Патриаршее подворье Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках широко известно в среде верующих людей. Его настоятель игумен Иоанн (Ермаков) – человек подлинно христианского склада, стремящийся на деле возродить святое православие. Вверенное ему подворье ведет активную миссионерскую работу среди населения, утверждает здоровый патриотизм у паствы, уделяет особое внимание нравственному оздоровлению молодежи.
При более близком знакомстве с отцом Иоанном становится ясно, что ему присущ дух настоящего воина Христова, который не теряется в момент опасности, не смиряется по-толстовски перед злом, но решительно ему противостоит. Зарывать голову в песок тогда, когда требуется напряжение всех сил и воли, – не его принцип (согласитесь, что на сегодняшний день таких людей среди нас, мягко говоря, не так много). Именно по этой причине он твердо стоит на духовно-патриотических позициях и не боится даже наезда черных рейдеров (чьи жестокие методы присвоения чужой собственности всем хорошо известны), которые долгое время цинично строили ему всяческие козни как настоятелю подворья. Журнал «Шестое чувство» задал отцу настоятелю несколько важных для редакции вопросов:
– Отец Иоанн, как у вас возникла ситуация с рейдерами? Какова ситуация с ними на сегодняшний день? Ваша духовная оценка происходящему – ведь покушаются рейдеры уже не на завод, не на офис, на недвижимость подворья, причем Патриаршего!
– Вы правы – каждый здравомыслящий человек испытывает шок, узнав о той мере цинизма, лжи, бессовестности, которая обрушилась на Церковь в нашем многострадальном месте. И произошло это не в период официального воинствующего безбожия, а на наших глазах – в последнее десятилетие. Уникальная в духовном и историческом смысле земля – место царских владений, первых петровских усилий по созданию регулярной армии, место благотворительного служения обездоленным, место, где на протяжении четырех веков сменилось 4 храма, а последний из них выстроен в роковом 1917 году, эта земля по праву была избрана приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием для формирования значимого духовно-просветительского центра, находящегося в непосредственном подчинении предстоятеля Русской православной церкви.
В 1998 году вышло распоряжение Правительства Российской Федерации о передаче Церкви комплекса зданий и территории для этих целей. Тогда же был подписан Указ Его Святейшества о создании Патриаршегоподворья.
Однако группа алчных дельцов, завладевших прилежащими землями и постройками, решила претендовать и на церковное имущество. В течение всего последующего периода продолжались попытки отторгнуть у Церкви здания, земельный участок, юридически упразднить храм. Не останавливали это неправедное устремление ни здравый смысл, ни возмущения верующих людей, ни обращения уважаемых деятелей культуры, общественных организаций, духовенства…
Никому не удалось пробудить или обнаружить совесть в сердцах группы коммерсантов, образовавших фирму «ООО «Новейшие технологии и связи», опиравшихся на поддержку чиновников самого разного уровня московской и федеральной власти. Мысли о выгодах и ценах смогли затмить представления о чести и ценностях у многих людей, влиявших на решение вопросов.
Упомянутая фирма под руководством Бориса Хайтовича ничего не производит, но лишь сдает в аренду мелким предпринимателям помещения бывшего элитного оборонного завода, обанкроченного, как вспоминают его работники, в период процветания.
В результате манипуляций с документами храм – памятник культурного наследия федерального значения – оказался за пределами своей охранной территории и был юридически упразднен как здание, превратившись в «помещения» в собственной позднейшей пристройке. В этой пристройке к алтарю (!) коммерсанты цинично разместили один из цехов колбасного производства!
Представители ТУ ФАУФИ по городу Москве, управы района Сокольники, Москомрегистрации в течение нескольких лет чинили препятствия передаче храма и земли – то есть исполнению правительственного распоряжения, почти не скрывая своих совместных интересов с коммерческой фирмой.
На этом фоне стоит вспомнить и историю выживания православных на этом некогда святом месте. Естественно, вся инфраструктура завода была взаимосвязана, и на начальном этапе храм оказался в зависимости от новых хозяев основной территории. Пытаясь заставить Церковь отказаться от церковных объектов в пользу ООО «НТиС», его руководство использовало все мыслимые запрещенные приемы и методы давления. Зимой в храме и корпусах отключали отопление и горячее водоснабжение, на церковные праздники – электричество, в жару – холодную воду. Если бы могли – перекрыли бы подачу кислорода. Но это, как ни странно, не во власти дельцов. Хотя единодушие многих чиновников, не желающих выполнять Распоряжение Правительства, и травля в прессе – это ли не попытка остановить дыхание?
Я бы сказал, что современная история подворья – это серьёзный показатель духовного нездоровья нашего общества, отсутствия ориентиров, принципов, гражданской позиции и мужества.
И все же в минувшем году с Божией помощью подворье выиграло затяжной судебный процесс. Были признаны права Церкви на храм и землю. При содействии неравнодушных людей и поддержке префекта ВАО Николая Николаевича Евтихиева удалось снести кособокие пристройки к храму и историческим строениям, переданным подворью. Не обошлось без провокаций. Было и бандитское нападение на пост охраны подворья, и мощное физическое сопротивление сносу, и травля Церкви в дружественной коммерсантам прессе, и клевета… Возникло чувство, что нет предела у злобы, алчности и нечестия у того, кто преодолел главную нравственную планку – выступил против Церкви.
Сегодня многие вопросы еще решаются с трудом и дерзкая ложь восставших на храм людей и их «единомышленников» по-прежнему препятствует исполнению правительственных, церковных и судебных решений. Но мы помним об одном – «Не в силе Бог, а в правде». Мы молимся не только о возрождении нашей святыни, но и о пробуждении искры добра и правды в сердцах наших оппонентов, поскольку Господь еще дает им время на это.
– Дай Бог всем вам сил и победы! У прихода – много верных людей. Вы – активный пастырь и вас, насколько мы знаем, особо беспокоит состояние молодежи. Но вы не просто выражаете обеспокоенность. Подворье известно как один из активных духовно-патриотических центров Москвы, в деятельности которого принимают участие патриотические организации. Каквы работаете с молодыми людьми, учитывая, что сегодня молодежь в своей значительной части не интересуется патриотизмом, предпочитая ему либеральные и космополитические ценности? В журнал поступил материал одного учителя из Курска, где он делится с нами наболевшим. В частности, он пишет, что порочность в школьной среде превысила все допустимые нормы, что патриотизмом в основном никто не интересуется и к истории равнодушны. Как выходите здесь из положения вы? Чем привлекаете? Какие формы работы с нею существуют и с кем конкретно вы работаете?
– Все уже знают такие фразы, как «Дети – наше будущее», «Подрастающее поколение – достояние страны», «Воспитание молодежи – главная забота государства» и т.п. Но доходят ли эти правильные тезисы до глубины сердца, становятся ли руководством к действию?
Святейший патриарх Кирилл неоднократно говорил о важности работы с молодежью, особого внимания к ее нуждам, проблемам. Многие ли из нас услышали этот призыв?
По большому счету, каждый человек, а тем более священник должен отчетливо понять: если мы потеряем нынешнее поколение молодежи, как практически потеряли предыдущие два, – ни о каком будущем России не придется даже и помышлять.
Утрата еще одного поколения в смысле принадлежности к культуре, истории и традиции своей страны может привести к необратимым последствиям, к самоуничтожению народа, к невозможности решать какие-либо вопросы, связанные с национальными интересами России.
Сегодня именно духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения есть передовой фронт, потому что и в геополитическом, и в культурном, и в экономическом, и в идеологическом, и даже в бытовом направлениях – в отношении России давно и методично проявляется недружественная экспансия.
И слишком многие видят здесь лишь колонию своих хищных интересов.
Противостоять нарастающим угрозам и укреплять национальный потенциал страны мы можем, лишь масштабно осуществляя деятельность по воспитанию детей и молодежи в духе гражданственности, в стремлении к духовному единству, взаимопомощи, осознанию чувства долга, в стремлении к обереганию своей земли и друг друга. И деятельность эта должна от значимых, но разобщенных начинаний энтузиастов перейти к целостной, последовательной и единой программе. Главное – привить многовековые духовно-нравственные ценности родного Отечества, укоренить молодежь в любви к России.
На протяжении четырех лет мне приходится возглавлять секцию «Военно-патриотическое воспитание» в рамках Международных рождественских чтений. Анализируя доклады и выступления, можно сказать, что многие проблемы разрозненных клубов и организаций в самых разных регионах страны – однотипны: недостаток методических материалов, информационный вакуум, отсутствие централизованной поддержки, слабая материальная база, отсутствие правовой основы.
Пользуясь опытом подворья, регулярно проводя консультации и семинары с ведущими аналитиками в сфере патриотического воспитания, опираясь на опыт тех организаций, с которыми мы общаемся, мы создали Центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодежи. Это не жесткая вертикальная организация, это, скорее, структура, рожденная «снизу», поскольку практически все инструкторы, руководители объединений, дружин и отрядов в один голос подтверждают необходимость участия Церкви как единственной силы, которая способна и желает выступить объединяющим началом.
На базе подворья располагается штаб-квартира Международной ассоциации витязей, собравшей более десяти тысяч детей и подростков в своих клубах по всей стране и за рубежом. По благословению патриарха я являюсь духовником этой организации, и вот уже много лет ни одно значимое мероприятие не проходит без участия священнослужителей, без молитвы, духовного наставления. У нас находится и штаб-квартира Ассоциации «Стяг», объединившей около 500 организаций патриотического воспитания самой разной направленности – от поисковых отрядов и реконструкторских клубов до военно-спортивных клубов и дружин. На подворье ведет свою работу военно-исторический клуб «Ратмир», проводятся семинары для инструкторов различных организаций, освящаются знамена их организаций, проходят слеты и дружеские встречи. Ежегодно проводятся международные лагерные сборы витязей, где православное воспитание на добровольной основе приносит зримые плоды. Мы издаем литературу для наших партнеров, принимаем участие в мероприятиях, организуемых ими, оказываем информационную и посильную практическую поддержку.
Привлекают молодежь возможности получить различные практические навыки, развить свои способности, соприкоснуться с неизведанным. Для кого-то – это спорт, боевые искусства, для кого-то военное дело, для кого-то исторические костюмы, вооружение, воссоздание древних событий. Главное, что необходимо делать, – это наполнять духовным смыслом и высокими ориентирами группы молодежи, собравшиеся по интересам. Лучше Церкви с ее наследием и живым опытом этого никто сделать не сможет.
– Ситуация в обществе более чем проблематичная. Тонкий духовный человек это остро ощущает. Откровенны ли вы с молодежью? Есть мнение, что не надо «пугать», что «все не так плохо», что «все само собой как-нибудь рассосется». Но ведь вокруг – цинизм, солдатская ржачка с эстрады, пиво, водка, секс, геизм! Чем противостоять? Как показать, что христианство – не сусальное явление, не религиозный пассив, а великое мужество и смелость в противостоянии греху?
– Говорить нужно правду. Успокаивание никогда не помогало добиваться высоких целей, осуществлять прорыв, а именно в прорыве мы нуждаемся. Трезвый взгляд на окружающий мир позволяет с уверенностью сказать – мы можем рассчитывать только на чудо Божье, и только при условии, что сами будем делать все, от нас зависящее. Православие – это действительно не сусальное явление, это не музей старины и не клуб по интересам. Так называемые либералы часто пытаются определить узкие рамки церковной жизни, за которые мы якобы не должны выходить. Это навязывание имеет целью нейтрализацию Церкви как единственной силы, способной объединить народ на базе высоких, непревзойденных, а потому – незыблемых ценностей.
Наша задача – показать деятельную роль Церкви, значение Её голоса в преодолении самых трудных времен, в самых невероятных победах, в создании народного духа, в формировании героев. И примеров тому достаточно, как в ратной истории России, так и в личных примерах наших святых – от древности до современности. Сама природа патриотизма имеет основание в религиозном сознании. Способность пожертвовать ради ближних своими удобствами, привычками, средствами, а то и самой жизнью – это нравственная способность, и никакая секулярная мысль не может ее ни сформировать, ни объяснить!
Пассивная и равнодушная реакция на обстоятельства – скорее, форма поведения язычника или последователя восточных оккультных учений, но никак не христианина.
Тексты молитв о победе над врагами Отечества и Церкви, об освящении воинского знамени, о преодолении бед и напастей исполнены мужества, решимости, трезвости, готовности бороться с грехом, каяться и стоять до конца с оружием в руках. Обращение к помощи Божией и Небесному воинству не расслабляет, а требует великой ответственности и соответствия, стремления к совершенству, преодоления духовного сна и безразличия. Ничто, кроме духовного опыта, не в состоянии настолько мобилизовать, изменить к лучшему человека. Знакомство молодых людей с высоким нравственным примером наших предков, святых, героев- воинов, все это пробуждает отвращение к пороку и делает бессильной ту вакханалию бесстыдства, которая изливается на всех нас с телеэкранов, страниц модных журналов, из динамиков и наушников.
– Сегодня в среде молодежи остро ощущается дефицит активных и добрых людей. Все больше – прагматизм, эгоизм (личный и корпоративный), об общем благе почти никто не радеет, нет никакого ощущения, что мы живем в сплоченном обществе. Каждый как бы сам по себе. Каковы первые шаги по преодолению разобщенности? Что нужно сделать с людьми, чтобы они перестали быть пофигистами и консолидировались? Что именно может на деле объединить общество и не дать ему распасться окончательно? События на Саяно-Шушенском ГЭС – это грозный сигнал. Такой же, как индонезийское цунами. А все как-то опять ушло в песок…
– Прежде всего пора положить предел практике манипуляции молодежью. Чтобы выжить, России необходимо мотивировать своих молодых людей реальной мотивацией, реальными стимулами. Они должны почувствовать себя реальными наследниками великой страны, включая и духовные, и материальные ценности.
В своем интеллектуальном росте молодым необходимо сделать ставку на образование высочайшего класса. Все высшее образование в России должно включить в себя помимо специальных знаний мощный гуманитарный компонент. Одним из практических начинаний в этой области может и должен стать курс «Основы православной культуры», прошедший испытание временем и подвергающийся атаке до настоящего времени.
Кроме того, на всех уровнях необходимо поддерживать, пропагандировать, лелеять ценность семьи, как земной основы общественного устройства. И речь должна идти не о либеральных лукавых подменах и двусмысленностях, а о нормальной традиционной российской семье. Решение всех этих вопросов зависит сегодня главным образом от старшего поколения, и в значительной мере – от государства и общественных институтов.
Важнейшей проблемой, которая досталась России в наследство от недавнего периода, стало разрушение системы национальных этических принципов и социальных мотиваций, совокупность которых составляет социально-психологический портрет русской полиэтнической нации. Одним из способов преодоления заниженной самооценки нации и кризиса идентичности может стать осмеяние пошлости во всех ее проявлениях: в поведении, круге интересов, речи, времяпрепровождении, моде, рекламе.
Предпринимая огромные усилия для выработки противоядий против экстремизма, государственные мужи не хотят понять простой вещи: главным экстремизмом в сегодняшней России являются не выплески молодежных протестных настроений, а неприятие и неготовность воспринять традиционные базисные ценности нашего общества, подмена их двусмысленными позаимствованными установками.
Таким образом, важнейшим направлением всей работы представляется преодоление двойных стандартов, лицемерия и навязанной системы представлений и «ценностей».
Что касается самозамкнутости современного человека, то лучше всего помогает её преодолеть вовлечение подрастающего поколения в социальную деятельность. Соприкосновение с чужой болью, лишениями, трудностями, практическая помощь больным или сиротам, бедствующим или немощным надолго будит в человеке сострадание, и есть надежда, что, оказавшись у власти, на ответственном посту, он не станет относиться к соотечественникам как к явлению статистики. Еще одним значимым направлением здесь является поисковое, связанное с возрождением, сохранением и трепетным уважением к памяти наших погибших воинов, отдавших свою жизнь за нашу с вами. Те, кто совершает экспедиции по полям сражений, находит кости и имена павших, сердцем посещает те страшные времена, уже не будут черствыми людьми.
– Рано утром на днях (в четыре часа) включил телевизор. Из познавательных целей – дремлет враг или нет? Лучше бы я этого не делал. Грязь и пошлость, генитальный юмор накатили на меня как упомянутое выше цунами. На самом рассвете, еще перед гимном. Кто за это отвечает? Олигарх, продюсер телеканала или руководство страны и лично Президент, который сказал недавно, что у нас отличное телевидение?
А что происходит в дневное и вечернее время на телеэкране? Не включай и не смотри? Хорошо. А те, кто смотрит, с ними-то что? Вопрос: какие шаги, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы от молодой России «зажигающей» и «отрывающейся» перейти к России созидающей? И – как это сделать?
– Грязь и пошлость – и следствие и проявление греха, а грех, как известно, буквально означает «промах мимо цели». Если каждый из нас постарается не забывать о нравственной цели и ответственности перед Творцом, перед ближними, перед прошлым и будущим, если будет стремиться к высоким и многократно явленным идеалам, то мы станем меньше промахиваться. Нельзя отрицать и внешний фактор. Мы все понимаем, что трезвая, сильная и мужественная Россия для многих сил представляется опасной и нежелательной. И в этом смысле развращение с помощью СМИ и навязанной «культуры» удовольствий – это программа действенной информационной войны в духе идеологии Аллена Даллеса и Бжезинского. И в этом смысле, духовно-патриотическое воспитание сегодня – это совершенно необходимый заслон в концептуально-информационной войне, которая ведется против России, против будущего нашего народа.
Известно, что США за последние 15 лет в 4 раза увеличили расходы на разработку, изготовление и приобретение средств информационного оружия, которое может заменить или превзойти «физическое» оружие массового поражения. Информационные войны позволяют уничтожать личность или народ целиком, не производя механических разрушений. Общество может потерять способность к политической, культурной, национальной самоидентификации. Мы часто недооцениваем тот факт, что современная разновидность информационных войн решает не только «ближние» пропагандистские задачи, но и задачи снижения демографического потенциала страны, изменения психоэмоционального типа нации, направления культуры и самосознания народа по другому пути.
Для манипуляции и управления, для экономического и политического порабощения народа, против которого ведется информационная война, необходимо деморализовать его, заставить забыть о своем великом прошлом, утратить религиозные, нравственные и культурные ориентиры. Тогда народ перестанет быть народом. И самое простое – оторвать население страны с самого детства от его корней. Тогда дальнейшие манипуляции общественным сознанием и «промывка мозгов» станут тривиальной задачей.
Самобытность народа, его неповторимый облик, нравственный и культурный багаж – все это восходит к историческому опыту и национальным корням. Для России, как и для многих стран, бесспорным является тот факт, что именно в религиозных традициях формировались искусство, образ мышления, становление науки и собственно государственность. И ведущая роль в формировании народа на нашей земле, вне всякого обсуждения, принадлежит православию. Разве мыслима Россия без Андрея Рублева и Сергия Радонежского, без святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, без монастырей, давших начало образованию, ставших оплотом патриотизма и воинской доблести, без Святителей, вдохновлявших народ на ратные подвиги и жертвенное служение Отечеству?
И если мы хотим, чтобы молодое поколение было поколением граждан России, а не поколением граждан мира или подданных желудка, то должны понимать: подросток, живущий в стране, где само государство обязано православию своим происхождением и становлением, имеет право знать правду об истории, культуре и традиции своего народа, имеет право стать сопричастным опыту предков, имеет право быть воспитанным в духе бережного, внимательного и уважительного отношения к собственным истокам, этическому и эстетическому наследию.
Нужно ярче и чаще в нашем искусстве, в средствах массовой информации показывать героические отечественные примеры для подражания, как исторические, так и наших современников. Необходимо выходить в молодежное информационное пространство с достойными информационными продуктами, говоря современным языком. Собирать живой и яркий опыт патриотической работы и целенаправленно распространять его в молодежной и педагогической среде. Сейчас мы стараемся использовать передовые социальные, информационные и политические технологии в своей работе, делать все необходимое, чтобы эти технологии служили защите и распространению наших православных идеалов и ценностей. Основная направленность нашей работы – на помощь педагогическим кадрам, всем тем, кто работает с детьми и с молодежью. Педагогов-организаторов самих нужно укреплять в вере, помогать отличать добро от зла, как во внутренней духовной жизни, так и в общественной. Каждый, работающий с детьми и молодежью, чаще должен спрашивать себя: к созиданию ведут мои усилия или к разрушению?
– Ваше мнение о попытках внедрения ювенальной юстиции в России.
– К сожалению, многие сегодня легковесно относятся к целенаправленным попыткам внедрения в России, так называемой ювенальной юстиции. Это долгосрочная программа разрушения традиционной системы семейного, школьного и общественного воспитания наших детей. Планирование семьи, раннее сексуальное просвещение детей, ювенальная юстиция – это звенья одной цепи.
Ювенальную юстицию можно рассматривать как одну из открытых угроз национальной безопасности страны. Происходит устранение родителей и педагогов от воспитания детей в духе ответственности, послушания, выполнения семейных и гражданских обязанностей. Эта программа, преследующая традиционную семью, превозносит извращенные сообщества людей, ведет, с одной стороны, ко вседозволенности, с другой – к возможности либерального беспредела по отношению к основополагающей крепости благочестия – семье. Научить детей подавать в суд на своих родителей, лишить воспитателя возможности ограничить порочные склонности ребенка – все это страшные цели по разрушению системы воспитания и страны как таковой.
Серьезный удар наносит ювенальная юстиция по традиционной системе подготовки защитников Отечества. Необходимо многое сделать для возрождения былого авторитета Российской армии для молодежи, а тут «правозащитники» дают еще один повод уклоняться от священного долга служения Родине.
Ювенальная юстиция – это разрыв связи поколений, создание поводов и условий для шантажа родителей, развитие самых негативных черт характера у наших детей, поддержка подлости, эгоизма, духа доносительства.
Против предлагаемой ювенальной юстиции сейчас много материалов православных специалистов-юристов, психологов, педагогов. Мне хотелось бы выразить свою позицию как православного священника. Я благодарен моим родителям, которые сумели привить нам, своим детям, любовь к православной вере, к Православной церкви и к нашей многострадальной Руси. И все в нашей многодетной семье пошли по пути служения Церкви или посильного созидания, никто не превратился в космополита или раба желудка. Можно назвать лишение ребенка традиционного родительского воспитания преступлением против ребенка и страны.
Ювенальная юстиция – это навязываемая, финансируемая война против семьи, личности, Церкви, страны, против Божиих Заповедей о почитании родителей и о Любви.
Августовская провокация в Боголюбском монастыре показала, что предпринимаются целенаправленные усилия по подрыву авторитета Русской православной церкви, выступающей за приоритеты нравственного воспитания над «ювенальным».
– Как на деле реанимировать патриотизм? Мы же все прекрасно понимаем, что глобализационные процессы (а Россия в них тоже участвует) превратили патриотизм в жупел, в мракобесие, в «аятоллу Хомейни» и в «бен Ладена». За глобалистами – сила, оружие, деньги, за нами – благие пожелания и… что-то ведь еще должно быть, не так ли? Что же именно? Сила духа? Так как ее достичь? А потом – чуть где проявишь активность, так тебе доброхоты сразу же говорят: «Церковь отделена от государства, чего это вы лезете?» Или: «Это политика, занимайтесь-ка своими духовными делами…» Где же грань, разделяющая политику от неполитики? Во что должна и не должна вмешиваться Церковь, исходя из нынешней критической ситуации, сложившейся в России и мире в целом?
– Образ врага или пугала создается в рамках упомянутой уже информационной войны. Чтобы преодолеть его, нам необходимо формировать здоровое информационное пространство самим – использовать самые современные технологии и методы. И, поверьте, у нас это получится. То, что враги России делают за большие деньги, мы можем преодолевать благодаря силе правды, последовательности и бескорыстию. Еще фашистские захватчики заметили, что с американской армией легче воевать, чем с русскими. Наши солдаты, голодные и израненные, находили силы к атаке и прорыву, а для деморализации союзников достаточно было разбомбить вагон с продовольствием. У Церкви достаточно талантливых, образованных, дееспособных людей. Нужны лишь некоторые объединительные усилия.
Православная церковь отделена от государства, но она не отделена от народа, от его повседневной жизни, чаяний, устремлений, мотиваций. Православие, создавшее Российское государство и неоднократно спасавшее его, не может довольствоваться ролью исторической реликвии. Каждому из нас необходимо перестать стесняться своего исповедания, помнить, что мы остаемся православными христианами каждый день и час своей жизни, а не только во время богослужения.
Его Святейшество занимает активную государственническую позицию, и если каждый храм, каждый монастырь, каждый прихожанин его поддержит, то влияние и голос Церкви неизмеримо возрастут.
– Ваша оценка деятельности духовно-светского сообщества «Переправа», печатным органом которого наш журнал является. Что можете сказать о журнале? Какая форма сотрудничества между нами наиболее перспективна?
– Ваша деятельность весьма важна в наше время. Мы готовы к дальнейшему широкому сотрудничеству в деле воспитания детей и молодежи, в деле преодоления информационного натиска на Россию, в поддержке национальных традиций и ценностей, в формировании нормального поколения русских людей с твердой гражданской позицией, нравственными ориентирами и волей к созиданию. Журнал, безусловно, полезен и интересен. Радует, что он открыто ставит и обсуждает острые проблемы нашей жизни, те проблемы, которые не находят широкого обсуждения ни на страницах большинства светских изданий, ни на страницах «беспроблемных» и «парадных» православных журналов. Наверное, необходимо учить и поддерживать молодежь в православной журналистике. В дальнейшем наш центр готов рассказывать на страницах журнала «Шестое чувство» о наиболее интересном опыте и примерах духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи. Желаю всей редакции журнала Божией помощи, творческого вдохновения и поддержки единомышленников!
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.