Игра... Не говоря о моментах азарта, сам феномен игры как элемент психической деятельности развивающегося человека полезен и даже необходим. В возрасте от одного года до трёх лет ребёнок входит в семейный мир игр и в целом во взрослый мир через игры.
Игра ребёнка построена на процессах внимания, интереса, подражания, самостоятельности, самодеятельности и творчества. В игре ребёнок познаёт мир, свойства вещей, человеческие отношения и самого себя. Сначала взрослые ведут ребёнка к предметам, а затем предметы через игру ведут его в мир взрослых. В воспитании и обучении дети очень восприимчивы к наглядности, предметности. А успех образования во многом зависит от эффекта «узнавания» того, что было уже ребёнком интуитивно или опытно опробовано ранее в ходе игры.
Непременный элемент детской игры - игрушка. (Вглядимся и вслушаемся в это слово: как будто ласкательное наименование самой игры!) Если нет под рукой специально изготовленной игрушки, ребёнок придумывает её или использует что-либо из окружающих предметов: например, крышка от кастрюли у него - руль. А часто он и сам изображает собою то самолёт, то автомобиль, то медведя или ещё что-то или кого-то.
За последние 10-15 лет изменилась жизнь-детские игры и игрушки также сильно изменились. Я по возрасту отношу себя к старшему поколению и стараюсь не поддаваться избитой старческой философии, утверждающей, что «раньше и трава была зеленее, и вода мокрее». Однако всё же не могу не реагировать на тревожащие меня явления, тем более когда они влияют на духовно-нравственное формирование моих детей и внуков и вообще - младшего поколения.
И что же мы видим? Если раньше ребёнок воображал себя Ильёй Муромцем, Суворовым или Чапаем, то сейчас - Гарри Поттером, Чёрным Плащом или Крутым Уокером. Полным ходом идёт вестернизация («западизация») игр и игрушек. В мультиках Серую Шейку и Аленький цветочек давно потеснили прагматичные скруджи и нахрапистые микки-маусы. Вместо зайчиков и мишек в наши детские комнаты нагло влезла размалёванная топ-модель Барби. Даже всем известную с детства считалку: «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной...» - превратили в следующий западнический «перл»:
На золотом крыльце сидели
мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утёнка,
выходи - ты будешь Понка!
Сам лично слышал этот бред от ребятишек в Саратове. А когда попробовал напомнить им про «царь-царевича», оказалось, что они такого и не слыхали! Вольготно расселась на русском золотом крыльце всякая западная нечисть...
Произошло сильное качественное изменение содержательности детских занятий. В прежние годы в СССР действовала система кружков и студий детского творчества: авиамодельные, судомодельные, фотокружки, радиокружки, кружки мягкой игрушки, выпиливания, выжигания по дереву и многие-многие другие. Причём, как правило, эти кружки были безплатными. (Именно: без, а не бес.)
Сейчас же система сломана, кружки эти канули в Лету, зато вместо них всплыли платные -восточные и всякие иные единоборства, где не последнюю роль играет умение, например, разбить кирпич, сломать доску...
Сопоставляя, видим, что в первом случае идеологией детских занятий было творчество, созидание (в том числе и изготовление игрушек), а во втором - ломко, разрушение. В первом - выход к друзьям на совместное делание, во втором - выход к ближнему своему как к врагу с целью доказать своё превосходство.
Так, коллективистские, по сути - христианские, нравственные принципы игры были вытеснены потребительскими, индивидуалистическими, питающими тщеславие и гордыню. Доброту и созидание заменили крутостью и разрушением, изобретательство в творчестве вытеснили изворотливостью в жестоких наслаждениях.
Соответственно, этот процесс захватил и игрушку. Как отнять творчество и фантазию у ребёнка? Очень просто: надо наделить игрушку дополнительными функциями. И игрушки получили электронную начинку, начали двигаться, хохотать, изрекать целые монологи, петь куплеты. Появились куклы писающие, беременные; курицы, несущие пластмассовые яйца... Ранее всё то, что ниже пояса, уже прочно вошло во «взрослый» репертуар театров и эстрады, теперь же оно обрушилось и на наших детей через «половое воспитание», «валеологию», а для самых маленьких - через игрушку.
Однажды у себя на работе я был свидетелем, как десяток женщин с восхищением любовались куклой-младенцем, который двигал ручками и ножками, плакал, смеялся, тужился и кряхтел, сосал соску. Играющему с такой куклой ребёнку ничего придумывать и воображать не надо: кукла всё делает за него. Акт творчества, фантазии исключён напрочь.
По этому поводу вспоминаются и другие случаи. Как-то давно маленькая дочь радостно протянула мне весь исчёрканный листок бумаги: в паутине линий едва просматривается какой-то кривой овал с тремя или четырьмя чёрточками внизу («ножки!»), и она возбуждённо тычет пальчиком: «Это котик! Я нарисовала котика!» А жена рассказывала, как в детстве скручивала платок, складывала пополам и баюкала - это у неё была кукла. И ничего - целые поколения выросли так, не ущербные, не лишённые творческого горения и созидательных сил, создавшие ракеты и первыми вышедшие в космос! Как же они, бедные, обошлись без Г. Поттера и Барби?
Кстати, об этой худосочной красотке, заполонившей все полки магазинов игрушек. Одна моя знакомая, директор школы «Золотое крыльцо», говорила, что в их школу путь для Барби закрыт. И я понимаю, почему. Дело в том, что этот вроде бы безобидный кусок пластмассы разрушает все принципы детской игрушки и самой игры. Прежде всего кукла - это дитя, пупсик, малыш, играя с которым маленький человек социально готовится быть родителем, воспитателем, учителем, в крайнем случае - другом, сверстником. Барби же - модель взрослой женщины, с подчёркнуто зрелыми формами, которую баюкать как-то нездорово.
Внешне худая, неестественно вытянутая её фигура совершенно не соответствует русским представлениям о женской красоте. К тому же ярко размалёванная, она возбуждает преждевременное подражание в применении косметики. И рынок тут же предлагает - специальную «детскую» косметику! Как говорится, есть больной спрос - получи разлагающее предложение. Только плати!
А ведь на Западе немало учёных, и социологов, и психологов, прекрасно понимающих «феномен Барби». И тем не менее Запад сотнями тысяч делает и шлёт нам эту антиигрушку. А у нас её принимают и пускают в продажу. Значит, налицо отработанная система идеологической диверсии - прямо в души наших детей. В девочке надо убить материнский инстинкт, в мальчике развить жестокость. В итоге - удар по семье, вере, нравственности, традициям, патриотизму. А мы-то где? Наше-то понимание и бдительность куда делись?
Что касается компьютерных игр, об этом уже написано немало. Многие компьютерные игры сводятся к тому, чтобы уничтожить, убить на экране как можно больше человекоподобных объектов: врагов, чудовищ, червячков, а чаще всего - человеческих фигурок, т.е. в конечном счёте людей. В ум и сердце вводится резкое нравственное противоречие: изначально игра призвана пробудить в ребёнке силы творчества и созидания - в компьютере же стимулируется и активизируется антитворчество, убийство, развивается изобретательность убийцы. Душа при этом неминуемо повреждается. Неслучайно повысилось число и многообразие детских неврозов, психических заболеваний, самоубийств, постоянно растёт подростковая преступность, так называемая немотивированная жестокость. Нетрудно видеть, что по происхождению своему эта жестокость очень даже мотивированная!
С этим тесно связан и ещё один тревожный симптом: романтизация и героизация отрицательных персонажей, нечистой силы. За последние годы стали положительными героями: домовой (домовёнок), водяной, привидение (каспер), крокодил (Гена), дракон (дракоша) и другие. Это тоже своего рода идеологическая атака с целью сделать чёрное белым, грех - симпатичным и притягательным.
Вот так, дорогие мои коллеги-взрослые, обстоят дела с такой невинной, казалось бы, сферой, как детские игры и игрушки. А ведь это первые ступени человека, основа его нравственного формирования. Можем ли мы благодушно оставаться в стороне? До каких пор с нашего попущения барби и поттеры будут властителями и растлителями душ маленьких русских людей?
Капитан 1 ранга запаса
Поздняков Никита Иванович
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.