переправа



«Какое страшное у тебя лицо!»



Опубликовано: 1-11-2013, 10:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


«Какое страшное у тебя лицо!»

 

По свидетельству Геродота, Пафлагония в древнейшее время входила в состав Каппадокийского царства. Историк Страбон утверждает, что у пафлагонцев и каппадокийцев был общий язык. Это вполне вероятно, так как семитическое происхождение жителей Пафлагонии стоит вне всякого сомнения. Название страны, по гипотезе Э. Рюкерта, происхо­дит от греческого слова «непонятно бормотать».

 

Полагают, что название это дано греческими мореплавателями населе­нию Пафлагонии, говорившему на совершенно непонятном для элли­нов языке. Пафлагонцы слыли за грубый, суеверный и глуповатый народ, но были превосходными наездниками (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона).

 

«Какое страшное у тебя лицо!»

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

 

Из жития святого Нифонта, уроженца Пафлагонии, известно, что в детстве он был тих и скромен, любил ходить в церковь.

 

Однако все изменилось, когда Нифонт стал юношей. Поддавшись влиянию дурных друзей, он развратился нра­вом и стал тратить время бес­ценной юности на блуд, пьян­ство и драки.

 

Правда, время от времени он начинал каяться и плакать, но потом не выдерживал и вновь услаждался пороками. По всем человеческим меркам Нифонт, несмотря на еще остававшиеся у него добрые за­датки, стремительно шел к нравственной деградации, бо­лезням и гибели.

 

Но вот однажды к нему при­шел старый друг, с которым он не виделся много лет. Увидев Нифонта, друг ужаснулся и воскликнул: «Господи, какое страшное у тебя лицо!».

 

Эти слова неожиданно про­извели на Нифонта потрясаю­щее впечатление и положили начало его нравственному пе­релому. Он закрыл лицо рука­ми, зарыдал и убежал прочь. Так бывает - по-разному вра­зумляется человек. Кто траге­дией, кто - болезнью, а кто - одним только словом, сказан­ным в нужное время.

 

С этого момента началась жестокая борьба будущего святого с укоренившимся в нем злом. Осознав, в какую бездну он падает, Нифонт стал с сокрушением смотреть внутрь своей изъязвленной грехами души, через покаян­ную молитву отделять от серд­ца прилепившиеся к нему страсти и часто призывать на помощь Божию Матерь.

 

Всю оставшуюся жизнь он провел в непрерывном подви­ге и сопротивлении злу. Впос­ледствии у него открылся дар зреть невидимый мир и исце­лять недуги.

 

На склоне лет он совер­шенно преобразился и даже был избран епископом Кипрским.

 

Перед смертью он тяжело заболел. Кто-то спросил: по­лезно ли ему болеть? Епископ ответил: «Как золото, когда его жгут в огне, отлагает ржавчину, так и человек, болея, очищает­ся от грехов своих». Это вовсе не означало, что Нифонт отка­зывался от врачей. Просто есть род неизлечимых болез­ней, где врачебному искусству положен предел. Врач спосо­бен лишь временно снять боли, но потом они возобновля­ются с новой силой.

 

Так произошло и с Нифон­том. Страдая, он вспоминал все свои прежние падения и отно­сился к болезни исключительно духовно, со смирением прини­мая ее неизбежность в качестве сурового, но целительного (!) средства покаяния. Это было вполне типично для христиан­ского сознания - видеть в неду­ге спасительное вразумление свыше, которое понуждает че­ловека пересмотреть привыч­ные взгляды на вещи.

 

Через некоторое время му­чения его неожиданно прекра­тились, и он мирно скончался.

 

***

Любое исправление изъянов души начинается со свободного волеизъявления.

 

А его всегда не хватает, потому что грех обладает иллюзией перманентной сладости и безнаказанно­го удовольствия. Так, блуд, в котором пребывал когда-то святой Нифонт, связан с постоянной экс­плуатацией инстинкта размножения, обладающего особой, ни с чем не сравнимой сладостью. Чувст­во эроса — великое чудо, дарящее людям всю мыслимую полноту земной радости. Оно специально создано Богом столь сильным и притягательным, чтобы человек не прервал продолжение рода и производил потомство. Блуд лишает это чудо сакрального смысла и опускает его до самого низкого уровня. И человек, не зная чувства меры, раз за разом истощает все свои жизненные силы, подвер­гая себя страшной опасности окончательно ослабить свою иммунную систему.

 

Кто не знает, как разлагаю­ще действует на человека грех? Как властно пронизыва­ет наши мысли, достигает сердца и заключает в оковы движения души и тела. Многие поначалу пытаются оказать ему сопротивление. К этому их подталкивает внутренний го­лос совести. Но потом в бессилии машут рукой - ничего не получается, нет сил, борьба -не на равных. И, поспешив с малодушными выводами, че­ловек опускается все ниже и ниже. Проводя время в распут­стве, помрачает ум и ослабля­ет иммунитет. Неправедно обогащаясь (воруя, подкупая, грабя, совершая финансовые махинации и т.д.), лишается покоя, получает инфаркт или же погибает от руки киллера.

 

Укоренившийся грех посте­пенно умертвляет в человеке чувство покаяния и становится нормой жизни. На таких людей невозможно положиться. Они способны предать, обмануть, сделать зло, - короче, пойти на все, чтобы только удовле­творить свою страсть.

 

Бог никому не желает зла. Он всегда готов протянуть руку помощи падшему. Было бы только желание ее с благодар­ностью взять. Святой Нифонт, находясь у последней черты, полностью изменил свою жизнь. Да, он был совершенно поражен словами своего дру­га. Но только ли в них дело? Наверное, все не так просто. Есть какая-то таинственная трепещущая точка в жизни че­ловека, некий невидимый кон­трапункт, в котором сходятся, как в розе ветров, сразу не­сколько судьбоносных причин, решительно изменяющих всю нашу судьбу. Для Нифонта важны были, конечно, не толь­ко слова, но и то, что они были сказаны его старым другом, с которым он, вероятно, был тогда, в прошлом, совсем дру­гим человеком - кротким и светлым. Кроме того, грехи Нифонта, по всей видимости, дошли в тот момент до такой критической черты, что вдруг предстали перед его мыслен­ным взором во всей своей от­вратительной наготе.

 

Может быть, при этом раз­говоре с другом стоял еще теп­лый солнечный день, светило ласковое солнце, освещая мра­мор древних колоннад, а вдали виднелся белый христианский храм. И прощебетала птица, ед­ва не коснувшись его лица, - и он вдруг понял, как прекрасен этот мир, как он свят и чист. И Господь тихо уронил на сердце Нифонта горячую слезу покая­ния, вызвав в памяти образ по­койной матери-христианки, го­рячо любившей своего единст­венного сына и замученной гла­диаторами в цирке после оче­редной облавы на последовате­лей Христа...

 

Результат обращения Ни­фонта - вся последовавшая за этим жизнь святого, исполнен­ная борьбы, благородства и добрых дел.

 

Как же это важно - всегда извлекать пользу из любой ситуации!..

 

Вот мимо тебя пробежал агрессивный и во всех отно­шениях неприятный беспри­зорник -пойми, что он ведь не всегда был таким. И что ты то­же виноват в его положении, потому что тебе, запутавшему­ся в своих личных проблемах, совершенно все равно, что происходит в жизни твоей страны. Смотри, как бы и тебя не оставили без крова люди, такие же равнодушные к чужой боли,как и ты сам.

 

А вот пьяный бомж недвиж­но лежит в золе догорающего костра на пустыре новострой­ки. Греется он или умер, никто не знает, редкие прохожие от­ворачиваются и бегут мимо. Бежишь и ты, «случайно» ока­завшийся рядом. Гляди - так когда-нибудь пробегут гало­пом и мимо твоей беды.

 

Милиционер пытается по­гасить огнетушителем горя­щую в ДТП легковую машину, в которой находятся зажатые от удара люди. Пена кончается, и он с мольбой обращается за помощью к водителям мед­ленно проезжающих мимо ма­шин (а как же иначе - это ж зрелище!) - но никто не помо­гает. «Водилы» закрывают стекла и ускоряют ход. В ре­зультате удается спасти толь­ко одну маленькую девочку. Ее мать, бабушка и отчим сгора­ют заживо. На виду у всех столпившихся зевак. Как гово­рится, без комментариев.

 

В толчее улицы тебя, здо­рового и сильного, раздража­ет калека на костылях, загора­живающий тебе дорогу, - но это Бог сделал так, что он ока­зался рядом, потому что ты всю ночь предавался разгулу и пьянству. Берегись, чтобы Гос­подь не смирил тебя уродст­вом за осквернение своего те­ла, которое есть храм Божий.

 

Бог долго терпит, желая на­шего обращения.

 

Он всегда рядом.

 

Нужно только прислушать­ся и поднять глаза.

 

Владимир ВОЛОДИН

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №1-2007, Володин, святые
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "«Какое страшное у тебя лицо!»"
Имя:*
E-Mail:*