В своем деле Александр Бугаевский - настоящий ас. По свидетельству очевидцев, он умело и деликатно общается с руководителями самого высокого ранга и практически всегда убеждает их встать на сторону исторической справедливости и общественной целесообразности в отношении к нуждам Церкви. Причем нередко среди чиновников встречаются люди сугубо прагматичные, не без примеси цинизма, порой не реагирующие в жизни ни на что, кроме грубой силы и связей. И здесь всякий раз проявляется еще один дар Александра Владимировича - дар проникновенного и убеждающего слова.
Александр Бугаевский - широко известный агиограф, специалист мирового уровня по святителю Николаю Чудотворцу, великомученику Георгию Победоносцу и ряду других святых. Вот только один штрих из уникальных агиографических изысканий А. Бугаевского. Долгое время считалось, что святитель Николай Мирликийский родился в 280 году. Известно также и то, что епископом он стал еще до начала гонений на христиан в 303 году при императоре Диоклетиане, то есть примерно в 20 лет! Но в Византии такого молодого епископа просто не могло быть - каноны Церкви не позволяли рукополагать в архиереи в столь раннем возрасте. Благодаря кропотливой работе ученого над копиями древних манускриптов жития святого, переданных ему из фондов Афона, Иерусалима, Ватикана, Лондонской библиотеки и других древлехранилищ, а также изучению результатов анатомо-антропологических исследований, проведенных итальянцами над мощами святителя в 1953 году, А. Бугаевским была восстановлена правильная хронология жизни святителя: родился он не в 280-м, а приблизительно в 260 году. Его возраст перед смертью был 75 лет. Скончался святитель в царствование императора Константина в 334-335 году, и, следовательно, перед диокле-тиановым гонением ему, когда он стал епископом, было сорок лет. Все это и многие другие факты - принципиально важные дополнения и уточнения в житии одного из самых чтимых святых всего мирового христианства.
Занимаясь многие годы изложением житий подвижников веры и благочестия, Александр Бугаевский напитался от них удивительной четкости, вескости, лаконичности и глубины языка. Даже на бытовом уровне он всегда излагает правильные и чрезвычайно глубокие по смыслу вещи. Наверное, именно так говорили в древности греческие философы и христианские богословы. И поэтому общение с ним понуждает собеседника чутко следить за своим собственным нравственным состоянием, уровнем интеллекта и грамотностью речи.
Встречи с этим необыкновенным и разносторонне одаренным человеком обогащают душу. Он неизменно любезен и внимателен к собеседнику, всегда открыт и прост в общении. И не выносит только одного - человеческой фальши и лицемерия, проявляя неизменную рассудительность в выборе своего ближайшего окружения. Но те, кто вошел с ним в общение, никогда об этом не жалеют. Как не пожалел об этом и я, главный редактор журнала «Шестое чувство».
-Александр Владимирович! Расскажите о себе. Как сформировалось ваше жизненное кредо? Почему вы пришли к совершенно бескорыстному желанию возвращать храмы в лоно Русской православной церкви? Ведь все это - крайне сложное дело. И организационно трудное, и по-человечески предельно тяжелое и деликатное.
- Помню, когда мне было пятнадцать лет, я взял у писателя Паустовского на даче в Таруссе Библию. Мой отец, известный переводчик поэзии, дружил с ним. Существуют его письма к отцу, и они у меня до сих пор хранятся. Иногда я останавливался у Константина Георгиевича в его тарусском доме. Так вот - однажды я снял с книжной полки у Паустовского Библию, стал ее читать и... осознал себя верующим православным человеком. И тогда еще в юности у меня возникло горячее желание сделать что-то полезное для Церкви, оказать помощь приходам, монастырям...
- Чем вы занимались в то время?
- Я учился на физическом факультете. Моей профессией двадцать с лишним лет была астрономия. Первое десятилетие я занимался Луной и планетами, а второе - историей астрономии. Тогда же я заведовал старинной обсерваторией на Красной Пресне и, спасая ее здания от сноса, набрался некоторого опыта в том, как все это должно делаться. Как раз в те годы было построено здание Белого Дома (Верховный Совет РСФСР) и около него предполагалось сделать дорожные развязки для удобных подъездов. Был запланирован снос целого ряда зданий на улице, которая носила тогда имя Павлика Морозова, в том числе и нескольких строений старинной университетской обсерватории - филиала Государственного астрономического института им. Штернберга. В этих зданиях учились Лермонтов, Герцен, бывал Гоголь и многие другие великие русские писатели и ученые. И я вступил в свою первую сложную борьбу за сохранение памятника истории, культуры и архитектуры. Я доказал, что обсерватория была построена известным русским архитектором Дормидонтом Григорьевым, одним из создателей московского ампира, когда он совместно со своим братом, знаменитым архитектором Афанасием Григорьевым, и Жилярди восстанавливал Москву после пожара 1812 года.
В середине восьмидесятых годов мне довелось часто бывать в Троице-Сергиевой Лавре и посильно помогать обители в ее нуждах. Так постепенно я познакомился со многими священнослужителями. В 1990 году, когда время изменилось и Патриархом был уже Алексий И, мои знания и возможности, умение решать градостроительные вопросы и вести переговоры оказались востребованными. С той поры я перестал быть астрономом, но продолжил заниматься небесными делами уже в высшем, духовном смысле - теперь уже для Московской Патриархии. Первое серьезное дело, которое я провел для нее, было связано с землеотводом в Переделкино, где находится храм Преображения Господня и основная резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия И. Там сложилась исключительно сложная ситуация, когда этот исторически значимый участок города решили застроить блочными пятиэтажными домами (сейчас такие здания уже начали сносить). Однако этот вопрос удалось решить, и строительство пятиэтажек было отменено. Тогда я познакомился с Юрием Лужковым, с председателем Московского земельного комитета и другими высокопоставленными руководителями.
- Вы стали официальным представителем Патриархии?
- По благословению Патриарха я занимался решением земельных имущественных вопросов, связанных поначалу с резиденцией Предстоятеля Церкви в Переделкино. Потом, когда все утряслось и соседние пустыри были возвращены Патриархии для дальнейшего развития Переделкино (в том масштабе, в котором они принадлежали Церкви до революции), а строительство блочных домов - отменено, председатель земельного комитета обратился к Патриарху с просьбой, чтобы в дальнейшем вести переговоры по землеотводам и передаче земельных участков храмам и монастырям Москвы именно со мной. Исходя из того, что наши контакты были изначально конструктивны и плодотворны, руководство земельного комитета, входящего в структуру Московского правительства, обещало и впредь оказывать Церкви максимальное содействие.
Очень важно верно понимать градостроительную ситуацию и учитывать, что если исторически принадлежавшая Патриархии территория оказалась уже частично занята, например, больницей, то нецелесообразно изымать эту землю в то самое время, когда рядом находится пустырь. Так, к слову сказать, произошло с храмом Преображения Господня в Богородском. Настоятель думал, что нужно идти по границе, существовавшей до революции, а там уже расположилась больница. Я же предложил ему не претендовать на больничную территорию, а занять значительно больший участок с другой стороны, свободный от застройки. В результате выиграли и больница, и приход. Потом таких случаев по всей Москве было уже не десятки, а сотни.
А. Бугаевский с духовником Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Кириллом (Павловым) и настоятелем Преображенского храма игуменом Владимиром (Зориным) обходит территорию, возвращенную Патриархии в Переделкино
- Такое решение верно во всех отношениях. И больницу не потревожить, и достойный образ Церкви сохранить. Это так?
- Да. Если есть возможность восстановить историческую справедливость - как для Церкви, так и для города, - это нужно обязательно делать. А там, где уже построено высотное здание - то нужно ли его сносить, чтобы воссоздать вместо него небольшой храм? Думаю, это нецелесообразно.
А вот в спальных районах Москвы, где до революции были поля и сельхозугодия, у людей сегодня образовалась большая потребность не только в школах, детсадах и больницах, но и в храмах. Есть случаи, когда небольшие сельские храмы, существовавшие там когда-то до революции и сохранившиеся до сего дня, сейчас по воскресеньям уже не могут вместить всех верующих. Мне приходится прилагать немалые усилия в переговорах с руководством Москвы, чтобы ряд земельных участков был предоставлен под строительство новых вместительных храмов, Так удовлетворяются духовные запросы людей.
- Власть охотно шла навстречу просьбам Церкви о возвращении церковных строений и земель, особенно в начале перестройки. А впоследствии проблемы появились?
- Проблем в Москве с землей и церковными постройками, конечно же, очень много, и решать их иногда крайне сложно. Здесь надо исходить как из возможностей города, так и из реальных потребностей верующих людей. Огромное количество пустующих земельных участков, на которых ранее предполагалось строительство храмов в Москве, сейчас отнесено к особо охраняемым природным зонам. Там вообще исключена возможность строительства каких бы то ни было сооружений. За последние несколько лет ситуация в этом плане еще больше усугубилась. Тем не менее, несколько десятков землеотводов под строительство новых храмов в столице все же есть. И они постепенно возводятся.
- Люди, которые видели вас на переговорах в министерствах и префектурах, в общении с руководителями высшего ранга, отмечали, что вы обладаете удивительным даром убеждения. Те, кто подчас привыкли прерывать собеседника на полуслове, зачарованно слушают вас до конца и в основном делают все, о чем вы их просите. Это харизма или что-то еще?
- Просто я говорю с ними на ясном, понятном языке. И - делаю только те предложения, которые по-настоящему реальны и против которых трудно что-либо возразить. Ведь есть претензии необоснованные, а есть и вполне логичные пожелания. У меня в этом плане накоплен большой многолетний опыт. Мне понятно, в каких случаях те или иные мотивы являются до минирующими и когда, наоборот, они не прозвучат или же будут звучать наивно.
- А вставляют чиновники палки в колеса?
- Господь дал каждому человеку свободную волю. Это - великий дар Божий. Но люди по-разному им пользуются. Некоторые- во благо себе и своим ближним. Здесь я имею в виду истинное благо, а не насущное суетное желание что-то приобрести или же воспользоваться какими-то земными быстротечными радостями. Есть вечное непреходящее благо. И когда люди понимают, что с концом их земной жизни не все кончается и наступает вечная жизнь души - и они хотят получить свой удел в Царстве Небесном, то они не идут против Бога. Однако есть люди, которые этого совершенно не понимают. Игнорируя важные духовные запросы общества, без которых оно не может быть здоровым, они чисто прагматически начинают искать выгоды от конкретного земельного участка. Были попытки использовать территории, уже отведенные под строительство на них храмов, для возведения там торгового или игорного заведения. Так что проблемы всегда есть, и они связаны с меркантильностью и желанием некоторых дельцов получить какие-то сиюминутные выгоды.
- Итак, трудности налицо. Чиновники частенько мотают вам нервы, во главе угла - сложнейший процесс переоформления недвижимости - зданий и земли в Москве. Все это создает в душе напряженность и определенный дискомфорт, не так ли? С одной стороны - дело важное, а с другой - крайне тяжелое и даже небезопасное. В результате - какое чувство преобладает в душе?
- Когда все получается, понятно, чувство радости. Когда дело не идет - переживания и огорчения. К сожалению, сейчас у банкиров и коммерческих структур, как я уже сказал, есть тенденция просить у приходов земельные участки под застройку офисов и зданий на продажу. При этом храмам предлагаются инвестиционные проекты. Говорится о том, что часть здания или одно из зданий будет построено инвестором для приходских нужд, а остальное - для его собственных. Таким образом, часть церковной земли переходит к инвестору. Ему в качестве собственности будет принадлежать само здание, а значит, и земельный участок навсегда отойдет к нему же. И я всякий раз огорчаюсь, когда вижу такие проекты в процессе реализации.
Дело в том, что до революции Москва была застроена преимущественно одно- и двухэтажными зданиями. Люди были верующими, набожными. Когда приходил конец их земной жизни, они охотно жертвовали свои земельные участки или здания Церкви. Благодаря этому владения храмов не оскудевали, но постоянно пополнялись. Теперь это стало невозможно. Даже если кто-то из инвесторов построит на части церковной земли жилое здание, оно будет многоэтажным, и новые владельцы квартир никогда все здание обратно приходу не передадут. В лучшем случае, кто-то из них может завещать общине свою квартиру - и только. Короче, земля от прихода уйдет навсегда. И здесь надо четко понимать следующее: все, что принадлежит Церкви, пожертвовано Богу. Отнять у Него что-либо даже под самым благовидным предлогом - большой грех для предпринимателей и непоправимая беда для приходов. Люди просто не понимают, что творят. Я говорил уже со многими банкирами и бизнесменами и смог убедить их отказаться от подобной политики. Увы, предложения к инвесторам поступают подчас и от самих священнослужителей. Но это путь пагубный.
- А как же быть? Какой видится выход из ситуации, когда приходу безотлагательно нужно решать вопрос с домом причта или другим строением, необходимым для жизни общины?
- Для помощи особо нуждающимся приходам, имеющим землю, но не располагающим достаточными средствами для возведения на ней домов причта и иных служебных построек, спонсору, в принципе, можно предоставить возможность возводить на приходской земле и дом причта, и какое-то здание для своих нужд. Это последнее здание спонсор за символическую плату берет у приходской общины во временную аренду - пусть даже и на срок в 25 лет - пока не окупятся все его затраты как на построенные им приходские сооружения, так и на само арендованное здание. Главное здесь то, что в конечном счете все строения на церковной земле полностью перейдут общине.
Во время беседы о возвращении церковных строений с благочинным Успенского округа г. Москвы Стефаном Пристая
Однако во многих случаях нужно все-таки набраться терпения. Общины должны жить не одним часом. Необходимо думать о будущем. Это фирмы бывают однодневками. Ну, могут просуществовать месяцы и даже годы. А Русская православная церковь существует уже тысячу лет. В московских приходах есть множество храмов, возраст которых - триста, четыреста и даже шестьсот лет. Они выстояли в годы гонений на Церковь и будут стоять еще века. Поэтому необходимо, чтобы у них была перспектива для развития. А такой перспективы, если церковные земли застроят сторонние организации, уже не будет. Один только храм - без дома причта, без воскресной школы, без библиотеки и подсобных помещений - не может развиваться во всей своей духовной полноте.
Ведь помимо богослужения, у церковной общины есть как разносторонние социально-благотворительные, так и миссионерские задачи.
Да, в начале 90-х годов нам передавали храмы совершенно руинированные, и многие настоятели даже и мечтать не могли о том, чтобы возродить дом причта, православную гимназию и прочие служебные здания. Все силы были брошены на то, чтобы восстановить порушенные алтари. Но сейчас мы перешли в XXI век. Многие храмы уже полностью реконструированы, нашлись жертвователи, которые внесли большую лепту в их возрождение. Хотелось бы отметить в этой связи благотворителя, президента Клуба ЦСКА Евгения Ленноровича Гиннера - замечательного и бескорыстного человека. Евгений Гиннер на свои средства построил два детских дома - в Москве и Подмосковье - и целиком содержит их. Он потратил значительные суммы и восстановил из руин большой храм святителя Николая на Щепах. От порушенной святыни оставались лишь четыре изъеденные кислотой стены с изуродованными окнами. Там в богоборческое время находился кислотный цех. Теперь Евгений Леннорович намеревается воссоздать для этого храма значительный по площади дом причта.
Поэтому я надеюсь, что если земли останутся за храмами, то в течение ближайших десятилетий настоятели смогут построить с помощью благочестивых предпринимателей и новые дома причта, и православные гимназии и многое другое. Считаю, что будет неплохо, если на церковных территориях появятся также и доходные дома. Доходы от них могут использоваться на оказание помощи бедным, на содержание домов для престарелых и детских приютов.
- Доходные дома сегодня - это что?
- До революции у многих православных приходов имелись доходные дома. Это были в основном жилые здания, где квартиры сдавались в аренду. Существовали и другие доходные дома, где располагались конторы предпринимателей, на современном языке - офисы. Все это приносило средства, которые использовались во благо для удовлетворения социальных нужд населения. Уже сейчас дома для престарелых есть у храма Всех Святых в Красном Селе и ряда других приходов, где содержатся немощные старцы и пожилые женщины. Условия их пребывания здесь разительно отличаются от содержания стариков в государственных домах престарелых. Есть и замечательные детские дома при храмах. Так что пусть число таких церковных строений умножается для пользы людей и их спасения.
- Сколько храмов и церковных земельных участков было возвращено Церкви при вашем непосредственном участии?
- Я считал их количество до 1995 года. Потом окончательно сбился со счета. Здесь ведь речь идет не только о храмах как таковых, но и о церковных домах и других сооружениях. Недавно мне напомнили об одном таком храме, и я, надо признаться, вспомнил о нем с трудом. Вообще, я занимаюсь только трудными случаями, - конкретно теми, которые не могут разрешить сами настоятели. Может быть, у меня есть на это благословение свыше. Ведь распутывались, с Божией помощью, совершенно безнадежные случаи и заканчивались благополучным исходом.
- Ну, все-таки давайте посчитаем. Хотя бы приблизительно?
- Вы знаете, много времени уже прошло... Но в общем, это несколько сот монастырей и храмов - и не только в Москве, но также в Санкт-Петербурге, Архангельске, Перми, Рязани, Костроме и ряде других городов и областей России. С особой радостью вспоминаю о своей удачной работе по возвращению Костромской епархии знаменитого Ипатьевского монастыря от провинциального музея вместе с 2677 иконами и другими святынями (в том числе с драгоценными вкладами от Романовых, Шуйских и Годуновых, сделанными руками царских мастеров). В результате моего участия в этой работе в Ипатьевской обители появился первоклассный музей. И самое главное - в нем к святыням относятся, как это и положено, - с благоговением и трепетом. Из казенных единиц хранения с инвентарными номерами они вновь стали почитаемыми святынями, открытыми для всех верующих. Это - одно из чудес нашего времени, и с него, с этого чуда, как сказал при посещении Ипатьевского монастыря Президент России Владимир Владимирович Путин, начинается истинное духовное возрождение нашего Отечества.
Сейчас я помогаю осуществить еще одно поистине светлое событие - возвращение ансамбля Рязанского кремля в лоно Русской православной церкви. А он - побольше Ипатьевской обители, там одних только храмов -девять! А сколько других сооружений! Чтобы сдвинуть этот процесс с мертвой точки, потребовались огромные усилия - как лично мои, так и архиепископа Рязанского и Касимовского Павла.
А вот по поводу, казалось бы, безнадежных случаев скажу так... Есть в Москве храм Святой Живоначальной Троицы в Никитниках около Старой площади. Там сохранились выдающиеся фрески с иконами. Десять лет назад, когда мы начали переговоры по возвращению этого храма (а он был закреплен за Историческим музеем), нам на методическом совете Министерства культуры сказали, что этого не будет никогда. Но по милости Божией, в мае 2006 года удалось решить и эту проблему. Храм со всеми его святынями, и даже с иконами Симона Ушакова был полностью передан Русской православной церкви. Помню великое изумление настоятеля, когда вечером я позвонил и сообщил ему отом, что достигнута договоренность в Росимуществе и будет подписан распорядительный документ о полной передаче храма. Ведь мы с батюшкой целыхдесять лет вели, казалосьбы, безнадежную борьбу...
В Правительстве России есть целый ряд благоразумных руководителей, которые верой и правдой помогают восстанавливать историческую справедливость. Один из них - заместитель руководителя Росимущества Дмитрий Арацкий. Он оказал бесценную помощь в возвращении целого ряда храмов и монастырей. Но для этого нужно было быть с ним в постоянном и бессменном контакте. Кстати, одна из причин, которая помогает доводить возвращение храмов до победного конца - выстроенные, искренние отношения с руководителями, которые решают церковные проблемы. Эти отношения должны носить честный и доверительный характер. Если хотя бы один раз обманешь человека, дашь ему недостоверную информацию, то к тебе потом никогда уже не будет доверия. Подставлять людей никогда нельзя. Надо точно обозначать проблемы и предлагать реальные пути их решения. И основываться на принципе постепенности. Особенно если речь идет о возвращении монастырей, в которых размещены государственные организации - по мере нахождения приемлемых для них помещений с их надлежащей подготовкой.
- В течение многих лет вы возглавляете издательство «Скиния» и пишете жития святых. Как эта агиографическая деятельность влияет на вашу душу и на труды по возвращению Церкви Ее зданий и земли?
- Главная благодать, которую нам даровал Христос, - любовь к людям. И они всегда тонко чувствуют, как к ним относятся. Если в тебе есть чувство любви и доброжелательность к человеку, то все это, конечно, помогает в работе. А если мы приходим, чтобы что-то требовать, и общаемся с людьми как с врагами, то это никогда не поможет нам достичь даже самой благой цели. Ближнего надо любить. У меня, милостью Божией, с каждым годом все более и более утверждается доброе отношение к людям. Обретать его я учусь у тех святых, жития которых перекладываю с древнейших текстов на современный русский язык. Работа с рукописными источниками - греческими, латинскими, коптскими, арамейскими, сирийскими, арабскими и т.д. помогает мне весьма глубоко проникать в душу и сердце святого, над житием которого я работаю. При этом неизбежно испытываешь благотворное влияние и поддержку, дающие особый стимул жить и быть полезным. Когда видишь, как святые горячо помогали всем окружающим их людям в деле спасения, хочется последовать их примеру.
- А не было желания оставить работу по возвращению недвижимости и полностью уйти в агиографию? Как говорится, передать эстафету другим?
- Просто так бросить ничего нельзя. Вот если бы действительно нашелся человек с адекватным опытом, я был бы этому чрезвычайно рад! Однако есть ситуации, которые, в силу сложившихся обстоятельств, могу пока разрешить только я. Это не гордыня - избави, Боже! - а простая констатация факта. Любой специалист поймет, что именно я имею в виду. Повторю, что мне приходится заниматься только очень трудными случаями. Я никогда не берусь за то, что может сделать сам настоятель или староста, наместник монастыря или архиерей. Я берусь за дела, которые находятся в полном тупике. Увы, жизнь складывается так, что преемника пока еще нет.
Венеция. Минута отдохновения после решения ряда агиографических вопросов
А если совсем откровенно, то мне, конечно, хочется остаток жизни провести за работой над житиями святых для духовной пользы современного читателя. Ведь они - вечны и нетленны. Но пока что мое время в основном уходит на решение насущных земельно-имущественных проблем православных храмов и монастырей, ибо это приносит большую пользу людям. Каждый действующий храм - это тот заветный корабль, на котором человек плывет через житейское море к светлым берегам спасения - к вечной жизни.
Интервью подготовил
Михаил ХОДАНОВ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.