С 17 по 21 января 2013 года главный редактор журнала «Переправа» был официальным гостем и участником XI Международного кинофестиваля документальных фильмов памяти Владимира Высоцкого в Польше, в городе Кошалине. Там о. Михаил презентовал свою аудиокнигу «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним» и стал обладателем одной из главных наград фестиваля. Своими впечатлениями о Польше он делится сегодня с читателями журнала.
О О О
Я приехал в Польшу вместе со своим другом - московским музыкантом Михаилом Крыловым, правнуком начальника жандармерии Варшавы. Сразу же посоветовал ему воздержаться от излишних признаний. У поляков с Россией - давняя неприязнь, войны, взаимная оккупация. Лжедмитрий, Марина Мнишек, польские воеводы, засевшие в Кремле и убившие патриарха Гермогена... А потом был страшный голод во время осады Кремля, наполненного поляками, и те, по свидетельству летописцев, стали поедать друг друга. Когда русские заняли Кремль, во многих местах находили чаны с просоленным человеческим мясом... Чисто библейские истории: жестокость, надменность и бесславный конец. С другой стороны, после разгрома Наполеона Центральная Польша при Александре Первом стала частью Российской империи. Но - ненадолго.
Мы ехали в Варшаву поездом по приглашению Музея памяти Владимира Высоцкого в городе Кошалине. Поляки любят поэта, там есть его многочисленные поклонники. Музей ежегодно проводит международный кинофестиваль, в рамках которого может происходить что угодно - презентации книг, декламации стихов, исполнение песен, интервью, дискуссии и взаимные признания в симпатиях. На этот раз собрались гости из двадцати стран мира. Совершенно разные и по духу, и по культуре, и по религии: арабы и евреи, агностики и православные, лютеране и буддисты. Всех их так или иначе объединил Высоцкий. Он там - некий всечеловек. Каждый находит в нём что-то своё. Как в «Звёздном мальчике» Рэя Брэдбери. Его любят за доброту, ум, порядочность. За искромётный талант и способность поднимать общезначимые темы.
Организовала фестиваль пани Марлена Зимна - доктор филологии и основатель музея Высоцкого, она училась в СССР, там полюбила поэта, и эта любовь стала постоянной. Ей отчасти помогает местный муниципалитет, но основные средства она как-то добывает сама. Многие участники прибыли за её счёт. И жили в гостинице тоже на её деньги. Поистине широкий и добрый, умный человек, тонкая женщина, свободно изъясняющаяся по-русски и по-английски.
Город, где проходил фестиваль, назывался Кошалин. Это бывший немецкий городок, расположенный километров в восьмистах от Варшавы, с соответствующей бюргерской архитектурой и костелами. В 1945 году он полностью отошёл от поверженной Германии к Польше. Примечательно, что исторически у города было три почётных горожанина - Адольф Гитлер (немецкое население Кошалина до 45-го года потребовало от властей оказать им такую честь), папа Иоанн Павел Второй (его памятник стоит напротив центрального костела в центре города) и какой-то отважный покоритель Арктики, если не ошибаюсь. Первого почётного ношалинца из анналов городской истории уже никак и ничем не извлечь.
В Варшаву мы приехали рано утром. Я молил Всевышнего, чтобы Он избавил меня от всяких возможных националистических и политических наездов тех или иных поляков, чтобы благополучно и с хорошим настроением доехать до людей, которые нас любят и ждут. Но на пути к ним стояли потенциально враждебные проводники и носильщики, прохожие и крутая молодёжь, таксисты и администраторы гостиниц, полицейские и обыватели.
Однако всё прошло благополучно. Поляки были любезны, деловиты и оперативны. Таксисты не хамили, девушка за гостиничной стойкой отеля в Варшаве понимала всё с полуслова. Она же по моему возвращению из Кошалина в Варшаву передала мне потерянный мною телефон с миллиардом важных номеров. Его привёз таксист. Другой таксист-самарянин привёз в гостиницу мои перчатки. Каюсь в том, что создал дополнительные и неоплачиваемые услуги для честных работников частного извоза.
О О О
На фестивале было оживлённо и шумно. Пани Марлена собрала многочисленных представителей СМИ, у меня брали интервью, записывали мои реплики на диктофоны, снимало местное телевидение. Я презентовал собравшимся свою аудиокнигу о духовном осмыслении Высоцкого, коснулся деятельности духовно-светского журнала «Переправа», редактором которого являюсь. Пел песни, а Миша Крылов их гениально аранжировал, импровизируя, как истинный джазмен, на ходу и создавая настроение. Говорил я со сцены по-русски, согласно договорённости. Все участники изначально решили общаться на языке поэта. Кто знал три слова, кто - тридцать три, а вот гости из Израиля знали русский в совершенстве и бурно реагировали на песни. Встречали так тепло, как нигде и никогда раньше. Удивительно.
О О О
Лжедмитрий и Сигизмунд остались за серой пеленой прошлого. У поляков - свои проблемы с Евросоюзом, у прохожих - достаточно хмурые лица. Польки, как и всегда, красивы, старики степенны, к ним проявляется естественное уважение. Гуляя по улицам Варшавы и Кошалина, я обратил внимание на странное обстоятельство: практически нигде нет ни одного приезжего гастарбайтера. Все - от чернорабочих до элиты - поляки. Раздумывая над этим фактом, я предположил, что наших собратьев-славян международный глобализм душит как-то по-другому - банками и прочим триллионом обязательств по правам падшего человека. Выяснил, однако, что средняя зарплата у них значительно выше нашей. М-да, дела... Так что если мерить на ЗП, то они живут лучше. Но на улицах всё равно как-то музейно и отчуждённо. И реальная атмосфера сокрыта от глаз. Хотя говорят поляки иногда громко. Но темы в основном бытовые. Такого политического гвалта, как в России, нет. Может, уже позади? Или - впереди? Смотря что хотят поляки. Национальной независимости? Но там уже дух Европы и серьёзное окружение. Польша - маленькая страна. А чем страна меньше, тем больше у неё проблем. С той же независимостью, например. Но может, они довольны? Костелы работают, Закон Божий преподаётся. Но так ли там всё просто? Ведь и Закон Божий совсем по-разному можно преподносить. Можно и о «двуполом боге» толковать со значением. Или о равноценности всех религий - от культа Вицли-Пуцли до Христа. В общем, надо бы поехать туда, в Польшу, ещё разок, внедриться в неё пытливым Штирлицем и поосновательнее во всём разобраться. И тогда - дерзаю сказать сразу и со всей основательностью - станет ясно, что и там и тут, повсюду на земле стенает и мучается зажатый в душном урбанизированном пространстве и примитивных идеологических тисках обезверившийся и нравственно полудикий человек. И волком воет из-за страшной отдалённости от Бога. И - пропадает в злых страстях своих.
О О О
В польском супермаркете продукты - довольно качественные. И колбаска там очень вкусная. Мы с Мишей искали, правда, краковскую, но так её и не нашли. В колбасном отделе продавщица куда-то запропастилась. Образовалась маленькая, но весьма наэлектризованная очередь. Мужчина в роговых очках громко крикнул за прилавок: «01асгедо п!1<1 п!е ргаси]е? То ]ез1 п!е з!<1ер, а Ьа^адап!». И нервно улыбнулся очереди. Вскоре появилась невозмутимая продавщица. Этот эпизод меня почему-то успокоил. Всё по-человечески, живые люди. Как и у нас. Нет, вообще-то здесь чуток полюбезнее. В наших супермаркетах чуть что не так - и гнусный молодой менеджер-пустоглаз на роликах подкатит к тебе и брезгливо бросит: «Не хотите ходить сюда, не ходите, я вызываю охрану!»
О О О
Утром второго дня меня пригласили сослужить Божественную литургию в местном православном польском приходе храма Успения Божи-ей Матери. Храм - бывший костёл, внутри - нулевая температура. Приход достаточно бедный, но держится с достоинством. Симпатичный отец Николай из Польской автокефальной православной церкви всё делает один. Знакомая, впрочем, картина. Я тоже последние шесть лет служил преимущественно в смиренном одиночестве. Сейчас, правда, помогает алтарник.
После евангельского чтения меня благословили выйти на проповедь. Прихожан было немного, среди них стояли и гости фестиваля, с интересом наблюдая за моим преображением.
В конце службы отец Николай неожиданно возвысил меня перед прихожанами, назвав великим гостем в их рядовом приходе. На самом деле великими были все они - верующие православные, затерянные среди польского католичества. Однако правительство разрешает преподавать отцу Николаю Закон Божий в школе и даже платит за это зарплату. Опять странно. Ну да ладно. Кстати, пригласили меня на службу своеобычно: «Не хочет ли пан оказать честь приходу и отслужить мессу?» Я напрягся. Экуменизм в действии? Потом выяснилось, что под мессой подразумевается православная литургия.
Я побывал в гостях у батюшки, а на следующий день уже после фестиваля он пригласил меня, Михаила и ещё одного гостя пани Марлены - лютеранского пастора Игоря Алисова - в ресторан на берегу Балтийского моря. Помню сердитых чаек и нахохлившихся селезней у самого прибоя. Сказали, чтобы мы их хлебом не кормили. От холода хлеб застывает у них в желудках, и птицы в мучениях умирают. Чем же они питаются? С этим вопросом я обратился к отцу Николаю:
- Они приспособились. Рыбка, моллюски и так далее.
Угощали фирменной треской, старым вином. Всё было очень мило. Нас сопровождали супруги Биль - инженер Тадеуш, преподаватель местного университета, и его жена Светлана, переводчик и журналист.
Все они были очень внимательны, баловали нас обходительностью, каждому вручили на память подарки и сувениры, проводили прямо до подножки поезда. Спаси их Господь за доброе сердце!
О О О
Наибольшее оживление в моём фестивальном выступлении вызвала песня Владимира Семёновича: «Нет, и в церкви всё не так!» («Цыганочка»). И - мои скромные комментарии к ней, суть которых сводилась к тому, что в «те времена укромные», то бишь советские, мы, люди Церкви, увы, прогнулись под большевиками и «их радости стали нашими радостями». Вот почему там было «всё не так». Хотя к Высоцкому можно было при желании придраться и сказать: «Да вы сами, Владимир Семёнович, в церковь выпим-ши пришли, вот вам всё и не так!..». Но не нужно переходить на личности. Может, он и заходил туда в разобранном состоянии, кто знает. Важно не это. К тому времени он был уже большим поэтом и ничего случайного практически не писал. А потому каждая его строчка требовала более серьёзных подходов и глубоких обобщений.
Мне вручили награду - бронзовую статуэтку с портретом Высоцкого и памятной надписью: «Ойчец Михаил Ходанов. Найлепшей о Влодиме-же Высоцкем». То есть вроде как лучше всех о Высоцком. В глубине души я был с этим полностью согласен, но внешне проявлял положенное стеснение. Почтили и доктора медицины - господина Хусейна из Иордании. Тот пел Высоцкого на русском языке. Это надо было слышать. Так его точно не пел ещё никто. На память об этом я взял его диск: «Вздох глюбок-кый, р-р-р-рукы щырэ...» Дело в том, что я - арабист и доподлинно знаю: арабы на дух не выносят Высоцкого. Во всяком случае, тысячи из тех, кого я знал раньше. Только я, бывало, включу что-нибудь такое, как они сразу же начинали негодовать: «Михаил, поставь что-нибудь другое, мы нервничаем!» Действительно, совершенно другие ритмы, иная ментальность. Но вот и здесь начинают постепенно рушиться барьеры. Ещё одна поэтесса из Ирака - курдка - подарила мне книгу переводов песен поэта на арабский язык. Для меня её труд был подлинный бестселлер. Госпоже Гула-ле огромное спасибо, она тоже пробила брешь между Россией и Ближним Востоком на самом тонком вербальном уровне.
О О О
У пани Марлены накануне фестиваля случилось страшное горе. На её руках скончалась горячо любимая мать, в которой она души не чаяла. Мама умерла в одночасье, совершенно неожиданно. Только что прошли похороны, горе Марлены было поистине безмерно, но она мужественно держалась до конца и завершила фестиваль на самом высоком уровне. Результат был достигнут: почтили память великого поэта и стали чуть ближе друг к другу.
Царство Небесное маме Марлены - пани Монике. Нам не посчастливилось увидеть эту прекрасную, милую и добрую польскую женщину, достойнейшего представителя своего поколения. Она тоже стояла у истоков Музея памяти Владимира Высоцкого и вдохновляла дочь на все дела по увековечению памяти поэта в Польше.
Пани Марлене - моё глубокое соболезнование, а также пожелание крепости духа, воли и мудрости пережить, с помощью Божией, своё неутешное человеческое горе.
О О О
Трудно писать о Польше, наблюдая за ней из окна поезда и окна такси. Но я заметил, что всюду - чистые, аккуратные домики, всё как на лубочной картинке. Тут и там по пути встречались ветряные мельницы. Грандиозное зрелище, хотя лопасти их вращались довольно вяло.
И пара слов о польском телевидении. Оно вроде бы поприличнее нашего в плане отсутствия пошлости и секса. Там нормальные мультфильмы, там почти нет скабрёзностей, и на экране в сонме дикторов и ведущих преобладают поляки. Есть французские, немецкие и итальянские каналы. Правда, в плане артистизма и постановок преобладает безвкусица. А польское кино было когда-то одним из лучших в мире. Но всё равно ТВ у них поспокойнее в разы: не заводит, не разводит, не опускает, не интригует, не бередит гнусные человеческие страсти. Так мне, во всяком случае, показалось. Я бы сказал -телевидение у них по духу имеет что-то общее с нашим годов эдак семидесятых, самого начала оных. И незримо глядят на нас сквозь двадцать пятые телекадры наши любимые образы из знаменитого польского сериала «С21еге] рапсегп! I р'юз» («Четыре танкиста и собака»)...
О О О
В голове моей прокручивались слова одной польки. У нас с ней в кошалинской гостинице неожиданно произошёл богословский диспут. Точнее, она попыталась выяснить у меня, как у священника, некоторые моменты из Священного Писания. Она - вегетарианка и любит животных. Их убийство она воспринимает с болью и абсолютным неприятием. В животных она видит наших братьев меньших и рассматривает этот принцип универсально. Если бы она сумела разглядеть мир микробов, то и они наверняка подпали бы под действие её гуманизма, и она бы страшно переживала, что поневоле вынуждена самим фактом своего существования постоянно уничтожать их триллионами. Так, любой индус, попавший в Москву, морально мучается, по-эквилибристски, в замысловатом танце переступая через тысячи дождевых червей, выползших после дождя на тротуары столицы. Или: если её, мою знакомую, станет терзать белая акула или же разрывать на части злобный аллигатор, выпрыгнувший из пучин Нила, она всё равно будет гладить их по царапающейся чешуе и брать всю вину на себя. Типично христианский принцип самоосуждения, доведённый до абсурда. Хотя формально не исключено, что тот же аллигатор, почувствовав благодать её любви, может в порядке чуда со стыдом ретироваться или же прильнуть с покорностью к своей недавней жертве.
Несомненно, такой позицией полька создаёт себе в жизни большие сложности. И не только в плане диеты (один православный прихожанин, тоже чуть-чуть индуист по натуре, спросил как-то своего терпеливого духовника: «Батюшка, а тараканов убивать можно?». - «Можно и нужно». -«Но они же живые, тоже твари Божий, попробуй, создай такого! Жалко...». - «Ну, если не мы их, то они нас! - ответствовал батюшка супердоброму прихожанину, который - и это доподлинно известно - буквально поедом «ел» всех своих домашних, всю жизнь искавших от него пятый угол...). Её, например, настораживает, что Господь разрешил бесам, вышедшим из человека, войти в гадаринских свиней - где-то в две тысячи голов, - а потом те бросились в море и утонули. По логике Христос выходит виноватым в том, что косвенно убил ни в чём не повинных хрюшек, да ещё в таком количестве. Партия зелёных обвинит Его, пожалуй, ещё и в том, что Он, не найдя плодов на смоковнице, взял да и засушил её. Как жестоко, закричат они, и вывесят на храме соответствующую клеймящую растяжку.
А и в самом деле - как быть? Свиньи-то и вправду не виноваты. И мозг у них как у человека. И умные они, и боль чувствуют. И умирать не хотят, верещат, убегают от ножа.
То, что всё познаётся в сравнении и что вокруг идёт форменная человеческая бойня, - не ответ. И так не надо делать, и убивать никого не следует, в том числе и невинных животных.
А что животные убивают друг друга - тоже не ответ. У человека есть разум и сердце, и он не должен поступать как неразумные твари. Ну а уж если до конца по-христиански, то звери стали плотоядными и злыми только из-за человеческого грехопадения, которое носило вселенский масштаб и извратило на корню весь мир с его флорой и фауной, сообщив им тление, жестокость и смерть.
Ответ здесь такой: свиньи - невольные участники в замысле Творца. Он Сам дал им временную жизнь ради своей высшей цели, и Он же забрал её, эту временную жизнь земную, вразумив гадаринцев страшным, но спасительным именно для их жёстких сердец чудом. И свинки обрели там, наверху, такое утешение, какое нам и не снилось. А вообще-то весь одушевлённый мир живёт для того, чтобы войти в удел вечности и радости, чистоты и святости. Любовь Божия иногда проявляется и через действие хирурга, который отсекает у человека, скажем, гангренозную ногу, чтобы тот жил. Жалко ногу? Да. Нос ней человек умрёт. Кроме того, - и это самое главное в этом мире и во всей сотворённой вселенной, - Бог сам преподаёт нам величайший урок жертвенности, идя на смерть ради своего творения. И здесь - да умолчит всякая плоть! Христос пришёл на землю, чтобы искоренить грех ценою собственных добровольных страданий. Почему же Господь не спасает нас от греха другими средствами, как Всемогущий Бог? А вот почему: Он дал человеку богоподобие - разум, свободу и способность любить. А творение нашего человеческого уровня, наделённое богоподобной свободой воли,не может быть приведено в состояние «гего» автоматом, вне его собственного желания. Бог Любви с ним ничего не делает насильно. Высшая же любовь неотделима от жертвенности. И потому Господь идёт на эту добровольную жертву, чтобы Его любимое творение - человек - увидел, как глубоко он извратил свои пути и как, несмотря на это, Бог его любит и готов пострадать за него до конца. И - вразумиться, покаяться до глубины души, и с помощью Божией больше не грешить, но войти в бессмертие и благословенную вечность. Пройдя через черту смерти и победив Её своей невиновностью и чистотой (кто свят и чист, над тем смерть не властна), Бог воссоздаёт в чистоте и святости взятую на себя телесную природу падшего человека, его натуру и возносится с ней на небо. Вот эту новую-то натуру христианин постепенно обретает в Церкви через принятие Таинства крещения, покаяния и евхаристии - вкушения Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина.
Закричат, в момент забыв о свинках, - вот опять какие-то каннибальские практики!
Отвечаю: замолчите, добрые, но лукавые и ядущие друг друга люди! Этот многоценный бисер откровения - не для вас. На циничные вопросы не отвечаем, злобу и сарказм обходим стороной. Этими настроениями человек заключает себя в панцирь окаменённого нечувствия, отчего и сам страдает, и других мучает.
Когда кто-то отдаёт свою жизнь, всего себя -свою плоть и кровь - ради другого - это и есть высшая форма жертвенной любви. Вот почему Богу было угодно соединяться в Евхаристии с учениками именно так. По сути. А по форме - это хлеб и вино. В основании мира неизменно лежит жертвенность. Как Бог жертвует Собой для спасения всех, так и всё дышащее Его творение призвано идти по стопам Учителя. А как же иначе?
О О О
А гадаринские свиньи - их всё-таки утопили бесы. И то, что Господь не противился этому, говорит, повторюсь, только об одном: животные вошли в удел Божий, в одну из Его обителей, в вечность, как пострадавшие ради славы Его, а гадаринские жители получили должное вразумление за своё неверие. Может, кого-то из них оно там и просветило, обратило ко Христу. Спасение - дело штучное, сложное, скопом не спасаются.
Ну а со смоковницей - просто архизапутанный богословский вопрос... Не знаю, что и сказать-то в оправдание Бога... Да просто Он - Творец и Хозяин виноградника земли (равно как и тех, кто задаёт все эти вопросы). Подрубает и ветки, и увядающие деревья, чтобы, образно говоря, вишнёвый сад рос лучше и пышнее. А скоро придёт и наша очередь. Мы ведь тоже сад, только человеческий. Там и дубы растут, и калина красная, и клён с сосной, и нежнейшая сакура.
Из диспута тем не менее я понял, что поляки - не фунт изюма и что они интересуются богословием не абы как. Сторонники вегетарианства реально напрягли расслабившегося было от успеха московского певца-теолога.
О О О
Р.5. Пани Марлене - искренняя благодарность и любовь во Христе. Хочется верить, что и мы её не разочаровали. Правнук главного жандарма Варшавы - изумительный гитарист и добрый светлый человек. Лично у него вообще нет ничего общего с жандармом. Кстати, в жандарме, как таковом, ничего плохо нет. Это нас, советских идейных аборигенов, лукавые дяди-болы учили презирать представителей подлинной власти, которая защищала православного царя и была от Бога.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.