Узнав о схиархимандрите Ионе (Игнатенко), одесском старце - утешителе, за месяц до его успения, величайшей милостью Божией и помышлением Владычицы я попала к нему на благословение тогда, когда он принимал уже только единицы ближайших своих чад. Очищенный горнилом болезни, он был переполненным сосудом Святого Духа, усугубив дары преподобничества даром кроткого благодарного терпения сильных болей. Полтора часа рядом с одром батюшки были мигом лицезрения небожителя. Его несколько часов назад привезли из реанимации, но батюшка был необыкновенно бодр, потому что необыкновенно добр, а самое главное - он был радостен, как дитя. Всё это время батюшка оживлённо рассказывал о своей жизни, перемежая воспоминания о собственной жизни рассказами о персонах Священного Писания, как будто о своих ближайших родственниках: подробно, насущно и отчётливо. С необыкновенной быстротой батюшка подкладывал нам книги, в которых он безошибочно находил места для зачитывания. И это были отрывки о несовместимости Духа Святаго с плотской нечистотой; так сокрушался он о Европе и Америке, погрязших в глубинах блудного греха. Были зачитаны строки из размышления праведного Иоанна Кронштадтского о Таинстве евхаристии, обличающие формальное отношение к таинству большинства верующих, а также главы из книги афонского монаха Симеона о любви.
Батюшка Иона ни разу не сказал о своих страданиях, но был исполнен великого благоговения и благодарности Богу за полученные дары. Он обмолвился, что сейчас с нами много ангелов, да мы и сами не знали, в теле ли мы были рядом с батюшкой.
Постоянно обращался он к Божией Матери. А у ног его была фотография голосеевской подвижницы Алипии.
Его любимым образом, перед которым он молился в последние месяцы и почил, была Сирийская Богоматерь. Её он называл ещё «Взыскание погибших». Это была копия одной иконы, которая замироточила в храме в виде слезы юной Богоматери. Батюшка говорил так: «А младенчик Иисус бьёт по шейке Её и говорит: не плачь, Мама, я всех помилую, всех спасу, о ком Ты плачешь».
Батюшкин голос, слабый от болезни, но такой нежный и сладкий, вдруг начинал звучать громко, дерзновенно и торжественно, когда он рассказывал о Давиде и Моисее. Батюшка как бы извинялся, что получил много почестей и признательности от людей за множество исцелений, дарованных людям по его молитвам и через помазание святым елеем, который он неустанно составлял от всех святынь, где бывал, набирая шприцом масло от лампад перед чудотворными иконами и мощами. К нему специально посылали безнадёжных больных, и они исцелялись.
Не убогий Иона, а один Бог всё делает, несколько раз провозглашал он, отрекаясь от всех видов тайного самомнения. Он считал свои болезни расплатой за излишнюю славу чудотворца и сетовал, что болезни мешают его предназначению - исповедовать грехи людские, принимать исповедь, а это он считал главным в его служении Церкви.
«Сейчас не могу идти в храм исповедовать», - сокрушался он, несомненно несущий тяготы чужих скорбей и болезней, как титан духа, подпитываемый лишь серафимовской радостью и радушием.
Постоянно упоминая о пророках Давиде и Моисее, он иносказательно проводил параллель с собственной жизнью. Самый незаметный среди братьев, батюшка Иона был избран на помазание Святым духом, который излился на него обильно, как на царя Давида, благодаря его непосредственности и постоянному прославлению им Бога. И как Моисей-боговидец, он твёрдо вёл свою паству через Чермное море в Землю обетованную. И во время нашего всеобщего отступления от норм христианской жизни мирян и духовенства, никого не осуждая, он шёл вперёд, не обращая внимания на стену воды справа и слева. Горя жаждой молитвы, он учил ей и своих чад.
Удивительное миролюбие и кротость позволили батюшке, чуждому всякого конформизма и уступок духу комфорта, подчиняющему подавляющее большинство уже и в церкви, как-то ласково уживаться со всеми и во всяких обстоятельствах. Его посещали и Янукович, и Патриарх, и всех он любил и жалел. Его чада-благодетели отстраивали монастырь.
Чуждый себялюбия и корысти, он стал опорой и совестью православия на Украине, особенно в Одессе, оставив после себя доброе семя и в монастырском братстве, и в семинарии, и в гражданах города.
Его доступность и живое сочувствие к тому, как развивается организм Церкви, стали залогом того, что его знали все, многие игуменьи устроили по его заветам обители.
Его праведная кончина удостоверила всех: подобно Николаю-угоднику, он, ещё при жизни победивший дьявола, мир и плоть, будет крупной духовной величиной, благодаря жизненному подвигу трезвения, молитвы и любви, вмещающей всех и вся.
Подражая пророку Ионе, он всю жизнь проповедовал - покайтесь, чтобы отвратить гнев Божий, который навис над оголтелой в грехах землёй. И останется символом покаяния и неуступчивости духу времени.
Батюшка почил накануне празднования Николы зимнего. Подобно Николаю Чудотворцу, и он был чудотворцем, а его простодушное детское сердце не знало отказа у Бога. 1,5 года назад он слёг с букетом недугов, главным из которых была сердечная недостаточность. И вот в Киеве ему вживляют кардиостимулятор, и он сбегает в коляске из больницы в Иерусалим на Гроб Господень. В карете «скорой помощи» батюшку подвезли к самолёту: кто мог ему запретить, если его сила духа не знала равных среди людей, впрочем, как и сила веры и любви.
Три часа провёл он в Кувуклии, не замечая людей и оставаясь незамеченным потоком паломников. И встал на ноги, и вернулся в родной Одесский Успенский монастырь к своему преподобному Кукше, мощи которого пребывают в этом монастыре. Одна прихожанка, увидев батюшку выходящим, как обычно, на исповедь, в сердцах воскликнула: «Батюшка, шо воскрес?».
Сила его «воскресения» - это сила любви к чадам, о которых он денно и нощно скорбел, вымаливая их и охраняя от бед. Духу уныния он противопоставлял молитвенный щит, шутку, добрый смех.
С присущим ему детским озорством он мог любую серьёзную «военную» ситуацию обыграть, как Василий Тёркин, снижая пафос вселенской скорби до уровня смирения, незлобия и всепрощения.
Батюшка благословил меня и подарил мне копию иконы Божией Матери Сирийской, которую он очень почитал и считал чудотворной. Она сопровождала его кончину. Эта бумажная копия иконы замироточила и дивно благоухала за две недели до его кончины. И это знак того, что отец Иона был любимцем Божией Матери, которая предупредила нас о его скором успении.
На Афоне подвизается ученик преподобного Паисия схимонах Гавриил, который обладает теми же духовными дарами старчества, как и отец Иона, и хранит его фото. Я промыслитель-но отослала на Афон к схимонаху Гавриилу, у которого мироточит бумажная икона Божией Матери Милующая, любимый образ Богоматери отца Ионы с каплями мира, чтобы греческий старец проводил русского собрата в вечность, поддержал его предсмертные томления прозорливой молитвой.
Отец Иона был исихастом, основное время он проводил в глубокой сердечной молитве и молчании,сосредоточении и трезвении. Он жил в присутствии Бога и Матери Божией, использовал любое мгновение, чтобы погрузиться умом в сердце, сердечной молитвой обрести мир и радость о Духе Святом.
Подобно великим духовникам Афона, он на исповеди был голубем, который собирает под крылья птенцов своих, греет, питает и защищает от непогоды. Не обличая, иносказательно называя грехи, которые открывал ему о кающемся его чистый ум, он подвигал к тому, чтобы люди вспоминали и называли тяжкие постыдные грехи, без чего исповедь не имеет силы очищения.
Полнейшее неприятие праздности было заложено его крестьянским детством и жизнью до монастыря. Трудолюбие и разнообразные духовные занятия стали крепким оплотом против духовной прелести, которая удобно сопутствует даже нелестным чудотворцам и людям, удостоившимся откровений.
Последние сутки, когда он был в сознании, его чадо Елена провела рядом с батюшкой, беспрерывно читая акафисты, а батюшка подпевал ей. В это время ему не понадобились обезболивающие уколы, так как сила молитвы пересиливала боль. Всю ночь Елена читала Псалтырь -все мы нуждаемся, чтобы была рядом хоть одна живая душа, особенно в предсмертный час, который нелёгок и для святых.
Промыслительно в предсмертные часы рядом с батюшкой, подобно бдящей Марии Магдалине, молилась раба Божия Елена. В её лице батюшка получил материнское участие и утешение проявлением женского благородства и безграничной преданности, жертвенной любви, не знающей страха.
Батюшка очень любил соборность, когда верующие объединялись в один организм, единомыслием славя Троицу.
Бесконечно неутомимая молитва поддерживала его дух в строго рабочем состоянии. Небольшой отдых от постоянного трезвения ума он находил в воспоминаниях о паломничестве на Афон и к другим святыням мира. Он был чуток к красоте природы, любил всякую живность, особенно осликов. А во дворике его келий жили ручные белочки.
Батюшка был стремительный и подвижный, привык к исполнению многих и трудных обязанностей по священноначалию, впрягшись в которые тащил их десятки лет.
На службе он был неукоснительно утром и вечером, исповедовал тысячи людей. Когда батюшка шёл в храм, его сопровождали толпы в двести-триста человек, выстраиваясь коридором на его пути. Его главной отличительной особенностью было то, что он никогда видимым образом не тяготился тем, что был окружён толпой страждущих, хотя по временам «сила от него исходила» и он обессиливал. Он быстро восстанавливался, потому что хотел отдавать свои таланты людям, способным их приумножить для общей житницы Господней.
Протоиерей Павел из села Кулевчи рассказывает, что дорогой батюшка Иона благословил установить вблизи прославленной мироточени-ями церкви поклонный крест. Таким образом, отмечены четыре конца Креста, как бы наложенного Божией десницей, запечатавшей крестом всю Украину. Начало Креста в Чернобыле, нижний конец в Кулевчах. И перекладина от Почаева до Харькова. Отец Иона видел это знамение над Украиной.
Несомненно, благодаря митрополиту Агафангелу батюшка прожил ещё несколько лет. Поселив подвижника возле покоев, митрополит всячески оберегал его жертвенный порыв от самоистощения, ограничивая приём людей, которые бесконечными житейскими делами не дали бы ему часов подготовки к вечности. После причастия отец Иона мученически претерпел упорные и болезненные попытки его реанимировать.
Что может быть больше скорби тех, кто потерял духовного отца, поддержка которого была главным событием духовного подвига. Игнатий Брянчанинов утешает их словами: «Не говорю Вам «не плачьте»! Нет! Не говорю этого! Дайте свободу слезам, пролейте их обильно, столько, чтобы напилось ими сердце в сытость, и не погашены были святая вера, кроткая покорность Промыслу, самоотвержение мужественное. Полезен плач, растворённый упованием на Бога: утешает душу, смягчает сердце, отверзает его ко всем святым духовным впечатлениям. Вас невидимо держит сильная Десница Божия! Она ввела Вас в дни сетования, чтобы Вы в эти дни погрузились сами в себя, омыли себя святым омовением - слезами, чтобы многие воздыхания родились в груди Вашей, понеслись к небу, очистили для души Вашей путь к небу». Звучат слова святителя напутствием батюшке: «Идите на небо, в вечность, куда Христос призывает Вас. Идите на бесконечный и радостнейший праздник Христов. Туда Вы призваны Христом; призыв туда Вы приняли живой верой во Христа и ею вписались в книгу жизни. Туда скоро придут Ваши ближние, навеки соединятся с вами. Здесь, на земле, они разделяли с вами скорби, разделяли утешения, доставляемые верой; достойно и праведно - разделить им с вами радости Небесные, приготовляемые верой и земными скорбями в вере во Христа». (Собрание писем свт. Игнатия, епископа Кавказского.)
И это утешение от батюшки, который сейчас ещё ближе к тем, кто любил его, ибо обрёл благодать у Бога слышать и мысленно утешать их.
Честна пред Господом смерть преподобных Его! Когда святость жизни преп. Силуана Афонского стала очевидной для окружающих, находились те, которые говорили: дождёмся смерти, чтобы удостовериться в этом.
Когда за три дня до смерти у меня замирото-чили бумажная икона Благовещения Тиносская из Греции и фотография отца Ионы, я насторожилась, будто почувствовала ответ батюшки на призыв Господень завершить его земное существование (сам батюшка говорил, что ещё 3 года ему жить, из которых прошло лишь 1,5); да будет по глаголу Твоему. Богу угодно было сорвать зрелый плод на Николая-угодника, чтобы открылось миру батюшкино родство с этим величайшим святым. И чтобы забрать его в полном всеоружии, не продлевая, а считая завершённой его подготовку к вечности.
«Старые люди говаривали: дай Бог перед смертью хорошенько помучиться. Великий во святых Нифонт, умирая горячкой, сказал Великому Афанасию, присутствующему при его кончине, что как золото очищается огнём, так умирающий - болезнью» (Свт. Игнатий).
В час смерти у меня замироточила бумажная икона «Всех скорбящих Радость» из Топловского Свято-Параскевиевского монастыря, где Матерь Божия распростёрла своё покрывало над скорбящими. Так и батюшка до последнего часа был всем скорбящим радостью, встречая всех серафимскою любовью. И в наше время, когда достаточно монастырей и святынь, святых источников и чудотворных икон, самым большим чудом остаётся образ и подобие Божие, человек, как носитель благодати, храмина Духа Святаго. Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи, говорил преподобный Серафим.
Земля живёт молитвами святых неведомых миру подвижников, которых недостоин весь мир. И среди них на свещницу Бог ставит богатырей духа на открытый поединок с духами злобы поднебесной. Поле боя - сердца человеческие.
И как пастушок Давид стал перед Голиафом и войском филистимлян за свой богоизбранный народ израильский, так и отец Иона бесстрашно встал на защиту богоспасаемого народа Украины, который устремился к нему за помощью. Отец Иона не скрывался от толпящегося возле него страждущего народа. Тысячи людей считали его духовным отцом, получив от него на это благословение. И ещё тысячи устремлялись к дверям его кельи, чтобы узнать волю Божию у истинного старца, получить от него исцеление душевное и телесное.
Дух преподобного Серафима и Амвросия Оптинского почил на нём, дух утешителя и дух бесконечной любви и жалости к деткам, чадам Божиим. Это только русское старчество такое - в гуще толпы и день и ночь; и не тягостно, а радостно встречали они бесконечную вереницу людей, буквально перекрывая и пересиливая дух уныния и отчаяния целой толпы, заражая людей божественным вдохновением и радостью.
Одно лишь оружие было у старца Ионы - любовь, любовь, любовь. Впервые видя человека, батюшка мог всё лицо ему обцеловать, накормить его булочкой, обильно обмазать святым маслом, подарить иконочки и книжечки - этого достаточно было, чтобы вселить в человека пламенную любовь к Господу, конечно,не к себе.
«Ах вот как любит Господь!» - задумывались все, кто попал под «обстрел» батюшкиной любви. Духовный секрет того, что в присутствии батюшки каждый испытывал счастье и лёгкость в душе, был в том, что в присутствии батюшки бесы, которые находят в человеке комфортное жилище, цепляясь за страсти и пороки, просто исчезали. «Тако да погибнут бесы от лица любящих Бога». То есть батюшка совершал отчитку людей своей пламенной, жертвенной, полной сострадания молитвой, которая у него не могла прекратиться - он ею дышал, ею стучало его сердце, ею занят был его чистый ум. Также его чудодейственное масло, собранное со всех святынь, которые он постоянно посещал, обновляясь вселенской благодатью, несомненно, исцеляло и врачевало телесные и душевные недуги. Эти недуги батюшка видел, но по кротости своей и смирению никогда не предъявлял своему чаду, уважая свободу каждого человеческого волеизъявления. Он мог открыть человеку самое потаённое зло, но в мудрых прикровен-ных отвлечённых сюжетах, которые вскрывали гнойную язву души. После исповеди у батюшки людям возвращалась радость безгрешности и прощения грехов. Он был хирургом очень добрым, с таким обезболивающим арсеналом, что его не боялись и великие грешники. Но это наказание любовью (накажет меня праведник милостью) действовало сильнее, чем епитимья. Подсекая корень греха, батюшка вызывал к нему отвращение и боль совести. Начало премудрости - страх Господень.
Поэтому батюшка, подняв знамя священства выше всех флагов светского могущества, скорбел, видя священников «пустых», как он говорил про них: как он будет спасать людей, если сам не знает, как спастись. Дух подвига и любви передавал он своим чадам. Их проявления он не ограничивал. Фарисейство в нём не имело ни одной победы.
Высший духовный пилотаж батюшки был в том, что он видел меру приходящего и никогда не благословлял ему того, что ему было пока не по силам. Конечно, он скорбел об отступничестве, на волне которого явится антихрист. И не благословлял брать ни ИНН, ни тем более электронные и биометрические документы.
Но когда его спрашивали об этом люди, попавшие в западню обстоятельств или слабые в вере, он отмалчивался, будто не слыша повторного вопроса. Деликатность была присуща ему во всём.
До своего преображения и просвещения отец Иона прошёл труднейший жизненный подвиг, главным итогом которого было непоколебимое смирение, которое одно пожигает все козни врага рода человеческого, - нет сильнейшего, чем оно, оружия у воина Христова.
Родившись девятым ребёнком в семье, он с 13 лет стал работать, и, когда к 40 годам пришёл в свой монастырь в Одессе, он трудом положил путь к благодати, путь к вершине духовного делания непрестанной молитвы. Сначала его не брали в монастырь: худой, измождённый, не от мира сего. На лице батюшки всегда была печать дара Духа Святаго, видимая, как умиление, скорбь и сосредоточение. До прихода в монастырь он год прожил в Грузии со схиархимандритом Виталием.
Приходит на ум ещё одно сравнение с батюшкиным любимым святым - Алексеем, человеком Божиим, которого за особую близость к Богу, неотмирность, беспримерное целомудрие и нестяжание подвергали побоям грубые нравом люди, среди которых жил сын знатного сенатора. И хотя батюшка был из простой семьи, но как пишет святитель Лука в книге «Дух, душа и тело»: «Дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. Есть, как мы говорим, люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы». Да, на батюшку нельзя было наглядеться: старческое лицо его было прекраснее юной красоты. Голосок тоже был как хрустальный колокольчик, нежный и ласковый. И уже в конце жизни также много пришлось батюшке посмиряться от келейников. Один из них запирал его, не кормил. Потому-то и пришлось батюшке проложить путь в монашество среди завистников честным и тяжёлым трудом. Когда батюшку не взяли в монастырь, он ночевал в охапках листьев и в пещерке и дождался-таки обстоятельств в свою пользу. Трудно в богоборческое время было попасть в монастырь. Начался сенокос, летняя страда, и на скотном дворе монастыря не хватало рабочих рук. А Владимир Игнатенко и косить умел, и в трудолюбии не было ему равных, вернее, в терпеливости и услужливости для Бога. Пока ходил, он быстро и много делал земных поклонов.
Прежде чем стать признанным старцем, батюшка 15 лет был послушником, выполняя самую тяжёлую и грязную работу (работал на монастырской электростанции) , а ведь у него был туберкулёз - как отзвук голодного детства и скудного питания в послевоенные годы. У батюшки были и сахарный диабет, и онкология, и шунтированное сердце, но это не могло омрачить его постоянного веселия духа, вдохновения жизни, которое покидало его только на время сна. Как гениальный художник или композитор-импровизатор, он был как бы обращён в себя, творя и воссоздавая небесное звучание хора ангелов и святых, воспевающих Господа и Его Пречистую Матерь. Вот чем всегда он был занят чрезвычайно. Ничего земного, суетного, временного не просачивалось в его неутолимое познание невидимого мира, из которого он получал откровения для людей. Но утешая людей, батюшка часто, по-отечески, даст копеечку на мороженое. Также и кормил их. Его любимым блюдом были вареники с орехами и маслинами.
Стать чадом батюшки было несложно. У него были и многолетние чада, и вновь обретённые. Не делая между ними различия, он предлагал всем подвиг. Решительно предлагал чадам безбрачие. Кончилось время земных утех, наступило время покаяния, тяжёлые испытания для всех не за горами. Находясь в эпицентре семейных скорбей, связанных с почти поголовной одержимостью гиперактивностью детей, он говорил, что многие из детей сегодняшних - дрова для ада. Благословлял иметь домики с землёй для овощеводства, чтобы не зависеть от начертания числа зверя, без которого нельзя будет ни продать, ни купить. Поэтому и готовиться к этим временам он предлагал уже сейчас: жить целомудренно, ибо без него не будет Духа Святаго в теле, и как можно чаще исповедоваться и причащаться, укрепляясь духом и телом.
Батюшка собирал к себе в келью до 20 человек, незнакомых. Всех объединял он духом церковной соборности: все мы разные, а все нужны в одном теле, говорил он. Батюшка, сам беспрестанно молясь, предлагал для общего слушания поучения Святых Отцов, жития святых, и по его молитве каждый получал ответ на свой вопрос. Избегая многословия, учил батюшка избегать и осуждения, а очищая ум молитвой и покаянием, учил слышать голос ангела-хранителя или святых, к которым мы обращаемся. Голос совести, а не голос лести и прелести духовной. Ещё лет десять назад батюшка ходил на сенокос. И для чад это было целым событием. Люди рядом с ним приучались к подвижничеству. С пяти часов утра уже была очередь возле батюшкиной калитки. С его болезнью, приковавшей его к постели, и регулярными приездами реанимационной скорой доступ к нему стал затруднительным. Но люди дежурили до 3-5 суток, молились и потому, что батюшка духом всё видел и очень беспокоился, когда к нему не могли попасть его любимые чада. Превозмогая действия лекарств и болевых шоков, батюшка через силу пытался быть в форме ради людей, которые дежурили на улице в любую погоду. Больше всего он сокрушался, что не может встать и исповедовать. Исповедь он считал делом своей жизни: очищать людей от зависти бесовской, по которой они опускаются, толкать их на узкий путь спасения, к Спасителю, вырывать людей из лап врага. Не передать словами, сколько возмездия тёмных сил получал он: ополчалось на него всё и вся, но батюшка побеждал всё и вся духом мирности, любви, кротости и смирения. И его кончина праведная была последней точкой в истории его святости, которая началась ещё при его жизни.
И ещё составят книгу о его чудотворениях. Вот лишь несколько свидетельств от его близких чад.
Одна женщина затащила мужа-безбожника в монастырь. Безбожник подбежал к нему, назвал по имени и сделал земной поклон.
У сторожа отца Ионы Михаила был сынок, у которого образовалась опухоль в животе, и его повезли на операцию. Однако отец ничегоне делал без благословения батюшки. Тот «отменил» операцию и велел привести мальчика к себе. Врачи запретили ему даже глоток воды, а батюшка велел съесть ему булочку, после чего опухоль исчезла.
Есть и пример непослушания и того, что батюшка был не против операций: одной женщине он благословил операцию по мастопатии, она же уехала лечиться к отцу Георгию-травнику и быстро умерла.
Ещё одной женщине, онкобольной, которой врачи дали три дня жизни, он благословил по-собороваться и ежедневно причащаться, и она ещё жила, а её семья воцерковилась.
Батюшку, как пришедшего в монастырь поздно и из мира, не признавали афониты - там старцами становятся девственники, прожившие всю жизнь на Афоне, не видя женщин. Но когда произошёл случай, открывший особое благоговение Царицы Небесной к старцу Ионе, о котором писали греческие газеты, их мнение о нём изменилось, и батюшка был желанным гостем на Афоне, проживал там по несколько месяцев.
Когда он молился в алтаре у Киккской Богородицы, то риза, покрывающая Её лик, сама поднялась, чтобы батюшка увидел икону. Накануне были наказаны два священнослужителя, которые приподняли ризу руками: один ослеп, другого парализовало, и потребовалась сильная соборная молитва об их исцелении.
Батюшку Матерь Божия слышала всегда. Это она посылала к нему тех православных, кто слёзно молился Ей у икон. Утешение от Неё приходило через батюшку, который также, как и преподобный Серафим, был её служкой.
Ещё один удивительный случай. Батюшка плыл на Афон, был сильнейший шторм, все были в панике и не чаяли пристать к берегу. И вдруг по молитвам отца Ионы владычица Святой горы встречала его. Образовалась дорога наподобие исхода Моисея через Чермное море, и корабль пришвартовался.
Однажды на Кипре батюшка трапезничал в одном месте. Поражённый молитвой батюшки киприот оплатил счёт паломников. Люди, соприкасавшиеся с такими чудесами, получали мощный импульс веры. Паломники с этого корабля, когда приплыли к святыням в Турции, на коленях пошли к одной из святынь. Турки плакали, глядя на живую веру православных. Батюшка жалел весь мир и, подобно Силуану, сокрушался об Америке и Европе, позабывших Бога, о мусульманах, молясь об их обращении. Он никогда не жил для себя.
Ушёл из жизни батюшка преподобнически. В последний день к нему не пускали, но одна из его чад, которую он благословил трудиться у него в келье три месяца назад, по молитвам старца была допущена и, как жена-мироносица, скрасила часы предсмертного томления, которое никак не выражалось у батюшки, занятого молитвой. Он служил и подпевал припевы к акафистам любимых святых несколько часов, в течение которых все забыли об уколах. Ночью Псалтырь, а утром на Варвару батюшку пришли причащать. Он сам перекрестился с трудом, сам принял Святые Дары. Варвара имеет благодать подавать причастие перед смертью, напутствовать Святыми Дарами умирающих. И был день и её памяти. После причастия батюшка в сознание не приходил. Видимо, душа его покинула тело, но по врачебной этике тело, которое может ещё некоторое время существовать, необходимо поддерживать до полного исчезновения признаков жизни. И ровно через сутки, в течение которых батюшку кололи уколами, дыхание его тихо прекращалось.
Люди, которые прикладывались к руке усопшего в течение последних пяти дней, ощущали её мягкость и теплоту.
«...Бессмертие тела, а не только духа, может быть, имеет и иную цель, полную справедливости и правды, - почтить тела святых как великие орудия духа, много трудившиеся и страдавшие во время формирования и совершенствования духа в земной жизни», - писал святитель Лука в книге «Дух, душа и тело».
Всё чинно было у батюшки в земной жизни, и чинно началась небесная его биография. Он таинственно предсказал своему чаду о том, что на зимнего Николу уйдёт. И вот его тело было на праздничной службе любимому святителю Николаю, упокоилось посреди храма. А душа его наслаждалась службой и лицезрела поток людей, и днём, и ночью проходивших перед его гробом. Всё время звучало Евангелие, прерывавшееся панихидами, сменяли друг друга священники, народ теснился вокруг него круглые сутки. Когда в субботу гроб вынесли на погребение, море народа освятили солнце и пасхальная радость о новом угоднике Божием.
Святой святитель Иннокентий Херсонский передал свой погребальный склеп новому святому: отца Иону похоронили в склепе, из которого в 2000 году извлекли мощи святителя. С тех пор его могила ждала именно равного по святости преподобнического тела. Известно, что бесноватые при батюшке начинали мучиться, особенно при помазании маслом. Интенсивность его подвига не снижалась, а наоборот, возрастала.
Последние полтора года батюшка не так неукоснительно, как раньше, ходил на монастырские службы. Иногда день-другой не вставал, но встав, шёл в храм, сослужил и причащался часто. И лишь последние несколько месяцев лежал.
Как богата палитра простой народной жизни, близкой к Богу, природе, с незамутнённым чувством простоты и сострадательности, так и батюшка, как лучший сын своего народа, подражал любимым святым: целомудрием и нестяжательностью - Алексею, человеку Божию, милостью - праведному Филарету, созерцанием - Парфению Киевскому и Феофилу, подвигами - Симеону Столпнику и Алипии, прозорливостью - преподобному Серафиму.
Игуменья Свято-Георгиевского монастыря Пелагея рассказывала, что ещё мирянкой она побывала у батюшки, и он подошёл и накрыл её своей мантией. Позже она с сестрами стала его духовным чадом. Когда она упрашивала батюшку посетить монастырь, он сказал, что знает обо всём, только ножками разве там не походил. И всё же как-то матушке удалось тихонько увезти батюшку в монастырь прямо из кельи. Целую неделю отец Иона исповедовал и окормлял сестёр. Однако через день вся Одесса была уже в Данилках. Видели матушку в келье у отца Ионы и сообразили, куда же он мог исчезнуть. И толпы народа стояли по сторонам дорожки у храма в келью батюшки. Поистине стремление людей к батюшке было неудержимым.
Когда матушка в монастыре организовала ночную литургию в храме царственных страстотерпцев, отец Иона тут же с оказией передал ей золотой поклон и иконочку этого храма, радуясь о таком молитвенном усердии.
Отец Валерий отклонял предложение о рукоположении из-за несогласия жены. Но отец Иона сначала благословил его на священство по телефону, а затем при встрече сказал ему, чтобы он два года послужил псаломщиком. Действительно, через два года супруга согласилась стать матушкой. Пока отец Валерий сомневался, то, попав на общее благословение к батюшке и слушая жития святых, услышал о рукоположении Парфения Киевского. Между тем отец Иона повернулся к нему. И когда отец Валерий задал всё тот же вопрос, отец Иона сказал - ты же слышал житие. По смирению, батюшка все ответы для приходящих давал через чтение. Часто читали жития Феофила, «Дух, душа и тело» святителя Луки, сон преп. Серафима об участи духовенства последних времён, о послушании Мотовилова батюшке Серафиму.
На вопрос, как спастись, неизменно говорил о монашестве, вкладывая в это понятие стяжание целомудрия и Иисусовой молитвы. Книжечки о молитве и чётки он раздавал неукоснительно и по несколько раз. Настаивал и на том, чтобы верующие из мужчин не стригли бороды.
Иеродиакона Варфоломея, который был регентом в смешенном церковном хоре, батюшка утешал, уверял, что всё получится, надо лишь потерпеть немощи мирян.
Вот и к себе келейничать отец Иона брал своих чад: и монашествующих, и женщин, провидя духом в них чистоту и преданность сердца, объединяя всех во Христе, ибо для батюшки не было разницы, он сам стал новой тварью во Христе и желал этого от окружающих. У батюшки была пасхальная радость в душе, непостижимым образом сочетавшаяся с образом Христа, Который всегда спешит на помощь каждому страждущему, призвавшему Его имя.
Десятки лет он жил предельным напряжением сил в труде и молитве. Никогда не сетуя и не открывая никому свои скорби, благодарением за них батюшка стяжал такую мощь духа и силу молитвы, что молитвой врачевал нуждающихся в помощи. В Одессе, где он в стенах монастыря прожил около 5 десятков лет, в этом огромном городе, конечно, было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Батюшка совершал то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело к спасению. Будучи угодником Божиим, богато наделённым свыше духовными дарами, он испрашивал у Господа чудесную помощь недугующим. Биография проживания лиц, к нему обращавшихся, расширилась на весь земной шар: Австралия, Америка, Европа, Ближний Восток. Как пишет святитель Лука, «некоторые люди умеют управлять перемещением своих фантомов и делать их видимыми». С особой охотой и удовольствием святитель Лука, очень любимый батюшкой, сообщает о трансцендентальных способностях человеческого духа: «Мы обладаем не только пятью чувствами. Есть у нас способность и восприятие высшего порядка, неизвестные физиологам... Дух есть сущность человека. Но сущность эта может отделяться от нас при жизни и после смерти, может приобретать материальное человеческое подобие независимо от нашего тела».
Из жития преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского известно, что, будучи в келье, они телесным образом бывали там, где находилась их летучая душа. Преподобный Серафим сделал мотыжкой канавку в Дивеево, не бывая там. А преподобный Амвросий вывел из леса женщину, которая, направляясь к нему, заблудилась.
И отец Иона, по свидетельству одного греческого митрополита высокой духовной жизни, побывал в его монастыре на острове Крит не только духом, но и телом, не выходя из своей кельи. Накануне они обменялись приветствиями, ощутив духовное родство в лоне греко-российского православия, как его называл святой Иоанн Кронштадтский, подчёркивая единство, преемственность и целостность духовной традиции греков и русских. И вот ночью в дверь кельи митрополита раздался тихий стук, а вслед за тем удалявшиеся шаги человека, который был босиком. Утром прозревший митрополит звонит чадам отца Ионы и спрашивает, обувается ли батюшка, вставая на ночную молитву, и узнал: нет.
Его святая любовь к матери органично возросла до сыновней преданной любви к Матери Божией и к матушкам - подвижницам монашества. Всегда он тепло вспоминал о матери, которая с детства заронила в его душу тоску о небе. Когда в его келью внесли икону «Аз есмьс вами и никто же на Вы» из Свято-Георгиевского монастыря, батюшка воскликнул: «Сама Матерь Божия пришла ко мне».
Он как ребёнок радовался приезду хороших монахинь, своих чад, любуясь их чистой душой, он не хотел их отпускать от себя, даже изнемогая от болей. Как Господь питал благодарную любовь к Марфе и Марии, так и батюшка нуждался в Христовой любви сестёр во Христе. Настоятельницы и насельницы большинства монастырей окормлялисьу батюшки. И все они посетили батюшку незадолго до его успения. Он призвал их духом.
Матушка Мария, благочинная Елецкого монастыря, с сестрами приехала к батюшке. Радости его не было предела, и он долго не отпускал их, уделив каждой внимание. Игуменья Пелагея рассказывает, что увидела преображённое лицо батюшки, просветлённое, с кожицей ребячьей, прекрасное одухотворённой красотой. И у всех его чад при прощании с ним было ощущение пасхальной радости от того, что батюшка победил страх немощи плоти, независимости мира и козней духов злобы, и осталась в нём одна любовь. Дерзайте, я победил мир.
Когда спрашивали о конце времён, он говорил, что скоро. Одна женщина спросила, что ей приготовить на эти времена, и получила ответ: для тебя уже всё приготовлено. Скоро она внезапно умерла.
Другим он говорил: вы же потерпите голод ради спасения. Ведь тогда будет актуален выбор между крестом и хлебом.
Одному батюшке, служившему в чернобыльской зоне в деревне из 14 человек, отец Иона не благословил менять место служения, сказав, что там он спасётся. Батюшка, прослужив там 12 лет, мирно упокоился, избежав многих соблазнов сытой жизни.
Батюшка так любил службу, что выходил за 1,5 часа до литургии: надо было уделить внимание толпе сопровождающих, которых было больше сотни, и на проскомидии вынуть множество частиц за чад, о бедах которых он знал духом. И всех он посылал на службу. Любил певчих, и в монастыре создался любительский Ионин хор.
Однажды пришёл к нему сельский старичок со свирелью и пытался без успеха исполнить что-то церковное. Батюшка, пожалев, попросил сыграть казачка. И все были довольны. Другой раз кто-то принёс скрипку, и батюшка запел под её аккомпанемент. Никто не видел его гневным и раздражённым, но только сетующим на промахи своих чад.
В алтаре батюшка сливался со всеми служащими, считая себя последним среди братии. Все имели доступ к нему. Благодаря его всегдашней собранности, то есть молитве, он мгновенно решал их проблемы, жил с ними одной жизнью, одной душой, соборно и единомысленно.
Он всегда был с народом. Сначала стояла келейка за вратами монастыря, куда он приходил для окормления. И исполняя послушание духовника, исповедовал народ во время службы, неизменно возвращаясь в алтарь после Отче наш, чтобы причаститься. Он жил св. тайнами, потому, будучи на Афоне, где ему даже купили келью чада, он стал сопричастником исихазма, включающего ежедневное причастие и духовное созерцание.
На исповеди напоминал грехи, в случае тяжких грехов были паузы - он продолжительно и усердно молился о прощении грехов кающихся грешников.
Он нёс тяготы других, потому что, имея крепкий организм, к 87 годам перенёс много болезней. Хотя брат его в 90 лет приезжал к нему в больницу за 30 км на велосипеде.
И в больнице через форточку батюшка передавал народу всё, что у него было: и хлеб, и фрукты, и деньги.
Также, когда по болезни его ограничивали от народа, он умудрялся через окошко бросать в толпу для утешения чётки, брошюры, иконки, еду. Он как-то находил выход из любого положения, чтобы проявить отеческую ласку и любовь всем, кто к нему рвался. Все, кто хотел, имели к нему доступ, если проявляли терпение и молитвенную ревность.
Пришла к нему его чадо, Людмила, и батюшка так её целовал: вскоре у неё умерла мать, горячо ею любимая. И батюшка потом с радостью сообщил ей, что её мать прошла мытарства. Се аз и дети.
Он не сетовал на дух времени, а деятельно ему противостоял, научая всех стоять крепко и истово в православии. И были у него апостолы, которые несли твёрдость веры в мир: священнослужители, подражавшие ему в силе слова и дела. И спецназ православия - игумены и игуменьи монастырей, наверное, почти всех на Украине.
«Ради святых изменяется течение исторических и даже космических событий, и поэтому каждый святой есть явление космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности.
Святые - соль земли; они - смысл её бытия; они тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нас сила, удерживающая мир от катастрофы». Преп. Силуан Афонский.
Батюшка говорил, что на замену старцам грядут новые, сильные, молодые. А мы будем спасаться по его заветам, обращаясь к нему как к духовному отцу, даже если узнали о нём от других, залогом будет наша любовь к нему, которая не может остаться без ответа.
Монахиня Евфросиния (Мухамедзянова)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.