Брейгель. "Падение ангелов", фрагмент. XVI век.
Сегодня, в пору, когда после краха коммунизма и распада Советского Союза Россия переживает очередной виток интенсивной «вестернизации», может быть, особенно важно понять природу и характер фундаментальных моральных и культурных перемен, происходящих ныне на Западе, - и особенно в Соединенных Штатах, поскольку именно эта страна являет собой наиболее развитую ступень западной цивилизации. Цель данной статьи - попытка понять страну, обладающую столь неоспоримой силой и влиянием во всем мире, страну, на которую с недавних пор смотрят как на модель для строительства новой России.
Согласно М. Бахтину,1 карнавал был временем общественных празднеств, на протяжении которых обычные правила жизни и социального поведения прекращали действовать и игнорировались. Люди временно освобождали себя от традиционных правил морального и социального свойства. В Средние Века на протяжении карнавалов жизнь как бы «становилась с ног на голову». Все возвышенное, благородное и духовное низвергалось и подвергалось осмеянию; все низменное, вульгарное и чувственное возводилось на пьедестал и восхвалялось. Власти, и светские, и церковные, относились ко всем этим карнавальным прегрешениям, богохульствам и непристойностям терпимо. Христианская цивилизация так и не сумела до конца победить язычество. Похоже, она признала силу животных, насильственных инстинктов в человеческой природе и угрозу, которую таили в себе жестокие языческие силы. Вместо попыток их искоренения, христианство научилось канализировать и держать под контролем эти изменчивые силы, идя на компромисс с ними и создав культурный феномен карнавала - поры шуток и смеха, скабрезностей и насмешек, торжества примитивных и диких страстей и временного освобождения от моральных императивов и табу цивилизации.
В своей оригинальной форме карнавал играл в средневековом обществе позитивную роль. Его существование создавало условия для общественной демонстрации идеи двойственности мира: низкого варварства и противостоящей ему цивилизованной, моральной жизни. Карнавальные ритуалы своим фактом извращения привычных ценностей, насмешкой, пародией, профанацией в отношении существующего общественного устройства становились источником того напряжения, той динамики, которые не только способствовали усилению обычного порядка вещей, но становились источником обновления и духовного роста. Ясно осознавая, что является отступлением от нормы, общество способно понять и что есть норма, а значит, жить, следуя признанным стандартам. На нечто подобное указывает и Эмили Дурк-хайм.2 Автор пишет, что «преступления - нормальное явление... Совершенно немыслимо представить себе любое общество, полностью свободное от преступности».
Начиная с XVIII века, Запад, подогреваемый рационалистическими идеями эпохи Просвещения, пошел по пути эволюционной социальной трансформации, постепенно строя эгалитарное либеральное общество, отрицающее прежние традиции. Однако молодежное движение 60-х годов нынешнего века отвергло новую современную культуру как недостаточно прогрессивную, - и его бунт против этой культуры вылился в формы, чрезвычайно сходные с древними карнавалами: буйное, неудержимое, нередко празднично-радостное и демонстративное неприятие доминирующих культурных и нравственных норм общества. По существу, этот карнавал 60-х не завершился и по сей день. Америка сегодня уже не является более прежней страной. Поколение радикалов из студенческих кампусов, то самое, что подрастало в буйные 60-е, заняло важные и влиятельные посты в обществе. Эти люди начали свою культурную войну с остающимися традиционными ценностями общества буквально во всех ключевых сферах бытия: в образовании и средствах массовой информации, в законодательных сферах и правительстве.
В социальном смысле либерализм всегда означал освобождение от условностей, традиций, догм. Сегодня, однако, борьба за эмансипацию вышла на новые рубежи. Под обстрел попали семья и религия. Если прежде в них виделась опора нравственности и общественного порядка, то теперь они же воспринимались как орудия подавления личности, как непосредственный источник зла, непорядка и страдания. Все происходящее сегодня, чему мы являемся свидетелями, есть продолжающийся процесс трансформации моральных ценностей во имя построения истинно справедливого эгалитарного общества.
Сама терминология и система образов, используемых социологами в их анализе картины сегодняшней социально-культурной смуты, демонстрирует образцы карнавальной логики «мира вверх тормашками». В Соединенных Штатах такие социальные критики, как сенатор Мойнихен,3 политолог Краутхаммер,4 бывший секретарь по вопросам образования Беннет5 и многие, многие другие рисуют поразительную картину эпидемии отклонений от нормы - преступности, распада семей, разгула психозов, -которые сегодня характерны для американского социального ландшафта. Эти отклонения от социальной нормы достигли таких пропорций, что обществу пришлось прибегнуть к страусовой политике их отрицания. Столкнувшись вплотную с этой эпидемией, американцы предпочли переопределить большинство социальных болезней. То, что раньше мы считали извращением, ненормальностью, преступлением, сегодня принимается нами же в качестве нормы.
...В соответствии с новой системой правил, выходит, что обычная принадлежащая к среднему классу семья уже не является более теплым и тесным сообществом, источником нетленных ценностей и основой социальной и психической стабильности. Напротив, это клубок патологий, источник депрессий, отчуждения и разнообразнейших дисфункций взрослого человека. Сегодня считается, что у всех этих напастей есть один общий источник-травмы, полученные в детстве. Когда подобное действительно случается - это трагедия и преступление, однако статистика сообщает, что сегодня подобное происходит в 30 раз чаще, чем 30 лет назад. В 1963 году - 150 000 зафиксированных случаев, в 1992-м - 2,9 миллиона. Да если просто рассматривать модель обращения с детьми в историческом плане, начиная с XIX века, когда детский труд был обычным явлением, то и в этом случае трудно поверить, что за последние три десятилетия мог совершиться столь радикальный поворот к худшему. Иными словами, его и не было, этого поворота. А что действительно произошло - так это эпидемия ложных сообщений и преувеличений. С одной стороны, американцев десенсибилизировали к обычной преступности. Проявлением указанной десенсибилизации является сокращение числа сообщений о подобных преступлениях. Не сообщается примерно о двух из каждых трех «рядовых» преступлений. Что же касается жестокости к детям - тут все наоборот. Со всей очевидностью мы стали ненормально чувствительными в этом вопросе, и немедленно появились определения для подобных отклонений и извращений. Кроме сверхпубличности, причиной нового поветрия стало, в известной мере, изменение отношения в обществе к телесным наказаниям и развитие новой концепции воспитания детей. Попав под ее влияние, психоаналитики, приверженные идее детской травмы как источника всех последующих отклонений в человеческой психике, всячески поощряли массовую охоту за подобными случаями. Если они не находились, их просто изобретали. Вот лишь один пример. Русскую эмигрантку-преподавателя балетной школы, проявляющую на своих уроках ту же строгость и требовательность к ученицам, которая многие годы помогала ей добиваться успеха в России, родители одной из них обвиняют в издевательстве над их ребенком. Без долгих разговоров и разбирательств преподавателя гонят с работы.
Даже из того факта, что ребенок (взрослый) не припоминает никаких существенных обид и страданий в своем детстве, фанатики от психоанализа делают вывод, что это само по себе свидетельствует о глубине полученной травмы. Иными словами, коль скоро психиатр решил, что вы должны были страдать в детстве, за доказательствами дело не станет. Сколько семей было разрушено в результате подобных обвинений! Горькая же ирония заключается в том, что в то время, как обвинения ни в чем неповинных людей заставляют их жестоко страдать, истинным растлителям малолетних позволяют выходить сухими из воды. Американский Союз гражданских свобод бросается на защиту «гражданских прав» этих вполне реальных растлителей, заявляя, что помещение их после отбытия тюремного заключения в список личностей, потенциально опасных для детей, ставит-де их в ужасное положение «неисправимых». После чего насильник имеет возможность занять, к примеру, место помощника учителя. Матери, которая в сердцах отпустила дочери пощечину и за то была помещена в указанный список, подобного, разумеется, не позволят.
...Ныне, вероятно, осуществляется намерение определить едва ли не каждый предрассудок, инстинкт, анекдот, жизненную позицию извращением, достойным наказания. И главным объектом новейшей «охоты на ведьм» стали американские университеты и колледжи. Новые речевые коды (критики прозвали их «РС» -английское сокращение слов «политическая благопристойность») распространяются ныне в университетских кампусах по всей стране. В них предлагается раз и навсегда прекратить любые разговоры, которые могли бы показаться оскорбительными для определенных групп, такие как расовые меньшинства, или женщины, или гомосексуалисты. В конечном счете все направлено на изменение сознания целого поколения университетских студентов. Студент Мичиганского университета, к примеру, высказывает в своей учебной группе мнение, что гомосексуализм - это болезнь, и немедленно оказывается объектом слушаний в специальной университетской комиссии, где его обвиняют в преследовании студентов на основе их социальной ориентации6. Ирония состоит в том, что гомосексуализм всегда признавали извращением; теперь же, однако, он объявляется альтернативной - и приемлемой - моделью поведения. Ну, а те, кто не принимает новое определение за окончательную истину и имеет несчастье сообщить об этом публично, тут же становится объектом подозрения в его собственной извращенности. Ставший весьма известным случай произошел в университете штата Пенсильвания. Однажды посреди ночи группа черных студенток устроила страшный гам перед общежитием. Один раздраженный студент высунулся из окна и поинтересовался, чего это они разорались, словно буйволицы в реке. Его обвинили в преследовании на расовой почве. Высоколобые ученые собрались для расследования инцидента и порешили, что в этом экзотическом прозвище содержался скрытый оскорбительный намек расового характера. На студента стали давить, чтобы он признал свою вину, и в конце концов предложили ему компромисс. Расследование, мол, будет приостановлено, если он сознается и согласится пройти курс корректирующего обучения в рамках специальной «программы для живущих в многорасовом окружении».
Неиствующий психопат может преспокойно бесноваться в самом центре города, и никто не способен заставить его лечиться. А вот студенту, в запальчивости бросившему своих «буйволиц» по адресу не в меру разгулявшихся девиц, угрожают самой тяжелой из санкций - исключением из университета, если он только не позволит излечить себя от «извращенного мышления». Все это может показаться глупым и смешным эпизодом, но если глянуть в корень, будет совсем не до смеха. Согласно новому «завету», не психическое расстройство, а бесчувственность является истинным признаком извращенного мышления, требующего и ментального контроля и переучивания. Мы вступаем в поистине «этот бравый новый мир» (как его иронически определил Олдос Хаксли в своем знаменитом романе, где белое становится черным, а черное - небесно-голубым). «Рационализация» извращения достигла своего логического завершения. Извращенец объявляется нормальным, а с нормального срывают маску «скрытого извращенца». Разумеется, это приводит всех нас к куда большему нравственному равенству.7
Брейгель. "Сорока на виселице", фрагмент. XVI век
Рожденное в карнавальном угаре мира вверх тормашками, современное культурное движение на Западе вовлечено в процесс подъемов и взлетов: оно стремится принизить все высокое, духовное и возвысить все низкое и материальное. С «королей» срываются короны и напяливаются на головы «шутов». Однако этот карнавал полностью утратил свой карнавальный дух.
Лишившись праздничности, сделавшись нескончаемым, утратив такой непременнейший компонент, как смех, он превратился в собственный негатив. Отвергая существующий порядок, он заместил его либеральным беззаконием, делая последний новым законом общества. Так в конце XX века Запад превратился в вывернутый наизнанку мир карнавала - но не в древнем смысле шаловливого действа, временного отрицания привычных общественных установлений, потешного праздника нищих, шутов и «сдвинутых». Напротив, он сделался миром, объявившим угрюмую, неумолимую войну против культуры, против оставшихся традиционных ценностей общества, против морального кодекса, который давал людям созидательную и живительную энергию, помогающую совершенствовать их собственное бытие.
Эгалитарный проект в Америке прогрессировал необычно. Нет более различия между добром и злом, духовность сгорбилась и потупила глаза, все опущено до примитивного материального уровня, торжествует вульгарность, гнусность и порок. Все родственно и все равно. Кто бы мы ни были, чем бы ни занимались - все нам впору. Сам того не замечая, ультрамодерновый Запад скользит по наклонной...
Когда философ и политолог Лешек Колаков-ский попытался коротко определить самую опасную черту современности, он суммировал ее в двух слова- «исчезновение табу». На Западе было упразднено большинство сексуальных табу, а несколько пока остающихся, таких как инцест (кровосмешение) и педофилия (половое влечение к малолетним), атакуются со всех сторон. Колаковский утверждает: нет «хороших» и «плохих» табу; все они иррациональны. Это барьеры, воздвигнутые не законом, но здравым смыслом человечества, и потому невозможно, избавившись от одних, сохранить другие. Отмени одно табу - сработает «эффект домино», рухнут все. Табу - это то, что поддерживает разнообразные традиционные узы, что делает возможным само существование. Ликвидируй их, -и жизнь будет управляться лишь алчностью и страхом. Между тем, рационализация социальной жизни именно этим и занимается: снимает табу с нашей жизни, разъедая, как ржавчина, способность цивилизации к выживанию. Ученый выражает робкую надежду, что силы социальной самозащиты в обществе окажутся достаточно сильными и что реакция не примет варварские формы8.
Этот огонек надежды мерцает сегодня в рядах оппозиции реформаторам от культуры. Новая культурная ортодоксия контролирует и язвит своих оппонентов, вешая на них ярлыки расизма, гомофобии, эгоизма, фанатизма, женоненавистничества, именует их не иначе как неандертальцами... Но оппозиция ясно видит всю абсурдность и опасность нового порядка вещей и по мере сил сопротивляется ему.
...Когда новорожденный Советский Союз в своей революционной лихорадке верил в торжество всемирной социалистической революции, он понимал, что для достижения этой цели потребуется выработка концепции человека нового социального и психологического типа. Но для этого необходимо было, в свою очередь, уничтожить старый образ жизни. Были направлены безумные усилия на то, чтобы искоренить традиционные ценности и верования и переформировать, переучить людей, наделив их моралью и ментальностью рационалистов-коммунистов.
Все ускоряющиеся с недавних пор культурные перемены в Соединенных Штатах совпали с попытками этой страны основать «новый мировой порядок». Два эти процесса тесно взаимосвязаны. Указанный новый мировой порядок основывается на концепции всеобъемлющей, многообразной, включая и культурное разноречие, эгалитарной «мировой деревни». Этот проект также, а может быть, в первую голову, предусматривает морально-психологическую перестройку личности. Чем скорее человек освободится от все еще остающихся социальных пут (таких как нация, традиционная семья) и примет, как должное, все мыслимые и немыслимые формы поведения и образа жизни, тем легче будет осуществлять проект глобальной культурной интеграции.
Но этот путь не является неизбежным. Россия и другие части мира все еще отказываются прописаться в «деревне» американского дизайна... Дозволив американскому карнавалу несколько лет бушевать на улицах и в домах Москвы и Петербурга, Россия может ныне решить, что время такого карнавала кончилось. Словно поднявшись, наконец, с постели после тяжелой болезни или выйдя из длительного запоя, Россия стоит на новом историческом перепутье. Величайшей ее ценностью на протяжении веков была концепция общины, ориентация на духовность. Если она изберет путь воссоздания и культивирования этих ценностей, сделает их ключевым камнем своего нового экономического и социального развития, она сможет подняться на новую ступень национального возрождения. Можно было бы пожелать подобного и Америке. Но этой стране, чтобы возродиться, придется еще глубже проникнуть в ее собственные исторические истоки и искать обновления в таких своих ключевых идеях, как «в Бога мы веруем», и в концепции свободы.
КОЗЛОВСКИ Ю. (США)
Перевел с английского Марк ПОРТНОЙ
(Сборник «Россия и Запад: диалог культур».
МГУ, факультет иностранных языков, Центр по
изучению взаимодействия культур. М., 1994)
1Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965. С.1-58.
2 Emile Durkheim. The Rules of Sociological Method. 1895. (В изложении сенатора Мойнихена).
3 Moynihan D. P. Defining Deviancy Down // The American Scholar.Winter. 1993. P.17.
4 Krauthammer Ch.Defming Deviancy Up. //The New Republic. Nov. 22. 1993. P.20.
5 Bennet W. J.The Book of Virtues: A Treasure of Great Moral Stories. Simon and Schuster. 1992
6 Krauthammer Ch. Op.cit. P.25.
7 Там же.
8 Kolakowski. Modernity on Endless Trial. Chicago and London. l990. P.13.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.