Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи, в многодетной семье аптекаря-католика. Мать мальчика исповедовала православие. По законам Российской империи того времени дети из смешанных семей должны были принимать православную веру. В 1896 году, уже после переезда родителей в Киев, он сумел одновременно окончить гимназию и художественное училище. У юноши проявилось яркое дарование, пронизанное религиозной идеей. За рисунки богомольцев, встреченных им в церквях, он получил премию и даже собирался поступать в петербургскую Академию художеств. Но вскоре его планы резко меняются. И в 1903 году он с отличием окончил Киевский университет, получив специальность врача. Победило страстное желание помогать страждущим и обездоленным.
Судьба, формируя характер, как бы торопилась организовать экстремальные обстоятельства: в 1904 году Валентин сразу же попадает на Русско-японскую войну в составе отряда Красного креста. В Чите его назначают заведующим хирургическим госпиталем. Именно здесь произошла встреча с сестрой милосердия и будущей красавицей-женой - Анной Васильевной Ланской.
После войны Валентин Феликсович переводится в Москву, самоотверженно работает в клинике профессора П.И Дьяконова, Институте топографической анатомии и оперативной хирургии. И вскоре с успехом защищает докторскую диссертацию на актуальнейшую тему «Регионарная анестезия», за которую ему была присуждена премия Хойнатского от Варшавского университета. В годы Первой мировой войны Войно-Ясенецкий вновь оказывается в эпицентре трагических событий России: служит главным врачом больницы и заведует госпиталем для раненых.
В начале страшного 1917 года вместе с семьей (а к тому времени у Войно-Ясенецких было уже четверо детей) Валентин Феликсович переезжает в Ташкент, чтобы возглавить городскую больницу. Через два года жена Анна Васильевна, которой к тому времени было всего тридцать восемь лет, умирает от туберкулеза. Тяжелая утрата потрясает душу этого мужественного человека: он ищет спасения в непосильной работе и изучении богословия. И уже к 1920 году Войно-Ясенецкий принимает духовный сан и назначается священником Ташкентского кафедрального собора, при этом не оставляя врачебную практику. Такое впечатление, что события жизни Валентина Феликсовича сжимают до предела время, наскакивают одно на другое. Он боится остановиться: консультирует больных, оперирует, помогает материально нуждающимся, читает лекции в должности профессора кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии в Ташкентском университете, пишет научные работы, читает проповеди в храме, невероятными темпами продолжает глубоко изучать богословие и находит силы поддерживать четверых осиротевших детей. И все это - в голодные смутные и опасные послереволюционные годы. В 1923 году он постригается в монахи, получая имя святого апостола Луки, покровителя врачей и художников. Позже его рукополагают в сан епископа Ташкентского и Туркестанского.
Даже в самое спокойное время такая насыщенная событиями биография показалась бы сверхъестественной, а ведь это были годы гонений на Православную церковь. Войно-Ясенецкий прошел ад трех ссылок: Туруханского края, Архангельска и Красноярска. И не сломался, не поступился ни своей врачебной, ни крайне опасной, по большевистским меркам, священнической деятельностью. В 1934 году в свет выходят «Очерки гнойной хирургии» - знаменитый учебник, служивший нескольким поколениям врачей, написанный ссыльным автором в нечеловеческих условиях.
Великая Отечественная война застала Войно-Ясенец-кого в далеком Красноярске. До сих пор достоверно не известно, почему его выпустили на свободу и назначили главным хирургом эвакуационного госпиталя для тяжелораненых и консультантом всех госпиталей Красноярского края. По этому поводу ходило много домыслов, но, видимо, талантливейший хирург стал востребован в военное время, о нем вспомнили и простили до срока, сняв все сфабрикованные ранее обвинения.
В это время Войно-Ясенецкий публикует пособия и руководства для военно-полевых хирургов: «О раневом сепсисе», «Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла», «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» и другие.
В 1944 году эвакуационный госпиталь переводится в Тамбов, где преосвященный Лука становится архиепископом Тамбовским и Мичуринским. За восстановление разрушенной войной и репрессиями приходской жизни и заслуги перед Русской православной церковью Войно-Ясенецкий в 1945 году награждается Патриархом Алексием правом ношения бриллиантового креста на клобуке. А в 1946 году, наконец, получила высокую правительственную оценку и его научная и врачебная деятельность - Сталинскую премию первой степени, вопреки тяжелым отношениям с советскими властями, которые осложняли жизнь профессору-архиепископу на протяжении почти тридцати лет.
В одном из писем как высшее откровение звучат, может быть, самые замечательные слова Войно-Ясенецкого, слова, подводящие итог всей его жизни:
«Верно, конечно, то, что вы пишете о лечении больных. Но вы не знаете, как необычайно ценят меня как духовного врача. Очень многие изливают свою благодарность и любовь. Они пишут, что, как ни высока моя медицинская деятельность, но архиерейская неизмеримо важнее. Я и сам так думаю».
В 1947 году святитель Лука заканчивает работу над эссе «Дух, душа и тело», на выдержках из этой книги мне хотелось бы остановиться. Замечательны рассуждения автора о душе и духе.
«Мы обладаем не только пятью чувствами. Есть у нас способности восприятия высшего порядка, неизвестные физиологам».
«То, что называется вдохновением, весьма часто приходит в состоянии более или менее полного затмения сознания действительности».
«Мир имеет свое начало в любви Божией, и если людям дан закон: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный, - то, конечно, должна быть дана возможность осуществления этой заповеди, возможность бесконечного совершенствования духа».
«У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных...»
С 1946 года и почти до самой смерти в 1961 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий служил архиепископом Симферопольским и Крымским, продолжая, пока позволяло зрение, оперировать, читать лекции в Крымском медицинском институте, заниматься частной практикой.
В 1996 году архиепископ Симферопольский и Крымский Лука как исповедник веры был причислен к лику местночтимых святых.
Его совершенствование духа и обретение мудрости происходило в преодолении тяжелейших испытаний неиссякаемой силой любви не только к ближнему, но и ко всем немощным и больным, ждущим своего благословенного доктора-пастыря.
Редкая и щедрая душа, мощно творящая добро...
Екатерина АРТЁМОВА
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.