По свидетельству Геродота, Пафлагония в древнейшее время входила в состав Каппадокийского царства. Историк Страбон утверждает, что у пафлагонцев и каппадокийцев был общий язык. Это вполне вероятно, так как семитическое происхождение жителей Пафлагонии стоит вне всякого сомнения. Название страны, по гипотезе Э. Рюкерта, происходит от греческого слова «непонятно бормотать».
Полагают, что название это дано греческими мореплавателями населению Пафлагонии, говорившему на совершенно непонятном для эллинов языке. Пафлагонцы слыли за грубый, суеверный и глуповатый народ, но были превосходными наездниками (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона).
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский
Из жития святого Нифонта, уроженца Пафлагонии, известно, что в детстве он был тих и скромен, любил ходить в церковь.
Однако все изменилось, когда Нифонт стал юношей. Поддавшись влиянию дурных друзей, он развратился нравом и стал тратить время бесценной юности на блуд, пьянство и драки.
Правда, время от времени он начинал каяться и плакать, но потом не выдерживал и вновь услаждался пороками. По всем человеческим меркам Нифонт, несмотря на еще остававшиеся у него добрые задатки, стремительно шел к нравственной деградации, болезням и гибели.
Но вот однажды к нему пришел старый друг, с которым он не виделся много лет. Увидев Нифонта, друг ужаснулся и воскликнул: «Господи, какое страшное у тебя лицо!».
Эти слова неожиданно произвели на Нифонта потрясающее впечатление и положили начало его нравственному перелому. Он закрыл лицо руками, зарыдал и убежал прочь. Так бывает - по-разному вразумляется человек. Кто трагедией, кто - болезнью, а кто - одним только словом, сказанным в нужное время.
С этого момента началась жестокая борьба будущего святого с укоренившимся в нем злом. Осознав, в какую бездну он падает, Нифонт стал с сокрушением смотреть внутрь своей изъязвленной грехами души, через покаянную молитву отделять от сердца прилепившиеся к нему страсти и часто призывать на помощь Божию Матерь.
Всю оставшуюся жизнь он провел в непрерывном подвиге и сопротивлении злу. Впоследствии у него открылся дар зреть невидимый мир и исцелять недуги.
На склоне лет он совершенно преобразился и даже был избран епископом Кипрским.
Перед смертью он тяжело заболел. Кто-то спросил: полезно ли ему болеть? Епископ ответил: «Как золото, когда его жгут в огне, отлагает ржавчину, так и человек, болея, очищается от грехов своих». Это вовсе не означало, что Нифонт отказывался от врачей. Просто есть род неизлечимых болезней, где врачебному искусству положен предел. Врач способен лишь временно снять боли, но потом они возобновляются с новой силой.
Так произошло и с Нифонтом. Страдая, он вспоминал все свои прежние падения и относился к болезни исключительно духовно, со смирением принимая ее неизбежность в качестве сурового, но целительного (!) средства покаяния. Это было вполне типично для христианского сознания - видеть в недуге спасительное вразумление свыше, которое понуждает человека пересмотреть привычные взгляды на вещи.
Через некоторое время мучения его неожиданно прекратились, и он мирно скончался.
***
Любое исправление изъянов души начинается со свободного волеизъявления.
А его всегда не хватает, потому что грех обладает иллюзией перманентной сладости и безнаказанного удовольствия. Так, блуд, в котором пребывал когда-то святой Нифонт, связан с постоянной эксплуатацией инстинкта размножения, обладающего особой, ни с чем не сравнимой сладостью. Чувство эроса — великое чудо, дарящее людям всю мыслимую полноту земной радости. Оно специально создано Богом столь сильным и притягательным, чтобы человек не прервал продолжение рода и производил потомство. Блуд лишает это чудо сакрального смысла и опускает его до самого низкого уровня. И человек, не зная чувства меры, раз за разом истощает все свои жизненные силы, подвергая себя страшной опасности окончательно ослабить свою иммунную систему.
Кто не знает, как разлагающе действует на человека грех? Как властно пронизывает наши мысли, достигает сердца и заключает в оковы движения души и тела. Многие поначалу пытаются оказать ему сопротивление. К этому их подталкивает внутренний голос совести. Но потом в бессилии машут рукой - ничего не получается, нет сил, борьба -не на равных. И, поспешив с малодушными выводами, человек опускается все ниже и ниже. Проводя время в распутстве, помрачает ум и ослабляет иммунитет. Неправедно обогащаясь (воруя, подкупая, грабя, совершая финансовые махинации и т.д.), лишается покоя, получает инфаркт или же погибает от руки киллера.
Укоренившийся грех постепенно умертвляет в человеке чувство покаяния и становится нормой жизни. На таких людей невозможно положиться. Они способны предать, обмануть, сделать зло, - короче, пойти на все, чтобы только удовлетворить свою страсть.
Бог никому не желает зла. Он всегда готов протянуть руку помощи падшему. Было бы только желание ее с благодарностью взять. Святой Нифонт, находясь у последней черты, полностью изменил свою жизнь. Да, он был совершенно поражен словами своего друга. Но только ли в них дело? Наверное, все не так просто. Есть какая-то таинственная трепещущая точка в жизни человека, некий невидимый контрапункт, в котором сходятся, как в розе ветров, сразу несколько судьбоносных причин, решительно изменяющих всю нашу судьбу. Для Нифонта важны были, конечно, не только слова, но и то, что они были сказаны его старым другом, с которым он, вероятно, был тогда, в прошлом, совсем другим человеком - кротким и светлым. Кроме того, грехи Нифонта, по всей видимости, дошли в тот момент до такой критической черты, что вдруг предстали перед его мысленным взором во всей своей отвратительной наготе.
Может быть, при этом разговоре с другом стоял еще теплый солнечный день, светило ласковое солнце, освещая мрамор древних колоннад, а вдали виднелся белый христианский храм. И прощебетала птица, едва не коснувшись его лица, - и он вдруг понял, как прекрасен этот мир, как он свят и чист. И Господь тихо уронил на сердце Нифонта горячую слезу покаяния, вызвав в памяти образ покойной матери-христианки, горячо любившей своего единственного сына и замученной гладиаторами в цирке после очередной облавы на последователей Христа...
Результат обращения Нифонта - вся последовавшая за этим жизнь святого, исполненная борьбы, благородства и добрых дел.
Как же это важно - всегда извлекать пользу из любой ситуации!..
Вот мимо тебя пробежал агрессивный и во всех отношениях неприятный беспризорник -пойми, что он ведь не всегда был таким. И что ты тоже виноват в его положении, потому что тебе, запутавшемуся в своих личных проблемах, совершенно все равно, что происходит в жизни твоей страны. Смотри, как бы и тебя не оставили без крова люди, такие же равнодушные к чужой боли,как и ты сам.
А вот пьяный бомж недвижно лежит в золе догорающего костра на пустыре новостройки. Греется он или умер, никто не знает, редкие прохожие отворачиваются и бегут мимо. Бежишь и ты, «случайно» оказавшийся рядом. Гляди - так когда-нибудь пробегут галопом и мимо твоей беды.
Милиционер пытается погасить огнетушителем горящую в ДТП легковую машину, в которой находятся зажатые от удара люди. Пена кончается, и он с мольбой обращается за помощью к водителям медленно проезжающих мимо машин (а как же иначе - это ж зрелище!) - но никто не помогает. «Водилы» закрывают стекла и ускоряют ход. В результате удается спасти только одну маленькую девочку. Ее мать, бабушка и отчим сгорают заживо. На виду у всех столпившихся зевак. Как говорится, без комментариев.
В толчее улицы тебя, здорового и сильного, раздражает калека на костылях, загораживающий тебе дорогу, - но это Бог сделал так, что он оказался рядом, потому что ты всю ночь предавался разгулу и пьянству. Берегись, чтобы Господь не смирил тебя уродством за осквернение своего тела, которое есть храм Божий.
Бог долго терпит, желая нашего обращения.
Он всегда рядом.
Нужно только прислушаться и поднять глаза.
Владимир ВОЛОДИН
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.