очередной измены Ему с чужими богами. В отношении отдельного человека тшува - это признание своего греха, сердечное сокрушение о нём, решимость и обещание более не грешить. Тшува (покаяние=возвращение) Израиля к своему Богу требовало от каждого человека обновления: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез., 18:31). «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», - взывал в покаянном псалме царь Давид (Пс, 50:12).
Однако подлинное обновление человека, избавление его от закона греха, живущего в плоти его, и противящегося закону Божию, даже если он принимается умом, было невозможно до пришествия в мир Сына Божия (Рим., 8:18-25), ставшего Человеком и избавившего нас от рабства греху и смерти.
В Новом Завете, дошедшем до нас на греческом языке, понятие «покаяние», «раскаяние» передаётся греческим словом «метанойя» (^етауош, буквально «изменение ума, перемена мыслей, переосмысление» от ^етауоёш - «переменять свои мысли, раскаиваться»).
К раскаянию призывал проповедник покаяния Иоанн Предтеча, приуготовляя тем народ к пришествию Спасителя. С призыва к покаянию начал Свою проповедь и Сам Иисус Христос (Мф., 4:17). Апостолы, выйдя на проповедь, также призывали народ к покаянию. При этом для иудеев покаяние было призывом вернуться («тшува») к своему Богу - принять Христа как обетованного в Ветхом Завете Мессию и Спасителя, увидеть сбывшиеся на Нём слова древних пророков. Для язычников покаяние значило обретение нового правильного взгляда на мир и Бога. В обоих случаях требовались обновление ума (духа), а также преображение всей жизни человека настолько полное, что Павел сравнивал это с принесением человеком себя в жертву: «...представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего; чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим., 12:1-2). За познанием воли Божией следует её исполнение - подчинение ей своего тела, то есть поступков.
Чтобы изменить своё поведение, необходимо преобразовать свои желания, чувства, намерения, мысли, слова с греховных и нечистых («земных») на добрые и святые (достойные Царствия Небесного) по примеру Христа: «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идо-лослужение <...> облекитесь, как избранные Божий ... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно <...> Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол., 3:5-14).
Покаяние рождается из духовного кризиса человека, ведущего его к полному преобразованию всей своей жизни. Кризис (кркяс.) в переводе с греческого языка «суд». Суд совести, совершаемый по Божиим законам, ставит человека перед лицом его кривды, высвечиваемой сиянием правды Божией. Метанойя (покаяние) есть радикальное изменение ума, его обновление. Такая «перемена ума» начинается с признания человеком своих грехов, сопровождается сердечным сокрушением о них, исправлением своей воли по воле Божией и направлением в соответствии с ней своих мыслей, слов и поступков.
В жизни отдельного человека метанойя (покаяние) может быть осознанием того, что в данный момент хочет от него Бог. Но и судьба целого народа и его государства находится в руке Божией, и нам не дано знать, когда наши совокупные грехи и грехи наших правителей переполнят чашу терпения Господа и когда изольётся на нас чаша гнева Его. А потому и для всего народа остаётся одно верное средство избежать национальной катастрофы - покаяться, измениться. Вспомним, как Бог помиловал Ниневию за пост и покаяние правителей и всех людей, потому что «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Ион., 3:8).
Потому применительно к каждому из нас, всему русскому народу и к современной России уместны все три основных смысла покаяния: мы должны РАСКАЯТЬСЯ - отказаться от братоубийственной розни и тем более не проливать братской крови; ОБРАТИТЬСЯ - вернуться к Богу, возвратиться на путь исполнения Христовых заповедей, поиска не своей правды, а правды Божией; совершить МЕТАНОЙЮ - переменить свой ум, а с ним изменить свои мысли, слова и поступки.
Заключение
В заключение вернёмся к тому, с чего мы начали: судьба древнего Израиля - прототип (первообраз) для народа, призванного Богом Ему на служение. Судьба эта поучительна для нового Израиля - всех христиан, а особенно для «народа богоносца», коим, по выражению Ф.М. Достоевского, является русский народ. Обустраивая свою жизнь, потщимся в первую очередь исправить в себе, а потом уже и вокруг нас всё, в чём обличают нас слово Божие и наша совесть, не повторяя при этом чужих и своих недавних исторических ошибок. А потому по доброй воле примем «лёгкое бремя» служения Христу и исполним Богом данное наше предназначение как христиан и как народа, избранного и призванного Господом.
Как сказал свт. Игнатий Брянчанинов, «с гибели отдельной души начинается гибель целого народа. Спасение же народа зависит от той лепты, которую внесёт в это дело каждый отдельный человек». Великий пост лучшее и издревле установленное Церковью время для этого делания.
Владимир Немыченков
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.