переправа



Шабаш голых королей



Опубликовано: 4-06-2013, 11:26
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Шабаш голых королей

 

Постмодернизм»... Это слово, появившееся отно­сительно недавно, для большинства людей не на­полнено никаким конкретным смыслом. Если и не пустой звук, то что-то из области современного искусства, какие-то дурацкие выкрутасы, выверты. И эти выверты мало кого интересуют. Максимум, что можно услышать, - «да ну их! Каждый сходит с ума по-своему». А между тем постмодернизм -явление, далеко выходящее за рамки искусства и вполне ощутимо проникшее в нашу повседневную жизнь. Однако ощутить - ещё не значит опознать и осознать. Философы, культурологи, искусствове­ды, социологи исследуют постмодернизм, пишут труды, защищают диссертации, делают доклады на конференциях и симпозиумах. Но, как правило, подобные работы пишутся достаточно сложным, наукообразным языком, и широкая публика ими не интересуется. Мы же хотим поговорить о постмо­дернизме не отвлечённо, а конкретно, связав его с тем, что любой из нас может наблюдать своими глазами, с тем, что может коснуться каждого или уже коснулось. И поговорить безо всякой зауми, чтобы широкому кругу читателей стала понятна и суть постмодернизма, и то, что этому явлению не­обходимо противостоять, и то, как именно это нуж­но делать.

 

«Феррукт»

 

Когда-то, в середине 1990-х, мы написали статью «Пицца-тройка», в которой обратили вни­мание на некую новую странность, появившуюся в постсоветской действительности. Тогда мы не употребили слово «постмодернизм», потому что для нас (как и для многих по сей день) этот тер­мин ассоциировался лишь с направлением в со­временном искусстве. Нам показалось, наиболее точным для описываемой странности будет не­мецкое слово «феррукт» - «некоторый сдвиг» в переводе на русский.

 

Не поворот на 180 градусов, но всё же ощу­тимый, наблюдаемый сдвиг, когда чувствуешь: что-то тут не то, не так... Пример «феррукта» мы шутливо продемонстрировали даже в названии: «Пицца-тройка» - вместо общеизвестной идио­мы «птица-тройка».

 

В этом названии отражена ещё одна особен­ность «феррукта» - это сдвиг, демонстрирующий сочетание, казалось бы, несочетаемого. Ино­гда такое сочетание выглядит просто нелепо, абсурдно (при чём тут пицца вкупе с тройкой лошадей?), а иногда - как-то вызывающе про­тивоестественно. Это не просто эклектика, а то, что предполагает сшибку, антагонизм, несовме­стимость. Но вместо сшибки нам демонстрируют альянс. Помнится, в статье мы привели в каче­стве примера юную поэтессу, которая проникно­венно читала лирическую поэму о переживаниях, посетивших её в... гинекологическом кресле. А ещё рассказали о телепередаче, в которой ин­теллигентный ведущий представил зрителям двух женщин, типичных советских учительниц, и вёл с ними спокойную, интеллигентную беседу, расспрашивая об их образе жизни, чувствах, на­строениях. На что они обстоятельно, а главное -чистосердечно - отвечали. «Феррукт» в беседе этого интеллигентного трио состоял в том, что женщины были лесбиянками. И именно об этой особенности их личной жизни с таким невозму­тимым спокойствием беседовал с ними ведущий.

 

Сейчас, по прошествии почти двух десятков лет, многие молодые люди, наверное, даже не поймут, где мы усмотрели сдвиг в приведённых примерах. Юные поэтессы теперь и не такое отмачивают, а лесбиянками на телеэкране, в том числе и интелли­гентного вида, и вовсе никого не удивишь. Но не­доумение молодых читателей как раз и подтвердит то, с чего мы начали нашу статью: постмодернизм уже основательно угнездился в повседневной жизни. Тогда же это были ещё редкие вкрапления, и они с непривычки вызывали, как теперь выража­ются, «культурный шок».

 

Вавилонское месиво

 

Пожалуй, настала пора обозначить основные положения постмодернизма. Ведь и мы уже по­нимаем, что это не просто некий частный «фер­рукт», а целая мировоззренческая система, претендующая на радикальное изменение кар­тины мира и, соответственно, заслуживающая основательного и системного рассмотрения.

 

Желающих ознакомиться с первоисточниками мы отсылаем к трудам философов постмодерниз­ма: Р. Барта, Ж. Лакана, Ж. Бодрийяра, Ж. Де-леза, Ж. Дерриды, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко и других. Тем же, кто не имеет возмож­ности уделить этой теме достаточно большое количество своего времени, настоятельно реко­мендуем культурологическую статью известного православного публициста В.П. Семенко «Ситу­ация постмодерна» и деконструкция культуры. Краткий очерк философии постмодернизма». Автор постарался более-менее отчётливо изло­жить суть этой часто намеренно запутанной и ус­ложнённой системы. Мы же попробуем описать явление постмодернизма еще проще и лаконич­нее, выделив, на наш взгляд, самое основное и определяющее.

 

«Два главных, так сказать, метафизических врага постмодерна, - пишет Семенко, - тради­ционная классическая культура как таковая, со всеми её «формами» (а также содержанием), и история».

 

Итак, постмодернизм отказывается от тради­ционного понимания истории как закономерной непрерывности. Это полный разрыв с традицией. «Нить традиции оборвана, - провозглашает фило­соф и политолог Ханна Арендт, - и мы не будем в состоянии восстановить её. Что утрачено, так это непрерывность прошлого. То, с чем мы оставле­ны, - всё то же прошлое, но прошлое фрагментированное». Более того, постмодернисты уверяют, что в истории нет никакого смысла, никакой логики и даже никакого осмысленного движения. Иначе говоря, это разрозненные фрагменты, и пытаться составить по ним какую-то общую картину тоже бессмысленно.

 

Сразу хотим обратить внимание читателей на шизофреническое искривление логики, или шулерскую подтасовку (как кому больше нравит­ся). Во-первых, устройство нормальной челове­ческой памяти таково, что она не удерживает в полном объёме - день за днём, минута за мину­той - всего, что происходило в жизни.

 

Как правило, мы хорошо помним отдельные, наиболее яркие, наиболее значимые для нас эпизоды, но общая канва - «ткань повествова­ния» - тоже сохраняется в нашей памяти. Лишь воспоминания раннего детства высвечиваются отдельными вспышками и без дополнительных объяснений со стороны взрослых не связывают­ся в общую картину. Но это - следствие недоста­точной осмысленности ребёнка. Став постарше, он с какого-то момента обретает способность помнить свою жизнь уже гораздо более связно, в хронологической последовательности.

 

А во-вторых (и это очень важно!), из фрагмен­тарности наших воспоминаний вовсе не следует вывод о бессмысленности. Смысл есть всегда. Прежде всего объективный - Божественный за­мысел о каждом конкретном человеке, народе, человечестве в целом (то есть смысл истории). Кто-то в это не верит, и приказать верить ему нельзя - так он осуществляет свое право, свою свободу воли. Кто-то этого не отвергает, но и не интересуется этим, живёт, особо не вникая. Но Божественный смысл не отменяется ни тем, ни другим, потому что он придан извне, и придал его Тот, Кто заведомо мудрее и могущественнее даже самого мудрого и сильного, самого гени­ального человека.

 

А бывает смысл субъективный - человеческое мудрование, измышления, философия. Этого мо­жет быть сколь угодно много. Одни всерьёз счита­ли, что смысл истории содержится в лозунге-им­перативе «Шерше ля фам!». Дескать, женщины, пользуясь своими чарами, хитростью и склонно­стью к интригам, вертят правителями, как хотят, - а значит, и подданными этих правителей.

 

Другие говорили о производительных си­лах и производственных отношениях, третьи - о деньгах как мериле всех вещей (вспомните хотя бы выходную арию Мефистофеля «Люди гибнут за металл»). А нигилисты с важным видом из­рекали, что и в жизни отдельного человека, и в жизни всего человечества нет никакого смысла. И в утверждении бессмысленности бытия виде­ли, как это ни парадоксально, великий смысл. Иначе разве стали бы они так пропагандировать эту, с позволения сказать, философию?

 

Постмодернистские уверения, что в исто­рии и в культуре нет никакого смысла, конечно, бредовые и, по сути, выеденного яйца не стоят. Но когда этот бред берут на вооружение поли­тики, когда через СМИ и даже через школьные учебники он транслируется в массы и овладевает не очень крепкими умами, это наносит серьёзный вред как отдельной личности, так и всему обще­ству. История народа включает в себя не только события национального масштаба, но и личную историю каждого человека. И их взаимное вли­яние друг на друга чрезвычайно велико. Поэто­му обессмысливание мировой истории неиз­бежно обессмысливает жизнь людей. А если смысла нет, то возможны любые комбинации, любые варианты. На чём, собственно, и основан постмодернизм. Сочетание несочетаемого, сме­шение «верха» и «низа», допущение того, что с позиций традиционных понятий о нравственно­сти, о добре и зле недопустимо. Именно это ва­вилонское месиво и есть главная особенность постмодерна. Особенность, которая вызывает у человека с неповреждённым сознанием оторопь.

 

Любовная страсть... к шоколаду

 

Лёгкая газовая юбка, сквозь которую про­свечивают ноги, обутые в тяжёлые, неуклюжие солдатские ботинки... Ещё недавно так могла бы одеться только городская сумасшедшая. Теперь же это чуть ли не «высокая мода» (хотя «высокая мода» ещё безумнее!). Но разнообразие вариан­тов в постмодернизме не ограничивается кон­трастностью. В конце концов в этом тоже можно усмотреть некую закономерность, некий смысл. А должна быть бесконечная перетасовка каких угодно элементов, должны быть самые при­чудливые сочетания. В этой постмодернистской «игре в бисер» дозволяется всё, кроме одного -создания целостного образа, целостной концеп­ции, цельного мироощущения. Сами постмодер­нисты (например Ж.-Ф. Лиотар) выражались ещё определённее, декларируя, что постмодернист­ская философия объявляет целому, целост­ности войну.

 

Отсюда и разрушение системного, фундамен­тального образования, эклектичность школьных программ, когда грубо попираются законы воз­растной психологии и основные принципы ди­дактики, о которых специалисты, пишущие учеб­ники, не могут не знать, потому что их проходят во всех педагогических вузах.

 

Когда такие программы только появились, ещё можно было предположить, что они - плод вопиющего невежества. Но сейчас, когда «инно­вационных программ» уже пруд пруди и все они страдают откровенной фрагментарностью, а по­рой и демонстративным отсутствием логики, гра­ничащим с абсурдом, при всём желании трудно не заподозрить умысел.

 

И что характерно: по этим программам сложнее всего учиться умным, развитым детям. Сколько родителей за последние годы прихо­дили в недоумение! «Что случилось? - думали они. - До школы ребёнок всё схватывал на лету, а начал учиться - и как будто отупел. Сидит за уроками чуть ли не до ночи, а ничего не успевает. Куда подевались его способности?»

 

А на самом деле всё закономерно. Только это печальная закономерность: именно детям с вы­соким интеллектом учиться по таким постмо­дернистским программам особенно трудно, потому что у них рано формируется потреб­ность во всём искать смысл. А тут смысла нет, и ребёнок теряется, невротизируется, впадает в состояние ступора, поскольку механически за­учивать, не улавливая внутренней логики мате­риала, умному ребёнку претит.

 

Это легко делать, когда не вникаешь в суть, скользишь по поверхности. А он не таков. Но по­скольку несчастный ребёнок не может себе пред­ставить, что его сознание намеренно разрушают, он теряет уверенность в себе, считает, что по сво­ей тупости просто не понимает смысла задания.

 

Очень ярко прослеживаются постмодер­нистские тенденции в рекламных роликах. Нам показывают женщину с выражением горя и от­чаяния на лице. Всплеск рук, страдальческий выкрик. Такое впечатление, что с её мужем или ребёнком случилось нечто ужасное. Но нет! Это просто пятно на рубашке, и бодрый голос дикто­ра сообщает, что его легко устранить порошком определённой марки. Вы спросите: почему это пример постмодернизма? А потому, что здесь тоже отсутствует целостность образа. Да, в жиз­ни встречаются махровые истерички, которые на любую ерунду могут реагировать как на великую трагедию. Но ведь реклама рассчитана не на них, а на нормальных женщин, каковых большинство.

 

Вот если бы то же самое было преподнесено шутливо, с юмором, это был бы не постмодер­низм, а просто пародия. Или без юмора, но с соответствующими комментариями профессо­ра, читающего лекцию будущим медикам-пси­хиатрам, - в качестве учебно-иллюстративного материала. Хотя опять-таки мог бы возникнуть вопрос: при чём здесь реклама порошка, ведь целью пародии было бы высмеять экзальтиро­ванное поведение, целью учебного фильма - по­казать характерную истерическую реакцию, а ни­как не продвижение товара?

 

А вот другая женщина. Она лежит с закры­тыми глазами, у неё взволнованно вздымается грудь. Она изнемогает от любовной истомы, что ещё больше подчёркивает её голос, исхо­дящий как бы из самых глубин женского нутра. Зритель, естественно, ждёт появления объекта страсти. И он появляется. Его зовут... шоко­лад «Дав». И опять-таки в этом несоответствии нет ни юмора, ни дидактики. Это некая новая постмодернистская реальность, сочетание не­сочетаемого, нарочитая эклектика, грубое не­соответствие эмоции и вызвавшего её объекта, а в результате - обессмысливание человече­ских чувств и переживаний.

 

Эксперт по кошачьим хвостам

 

Или вспомним скандальную судебную исто­рию, произошедшую в Москве в 2011 году. Отец был обвинён в педофилии по отношению к своей шестилетней дочери. Одним из главных доказа­тельств обвинения послужила экспертиза психо­лога из центра «Озон», созданного для оказания помощи детям, пострадавшим от насилия. По­смотрев рисунки ребёнка, психолог сочла, что хвост кошки, которую изобразила девочка, на­поминает фаллос. И сделала соответствующие выводы по поводу сексуальных домогательств со стороны отца. Отца посадили на 5 лет (изна­чально хотели на 13). Не спешите с вопросом: при чём тут постмодернизм? Это ещё не всё, что мы хотели рассказать. Постмодернистским явля­ется портрет эксперта. Как в буквальном, так и в более широком смысле слова.

 

Шабаш голых королей

Рисунок кошки, на котором психолог - участник лесбийского шоу увидела фаллический символ

 

Начнём со второго. Специалист по трактовке детских рисунков имела довольно своеобразное для детского психолога хобби: она участвова­ла в садомазохистских шоу лесбийского толка. Фотографии, свидетельствовавшие о её спец­ифических интересах, были выставлены в Интер­нете, и ознакомиться с ними не составляет труда. В реальности, далёкой от постмодернизма, такие шоу запрещены, а подпольное участие в них ка­рается законом.

 

В нашей нынешней жизни постмодернизм уже отвоевал немалые позиции, но всё же не настолько, чтобы после обнародования фото­графий психолог осталась на своём месте. Ей пришлось из центра «Озон» уйти, хотя ди­ректор и «группа поддержки» в полном соот­ветствии с духом постмодерна недоумевали по поводу претензий, которые предъявляются со­труднице. Кому какое дело, чем она занимается в свободное от работы время? Её личная жизнь никого не касается. Она же не на работе разма­хивает плёткой и предаётся любовным утехам с товарками по клубу!

 

На Западе такая бредовая (она же постмодер­нистская) логика уже нормативна, и те редкие герои, которые осмелятся против неё восстать, незамедлительно получат суровый отпор. Поэто­му в детских учреждениях, а также в ювенальных  службах специалистов, подобных эксперту по кошачьим хвостам, пруд пруди. И многие люди настолько прониклись постмодернистским ду­хом, что уже не видят в переходе границы до­бра и зла ничего особенного. Допустимы самые дикие, самые аморальные и даже инфернальные «сцепки» (например извращенцы, работающие с детьми).

 

Примечательно и то, что внешность- портрет в буквальном смысле слова - детского психо­лога, а по совместительству участницы садома­зохистских шоу в лесбийском клубе, не соответ­ствует ни её профессии, ни хобби. Это, скорее, облик молодой колхозницы, доярки с советско­го агитплаката. Круглое простодушное лицо, на котором нет никаких следов порока; как, впро­чем, нет и характерного для психолога проница­тельного взгляда. Такая фантасмагорическая  помесь, при которой даже внешность будто взята от другого человека, и есть классический (если уместно такое определение) постмодернизм.

Возможно всё, любой набор, никаких жёстких скреп, сплошная модульность. Этакое «Лего», из элементов которого ты можешь сконструировать что угодно. Чем нелепее, тем лучше.

 

Люди пишущие знают: в процессе написа­ния нередко и для себя уясняешь что-то, чего раньше не понимал. Во всяком случае, с нами это происходит почти всегда. Вот и сейчас наконец-то стало понятно, что нас так короби­ло в сентенциях, которыми пестрят всякие псев­допрофилактические программы: «Наркоманом (алкоголиком, больным СПИДом, гомосексуа­листом, самоубийцей - в зависимости от темы программы) может стать каждый».

 

А ведь это, как мы теперь поняли, тоже пост­модернизм, поскольку отрицается идея цель­ности человека! Раз каждый может стать нар­команом, алкоголиком или гомосексуалистом, значит, неважно, в какой семье ты растёшь, чему учишься, с кем общаешься, во что веришь. Человек - произвольный набор элементов, эти элементы могут в любой момент поменяться и, соответственно, поменять человека. Образ ли­шён не только целостности, не только внутрен­него стержня, но и какого-либо постоянства. А ведь это страшное покушение на человека! На человека как на образ и подобие Божие, ибо Господь, по словам апостола Павла, вчера, се­годня и вовеки Тот же.

 

Поэтому человек - не модульная химера. Да, образ Божий в человеке может быть замутнён грехами, человек может пасть. Но идеал от это­го не меняется. «Во мне Себя изображаешь, как солнце в малой капле вод», - писал Державин в оде «Бог». А отсутствие идеала - кредо постмо­дернизма: там идеала нет, не может и не долж­но быть. Поэтому создание модульного челове­ка на самом деле - уничтожение человека. По-научному, дегуманизация. Она заходит уже так далеко, что человека хотят лишить даже призна­ков пола -того, чем обладает любое животное.

 

Специалисты по «тендеру» («гендер» - это пол не в биологическом, а в социально-пси­хологическом смысле) продвигают идею, что полов не два, а пять. Кто-то идёт дальше и го­ворит, что восемь. Несколько лет назад некое «оно» заявило в передаче, показанной по фран­цузскому телевидению, что выяснять его пол крайне нетолерантно, поскольку утром оно мо­жет ощущать себя мужчиной, а вечером - жен­щиной. Этакий тендерный хамелеон.

 

А киборги, пускай существующие пока толь­ко в измышлениях футурологов?! Кто они? Че­ловекоподобные роботы или роботоподобные люди? Постмодернистских вариантов не счесть. Если позволит наука, будут попытки скрестить человека с животными, птицами, растениями. По ту сторону добра и зла позволено всё.

 

«Не назвать ли кошку кошкой?»

 

Наверное, хватит приводить примеры. Пора ответить на вопрос: что со всем этим делать? На протяжении последних двух десятилетий либеральные идеологи, которых хочется, пре­небрегая нормами политкорректное™, назвать жуликами, внушали обществу, что ничего де­лать не надо. У нас свобода. Пусть расцветают все цветы. Ухаживайте за своей клумбой, а что там растёт у соседей, вас не касается.

 

Но жизнь показала, что мирного сосуще­ствования не получается, поскольку постмодер­нистский чертополох очень агрессивен и отнюдь не ограничивается отведённой ему клумбой. Ещё немного - и он полностью заглушит роза­рий высокого искусства, подлинной культуры, искренних, благородных человеческих чувств. Однако призывы тщательно изучать техноло­гии постмодернизма, чтобы бороться с ним его же оружием, мы считаем не только ошибочны­ми, но и опасными. Это всё равно, что в борьбе с нечистотами, когда прорвалась канализация, сначала попытаться тщательно изучить их со­став. Во-первых, пока изучаешь, эти «вешние воды» зальют всё окружающее пространство. А во-вторых, надышавшись миазмами и отра­вившись, потеряешь силы, необходимые для ассенизационных трудов. Нельзя не вспомнить знаменитое изречение, которое, по слухам, принадлежит Борису Пастернаку: «Я не обязан разбираться в сортах дерьма».

 

И что же тогда делать? Думаем, действо­вать следует примерно так. Прежде всего надо стараться изгнать из жизни дух постмодерна. Не принимать абсурд, выдаваемый за норму, противиться сочетанию несочетаемого, вернуть на место понятия «верха» и «низа», равно как и установленные Богом границы добра и зла, вернуть целостность образа. Если ты право­славный, то не поддерживай кощунство и непо­требство, не оправдывай эту гнусность словами о творческих поисках и современном искусстве. Если для тебя главное - обогащение, не ста­новись врачом, не позорь профессию. Если ты министр образования, не вводи новшеств, спо­собствующих интеллектуальной и нравственной деградации детей. И, наоборот, если ты отча­янно материшься, спишь с кем попало, напива­ешься до беспамятства, то и соответствуй об­разу. Зачем тебе учиться в вузе, тратить деньги на модную одежду и дорогую косметику? Ходи грязная, оборванная, нечёсаная. Ты же имити­руешь поведение именно таких женщин. Ну так соответствуй. А лучше, раз ты студентка, веди себя не как привокзальная шлюха, а как при­личная девушка, получающая высшее образо­вание.

 

В уже упомянутом очерке «Пицца-тройка», говоря про культурный сдвиг, или, по-немецки, «феррукт», мы, помнится, привели образ квар­тиры. Поскольку сдвиг был тогда, в 1990-е, ещё не очень заметным, он метафорически описы­вался нами так: «Представьте себе, что в вашей квартире без вашего ведома кто-то что-то по­менял: подвинул мебель, сменил обои и занаве­ски. Вы приходите и не можете понять, куда вы попали. Ваша это квартира или уже не ваша?»

 

Ныне детали приведённой метафоры не­сколько устарели. Но если её, эту метафору, обновить с учётом происшедших изменений, мы вернёмся в квартиру, где «подвижки» но­сят, мягко говоря, более капитальный характер: кухонная плита уже не на кухне, а в спальне, зеркало прибито к потолку, в книжном шкафу кастрюли. А в центре интерьера - обеденный стол, на котором стоит унитаз. Наверное, у «ди­зайнера» есть ещё много идей, но пора поло­жить конец их реализации, иначе конец придёт нам самим, потому что жить в такой квартире (в таком мире) попросту невозможно. Не лучше ли всё расставить по своим местам, не дожидаясь ещё более экстравагантных решений?

 

Восстановление понятий «верха» и «низа», возвращение целостности образа поможет это­му процессу. И тогда вор будет сидеть в тюрьме, а не занимать кресло высокопоставленного чи­новника, извращенцы либо тоже понесут заслу­женное наказание, либо получат квалифициро­ванную психологическую или психиатрическую помощь, но уж никак не большие денежные премии и лауреатские звания за «достижения в области актуального искусства».

 

Кстати, о премиях. Это второй пункт «про­граммы минимум». Восстановив целостность об­раза, назвав похабщину похабщиной, а кощун­ство кощунством, нужно перестать оплачивать их из государственных средств и предоставлять кощунникам и хулиганам площадки для демон­страции их безобразий: театры, выставочные залы, музеи, консерватории. Государство тоже должно восстановить целостность своего обра­за и защищать народ не только от политическо­го экстремизма, но и от культурно-нравствен­ного терроризма. А как иначе назвать подстре­кательский спектакль «Отморозки», в котором действующие лица (молодёжь) устраивают на сцене «оранжевые» беспорядки: расшвырива­ют ограждения, нападают на омоновцев? Или хамскую постановку под названием «Берлу-спутин»? Её сюжет: Берлускони, приехавший в гости к Путину, погибает от рук наёмных убийц, а раненному в голову, но чудом оставшемуся в живых президенту России пересаживают мозг Берлускони. Очнувшийся гибрид, глядя на бед­ственное положение страны, в ужасе восклица­ет: «Неужели это я сделал?». Спектакль выдви­нули на главную (!) театральную премию страны «Золотая маска - 2013» (вкупе с оперным спек­таклем Бриттена по пьесе Шекспира «Сон в лет­нюю ночь», где действие происходит в закры­том английском лицее, в котором преподают учителя-педофилы). А спектакль «Отморозки»  уже стал лауреатом «Золотой маски - 2012» -в разгар «оранжевых» событий! Доказало свою приверженность постмодернистскому искусству и Министерство культуры, наградив в 2011 году премией в 400 тысяч рублей арт-группу «Война» за нарисованный на Литейном мосту 65-метро­вый фаллос. «Концепт» художников заключался в том, что при разведении моста рисунок вста­вал во весь рост напротив питерского Управле­ния ФСБ.

 

Если государство будет и дальше действо­вать в русле того же постмодернизма: с одной стороны, укреплять обороноспособность, а с другой - щедро субсидировать пропаганду сек­суальной и политической анархии, которая вы­даётся за современное искусство, - то эти, по выражению крупнейшего социолога XX века Питирима Сорокина, «демоны-близнецы» взор­вут страну изнутри. И тогда внешнему врагу не придётся прибегать к ковровым бомбардиров­кам. «Демоны-близнецы» услужливо расчис­тят территорию и даже выстелют её ковровой дорожкой.

 

В нашей «программе-минимум» есть ещё и третий пункт. Но без осуществления второго он недостаточно эффективен. Гениальный ска­зочник и философ Х.К. Андерсен написал когда-то сказку «Голый король». Конечно, она была и тогда актуальна: бездари, выдающие свою творческую наготу за новое, доселе невиданное платье, были всегда. Но XIX век всё же не XXI. Сейчас эта сказка воспринимается как пророче­ство. Мы живём во времени, когда происходит пир, или, точнее сказать, шабаш голых королей. Только они не просто голые, а с ног до головы обмазанные нечистотами. И соревнуются друг с другом в том, чьи нечистоты зловоннее. Андер­сен призывал над голым королём посмеяться. Помните? У него младенец глаголет истину -мальчик в толпе выкрикивает, что король-то голый, и все сразу видят: да, и вправду голый! Вот потеха!

 

Сегодняшняя ситуация гораздо серьёзнее и страшнее. Смейся не смейся, а если государствен­ная поддержка кощунств, извращений и призы­вов к политическому экстремизму будет продол­жаться, найдётся немало падких до денег и славы людей, которые пожелают принять участие в ша­баше. Да и смешного, честно говоря, в кощунстве, педофилии и прочих мерзостях, о которых срамно и глаголати, ничего нет. Святитель Филарет Мо­сковский призывал гнушаться врагами Божии-ми. Тогда, лишившись государственного покро­вительства и общественного внимания, лукавые духи постмодерна исчезнут, «яко исчезает дым», забьются в щели, крысиные норы и подвалы. И будут уже не так опасны, как когда их водружа­ют на пьедесталы, выводят на авансцену и начи­нают жить по их указке.

 

Жизнь - не место для шабаша «голых королей»!

 

Татьяна Шишова, Ирина Медведева

 

Метки к статье: Шишова, Медведева, Журнал Переправа №2-2013
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Шабаш голых королей"
Имя:*
E-Mail:*