Игорь Николаевич Острецов, доктор технических наук, профессор, физик-ядерщик, академик АПЭ, в недавнем прошлом заместитель директора ВНИИ атомного машиностроения, любезно принял участие в молодежной конференции.
Ниже мы публикуем живую дискуссию, которая завязалась между маститым академиком и известным в церковных кругах отцом дьяконом из храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни Николаем Петровичем Поповичем. Отец Николай – фронтовик Великой Отечественной, кавалер ордена Боевого Красного Знамени, имеет высшее юридическое и экономическое образование, эрудит и прирожденный миссионер, многих людей обративший ко Христу. Его слово обращено, прежде всего, к молодому поколению (он еще и преподаватель церковно-приходской школы), к интеллектуальной элите, вообще к думающим людям. Недавно он отметил свой день рождения. Ему – восемьдесят три года, но он по-прежнему бодр и активен, имеет великолепную память и отличается необыкновенной трезвостью мысли.
Острецов. – Я по специальности ядерный физик, не так давно написал монографию «Введение в философию ненасильственного развития», которая была одобрена почившим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Хотел бы сделать акцент на нескольких моментах, которые я уже апробировал на встречах с молодежью. Этим летом меня пригласили в лагерь на Дону, в Воронежской области. В основном там были дети работников ФСБ и спецназа. Скажем прямо, нестандартные дети и привилегированный лагерь. Я также постоянно встречаюсь и со студенческой молодежью.
Согласен с Александром Ивановичем Нотиным в том, что те процессы, которые мы наблюдаем, обоснованы следующим обстоятельством: период материалистического развития нашего общества завершен. И поэтому в основу дальнейшего развития полагается именно духовная жизнь. Это вещь предопределенная. Второй тезис состоит в том, что к подавляющему большинству людей мы должны искать рациональные пути подхода, чтобы привести их к пониманию необходимости духовного. В чем они заключаются? Расскажу в двух словах. Я задаю молодежи простой вопрос: на земле живет пять миллиардов человек, нормально живут полтора. Если всех поднять до уровня западных стандартов – жизнь на земле прекратится. И американцы тоже говорят: если полтора миллиарда китайцев посадить на автомобили – жизнь остановится. Кончатся энергоносители, кончится все, и человечество будет деградировать на свалке ядерных отходов. Перспективы грустные – и молодежь воспринимает это немедленно и очень остро. Мы, люди старшего поколения, «уверенно смотрим в будущее», потому что нам за семьдесят… а молодым людям придется жить в тяжелейших условиях. И надо понять, какие пути ведут к спасению на земле и за ее пределами. Такие процедуры есть, их надо пропагандировать, озвучивать, доносить до каждого человека. И выявить рациональную проблему, которая стоит перед молодежью: если она, молодежь, будет бездумно воспринимать те ценности, которые навязывает ей современное общество, и следовать по пути чисто материалистического развития, которое западное общество пропагандирует, она погибнет. Когда молодежь поймет эту реалию, то автоматически придет к Христу и к научному пониманию той истины, которая была сформулирована Богом Отцом при сотворении мира. В основе любой точной науки лежат именно ценности христианства.
Пришло время идеологии, основанной на признании бытия Бога. Она станет абсолютно безальтернативной и против нее никто уже не сможет ничего возразить. Обычно спор между идеалистами и материалистами сводится к диспуту Остапа Бендера с ксендзами. Одни говорят, что Бог есть, другие – что Его нет. Но и то и другое недоказуемо. Однако оказывается, что можно привести совершенно неопровержимые доказательства в пользу того, что наш мир есть результат Божиего Промысла. Доказательства эти сводятся к достаточно простой вещи, которую понимают очень много людей, а практически и все. Несмотря на то, что это – глубокая физика, все это вещи достаточно простые. И вот к чему они сводятся. В чем реальное отличие материализма и идеализма? Материализм отрицает Бога, а идеализм его утверждает.
Попович. – Ленин говорил, что если вы идеалист, то вы, батенька, мракобес и поп, и нам с вами не по пути!
О. – Вот именно. Но в чем здесь дело? А в том, что утверждение о первичности и вторичности никаких дальнейших поводов для рассуждения не дает. То есть одни заявляют одно, другие – другое, совершенно противоположное. И никакого позитивного обсуждения при таком раскладе в дальнейшем быть не может.
П. – Дальше начинаются действия.
О. – Именно так и есть. И это плохо.
П. – Конечно!
О. – На самом деле все можно доказать. Отличие материализма от идеализма заключается в том, что идеализм признает существование конечных индивидуальных объектов. А материализм их не признает. Почему эта вещь продуктивна? Самое точное определение материализму дал Ленин. Он сказал: электрон так же неисчерпаем, как и атом. Что это означает? Мы берем породу. Она состоит из химических элементов. В последних мы обнаруживаем молекулы. Смотрим, а внутри них получаются атомы. Смотрим атомы, а там есть ядра и электронная оболочка. Ядро же состоит из протонов и нейтронов. Так было в начале века – Ленин сказал, что этот процесс будет бесконечен. Почему? А потому что в противном случае материализму будет тут же задан вопрос. Если там уже внутри ничего нет, то как же тогда все устроено?
П. – Верно!
О. – То есть материализм в принципе не может остановить процесс, который в науке называют экспериментальной индукцией, бесконечного проникновения в глубь вещества. И это есть не что иное, как основная догма материализма. А именно то, что будем бесконечно двигаться внутрь и никакой остановки здесь быть не может. Любая остановка порождает вопрос – а дальше что? А на этот вопрос может ответить только идеализм. Основным достижением физики двадцатого века было доказательство существования элементарных объектов. То есть существует мир элементарных частиц. Физика двадцатого столетия показала, что мир состоит из шести кварков, шести лептонов и четырех типов взаимодействий. И задавать дальше вопрос о том, что внутри, – нельзя. Есть и второй существенный момент – свойства этих объектов подобраны исключительно точно. Если заряд электрона изменить хотя бы на 10–15 процентов, мира не будет. Современный мир, созданный из кирпичиков, уже весь считается. То есть мы знаем полностью о том, как устроен материальный мир. Но если свойство кирпичика изменить хотя бы чуть-чуть, мир исчезнет. Как отвечает материализм на эти вопросы? Кто-то бросает кирпичики в случайном наборе – и мир существует, допустим, одну секунду. Второй раз бросает – 10 лет. Третий раз – 100 лет. И так далее. И наконец, удачная комбинация – мир существует. В результате, так сказать, статистических манипуляций.
П. – А кто бросает?
О. – Материалисты не говорят. А ответ прост. Вот я поставил перед собой вопрос: какова вероятность того, что в результате бесконечного количества бросаний мы выбросим удачную комбинацию? Результат – однозначный. Вероятность такого выброса равна нулю. Набор подобного рода может быть осуществлен только в результате разумного отбора. Здесь доказана не прямая теорема, а обратная: без разума, без предварительного плана ничего не будет. В Евангелии сказано: в начале было Слово. То есть в начале был проект. То есть если бы меня, разумного существа, не было, то и удачный набор было бы невозможно выбросить. То есть обязательно должен быть разум. Впрямую это утверждение доказано быть не может – в него надо верить. Но положение, что вне разума, вне Создателя мира быть не может, доказывается строго логически от обратного.
П. – У Солоухина есть два талантливых возражения против тех положений материализма, что мир произошел сам собой и никакого Бога нет. И он, как писатель, приводит пример: в пруду между карасями зашел разговор – что есть за пределами нашего пруда? Есть там что-нибудь или же ничего нет? Выбрали космонавта. Он выпрыгнул из воды на солнце, сразу ослеп, упал обратно в воду и на вопрос: и что же там? – сказал: там ничего нет. Один свет. Или, продолжает Солоухин, возьмите русскую азбуку и положите ее на поднос. И – трясите – год, два, три, пять. Сто лет трясите. Выйдет ли у вас – «Выхожу один я на дорогу»?!
О. – Прекрасный пример из этой же серии. Удачная комбинация может быть выбрана только с помощью разума.
П. – Совершенно верно! Блестящая аргументация! А вот еще пример. Владыка Вениамин Федченков, известный церковный писатель, говорит, что большинство семинаристов в Петербургской духовной академии выходили оттуда рационалистами, отрицали чудеса и стало быть не верили в Бога. И вот в Академии зашел самый настоящий диспут о вере. Один академист встал и спросил: а кто Бога видел? Как доказать, что Он есть? А ему – в ответ: а ты свою прабабушку видел? Тот отвечает: нет, не видел. – Но она же была? – Была. Ну вот. А почему одна роза черная, другая желтая, а третья красная? Церковь уже давным-давно определила две степени познания. Естественное откровение – это гармония природы, ее красота и удивительная индивидуальность, неповторимая субъективность каждого предмета, растения и животного. И есть откровение от Бога, сверхъестественное.
В книге Бытия запечатлена эта уникальность творения. Например, жираф. Отчего у него длинная шея? Он должен был сразу же помереть, согласно дарвинской теории отбора, ибо из-за такой шеи не выдержал бы давления. Но жираф живет себе и живет. А почему у него такая странная и необъяснимо длинная шея? Дарвинисты говорят: тянул, чтобы достать пищу. А почему олень не тянул? Он тоже хотел бы апельсинчиков. Есть, простите, анекдот. Приходят два работяги в зоопарк, остановились около клетки с жирафом. Один смотрит на него уже пять минут и оторваться не может. Другой – ему: ты чего, Вась? Пойдем! – Нет, хочу полюбоваться на его шею! Сто грамм выпьешь – долго идет!.. Но это в порядке шутки.
О. (смеется) – Да, сколько времени горло смачивается!.. На самом деле Солоухин не совсем прав. Выкинуть комбинацию «Выхожу один я на дорогу» теоретически можно. Вероятность будет мала, но она – конечна. А в моем примере этого нельзя сделать принципиально. Там наличие замысла Создателя абсолютно необходимо. Эту теорему вообще-то доказал еще Кантор, я лишь использовал ее для других целей. Но смысл ее абсолютно понятен и связан с тем, что выборки этих конечных структур, элементарных кирпичиков, происходят из иррациональной мощности, или, говоря языком математики, – мощности-континиума. Существование иррационального в математике никогда не было проблемой. Оно доказано там давным-давно. Другое дело, что математика не оперирует разумом. Чем, к примеру, христианская религия принципиально отличается от той же математики? Ведь и та и другая признают иррациональное. Однако в математике отсутствует феномен разума. А Христос сказал о Себе, что Он – Сын Человеческий.
П. – И Творец!
О. – Да. Так что же создало человечество? Разум. Христос – олицетворение разума человечества.
П. – И Он – совершеннейший Человек, вот что важно. И Бог.
О. – Конечно. И выборки, которые производятся из множеств, имеющих иррациональную мощность, несоизмеримо более великие, чем те, которые связаны со счетом. И поэтому их отношение тождественно равно нулю. Поэтому любая метрическая форма – будь то вы или дерево – это всегда продукт Разума. Как и написано в Евангелии: «В начале было Слово. И Слово было у Бога и Слово был Бог». То есть все создавалось и будет создано только Господом Богом.
П. – И это так и есть.
О. – Но главное, что это можно совершенно строго доказать.
П. – Я с математиками немножко на вы, потому что некогда было учиться. Сначала, до войны, – семилетка, потом фронт, затем десятилетка экстерном, юридический институт. Так что организованно, систематически я ни физики, ни математики не знал, только старался по мере сил своих что-то постичь. Но фундамента не было.
О. – Каждый работает на своем поприще. А чтобы было все ясно, любому материалисту нужно задать простой вопрос: ты признаешь существование элементарного объекта? Если скажет – нет, то – простите, как это нет, когда современная физика это уже все доказала? Если бы мне устроили диспут с Гинзбургом, я бы закопал его на пятой минуте.
П. – Но он не нуждается ни в каких доказательствах!
О. – Понятно, но диспут может происходить при наличии аудитории.
П. – Он не пойдет на это.
О. – Ну тогда если Патриархия попросит Академию Наук найти кого-то для подобного рода дискуссии, они выделят специалиста.
П. – При Патриархе Тихоне первым наркомом просвещения был Луначарский. Образованный человек, окончил гимназию, университет, но преимущественно материалист с налетом идеализма. У него были диспуты с Илларионом Троицким, блестящим профессором, мучеником за веру, необыкновенным эрудитом. Троицкий в этих диспутах всегда побеждал. А чем кончилось дело? Расстреляли.
О. – Это я все понимаю. Но в то время не приводилось доказательств такого материалистического толка.
П. – А Ленину нужны были такие доказательства?
О. – Он же их не знал.
П. – А если бы и знал?!
О. – Ну не знаю, как бы он себя повел. Просто в девятнадцатом веке та процедура, о которой говорил Ленин, действительно казалась реальной. Материализм тогда буквально затмил взор всех ученых. Те успехи материализма, которых он тогда достиг, были грандиозными. И это сбило всех с толку… А двадцатый век показал, что существуют индивидуальные объекты. И на это надо обязательно обратить внимание ученых. Это народ очень консервативный. Если вы у человека-материалиста спросите: существуют индивидуальные объекты или нет? – он зачешет тыкву и, если будет совсем набитый дурак, скажет, что таких объектов нет. Если же он более-менее грамотный, то он знает, что существуют элементарные частицы, предельные частицы кварки. А дальше-то, что внутри? Не знают, что сказать. После этого вы зададите ему вопрос: кварк обладает конкретными свойствами? – Да. – А как они возникли?
П. – Игорь Николаевич! Вы – человек науки, поиска и мысли, а они…
О. – Но наша задача – вкладывать подобные знания в других людей.
П. – Апостол Павел рассматривал людей и делил их на три категории – плотские, душевные и духовные. Плотские – с ними все понятно. Душевные все равно связаны с плотью. А духовные – такие, как преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, – это гиганты, которые подчинили материю духу. И материя стала им служить. А отчего это произошло? А оттого, что они поступали по-евангельски. А в Священном Писании сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
О. – Большинство людей не могут осознать такие реалии. Их ум достаточно приземлен, поскольку они живут в тех условиях, в которые их поставили.
П. – Согласен.
О. – Задача на двадцать первый век, учитывая, что вся материалистическая наука сегодня уже известна, состоит в необходимости исследования индивидуальных объектов.
П. – А как донести эту идею до простого обывателя?
О. – Обывателю нужно создавать условия. И очень важно, чтобы при этом имелась достаточно большая группа, которая бы все это осознала. Ведь когда наступает кризис и хаос, должен быть тот, кто скажет слово и поведет общество за собой. Человек этот отличается от других лишь тем, что говорит внятно. И тогда люди за таким пойдут.
П. – Понятно.
О. – К сожалению, тяжелое положение будет очень скоро. Поэтому основное назначение XXI века – это познание индивидуальных объектов. Зачем, с какой целью? Если мы будем знать, как устроены кирпичики и как они производятся, то мы сможем строить новые миры по подобию Бога Отца, который строил этот мир. Предназначенье человечества – достичь потенциала Бога Отца.
П. – И каким же образом?
О. – За счет знания.
П. – Знания чего? Истины?
О. – Нет, не истины, а замысла Божиего.
П. – Так. Повторяю вопрос: каким же образом?
О. – В основе настоящей науки лежит религия.
П. – То есть связь с Богом.
О. – Да. Человек должен понимать, что мир создан Творцом и – учиться у Творца.
П. – Правильно.
О. – И в этом – смысл науки.
П. – Подождите минуточку! Мы с вами имеем девятнадцатый век и прошлое столетие, когда закончились национальные истории – голландская, французская, немецкая, русская, итальянская. И – искусство. А закончились почему? Как говорил Бердяев, из-за машин, через которые человек превратился в эксплуататора природы. Человек перестал жить в храме природы и уподобил его скотному двору. Потребительство, извечная психология буржуа. До девятнадцатого века история все же имела духовные корни и доминанту. Именно отсюда – истоки европейской культуры. И мы до сих пор еще ею живем. Двадцатый век – это тотальное крушение христианства. Начала господствовать материя. И сегодняшний рынок с его ценностями убивает религию так же, как и в начале ХХ века. Человечество превращается в биомассу, лишается индивидуальности. Вспомните – расцвет материализма еще в начале XX века опьянил интеллигенцию, в том числе и семинаристскую. Церковь осталась святой, но ею пренебрегли. Сегодня, когда обессмыслилась история, даже советскую эстраду нельзя сравнить с этой совершенно жуткой современной какофонией. Под именем красоты, и женственности несут Бог знает что, и это – финал. Вспомним, митрополит Вениамин Федченков, наш знаменитый церковный писатель и известный архиерей, пишет, что он, крестьянский парень, выросший в верующей семье, ходил босиком, а его приняли в духовное училище, а потом за казенный счет – в семинарию. Блестяще сдал все экзамены по первому разряду. А когда поступил в Санкт-Петербургскую академию, то потерял веру в Таинства Церкви. И если б не святой праведный Иоанн Кронштадтский и не оптинские старцы, стал бы безбожником. Это тот самый Федченков, который позже стал духовником армии Врангеля. Но ныне этот мир соблазна исчерпан для людей думающих. Властителям нужна безликая масса. Задача – убить личность. А всякий человек есть замысел Божий. Еще студентом-юристом, атеистом, я был поражен дактилоскопией, что у каждого человека – свои неповторимые отпечатки пальцев. Как же мы себя обокрали, не раскрыв своего внутреннего человека.
Итак, как пробудить того же молодого человека к духовной жизни? Помните, Дмитрию Ивановичу Менделееву не дали академика, забаллотировали. Дали босяку Горькому. А все потому, что Менделеев в ответ на вопрос: как вы открыли таблицу – сказал, что в этом ему помогло учение Троицы. Это восприняли как мракобесие. Так что вопрос остается открытым – как донести до человека истину? Ведь что такое Церковь? Она признает человека со времен грехопадения и до наших дней как существо больное, пораженное страстями. То есть пороками. А пороки есть материальные и духовные. Материальные пороки сравнительно легко преодолеть. И это может сделать даже неверующий человек. Перестать, например, пить. А духовные пороки, как змеи в лесу, невидимы, и они прячутся. Поэтому Церковь говорит: даже если ты сделал что-либо путное, всегда считай себя рабом неключимым, то есть ничего не значащим. Ты сделал только минимум того, что должен был сделать. Но все равно по сравнению с Богом ты – ничто. Он – Абсолют, Совершенство, Полнота Света, по сравнению с которой ты – тьма. Но это – не унижение. Всегда есть возможность пойти за Богом, который говорит тебе: Я – Гармония, Я – твое подлинное Счастье. В неделю о мытаре и фарисее в церкви читается Евангелие от Матфея. Там речь идет о Господе Иисусе Христе, который идет из Иерихона в Иерусалим, окруженный громадной толпой. Он проповедует, исцеляет. И сборщик податей по имени Закхей, наш сегодняшний фининспектор, этот извечный жулик, узнав, что идет великий Учитель, решил на Него посмотреть. Но он был маленького роста. И чтобы увидеть Его, мытарь влезает на дерево. И Господь, видя его, говорит: Закхей, слезь с дерева, Мне сегодня нужно быть у тебя в доме. Еврейские учителя вознегодовали: кого Он приглашает?! Сборщика податей для римских властей, который обирает свой народ и много чего присваивает себе. От них, мытарей, стонали все евреи! И вот, когда Господь сидел в доме мытаря за столом, Закхей, встав, сказал: Господи, пол-имения отдам нищим, а кого чем обидел, воздам четверицей. И что ответил Господь? «Ныне пришло спасение дому сему». Понимаете? Ведь что по-настоящему спасает? Не знание, оно – только условие и средство. Спасение – в покаянии и сокрушении сердечном. Так вот – желание соединиться с Богом и подтолкнуло Закхея на эти вещи. Это – самое главное. Но как донести такой настрой до простого человека? Посмотрите в прошлое и вы поймете: наш народ, не зная учения о материи, жил Церковью и спасался покаянием.
О. – Все верно. Но для подавляющего числа сегодняшних расцерковленных людей необходимо создать специальные условия, при которых они бы веровали.
Иначе вера у многих будет поверхностной и нетвердой. Те примеры, о которых вы рассказываете из Евангелия, – все-таки единичные.
П. – Но это – учение, призванное стать всеобщим достоянием!
О. – Верно. Однако учение надо донести. В том числе и до молодежи. А как донести? Каков метод? Все очень непросто. Христианскому учению уже две тысячи лет. И истинно верующих всегда было сравнительно мало. Как вы сами и сказали: духовных – единицы.
П. – А что говорит Господь? «Не бойся, малое стадо!» Имеется в виду, что спасено, скорее всего, будет малое число лю0дей даже из числа верующих. А остальные сами, добровольно обрекут себя на погибель.
О. – В Евангелии так и написано: одни станут по правую руку, а другие – по левую.
П. – Справа и есть то малое стадо, которое отринуло все земное и предпочло Христа. По левую же выстроятся те, кто создал себе в жизни кумира – богатство, власть и наслаждение.
О. – В первую очередь, золотого тельца. Миссия двадцать первого века заключается в том, чтобы показать – должно спастись максимальное количество людей. Людям надо объяснить, что материализму пришел конец. Вы очень правильно сказали, что до девятнадцатого века еще была духовная жизнь. Сейчас же мы дожили до того момента, когда материалистической науки больше не будет. Отныне – время достижений только науки духовной. А последняя, если выражаться научным рациональным языком – это постижение сути индивидуального, из которого строится все остальное. Индивидуальное – это элементарные объекты в физике, это – интеллект человека. Отсюда мы сможем строго доказать феномен Бога Отца, приход к Которому станет смыслом и результатом развития человечества за все время его существования. В конце истории люди должны прийти к Богу Отцу, Который и создал мир. А это – иррациональная область.
П. – Однако нельзя забывать, что Бога Отца как Творца – не грозную Силу, а именно Творца, – открыл людям Господь наш Иисус Христос.
О. – Совершенно точно.
П. – И Христос – не Посланник, а Бог.
О. – Да, Он – Совершенный Разум. И каждый человек, достигнув такого разума, который достиг Христос, станет богом.
П. – Тут вы неправы. Объясню почему. Христос ничего не достигал, у Него как у Бога – все было. Он сам – Творец. Он же – вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
О. – Согласен. Сказано: «Как Ты, Отче, во Мне, так и Я – в Тебе». Они – единая Суть.
П. – Верно. В чем одна из ересей католицизма? Они отрицают Божественную сущность Духа Святого и сводят Троицу к некоей внутренней иерархии, отрицая равночестность трех ипостасей христианского Бога.
О. – В Евангелии четко написано: кто скажет хулу на Духа Святого, тому не простится ни в этом веке, ни в будущем. Кстати, эту хулу совершил социализм.
П. – Ну, это же демонизм, с ним все ясно.
О. – Я имею в виду, что там хула на Духа проявилась особенно сильно.
П. – Социализм и фашизм одинаково хулили Бога. Но лучше вернемся, с вашего позволения, к теме. Итак, основу жизни человека заложил Христос. Что я хочу сказать? Двенадцать учеников входят с Учителем в Иерусалим. Он идет на добровольную казнь. Его приветствуют толпы людей. Идет сплошное ликование. Христос едет на маленьком ослике. А рядом идет ослица. Ослик – это Новый Завет, а ослица – Ветхий, который Господь ведет за собой. Так образно трактует этот сюжет святитель Иоанн Златоуст. Господь едет и плачет. Он знает, что эта восторженная толпа будет завтра орать: «Распни Его!».
О. – Толпа есть толпа.
П. – Да. Но Он же сотворил великие чудеса: воскресил четверодневного Лазаря, остановил бурю на море, исцелил слепорожденного, поднял расслабленного у Силуамского источника, накормил тысячи алчущих пятью хлебами, преобразился на Фаворе. Он – Царь Израилев. В духовном плане. А они все считают Его только материальным. И что же происходит? Его отзывают в сторонку два любимых ученика, Иаков и Иоанн со своей матерью. И та просит Его посадить ее детей справа и слева от Себя, когда Он станет во главе Израиля. Один, говоря современным языком, будет вице-спикером, а другой – премьер-министром. А почему они отошли в сторону? Боялись Петра. Он ведь тоже ближайший ученик Христов. Другие апостолы, услышав их разговор, вознегодовали – а почему не мы?!
О. – Началась конкуренция.
П. – И у кого?! В маленькой Святой Церкви, у самых ближайших учеников. У тех, кто своими глазами видел Его удивительную силу и Божественную сущность. И Христос отвечает им: «Не знаете, чего просите». Что происходит дальше? Его распинают. «Если все и отрекутся от Тебя, то только не я», – говорит Господу Петр незадолго до этого, и, прежде чем трижды пропел петух, отрекся. Со Христом остался только один Иоанн и женщины. Они не испугались, потому что любовь победила разум. Женщины стояли у Креста и плакали. Так русские женщины в свое время спасли Церковь при советской власти. По любви, а не по уму.
Далее, Господь является ученикам воскресшим, в новой плоти. И что говорит Ему Фома? «Пока не вложу персты свои в раны гвоздинные, не уверую»… И Господь немедленно повелевает: «Вложи». И Фома, вложив, восклицает: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Христос говорит: «Ты уверовал, потому что увидел. Блаженны не видевшие и веровавшие». Опять мы ясно видим несомненный приоритет веры над естествознанием. Затем Господь, убеждая учеников в том, что Он – не призрак, а воскресший Богочеловек, говорит им: «Дайте мне что-нибудь поесть». А Он уже оделся в новую плоть, скинув плоть ветхого Адама. У Него было уже бессмертное тело – то, которое Бог даровал Адаму до грехопадения. Бог ведь смерти не творил. Человек сам захотел ее. Адам был бессмертным и, как пишет Библия, общался с Богом непосредственно. Мы же, смертные, общаемся с Ним через молитву, через Таинства, через Церковь. Наше общение, по словам апостола Павла, происходит с Богом как бы сквозь тусклое стекло. И все это по причине грехопадения. А первый святой Адам, как вы помните, нарек имена всем тварям. Стало быть, ему было дано знать их сущность. Он был воистину великим творением Божиим. Такого человека, как Адам, говорит наш общепризнанный тайнозритель, преподобный Серафим Саровский, не было и вряд ли когда будет.
И тут некая тварь в виде змеи, которую Адам также нарек сущностным именем, становится вместилищем дьявола – тот входит в змею и начинает искушать Еву. «Кто сказал, что яблоко нельзя есть? Да полноте! Съешьте – и будете как боги, будете знать добро и зло». Ева соблазнилась, съела сама и дала Адаму. И тут же произошло грехопадение – они спрятались от Бога в тени деревьев, ибо им открылось, что они – наги. «Почему вы спрятались?» – спрашивает Бог. – «А мы – нагие». – «А кто вам сказал, что вы нагие? Не ели ли вы от древа познания добра и зла?». – «Жена дала мне, и я ел», – ответил Адам. Смотрите – он сваливает вину с себя на жену. «А ты что сделала?» – «А мне змей велел!». Что мы здесь видим? Люди искусились, захотев стать на уровень Бога и даже превыше Бога. Гениальная пушкинская сказка о золотой рыбке! Сделать так, чтобы Бог служил тебе так же, как золотая рыбка – старухе! Адам пошел здесь точно по пути дьявола. Почему пал дьявол? Огромная власть, необъятная благодать, и он восхотел стать как Бог. И – сразу же пал. Но извините, я отвлекся. Итак, апостолы. Их было двенадцать. Они, в отличие от некоторых наших современных батюшек, не играют в рок, в теннис, не боксируют. Они благовествуют силой Духа Святого и преображают народы. И делают это не математикой и не физикой. Хотя в те времена был уже и Пифагор. А чем они преображают? Любовью.
О. – Пифагор – материалист.
П. – Я говорю в принципе. Апостолы – люди неученые, рыбаки. И мы, сегодняшние архиереи, священники и дьяконы, только тогда откроем миру Отца, когда явим человечеству любовь. Но вот беда – наша интеллигенция не идет ко Христу.
О. – Так вот и надо ее притаскивать!
П. – А она не хочет.
О. – Но она может захотеть, если ей это сделать доказательно. Это – наша задача. Ибо следующий этап развития связан с познанием иррационального, которое не даст материальных благ.
П. – Конечно!
О. – В этом – принципиальное отличие предыдущего этапа развития науки и современного. Поэтому привлечь интеллигенцию и молодежь к участию в этом новом этапе – первейшая задача! А без науки, которая происходит из религии и имеет там корни, человечество, в том числе та же интеллигенция и молодежь, не сможет выжить. Так что привлекать молодежь необходимо именно на этом пути.
П. – Да. А что ей мешает ступить на него? Латентная праздность, иногда под личиной неполезных, а зачастую и душевредных дел. Страшная проблема, и я часто над ней думаю. Как же победить праздность? Вся нынешняя преступность в молодежной среде, среди подростков, все эти жестокие игры, публичные бои, снимаемые на мобильники, оргии с ширянием иглы – от праздности. Святые Отцы говорили, что она – мать всех пороков. Владимир Даль определял праздного человека так: это – бездельник и шатун, бьющий баклуши. Такой человек со временем становится непригодным к настоящей работе, к совместной жизни и к духовному развитию. Праздный человек, как утверждал святитель Тихон Задонский, живет по своей слепой воле, а поступающий так мертв для Бога. Внешне у него может быть тысяча темных дел – шоу-бизнес, игорные дома, притоны, обменные пункты, финансово-пирамидальные интриги, создание лживых идеологий, срамные грехи, наркомания, пьянство, цинизм, пофигизм и нигилизм, бесчисленные и пошлые телеканалы и телепроекты, деструктивная деятельность девяти десятых СМИ, ненависть к людям, выраженная в соответствующих доктринах или действиях, развязывание войн, насильственные переделы мира, глобальные проекты нового мирового порядка – но все это есть не что иное, как по сути пустое времяпровождение. Далекое, глубоко враждебное Богу, а потому совершенно бессмысленное и душепагубное. А исток его – зуд праздности, нежелание приложить свои руки и сердце к путным и богоугодным делам. Как же преодолеть дух праздности? Вспомним, что после грехопадения первых людей Бог, провидя, что праздность рано или поздно убьет их, постановил: «в поте лица своего будете добывать хлеб свой». Фурье, Сен-Симон, равно как и Маркс полагали, что человека наоборот надо освобождать от физического труда и заменять его машиной. Тогда, мол, у людей будет больше времени для духовного развития. Эта розовая мечта легла в основу всех материалистических учений, в том числе и социализма с коммунизмом. Однако она была несовместима с волей Божией в отношении падшего человека – трудиться до изнеможения – и через это спасаться. Коммунисты разорили деревни, создали огромные города, уничтожили крестьянство, убили любовь к труду, сделали его казенной и ненавистной обязаловкой. У пролетария и у горожанина отобрали природу с домом на земле, заменив их «каменным мешком» – убогой квартирой и производственным цехом.
И как результат, повсеместно возросло желание праздности. Вспомните отсидки на работе при социализме, массовые прогулы, инфантильное отношение к своим обязанностям, нежелание работать на общее благо, в которое никто уже не верил. Вследствие всего этого усилилось пьянство, подскочила преступность, упала нравственность. У населения СССР выработалась антисоциальная и духовная беспечность, патологическая безответственность, безвольная рассеянность, появился феномен окамененного нечувствия в осознании всей пагубности своей ситуации.
И в результате безбожное общество рухнуло. Осмысленное существование человека на земле было всегда обусловлено его постоянным трудом. Вроде бы тяжкое наказание за ослушание, но какое спасительное! Как вернуть людей в состояние осмысленного труда и духовной ответственности? Вот вопрос вопросов. Сколько времени упущено!...
О. – Для этого человек должен стать активным…
П. – Но как его сделать активным?
О. – Умом, головой.
П. – Только ли? Возьмите наших с вами крестьян. Академик Игорь Шафаревич тщательно изучил Маркса, Энгельса и Ленина. И показал, что все они – а после них уже Сталин и Хрущев – ненавидели крестьянство как самый отсталый и непрогрессивный класс. Понятно почему. Потому что его нельзя пролетаризировать, он весь – в трудах. И эти труды не позволяют ему участвовать в революционном шабаше. А крестьянин был настоящим тружеником. Он спасался созидательным трудом и не хотел никаких революционных потрясений. От этого – и классовая к нему ненависть со стороны коммунистов – горлопанов, обманщиков и паразитов.
О. – В идеологии коммунизма так и было заложено, что в его основе находится пролетариат. И из крестьян, по существу, хотели сделать тех же пролетариев.
П. – И сделали!
О. – Маркс даже с точки зрения математики совершил ошибку. Он использовал в своих построениях так называемый метод индукции. В чем он заключается? Раз рабы победили рабовладельцев, раз крестьяне одолели феодалов, значит, новый класс пролетариев непременно победит буржуев! В этом – примитивность рассуждений Маркса. А на самом деле как работает метод индукции? Надо сделать несколько таких построений и потом доказать, что из произвольного члена вытекает следующий. Только тогда доказательство будет абсолютно строгим. А он этого не сделал, поэтому и вывод оказался ошибочным. Ибо ряд был не бесконечен.
И пролетариат никого не победил.
П. – Кто-то хорошо сострил, что диктатура пролетариата – это диктатура без пролетариата! Почему Ленина считают создателем нового учения марксизма-ленинизма? Дело в том, что он разошелся с Каутским и с Энгельсом. У тех – принцип эволюции, а у Ленина – революция, да еще основанная на диктатуре, то есть на голом насилии.
О. – Должен заметить следующее. Почему меня привлекло Евангелие? Оно – абсолютно строгий документ, а никакой не ряд отдельных утверждений. Евангелие построено как геометрия, где все можно доказать из первичного положения. То есть из первого евангельского положения доказываются все последующие. Как у меня все это произошло? Я полтора года болел, лежал в больнице. А была как раз перестройка. И я ее все время перелопачивал в голове: что было правильно, а что – не так. А поскольку я считал, что можно обмануть кого угодно, кроме себя, то именно для себя я считал все до логического конца. И пришел к некоему стройному ходу мыслей. А тут как раз принесли Евангелие, прямо в больницу. Ну, я открыл и стал читать. Раньше я его никогда не читал.
И – просто обалдел. Там все – один в один. Там нет промежуточных доказательств. Две тысячи лет назад общество могло бы такие доказательства и не понять, но сейчас их можно строго привести. Каждое последующее утверждение вытекает из основной аксиомы, которая есть Триединство. В основании мира находится Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
П. – В 1992 году меня оперируют в больнице. Я лежу в общей палате. И народ там подобрался очень интересный. Ну, а я человек темпераментный – и начинаю говорить с ними о Боге, о Церкви. И был там профессор, кажется, тоже математик.
Он мне и говорит: «Вот я несколько дней вас слушаю. И думаю – неужели вы верите в то, что говорите?» Я отвечаю: «Обманщиком никогда не был. А вот вы у студентов экзамены принимаете по шпаргалкам или по знанию основ?» – «Конечно, по основам». – «Ну так вот, – отвечаю я. – Как же вы можете что-то отрицать, когда вы и Евангелия-то наверняка не читали? Хотите почитать? Оно у меня всегда с собой». Слушайте, что было дальше. Он неделю его читал, а потом поблагодарил и сказал: «Я подумаю». И уже не стал со мной спорить. А вывод – какой? Вот вам Евангелие дали?
Дали. И у вас открылись глаза. Приведу пример из жизни нашего замечательного хирурга Пирогова. Отец у него был вольтерьянец, интеллигент, дворянин. Мать – тоже. И отец своего сына духовно несколько подразвратил – философией Возрождения и Просвещения, то есть вольнодумством и атеизмом. И Пирогов признавался, что в тот период был материалистом. Потом он окончил Московский университет и поехал учиться в Германию. И вот, говорит он, мне было около двадцати лет, я препарирую труп и говорю: господа, ну где здесь душа? Вот – сердце. Вот – мозг, печень, желудок и прочие атрибуты. Какая уж там душа?! А мать его была очень верующей. Пирогов вернулся к себе в имение и очень сильно заболел. И начал умирать. Тогда мать стала читать над ним Евангелие.
И молилась. Пирогова это так потрясло, что он выздоровел, ознакомился с Писанием и стал удивительно православным человеком. А тут как раз началась дискуссия с нашими эволюционистами: откуда человек – от обезьяны или от Творца. И Пирогов, уже совсем старенький, сказал: «Знаете, господа, давайте не будем спорить, ибо если вокруг нас и дальше будет твориться такая же безнравственность, то хвост обязательно вырастет». Так что весь вопрос – как донести правду. Причем не факт, что все могут ее на одном уровне понимать.
О. – Да, должна образоваться маленькая, сплоченная и грамотная группа, функция которой – произнести слова, понятные массе. Иначе будет хаос.
П. – Я уже двенадцать лет занимаюсь с детьми в церковно-приходской школе.
И заметил, что до 13–14 лет с ними все нормально. Слушают, искренне интересуются. А потом – стопор, подростковый возраст. Гормоны и все такое. И они почти полностью отключаются. И, делая первые шаги в большой мир, впуская в сердце секс, компьютерную развлекаловку-»жесть» и прочую нравственную нечистоту, охладевают к слову Божиему. Начинается ломка. И как тут свести концы с концами? Общество не помогает, школа не воспитывает, милиция приезжает только по вызову, у родителей у самих полный сумбур в голове, да тут еще шоу-бизнес подминает их под себя, ну, а мамона, наркотик, водка и культ потребления вышибают у них мозги окончательно. Все против них, понимаете? И только Церковь – этот зеленый спасительный островок, оазис в бушующем мире зла. Но они пребывают далеко от Нее. Повторяю – ничто вокруг не способствует приходу детей в спасительную ограду Церкви. Ни нынешняя государственная идеология синкретизма, ни семья, ни школа. Только отдельные православные волонтеры, в сане и без сана. Но их мало. Страшное дело…
О. – Так надо создать условия, чтобы в четырнадцать лет у них не было таких соблазнов!
П. – Значит, надо, чтобы наше правительство захотело этого и издало закон, запрещающий развращать людей.
О. – А куда оно, правительство, денется? Сейчас ситуация развивается таким образом, что оно, возможно, уйдет и придет другое, которое будет более правильно понимать ситуацию. А мы как раз должны такое понимание готовить. Нам уже много лет и, к сожалению, жить осталось совсем чуть-чуть. Но надо приложить все усилия, чтобы нас не прокляли потомки.
П. – В конечном итоге, мы должны соединиться с Творцом. Так? Так. Но соединиться с Ним можно только по закону тождества. Подобное тянется к подобному.
А что препятствует сегодня такому соединению? Грех. Распад личности. Деградация нравов. Как ее остановить?
О. – Забота только о себе – это, скажем так, более простая задача. А вот применительно к большому числу людей все будет гораздо сложней.
П. – Но начать-то все равно надо с себя. И это – отнюдь не просто. Искусство из искусств. Добровольная болевая хирургия. Вырезать из себя грех – это, брат, такая несокрушимая воля нужна и поистине святая ненависть к греху! И таких людей – единицы из единиц!
О. – Я имею в виду то, что, работая с собой, ты работаешь с одним человеком. Вот почему такой вариант проще. А привлечь огромную массу людей – тяжелейшая задача. И тяжесть эта усиливается прямо пропорционально их количеству.
П. – В этом смысле я согласен.
О. – Задача – сложная. Она включает в себя комплекс мер – и рациональных, и духовных. Нужен такой инструмент воздействия, который позволит спасти максимальное число людей. Их нельзя бросить. Пастырю нельзя бросать стадо, если ему дано свыше вести его за собой.
П. – Тут очень важен собственный пример. Суворовские победы проистекали из того, что он был человеком глубочайшей веры.
О. – Поэтому он и пассионарий.
П. – Совершенно верно. И солдаты, видя его веру, преображались. Вот ключ: собственная жертва. Осознанная и добровольная.
О. – Если человек – не пассионарий, он просто ничего не сделает. Есть разница между французами Второй мировой войны, которых Гитлер мгновенно скрутил, и французами времен Наполеона?!
П. – Да, есть, и еще какая!
О. – Либо толпа баранов, либо непобедимая армия.
П. – Прекрасный пример!
О. – Сегодня нет личности и нет, образно говоря, стада. Нет единодушного народа. И сейчас такое время, что вряд ли найдется такая сильная личность. Нужна группа пассионариев, которая заражена одной общей идеей и ею горит. И совершенно четко понимает ситуацию, что надо делать – как в области рациональной (что притягательно для многих), так и в области духовной.
П. – Верно.
О. – Именно поэтому я и ищу, как ученый, с вами контакта.
П. – Мы забыли упомянуть здесь, что именно Церковь является лечебницей народа.
О. – Я же говорил о группе. И зародыш, семя этой группы – там. Я очень хочу встретиться с новым Предстоятелем Русской православной церкви, чтобы рассказать ему о наличии тех рациональных путей, которые ведут в иррациональную область. В математике они уже очень давно и хорошо известны. В математике любое иррациональное понятие определяется через рациональные процедуры. И для молодых людей, которые зачастую имеют чисто рациональное мышление, это будет наиболее оптимальный и продуктивный способ вхождения в область иррациональную, духовную. На эту тему, как я уже говорил выше, мною была написана книга, и я передал ее покойному Патриарху Алексию. Мне кажется, что ответ на нее мне готовил тогдашний митрополит Кирилл. Потому что он знает физику и математику. По своей первой специальности.
П. – Вот как!
О. – Ну конечно! Во всяком случае, у меня такое подозрение, что читал мою книжку именно он. Так вот – ее общий тезис заключается в том, что сердце рационального человека, не довольствующегося разговорами о том, что он должен быть чист и так далее, находит путь в иррациональное через математику. Например, понятие рационального числа Дедекинд и Кант вводят через иррациональные процедуры.
П. – Тогда скажите, пожалуйста, каким же образом апостолы, не зная ни математики, ни философии (Петр и Иаков – простые рыбаки), сумели победить не только всю вселенную, но и создать богословскую школу, которая процвела такими духовными гигантами, как Святые Отцы?!
О. – Некоторое время назад вы сами на этот вопрос и ответили. Люди делятся на три категории. Апостолы были духовными личностями, которым ничего не надо было доказывать. В них присутствовала полнота веры. Тем не менее людей такого уровня даже из числа их последователей было сравнительно мало. А потому наступило время, когда люди-рационалисты декларировали себя христианами, лишь прикрываясь верой. Особенно на Западе, где эта вера быстро начала вырождаться, ибо была воспринята большей частью внешне, юридически, с точки зрения выгоды. Император – православный? И я приму православие! В общем, если бы люди были идеальны, никакого рацио не потребовалось бы. Они были бы как первый Адам. Но они совратились, так как занялись рациональными вещами и понимают теперь только их. Поэтому и нужно придумать рациональные пути, которые приведут их в мир духовный. Для подавляющего большинства – это единственный путь. И я здесь не исключение. Я окончил физтех, работал в космической области, потом – в ядерной физике. И пришел в духовность с помощью рационального познания.
П. – А то, что вы открыли в больнице Евангелие – не это ли явилось причиной веры?
О. – Не совсем так. К выводу о существовании Разума я пришел через собственный путь рационального познания. А когда я открыл Евангелие, то увидел, что там написано то же самое!
П. – Великолепно! Только не отождествляйте Христа с эволюционным развитием человечества!
О. – Ни в коем случае! Я этого не говорил. Христос – Абсолют хотя бы даже потому, что две тысячи лет назад Он создал такое учение, которое может быть познано только в результате развития всего человечества. Лишь через приобретенные в длительном процессе огромные знания можно правильно понять, что именно там, в Евангелии, написано. Так что просто человек такой текст написать бы не мог.
П. – Я не о том. В течение всей истории христианства имеются колоссальные свидетельства святости очень простых людей, очень неграмотных.
О. – Это зависит от того, что преобладает в человеке. Он может быть изначально пассионарий, в потенции сильная духовная личность. Вот отсюда и святость. Но все-таки таких людей относительно мало. Но задача таких пассионариев – спасти максимальное количество людей, в том числе и молодежь, которая живо откликается на пассионаризм. А ей в массе своей доступны только рациональные процедуры.
П. – Для меня абсолютная истина заключается в том, что вера есть драгоценнейший дар Божий.
О. – У меня в книжке знаете что написано? Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». То есть у нас, как у людей, есть две задачи. Первая – выжить. Это – рациональная процедура. И вторая задача – верить. Человека от всего остального материального мира отличает разумная вера. Таким образом, в основании человека лежат две вещи: выживание, чтобы жить и развиваться, и вера, которая есть основное условие развития.
П. – А свобода разве не лежит в основании человека?
О. – Свобода – понятие производное.
И мало кто даст ему определение.
П. – Отчего же так? Готов его дать.
О. – И что же это такое?
П. – Свобода – в Боге, во Христе.
О. – Это правильно.
П. – Свобода – в отсечении грехов. Когда уже вы командуете всем, и ничто – вами.
О. – Да, я всегда говорю, что истинно свободен только раб Божий. Тот, кто абсолютно следует учению Христа.
П. – Помните беседу Христа с фарисеями? Они говорят Ему: почему Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом? И Он отвечает им замечательными словами ветхозаветного псалма: «Разве вы не читали, что вы – боги?» То есть боги в потенции, в заданности.
О. – Именно в потенции. Всякий человек подобен Богу, ибо он – разумен. И он может увеличить свой потенциал только в том случае, если будет жить правильно.
П. – Да, только тогда он совершит о себе замысел Божий. А вера есть драгоценнейший дар свыше.
О. – Я и говорю, что единственное отличие человека от других созданий – вера. Выжить-то могут почти все, а вот веровать – только люди. Поэтому у Христа и сказано о приоритете слова, а не хлеба. Это абсолютно точная теза. Возвращаясь к теме материи, должен сделать следующее заключение: материализм сокрушил духовные начала общества тем, что внес туда огромные соблазны – наслаждения, удовольствия, расслабления. Теперь же материальный мир достиг точки излома. Человечество больше неспособно развиваться по схеме материального нарастания. Земные резервы исчерпываются. Так что нужны сильные духом люди, которые бы привели общество силой собственного примера к иррациональным началам. И – использовать рациональные понятия для прихода в сферу иррациональную. Вы сами сказали, что молодежь, пока чиста, слышит Бога. Но потом появляются соблазны – и привет! Им нужны веские альтернативы.
П. – Во всяком случае не менее веские, чем сами соблазны. Вот для этого-то и необходим пример. Нужно горение в вере. И все-таки, как вы полагаете рациональным способом объяснить молодежи ее заблуждения?
О. – Надо объяснить, к чему объективно приведет весь мир нынешний гедонический и потребительский образ жизни, если он продолжится хотя бы еще пару десятков лет. Все закончится мучительным коллапсом и полным цивилизационным крахом. Нужно задействовать в молодежи инстинкт самосохранения. Объяснить ей также, что в каждом человеке есть иррациональная сущность, душа, которая остается даже после прекращения нашего материального бытия. И что ее судьба напрямую зависит от того, как мы проживем данное нам Богом время на земле.
И так далее. Меня в этом году приглашали на беседу в один молодежный лагерь. Ребята там были разных возрастов – от девяти до семнадцати лет включительно. Общая картина была такова – подавляющая их часть осталась глуха. Но небольшая группа в меня буквально впилась. После лекции мы сидели с ними еще часа три-четыре. Так что всегда найдутся люди, которые воспримут твои слова как положено. Надо только их вовремя поддержать.
Они-то и станут закваской. И этой активной группе надо понять замысел Божий о человеке.
П. – Замысел у Бога один – спасти человека.
О. – Вот ради этого спасения и нужно создавать рациональные процедуры для большинства людей. А разработка правильной процедуры – приоритет науки, основанной на вере.
П. – Наш диалог можно закончить словами апостола Павла. В послании к Тимофею он говорит о великой тайне Божиего домостроительства: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Как донести это откровение людям, чтобы они все адекватно поняли? Через приближение их к Церкви. Ибо только Она «есть столп и утверждение Истины». А Истина – во Христе. Он есть Путь, Истина и Жизнь. И живущий по заповедям святого Евангелия выполняет замысел Божий самым непосредственным образом. Созиданием в себе личности во Христе, собственным добрым примером. А это и есть главная задача тех пассионарных групп, о которых вы говорите.
О. – Да, Церковь есть то Семя, из которого рождается новое человечество.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.