ЧУТКОСТЬ К ХРУПКОМУ
Мой муж, Сергей Аркадьевич Вронский, познакомился с Савелием Васильевичем Ямщиковым в Суздале, где проходили съемки фильма «Метель» по одноименной повести А.С. Пушкина. Это был первый художественный фильм, который снимался в тогда ещё мало кому известном провинциальном городе. Шёл 1963 год. Савва Ямщиков работал тогда в Суздальском музее, реставрировал, спасал иконы. В те хрущевские безбожные времена иконы погибали тысячами. Отношение общества к ним было не как к великому наследию и к святыне, а как к предмету запрещённого культа. Тем более поразило Савву как профессионала, с какой любовью относился Сергей Вронский к иконам и как тонко понимал их. В своей книге «Послушание истине» Савва Васильевич вспоминает: «Увидев в музее суздальские иконы, Сергей Аркадьевич захотел непременно снять их для фильма. И теперь, когда я смотрю «Метель», я вижу образа, украшавшие суздальский музей, отснятые на плёнку с удивительным чувством» (из очерка «Иконописец Алексей Вронский»). Мой муж, фронтовик Великой Отечественной войны, и молодой художник-реставратор почувствовали большую симпатию и интерес друг к другу. Они были родственные души, влюбленные в красоту. Савва считал моего мужа одним из лучших кинооператоров, видя в нем настоящего художника. Их дружба продолжалась всю жизнь, до кончины Сергея Аркадьевича 21 июня 2003 года. Интересные совпадения – Савва родился 8 октября, в День памяти преподобного Сергия Радонежского, который был небесным покровителем моего мужа Сергея. 8 октября был его день ангела.
На съемках в Ростове Великом один пожилой человек, очевидно верующий, подарил моему мужу две иконы. Это были чёрные доски. В Москве Сергей Аркадьевич показал иконы Савве. Это происходило у нас дома на Мосфильмовской. Савва стал осторожно приобщать своего друга к азам реставрации. Давал в руки тампон, но не доверял скальпеля азартному ученику, постепенно раскрывая небольшие участки на иконе – сантиметр за сантиметром.
Из окна комнаты, где работали, открывался вид на дивный храм XVII века. Храм Живоначальной Троицы, где тогда были склад и нотная библиотека Гостелерадио. Работа продолжалась заполночь. Сын Алёша, разбуженный громкими голосами, пробирался в комнату, заворожённо смотрел. Это был образ Святителя Николая Чудотворца с клеймами начала XIX века. Когда наш храм стал действующим (1991 г.), Сергей Аркадьевич отнёс икону в церковь. Это было в 1994 году. А сыну Алексею была поручена роспись пятиярусного иконостаса в традиции XVI–XVII века. Вторую икону – «Воскресение Христово» – принес в храм Алексей. Отец ещё не оправился от перенесенного инсульта. Этот образ, также работы начала XIX века, находится справа от дьяконских дверей иконостаса. Образ великого угодника Божия особенно любим нашими прихожанами, которые верят, что Николай Чудотворец услышит молитву и обязательно поможет в беде.
Когда Алёше было лет пять–шесть, я показала его рисунки Савве. По совету питерского скульптора Анатолия Дёмы сын рисовал на больших листах ватмана. Любил гуашь. Про чёрную ворону на одном рисунке и домик с огоньком в окошке на другом папа сказал – «мазня», а Савва Васильевич долго рассматривал и задумчиво произнёс: «Серёжа, у тебя сын очень способный». Прошли годы. Когда наш сын выучился и стал иконописцем, Савва называл его своим крестником по искусству.
Сколько бесценных даров мы получали от Саввы! Как он был щедр! Невозможно забыть выставки, которые открывал Савва Васильевич на Кузнецком, 20. «Древняя живопись Карелии», «Шедевры древнего Новгорода», иконы Ростово-Суздальской школы, древней Вологды и многие другие. А какие замечательные альбомы выпускались, приуроченные к этим выставкам… Сколько же людей попали на эти встречи с древнерусским искусством! Очередь тянулась и днём и вечером. А какие восторженные отзывы писались… Эти замечательные выставки стали для наших детей бесценными уроками русской истории и культуры. Это было в конце 70-х и в 80-е годы прошлого столетия. Наш сын взрослел. Он тогда начал интересоваться русским авангардом. А в русских иконах он видел художественные решения, которые потом раскрывались в творчестве лучших художников русского авангарда. В древних иконах Алексей почувствовал внутреннюю силу и мощь. Это было первым шагом в понимании и любви к русской иконе. Мы с мужем чувствовали, что в хрупком сознании мальчика, теперь уже юноши, закладывался фундамент настоящего и глубокого. Через икону ему открывалось пространство веры Древней Руси, открывался огромный мир древнерусской культуры. В студенческие каникулы Савва отправил Алексея в Новгород, в археологическую экспедицию академика Янина. Тогда Алексею еще глубже открылся Новгород как уникальный центр Древней Руси.
Мир культуры и мир человека очень хрупок. Это Савва Васильевич всегда сознавал. Последние годы жизни его особенно тревожила судьба Пскова, где бетонировали культурный слой древних Псковских городищ, ибо всю жизнь он посвятил «культурному слою» России.
Псковская земля и приняла неутомимого подвижника. Мой покойный муж во время съёмок фильма «Братья Карамазовы» (режиссёр – И.А. Пырьев) часто обращался к Евангелию. От бабушки ему досталось трёхтомное Евангелие с иллюстрациями Гюстава Доре 1889 года издания. Он любил повторять евангельскую притчу, которую Ф.М. Достоевский поставил эпиграфом к своему роману: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно падши в землю не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесет много плода» (Ин., 12, 24). Эти святые слова Спасителя вселяют надежду, что то великое делание, которому Савва Васильевич Ямщиков посвятил всю свою многотрудную жизнь, будет продолжено.
Послесловие
Книгу, которую Савва Ямщиков посвятил памяти архимандрита Алипия (Воронова), он озаглавил: «Человек. Художник. Воин. Игумен». А о Савве будет справедливо сказать: человек, художник-реставратор, воин, радетель за Россию.
Душа у Саввы была нежная и тонкая. Как всегда он помнил дни рождения своих друзей! Мы бережно храним его открытки – поздравления с Рождеством Христовым, Светлым Христовым Воскресением, днем ангела. А теперь они стали свидетельством его любви к нам, своим друзьям.
Вечная тебе память, дорогой наш Савва!
Людмила ВРОНСКАЯ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.