6 октября завершился суд над бывшим дворецким папы римского Паоло Габриэле, признанным виновным в краже секретных документов понтифика и приговорённым за это к 1,5 годам тюремного заключения. Разоблачение Габриэле стало частью громкого скандала, разразившегося после выхода книги итальянского журналиста Джанлуиджи Нуцци «Его Святейшество. Секретные бумаги Бенедикта XVI» и получившего в прессе название «Ватиликс».
Что же стоит за этим скандалом? Является ли он отражением традиционной борьбы за власть между различными группировками внутри Ватикана или речь идёт о более серьёзных процессах, связанных с оказанием внешнего давления на Св. престол, направленного на «органичное» встраивание его в создающуюся систему глобального управления и установление более жёсткого контроля над его теневыми структурами со стороны мировых финансовых тузов? Судя по всему, речь идёт именно о последнем.
Кампания по дискредитации Ватикана началась не вчера, она имеет давние корни. При этом главным объектом критики начиная с 80-х годов выступала самая закрытая структура Св. престола, недоступная для какого-либо международного регулирования, - Институт по делам религии (ИДР), известный как Банк Ватикана, неоднократно обвиняемый в отмывании денег и других незаконных операциях. Однако важным рубежом, свидетельствующим о переходе к некому новому этапу, стал выход в свет в Италии в 2009 году (как раз в разгар мирового кризиса) первой книги Джанлуиджи Нуцци, разоблачающей тайные финансовые дела Св. престола и носящей откровенное название «ООО Ватикан». Она была написана на основе 4 тысяч секретных документов Банка Ватикана, переданных автору одним из членов комиссии «по оздоровлению» ИДР, умершим ещё в 2003 году. В ней была раскрыта сложная система тайных счетов, функционировавшая в Банке Ватикана с начала 90-х годов в качестве «банка внутри банка», с помощью которого шла отмывка грязных денег итальянских мафиози, бизнесменов и политиков высокого уровня. Тогдашний глава ИДР Калойя не смог воспрепятствовать выходу в свет этой книги (хотя издательству предлагались большие деньги), за что и был снят со своего поста.
Перед новым главой ИДР Готти Тедески, членом влиятельнейшего ордена «Опус Деи», известным в качестве крупного специалиста по «финансовой этике», была поставлена сложная задача: пройти между Сциллой и Харибдой, то есть вывести финансы Ватикана на определённый уровень «прозрачности» («транспарентности»), который позволил бы ему активизировать инвестиционную деятельность и вместе с тем сохранить свои привилегии, связанные с особым статусом Св. престола. Однако деятельность Тедески также закончилась скандалом.
В сентябре 2010 года итальянские власти заподозрили ИДР в незаконных денежных переводах в немецкий J.P. Morgan Frankfurt и итальянские Banca del Fucino,
UniCredit и Intesa SanPaolo. К Банку Ватикана впервые была применена такая строгая мера, как наложение ареста на часть его денежных средств - 23 миллиона евро, а в отношении Тедески было возбуждено уголовное дело, в результате которого он вместе с генеральным директором ИДР Паоло Чиприани оказался под следствием. В ходе следствия наружу стали всплывать факты, свидетельствовавшие о том, что вокруг ИДР идёт борьба двух сил: партии «прозрачности» и партии «теневиков», покрывающих коррупционных итальянских чиновников и бизнесменов. Ярким примером последних являются генеральный директор ИДР Паоло Чиприани и завотделом международных отношении итальянского телевидения КА1 Марк Симеон, который, в свою очередь, выступает в качестве доверенного лица второй после папы фигуры в Ватикане, его государственного секретаря, кардинала Тарчизио Бертоне, известного своими консервативными взглядами.
Опасаясь широкой огласки, Ватикан вынужден был издать официальную ноту, в которой потребовал от римских властей, чтобы они «надлежащим образом оценили и уважали суверенные прерогативы, признанные за Святым престолом международными порядками». Но вместе с тем под давлением событий он решил кардинально изменить ситуацию, превратив «прозрачность» в главный лозунг дня.
Было принято решение получить международное признание в качестве структуры, соответствующей законам, направленным против отмывания денег и финансового терроризма, отвечающей международным стандартам и пользующейся полным доверием европейских и американских банковских институтов. Для этого была поставлена задача добиться включения Ватикана в так называемый белый список РАТР - группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Эта межправительственная организация была создана в 1989 году странами «Большой семёрки» с целью разработки и реализации коллективных мер борьбы с легализацией незаконных средств и проведения постоянного мониторинга деятельности различных компаний и организаций. По результатам мониторинга ежегодно формируется 3 списка стран в зависимости от степени их открытости: «белый» (страны, выполняющие все её рекомендации), «серый» (страны, де-юре подтверждающие готовность выполнять, но де-факто не выполняющие эти обязательства) и «чёрный» (страны, не подписавшие соглашения об обмене налоговыми данными и не принимающие никаких мер).
Уже 30 декабря 2010 года папа подписал закон о борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путём, и подготовил специальный свод правил, регламентирующих денежные переводы (предполагается от 4 до 12 лет за отмывание денег и 15 лет за «финансовый терроризм»). В качестве контролирующего органа при ИДР было создано специальное Управление финансовой информации (УФИ), занявшееся мониторингом денежно-кредитной и коммерческой деятельности Ватикана и вступившее во взаимодействие с международными организациями, занимающимися прозрачностью финансовых потоков. Ватиканом было послано обращение в MONEYVAL - Экспертную группу Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма - о признании его финансовой организацией, соответствующей международным нормам. MONEYVAL взялся за проверку работы Банка Ватикана, намереваясь обнародовать результаты и определить, придерживается ли последний международных стандартов или нет. После этого летом 2011 года ИДР были возвращены его арестованные деньги, а дело против Тедески свёрнуто.
После составления первого отчёта MONEYVAL, отметившего несовершенство УФИ, продолжавшего зависеть от Св. престола, Ватикан в январе 2012 года принял новый закон № 159 о «финансовой прозрачности», в разработке которого участвовал американский юрист Джеффри Лена. Он значительно расширил «принудительные» полномочия УФИ, превратив его в реальный орган контроля над всеми зависящими от Св. престола органами, включая и Банк Ватикана, и Госсекретариат. Однако Госсекретариат обладает настолько большим весом, что способность УФИ осуществлять в полную меру контрольные функции так и осталась под вопросом.
Вот тут итальянские СМИ и приступили к операции «Ватиликс», превратившейся в мощный фактор давления на Св. престол. Уже с января 2012 года в прессе стали публиковать секретные и конфиденциальные документы Ватикана, касающиеся отдельных вопросов жизни Св. престола, в феврале этот процесс принял регулярный характер, а в марте масштаб утечек стал настолько велик, что папа приказал начать расследование, которое было поручено корпусу ватиканской жандармерии и кардиналам. Тогда же финансовый холдинг JP Morgan в Милане предупредил Ватикан о закрытии его счёта из-за отсутствия соответствующей информации о переводимых деньгах, а Госдепартамент США впервые включил Ватикан в список стран, уязвимых для отмывания денег1.
Наконец, в мае выходит наделавшая столько шума книга Д. Ноцци «Его Святейшество» с секретной перепиской Бенедикта XVI с его помощниками - уже упомянутым выше кардиналом Тарчизио Бертоне и личным секретарём папы Георгом Генс-вайном. В ней также содержатся и копии документов, связанных с деятельностью Фонда Йозефа Ратцингера, которые не предназначались для архива Св. престола и могли быть взяты только с рабочего стола понтифика или его секретаря. Есть в ней и материалы, посвящённые Банку Ватикана. Они свидетельствуют о царящих в Ватикане коррупции, кумовстве, неграмотном ведении дел и ошибках менеджмента. В переведённый в рекордные сроки на немецкий язык вариант книги была добавлена специальная глава, посвящённая отнюдь не идиллическим отношениям понтифика с немецкими католиками и показывающая всю внутреннюю кухню Ватикана. Автор фактически противопоставляет друг другу крайне либеральную немецкую церковь и консервативное руководство Св. престола, создавая образы двух разных миров, которые уже почти невозможно объединить.
Очевидно, что книга Нуцци не просто вскрывает недостатки Ватикана. Выводя наружу информацию, касающуюся внутренних механизмов осуществления власти понтифика и выставляя в негативном плане и папу, и его секретаря, и особенно кардинала Бертоне, противостоящего борьбе с коррупцией и злоупотреблениями, она работает на дискредитацию самой системы управления Св. престолом. А это вызвало соответствующую реакцию и папы, и общественности.
Заподозренные в утечке информации лица тут же понесли наказание. 23 мая был арестован и отдан под суд Св. престола папский дворецкий Габриэле, что стало драматической кульминацией скандала, поскольку дворецкий был наиболее близкой к папе фигурой, которому тот абсолютно доверял. Дворецкий признался на следствии в том, что он действительно крал документы, но руководствовался исключительно любовью к папе, чтобы вывести на чистую воду тех, кто препятствовал борьбе с коррупцией.
Другим наказанным стал Готти Тедески. Буквально на следующий день после ареста камердинера он по настоянию госсекретаря Ватикана Тарчизио Бертоне и в соответствии с единогласным решением совета директоров Банка Ватикана был уволен с поста президента ИДР. По официальной версии, он был снят «за неспособность выполнять свои основные обязанности», то есть за то, что уделял недостаточно внимания Банку Ватикана и не обеспечил необходимой «прозрачности» его деятельности. Однако, видимо, главной причиной его отставки была как раз слишком хорошая осведомлённость о счетах политиков, различных теневых посредников и высокопоставленных чиновников, а также лиц, которые, скорее всего, служат прикрытием мафии. Неслучайно со стороны руководства ИДР в его адрес прозвучало обвинение в передаче конфиденциальной информации в прессу.
Однако расправа над такими значимыми фигурами Ватикана была настолько скорой и «щадящей», что оставила противоречивое впечатление и свидетельствовала о желании руководства скрыть сообщников и соучастников из числа высокопоставленных церковных иерархов. Процесс над дворецким прошёл удивительно быстро (в течение одной недели) и рассматривал в основном процедурные вопросы. Все попытки Габриэле рассказать о своих многочисленных конфидентах были пресечены, а выступления сторон прошли в телеграфном стиле. По версии суда, тысячи конфиденциальных документов были похищены камердинером в одиночку и исключительно по его собственной инициативе. При этом, хотя опубликована была только небольшая часть похищенных документов, вопрос о том, где находятся остальные материалы, поднят не был. Наконец, сами действия Габриэле были квалифицированы как простая кража, а не как нарушение тайны переписки главы государства, что могло быть приравнено к подрыву государственной безопасности Ватикана, и грозит 30 годами тюрьмы. Виновного же в итоге приговорили к трём годам лишения свободы, которые тут же с учётом смягчающих обстоятельств были сокращены до полутора лет, что удовлетворило все стороны.
Интересно также, что, пока продолжалось следствие, произошло ещё одно таинственное событие: бесследно исчез бывший хакер, взятый на службу в Ватикан в качестве главного компьютерщика. Этот «папский инженер» держал в своих руках все коды для входа в компьютерную систему Ватикана (считающуюся аналогичной системе американских спецслужб) и хранил множество секретов, включая и те, что касались скандального опубликования внутренних документов. Ему известны все контакты и внутренние е-таП, шифр-коды Банка Ватикана и, возможно, тайны так называемых воронов - людей, распространивших ватиканские письма2.
В итоге вопрос о том, кто стоит за международным скандалом по делу «Вати-ликс», так и стался открытым. Между тем действия руководства Св. престола свидетельствуют о попытках скрыть серьёзные внутренние процессы, связанные с попытками перестройки системы управления Ватикана и перевода его под контроль мировой финансовой элиты. И нынешняя борьба по вопросу о «прозрачности» между различными группировками Римской курии - это не просто борьба за власть между консерваторами и либералами в преддверии завершения понтификата Ратцингера. Это борьба двух разных стратегических линий3. Одна исходит из необходимости сохранения Ватикана как суверенного государства, которое обеспечивает безупречное управление с помощью внутреннего контроля. Другая -из необходимости открытого включения его в современную систему глобального управления в качестве квазигосударственного образования, находящегося «на посылках» у «большого брата».
Те силы, что требуют «прозрачности» Ватикана (а именно такова, по словам Нуцци, главная цель начатой им кампании), в действительности являются проводниками интересов глобальной финансовой мафии, которая под видом борьбы с национальными мафиози и коррупционерами совершает демонтаж национальных государств как таковых. Дошла очередь и до Израиля, и до Ватикана, которые в глазах глобальных элит отыграли свою роль в качестве политических проектов. Как написал итальянский публицист Витторио Мессо-ри, специалист по Ватикану, «Римская курия всегда была гнездом гадюк. Но в своё время она хотя бы была самой эффективной государственной структурой в мире. Она руководила империей, над которой никогда не заходило солнце, и имела дипломатию, которой не было равных. Что от всего этого осталось сегодня?»4. Сегодня понтифика всё чаще используют в качестве рупора глобальных элит, активно ратующего за «мировую политическую власть», «Всемирный центральный банк» и прочие наднациональные институты.
Пожертвовав камердинером и главным специалистом по «финансовой этике», партия «прозрачности» лишь укрепила свои позиции: отдав дань приличию («наказав» за оскорбление государства), она сохранила в своих руках основные рычаги давления - мощный информационный компромат (который может быть запущен в любой нужный момент) и крепнущие связи с международными финансовыми институтами, к которым должен в будущем перейти реальный контроль над финансами Ватикана. Об этом свидетельствуют последние события.
18 июля 2012 года MONEYVAL опубликовал доклад, в котором были изложены результаты проверки финансовой деятельности Ватикана, показавшей, что, хотя Св. престол и «проделал большой путь за очень короткое время», эта деятельность пока не соответствует международным стандартам, и, следовательно, само государство не может претендовать на место в списке финансово добросовестных стран5. Из 16 ключевых международных критериев по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Банк Ватикана соблюдает лишь 9. Наибольшее же недовольство проверявших, как и прежде, вызвала работа Управления финансовой информации, которую нашли неудовлетворительной в силу его фактического бездействия.
Такие неудовлетворительные оценки стали очередным стимулом к дальнейшему реформированию Ватикана, особую роль в котором призван сыграть приглашённый сюда в сентябре в качестве консультанта один из ведущих специалистов по борьбе с «грязными деньгами» 40-летний швейцарский адвокат и финансовый эксперт Рене Брюлхарт, прозванный журналистами Джеймсом Бондом финансового мира. Он является вице-президентом группы «Эгмонт», представляющей собой неформальную организацию, созданную в 1995 году и объединяющую подразделения финансовой разведки 100 стран мира для сотрудничества в области обмена информацией и борьбы против отмывания денег и финансирования терроризма (штаб-квартира в Брюсселе). В течение восьми лет он возглавлял подразделение финансовой разведки Лихтенштейна, работая над «очищением» имиджа этого известного «налогового оазиса», избавляя его от репутации «всемирной прачечной». В итоге в 2009 году Лихтенштейн был исключён из «чёрного» списка и получил репутацию «оазиса стабильности». Теперь перед Брюлхартом поставлена задача вывести и Ватикан на такой уровень открытости, что позволит ему войти в «белый» список FATF и в группу «Эгмонт».
Работать над перестройкой Св. престола финансовый эксперт будет совместно с другим приглашённым специалистом по «имиджу», высокопоставленным членом «Опус Деи», -американским журналистом из РОХ №ш5 Грегом Бурке, назначенным недавно на должность главного консультанта по связям с общественностью в секретариате Ватикана. Если ко всему этому добавить тот факт, что во главе группы советников по вопросам внешней политики Ватикана стоит бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, иудей по вероисповеданию, приглашённый Бенедиктом XVI в 2007 году (и являющийся фактически единственным экспертом по внешнеполитическим вопросам)6, то смысл происходящего «обновления» Ватикана становится достаточно ясным. В какой мере можно говорить о суверенности государства, если его финансовые, внешнеполитические и коммуникационные функции переходят под контроль внешних сил?
О.Н. Четверикова, к.и.н.
1 В неё входят представители 34 государств, а также Еврокомиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Вице-президентом является В. Нечаев.
2 http://ncronline.org/blogs/ncr-today/new-vatican-transparency-guru-brings-unique-pedigree
3 http://www.la-croix.com/Religion/Urbi-Orbi/Rome/Le-Vatican-va-promulguer-de-nouvelles-normes-de-transparence-financiere-_NP_-2012-04-24-798412
4 http://www.rbcdaily.ru/2012/05/28/world/562949983957590
5 http://www.nr2.ru/391106.html
6 http://blog.lefigaro.fr/religioblog/2012/06/que-se-passe-t-il---vraiment-.html
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.