В то время, в которое жили Евер и Неврод1 , среди людей уже умножилось веяное зло, и веяний грех в них утвердился, став нан бы естественным явлением. Посему-то люди легче снлонились не н доброму совету Евера, а н злому совету Неврода, нан н естественной себе некой вещи... Так праведный Евер едва смог убедить свой род и отвести его от небогоугодного дела, а Неврод легко увлёк за собою все прочие роды.
Димитрий Ростовский. Келейный летописец, гл. 33.
О Нимроде, Евере и нашей «Переправе»
Предлагаю читателям РНЛ свои размышления по поводу того, как можно понимать духовный смысл слова «переправа», которым названа наша организация. Официальное название организации: автономная некоммерческая организация «Культурно-просветительское общество «Переправа». Создана в 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II2.
Слова «переход» и «переправа» довольно часто используются в первой книге Священного Писания - Бытие. Из этой книги мы узнаём, например, о переходе Авраама из Месопотамии (Ур Халдейский) в Ханаан и о переходе древних евреев под водительством Моисея из Египта через пустыню в страну Ханаан. Случались также переправы. Например, переправа двигавшихся в страну обетованную евреев через Чермное(Красное) море,которое чудесным образом расступилось перед ними, а затем поглотило следовавших за ними людей фараона. Или переправа через реку Тигр первых потомков Сима (Арфаксада, Салы, Евера), которые уходили из-под власти вавилонского царя. Тех потомков, от которых пошли древние евреи, ставшие позднее избранным Богом народом.
Обратимся подробнее к последнему из названных событий. Безусловно, нас в нём интересуют не исторические детали (их за давностью лет просто нет), а духовная сторона. С того времени прошло несколько тысячелетий, но духовный смысл жизни человека и мировой человеческой истории остаётся всё тем же.
О двух полюсах человечества и двух линиях мировой истории
Только что вышла в свет моя книга «Капитализм. История и идеология денежной цивилизации»3. В ней я попытался рассмотреть капитализм не только как экономическое явление, но также придать картине социальное, политическое и, что особенно важно, духовное измерение. И пришёл к неожиданному выводу, что за вывеской так называемого капитализма скрывается цивилизация, которая возникла ещё до Великого потопа. Исходным пунктом этой цивилизации стала вторая величайшая катастрофа человечества - убийство Авеля Каином (первая катастрофа - грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая). От этого события вселенского значения начинается развилка человеческой истории, возникают два пути, две цивилизации. Потомки Каина (сначала кровные, а позднее духовные) стали носителями каинитской цивилизации. Сиф, третий сын первых людей, дал начало си-фитской цивилизации. Потомки Сифа (сначала кровные, а позднее духовные) старались помнить завет Адама о том, чтобы они не смешивались с потомками Каина. На них была возложена миссия продолжать духовную линию Авеля.
Вся человеческая история - непримиримая, бескомпромиссная борьба между каинитской и сифитской цивилизациями. Борьба прежде всего духовная, но и иногда переходившая в острые формы военного противостояния. К сожалению, кровные потомки Сифа лишь напервых порах строго придерживались наставления Адама, дистанцировались от каинитов, были, как сказано в Книге Бытия, истинными Сынами Божиими, т.е. духовными потомками Авеля. Позднее крепость их духа стала ослабевать, они стали смешиваться с потомками Каина («дщерями человеческими»). Большая часть потомков Ноя постепенно пополнила духовный стан Каина, стала нечестивой, забыла Бога. Результатом такого отпадения человечества стал Великий потоп, смывший всех потомков Каина (третья вселенская катастрофа). Богом был спасён единственный праведник Ной со своим семейством.
Далее начинается новая страница истории, но сценарий всё тот же: часть человечества становится духовными продолжателями дела Каина (по линии Хама, сына Ноя). Другая часть человечества (представленная сыновьями Ноя Симом и Иафетом и их потомками) пошла по пути Сифа. Внутри потомков Сифа, в свою очередь, уже на первых шагах послепо-топной истории возникло размежевание: часть из них чувствовала себя духовными потомками Авеля, становилась носителем авелевой цивилизации; другая часть соблазнялась земными целями, материальными достижениями и плотскими «радостями» (вплоть до откровенного разврата) общества потомков Каина и пополняла духовный стан каинитов.
Таким образом, всё человечество оказалось разделённым на две цивилизации, два полюса: Каина и Авеля. Цивилизация Сифа представляет собой неустойчивое образование людей, оказывающихся перед жёстким выбором и рано или поздно, осознанно или неосознанно делающих свой выбор в пользу одного из двух полюсов. Уже давно большая часть сифитов стала делать (и продолжает делать) выбор в пользу царства земного, меньшая - в пользу Царства Небесного. Когда исчезнут последние благочестивые сифиты, выбирающие Царство Небесное, то дальнейшее продолжение земной жизни человечества утратит смысл для Творца. Таково в самом общем виде содержание всей мировой истории4.
Прошу прощения за изложенное выше предисловие: я уверен, что истинно образованным и верующим во Христа людям сказанное мною является вполне очевидным. Такое предварение необходимо для того, чтобы более убедительно рассказать читателю об одной судьбоносной развилке всемирной истории. Развилке, которая имеет отношение к культурно-просветительскому движению (обществу) «Переправа». Это общество было создано в 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и определило своей задачей духовное возрождение нашего общества посредством образовательно-просветительской работы. При создании организации было выбрано название «Переправа». Оно отражало цель и содержание её работы - помочь людям из мира неверия, атеизма и сомнений прийти в мир веры, Бога и Церкви.
Нимрод как символ послепотопной цивилизации Каина
Итак, возвращаемся к временам Великого потопа. Через некоторое время после этого события на свет появился Нимрод - сын Хуша и внук Хама (положившего начало послепотопной истории каинитской цивилизации). Тот самый Нимрод, который стал объединять под своими хамитско-каи-нитскими знамёнами послепотопное человечество. Примечательно, что Нимрод переводится как «бунтовщик», «мятежник», «возмутитель».
В Книге Бытия читаем о Нимроде: «...сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар» (Быт., 10:8-10).
Считается, что именно Нимрод (он же -Мардук)5 - основатель первого царства, называемого в литературе «вавилонско-халдей-ским». Наиболее распространённая датировка его царствования: 1792-1 750 гг. до н.э.6.
Нимрод - один из наиболее выдающихся «героев» каинитского рода. Своё царствование он начал со строительства городов, крупнейшим среди них был Вавилон7. Известный специалист по библейской истории Александр Лопухин пишет о Нимроде, что «по своему характеру он напоминает первого строителя городов - Каина с его ближайшим потомством. Он основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую, гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других соседних городов»8.
По мере роста города Вавилона амбиции и самомнение Нимрода стали расти, появились ещё более глобальные планы: «Неудивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, чтобы объединить под своей властью все народы земли и господствовать над ними...»9. Нимрод начал строить мировую империю.
Под знамёнами Нимрода собралось почти всё послепотопное человечество. Людей Нимрод объединял как силой, так и «высокой» идеей - проектом строительства «башни до небес». Речь идёт о Вавилонской башне. Историки, богословы, философы обычно говорят, что Нимрод с помощью «башни до небес» хотел защититься от новых потопов (память о Великом потопе ещё была свежа в памяти людей). Но это было не просто техническое сооружение, это был откровенный вызов Богу. Это была безумная идея скрыться от гнева Божия с помощью каких-то рукотворных средств, приобрести автономность и даже полную свободу от Творца и Промыслителя.
Нимрод начал сооружение башни в 1787 году до н.э.10. Историки утверждают, что на «великой стройке» трудились более 600 тысяч человек. Были задействованы новые технологии строительства (в частности, использование обожжённого кирпича)". Стал применяться (впервые в истории человечества) рабский труд. Энтузиазм вождей и жрецов сочетался с гнетущей атмосферой жестокости: «Строительство шло в очень жёстких условиях: за упавший кирпич убивали виновника. Сверху лучники стреляли в небо -таким был психологический фон постройки»12. Чем больше погружаешься в изучение истории строительства Вавилонской башни, тем больше убеждаешься: это был первый опыт глобализма, а Нимрод был первым «глобалистом».
Обобщённое описание, основанное на данных археологии и истории, приводится во всемирной истории: «Основание башни было шириной девяносто метров; столько же метров она имела в высоту. Из этих девяноста метров тридцать три приходились на первый этаж, восемнадцать - на второй и по шесть метров - на остальные четыре. Самый верхний этаж высотой в пятнадцать метров был занят храмом Марду-ка. Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат (т.е. храмовую башню. - В.К.), но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней. На её строительство ушло восемьдесят пять миллионов кирпичей; колоссальной громадой возвышалась она над всей округой... Вавилонскую башню строили целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки... Зиккурат был святыней, принадлежащей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку»13.
И по мере того как росла высота башни, росли гордыня, самомнение и безумие царя. Нимрод повсюду строил храмы, и в них он устанавливал статуи. Сначала изваяния различных языческих божков, а затем и свои собственные статуи. Нимрод возомнил себя богом!
Кончилась вся эта история плачевно для Нимрода и остальных строителей.
Во-первых, чтобы пресечь нечестивые планы людей, Бог осуществил разделение единого языка на многие языки. Люди перестали понимать друг друга, стройка остановилась, люди стали разбредаться по разным углам земли. Так появились народы, нации, языки и наречия. «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт., 11:8-9).
Во-вторых, плачевная участь постигла и саму башню. Одна часть её упала на землю. Другая часть была сожжена небесным огнём. Третья часть в виде руин сохранилась до наших дней. Надо полагать, в назидание следующим поколениям.
В-третьих, согласно преданиям, во время разрушения башни погиб и сам Нимрод. Для его почитателей это было самое настоящее потрясение, т.к. они считали своего вождя бессмертным богом.
События времён Нимрода можно назвать четвёртой вселенской катастрофой человечества14. К сожалению, многие народы не извлекли надлежащих уроков из этой катастрофы, продолжая следовать по пути каинитской цивилизации. Более того, последующие поколения сохранили в своей памяти Нимрода как великого героя, почти бога. Нимрод в древнем Вавилоне был обожествлён под именем Мардука. У шумеров его звали Амар-уту, у греков -Зевс, у индийцев - индра, у славян - Перун, у семитов - Ваал. Римляне поклонялись Нимроду под именем Бахуса (бар Куш - сын Куша)15. Вплоть до сегодняшних дней в тайных оккультных обществах и масонских ложах Нимрод почитается наряду с Люцифером, Каином и другими «героями» инфернального мира.
Вавилонская башня - не только символ каинитской цивилизации с её грубым материализмом. Это ещё и символ ложного мудрования и «лжеименного знания» (Тим., 6:20), отрывающегося от Божественного откровения. В частности, Максим Исповедник так толковал строительство башни: «Так как строившие башню прежде двинулись с востока - области света (я имею в виду область единственного и истинного ведения о Боге), а затем пришли в землю Сеннаар (Быт., 11:2-4), которая толкуется как «богохульные уста», то они впали в многоразличность мнений о Божестве и, складывая словно кирпичи речи каждого мнения, стали возводить, словно башню, многобожное безбожие»16. Как точно использован образ Вавилонской башни для обличения разного рода лжефилософов и лжебогословов, число коих в наше время растёт как снежный ком!
История праведного Евера как символ «Переправы»
Конечно, на протяжении всей истории после потопа всегда была некоторая часть человечества (остаток), которая дистанцировалась от духовных потомков Каина. Даже энергичному и сильному властителю Нимроду не удалось объединить под своими знамёнами строительства мировой державы и Вавилонской башни всех людей. Среди потомков Сима был праведный Евер, который являлся современником Нимрода и отказался от участия в богоборческом проекте последнего. Как отмечал святитель Димитрий Ростовский, «относительно праотцев Христовых, происходивших от Сифо-ва племени и живших до потопа, нет никакого сомнения, что все они были справедливыми и святыми. Относительно же сих, которые после потопа от Ноя до Авраама по именам вспоминаются, мы не можем сказать, чтобы все они были праведными, кроме Сима и Евера...Разве только те, может быть, пожили праведниками, кои родились во дни Ноя, то есть Арфаксад, Ка-инан и Сала... После же его смерти один только правнук Евер называется добрым, тогда как о прочих нет известий»17.
Через 47 лет после смерти Ноя Арфаксад вместе со своим домом переселился из Армении в Междуречье. В результате семитское племя Арфаксада оказалось в центре поселений Нимрода, среди язычества18. Арфаксад решил уйти за пределы царства Нимрода. В то время, когда Арфаксад, Сала и всё семейство переходили через реку Тигр (2659 год от сотворения мира), у Салы родился сын. Как пишет св. Димитрий Ростовский, «Арфаксад дал младенцу, своему правнуку, имя Евер, что значит «переход». От сего Евера произошли евреи»19. Все Святые Отцы однозначно толкуют смысл такого имени. Это символ перехода (или бегства) от рабства греха к свободе от греха, к покровительству Бога. На примере Нимрода и Евера мы видим вечное противостояние сынов человеческих и сынов Божиих. Известно, что Нимрод всячески завлекал Евера, призывал его присоединиться к своему богоборческому проекту, но Евер отказался.
Священник Даниил Сысоев пишет: «Два современника показывают нам ту громадную бездну, таящуюся в сердце человека. Человек может быть прекрасным, как Евер, или ужасным, как Нимрод... Представьте себе, как может влиять на человека то, что ему противостоит не только его семья или его народ, а всё человечество. Необходима сверхъестественная сила для того, чтобы противостоять натиску общественного презрения, которому подвергся Евер со стороны обезумевшей в своем энтузиазме толпы сторонников Нимрода»20.
Таким образом, мы видим, что Евер - важнейшее звено в той послепотопной ветви человечества, которую мы называем цивилизацией Авеля. Кстати, Евер - единственный из потомков Ноя, кто сохранил тот язык, на котором разговаривало человечество до разделения языков. Это был язык общения с Богом21.
После Евера ключевой фигурой в ветви Сынов Божиих стал Авраам. Далее от Авраама идут Исаак, Иаков, Иуда. От Иуды до царя Давида имеется девять поколений, а от Давида до Иисуса Христа - 41 поколение. Иисус Христос - семьдесят седьмой начиная от Бога. Иисусом Христом заканчивается семитическая и начинается христианская ветвь спасающегося типа цивилизации. Основные этапы развития христианской цивилизации:
- время апостолов и первых христиан (1-III вв.);
- Первый Рим (IV в.);-
- Второй Рим - Византия (У-ХV вв.);-
- Третий (последний) Рим - святая Русь (ХV-ХХI вв.).
Те наши современники, которые называют себя «евреями»22, полагают, что Евер - это именно их прародитель. Кстати, далеко не все, гордо называющие себя «евреями», что-то внятное могут сказать о Евере23. Уверенно могу утверждать, что Евер - это духовный прародитель христиан, а современные «евреи»,окончательно забыв Бога, не имеют на Евера никаких прав. Это не моя личная точка зрения. Это позиция церковная. Вот что, в частности, пишет священник Д. Сысоев: «...очевидно, что истинными евреями являются только православные христиане..., а те, кто ложно именует себя евреями, на самом деле таковыми не являются. Они во всём противоположны своему предку по плоти. Если Евер отказался строить Башню, то его потомки (от себя добавлю: мнимые, самозваные. - В.К.) возглавляют процесс её восстановления. Если он сохранил язык богообщения, ибо жил молитвой, то его потомки (самозваные. - В.К.) заявляют, что им «трудно даётся молитва после Шоа (уничтожение евреев нацистами). Если он перешёл реку и своей верой оправдался, то мнимые евреи, отказываясь признать пришедшего Мессию и принять Св. крещение, теряют право на это славное имя»24.
Святитель Димитрий Ростовский уделял очень большое внимание событиям священной истории, связанной с именами Нимрода и Евера. Он подчёркивал необходимость почаще вспоминать эти события для вразумления своих современников: «В то время, в которое жили Евер и Неврод, среди людей уже умножилось всякое зло, и всякий грех в них утвердился, став как бы естественным явлением. Посему-то люди легче склонились не к доброму совету Евера, а к злому совету Неврода, как к естественной себе некой вещи, «бывше, - по Апостолу, - естеством чада гнева». Давал им Евер добрый совет - угождать Богу, а не прогневлять Его, но сие богоугождение им казалось какою-то странною вещью, ибо они не имели навыка в добрых делах. Давал им Неврод противоположный совет, который не был угоден Богу, и они ухватились за него как за привычное им дело, ибо они утвердились в богопро-гневании, которое стало для них обычным. Так праведный Евер едва смог убедить свой род и отвести его от небогоугодного дела, а Неврод легко увлёк за собою все прочие роды»25. Насколько актуально эти слова звучат сегодня, в начале XXI века, когда большая часть человечества оказалась вовлечённой в строительство новой Вавилонской башни, называемой «глобализацией»!
Думаю, теперь читатель понял, какое отношение библейская история о Нимроде и Евере имеет к нашей духовно-просветительской организации «Переправа». Евер - символ перехода от царства греха и власти нимродов к царству Божьему и власти Христа. Духовный смысл слов «переход» и «переправа» одинаков. Современные христиане не должны забывать, что они - духовные потомки Евера, и им следует вдохновляться его праведностью и верой в Бога.
Почти всё современное человечество встало под каинитские знамёна современных нимродов. Ослеплённое и вдохновлённое призывами нынешних вождей, оно участвует в реализации различных глобальных технических и экономических проектов. В безумной надежде, что современная техническая цивилизация сможет защитить их от гнева Божия и Страшного суда. Единственное отличие нынешнего времени от времён вавилонского Нимрода состоит в том, что в XXI веке люди предпочитают поклоняться не только статуям нимродов, но также выбирают других кумиров. Язычество приобрело очень разнообразные и изощрённые формы. Основным кумиром стали деньги, а их высшим богом - мамона.
«Переправа» - сообщество тех, кто не желает участвовать в современных глобальных проектах строительства различных вавилонских башен; тех, кто не желает присоединяться к толпам людей, жаждущих стать гражданами царства Нимрода; тех, кто не желает поклоняться ни статуям современных Нимродов, ни денежным кумирам, ни иным языческим богам и их изваяниям.
Мы заявляем, что решительно уходим из этого современного Вавилона. Мы зовём с собой тех, кому стала невыносима жизнь в этой каинитской цивилизации, всё более приобретающей признаки земного ада. Для этого нам, подобно праведному Еверу, необходимо совершить «переход», «переправу» через невидимую реку земной жизни человечества, разделяющую эту жизнь на две диаметрально противоположные цивилизации. «Переправа» - символ перехода из царства Каина - Нимрода - дьявола в царство Авеля - Евера - Бога.
В.Ю. Катасонов,
председатель Русского экономического общества, член духовно-просветительского общества «Переправа»
1 В современном написании - Нимрод.
2 Подробнее об организации «Переправа» можно узнать на её сайте по адресу: pereрrаvа.org. Отмечу лишь, что руководимое мною Русское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова входит в состав «Переправы».
3 В.Ю. Катасонов. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». - М.: Институт русской цивилизации, 2013.
4 В более развёрнутом виде данная концепция мировой истории изложена мною в материале «Каинитская цивилизация и со временный капитализм» (части 1 и 2), размещённом на сайте «Русская народная линия» (17, 18 января 2013 г.).
5 Некоторые авторы полагают, что одним из имён данного властелина было Хаммурапи. Однако они ошибаются. Хаммурапи действительно был царём Вавилонской империи, но позднее.
6 Камо грядеши, Вавилон? / Составитель В.И. Кремень. - М.: Паломник, 2002. - С. 5. Отметим, что первым серьёзным историком, описавшим жизнь и деятельность Нимрода, был Иосиф Флавий (37-100 гг. н.э.). Историю Нимрода этот еврейский историк изложил в «Иудейских древностях».
7 Название города Вавилон происходит от аккадских слов «Баб-илу», что означает «Врата бога».
8 Александр Лопухин. Библейская история Ветхого и Нового Заветов. Полное издание в одном томе. - М.: Альфа-Книга, 2008. - С. 6А.
9 Там же. - С. 6А.
10 Там же. - С. 5. Датировка указанного события согласно другому источнику: «От потопа и до богопротивного столпотворения (до построения Вавилонской башни) прошло только 530 лет, а за это время люди быстро размножились» (Иеромонах Евфимий (Саморуков). Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный. - М.: Русская идея, 2012. - С. 175).
11 Камо грядеши, Вавилон? / Составитель В.И. Кремень. - М.: Паломник, 2002. - С. 5-7.
12 Епископ Сергий (Соколов). История Ветхого Завета. - СПб., 2008. - С. 16А.
13 «Всемирная история» в 2 А томах. - Мн.: Харвест, АСТ, том 3 (Век железа), 2003. - С. 218.
14 Существуют различные датировки этой катастрофы (разделение языков и разрушение башни). Так, известный дореволюционный специалист по библейской истории Александр Лопухин пишет: «Это было через 352 года после потопа по еврейскому счислению и через 1207 лет - по греческому. Последнее счисление представляется более вероятным, так как даёт больше исторического пространства для совершения изложенных выше событий» (Александр Лопухин. Библейская история Ветхого и Нового Заветов. Полное издание в одном томе. - М.: Альфа-Книга, 2008. - С. 65-66). У других авторов можно встретить иные датировки. Разночтения возникают в результате того, что в разных вариантах Ветхого Завета существуют некоторые различия в данных о датах рождений первых сыновей библейских патриархов (эти даты важны для датировки вавилонской катастрофы). А. Лопухин сравнивает греческий, самаритянский и еврейский тексты и приходит к выводу, что для датировки событий библейской истории более приемлемы греческий и самаритянский тексты, чем еврейский вариант (там же. - С. 66).
15 Свящ. Даниил Сысоев. Летопись начала. От сотворения мира до исхода. - М., 2012. - С. 334.
16 А.В. Корташев. Ветхозаветная библейская критика. - Париж, 19А7. - С. 83.
17 Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. - М., 1998 (Интернет).
18 Епископ Сергий (Соколов). История Ветхого Завета. - СПб., 2008. - С. 163.
"Там же.
20 Священник Даниил Сысоев. Летопись... - С. 379.
21 Языкознание утверждает, что «существуют слова и другие элементы языка, общие для всех народов, - факт, указывающий на то, что все эти элементы восходят к общему языку-предку» (Н. Василиадис. Библия и археология / Пер. с греч. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. - С. 32).
22 Я здесь ставлю кавычки потому, что в этническом плане те, кто называет себя «евреями», не имеют никакого отношения к ветви Сима - Евера - Авраама и т.д. Это потомки хазар, которые по своему происхождению тяготеют к хамитской ветви человечества. Об этом свидетельствуют многие учёные. Например, наш историк Л. Гумилёв, который назвал современное еврейство «химерой». В Израиле наиболее убедительно и последовательно это показал профессор университета в Тель-Авиве Шломо Занд. Об этом он, в частности, пишет в своей книге «Кто и как изобрёл еврейский народ» (М.: Эксмо, 2012).
23 Поразительно, но авторитетный историк еврейского народа С. Дубнов в своей «Краткой истории евреев» вообще не упоминает Евера. Родоначальником еврейского племени он сразу же называет Авраама (С. Дубнов. Краткая история евреев. - М.: Изд-во «М. Шевчук», 2001. - С. 13-1 А).
24 Свящ. Даниил Сысоев. Летопись... -С. 378-379. Автор тут же добавляет: «Ибо по плоти евреями могут называться не только потомки 12 колен, но и многие арабские племена, идумеи, жители Иордании, ряд индийских племён (дравиды) и даже цыгане и спартанцы» (там же. - С. 379).
25 Димитрий Ростовский. Келейный летописец, гл. 33.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.