переправа



Миссия или толерантность?



Опубликовано: 14-01-2010, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Миссия или толерантность?

 

Человек рождён для великих дел. Каждый без исключения. Какие именно дела имеются в виду? Богоугодные и совершаемые в меру наших возможностей и таланта. Недавно был убит выстрелами в сердце и в голову наш брат во Христе, замечательный священник-миссионер Даниил Сысоев. Версии разнятся и рассыпаются по трём направлениям: ультра-национал-патриоты, сатанисты-оккультисты вкупе с сектантами-тоталитаристами и, наконец, экстремисты ваххабитского толка. Подозреваемых – воз и маленькая тележка. Но следствие ведётся, и хочется верить, что преступник будет найден и наказан. Мы, рядовые православные граждане, не делаем никаких преждевременных выводов и не нагнетаем напряжённость. И только одна мысль вращается в сознании – сектанты и ура-патриоты пока ещё вроде бы не очень хорошо обращаются с оружием. Ибо уж больно профессионально стреляли из пистолета с глушителем. И с приличного расстояния. Всё, молчу. Следствию не мешаю.


Теперь о другом. Мне позвонили несколько знакомых. На фоне общего сожаления о случившемся в их оценках преступления сквозила главная искусительная мысль – батюшка всё-таки был очень резок и сам спровоцировал такую ситуацию. Что там не было достаточной толерантности и терпимости. Что возникла какая-то политика, Сталин, Власов. Это, мол, и всколыхнуло, в частности, ура-патриотов, настроив их против беспокойного батюшки. И так далее и тому подобное. А я слушал, мотал услышанное на ус и думал: да тут же нет никакого сочувствия, никакого сожаления…


– Подождите, ведь ему всего тридцать пять лет было… Трое детей осталось.


– Ну и что? Надо было думать. Сам захотел.


– Но ведь он был миссионер и не мог иначе.


– Нет, он нарывался на неприятности, раздражал оппонентов. А потом, он же сам сказал: если он примет смерть за веру в храме, то, может, Господь избавит его от мытарств и дарует покой во Царствии своём… Так чего его жалеть? Он получил то, что хотел!..


Как странно. Все правильно говорят насчёт мытарств, но с какой-то едкостью, граничащей с озлоблением. Никакого тепла и любви в голосе. Как будто осуждают недруга. Ничего себе!.. Отчего же такая позиция в отношении того, кто благовествовал о Христе Распятом, «который для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие»? Есть же люди, которые искренне скорбят о безвременной кончине иерея Даниила. Но тем не менее возник-таки негатив. И именно в православной среде. Понятно, когда отцом Даниилом недовольны ваххабиты и родственники тех, кого убиенный миссионер обратил в христианство. Но наши-то братья чего так возмущаются духом?


А вот чего: у них просто нет и толики такого запала, как у отца Даниила. Ни горячей веры, ни ревности о славе Божией среди тех, кто ещё не уверовал во Христа. Они никого не обратили к Богу. Никому не подарили жертвенную любовь. Осуждают потому, что сами по себе – теплохладны, ни рыба ни мясо. Более того – запутались в своих страстях и охвачены не духом миссионерства, а мрачными фобиями, пассивностью, полуверием, духом мамоны, стяжательством, гордыней, малодушием, молчальничеством и так далее. Таких людей обычно раздражает чужой светлый подвиг, на который они сами не способны.


Отец Даниил был миссионером особого типа. В каком смысле? Он возродил традицию богословского диспута с представителями иных конфессий. Из проповедников такого уровня я могу назвать только протодьякона Андрея Кураева в период его прений с рериховцами и протестантами. Да – и ещё специалиста по сектоведению Александра Дворкина. Но с мусульманами подобных диспутов не вёл никто. На таком высоком и корректном уровне. Я слышал CD с записью богословских встреч отца Даниила, которые проходили с участием Вячеслава Али Полосина (бывшего протоиерея РПЦ, а ныне советника главы Духовного управления мусульман европейской части России муфтия Равиля Гайнутдина, известного журналиста Максима Шевченко, представителей ислама из Азербайджана и других регионов бывшего СССР.


У меня есть спутниковая тарелка, и я часто смотрю арабские передачи, потому что когда-то был арабистом и работал с арабским языком. На мусульманских каналах Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Ливана и других арабских стран критические разборы священных текстов Евангелия проходят регулярно, но зачастую без присутствия христиан. В итоге всё получается очень гладко, но – в одни ворота. Есть соответствующие передачи и на арабо-христианских каналах. И всё же встречи представителей обеих религий там иногда тоже имеют место. У нас же в силу ряда причин такая традиция приказала долго жить по меньшей мере ещё с 1917 года. Честь и хвала отцу Даниилу, что он возобновил эту сложнейшую традицию, которая требует глубокого знания как своей, так и других религий, дара живого общения с людьми, ясного, осознанного и крепкого религиозного убеждения, завидной самоотверженности.


Да, отец Даниил был человеком горячей веры , и его суждения порой носили острый полемический характер, но они всегда были теологически обоснованы. В любом случае, настоящий миссионер не может не обладать исключительно чувствительным сердцем. Оно ведь также органически участвует в его миссионерской работе и помогает наряду с логикой и апологетической информацией убеждать людей в истинности православной веры. Там, где нет горячего любящего сердца, нет настоящих миссионерских результатов. А как часто миссионеру приходится слышать вещи, совершенно неприемлемые для его убеждений и которые в иных случаях однозначно воспринимаются как кощунство? Вообще религиозная дискуссия – совершенно особый жанр. Здесь – тот уникальный случай, когда из богословской сферы совершенно сознательно исключается принцип толерантности. Весь смысл диспута здесь состоит именно в том, чтобы доказать свою точку зрения. Но – в корректных формах, без непристойностей и взаимных оскорблений. Ибо если тут применять так называемую толерантность, то выяснение позиций между конфессиями однозначно выхолостится до формальных и ни к чему не обязывающих пустых встреч. Их единственно возможный результат – расплывчатые диалектические формулировки, по обтекаемости смысла устраивающие все стороны. Но это будут уже не встречи миссионеров, а междусобойчик вульгарных экуменистов, пригодный лишь для хитрой идеологии глобализма.


Вспомним отца Серафима Роуза. Он был горячий проповедник слова Божиего. Но многие были им недовольны и даже воспринимали как обскурантиста. Отец Александр Мень по какой-то причине называл его «изувером». А ведь благодаря трудам и горячему сердцу иеромонаха Серафима многие тысячи христиан вышли из состояния теплохладности и возлюбили Христа.


Вот так. А позиция – и нашим и вашим – испокон веков называлась предательством, на церковном языке – духовным блудодеянием. Религия – тончайшая сфера, где мы все ходим по волоску и бережно храним то, что нам заповедал Господь и раскрыли Святые Отцы. Шаг вправо или шаг влево в духовной жизни чреваты потерей самого пути, впадением в ересь и в форменное духовное безумие. Особенно в деле разбора таких догматов, как Триединый Бог, Боговоплощение, Богочеловечество Христа. Все эти темы отец Даниил тщательно разрабатывал и обосновывал. Поэтому надо публиковать его наследие – оно актуально и важно для всех нас. Сегодня можно пересчитать по пальцам тех, кто членораздельно и убедительно может высказаться о существе вышеуказанных догматов. Все предпочитают говорить об абортах.


Это проще.


Просмотрел книгу отца Даниила «Брак с мусульманином». Серьёзная, тревожная книга, очень много фактов, которые на дороге не валяются. Таких книг мало. Они обладают внутренней силой убеждения, потому что написаны с любовью, болью и глубокой информированностью.


Что касается его личных политических взглядов, на которые он, как гражданин, имел полное право, то и тут ему, по существу, возразить совершенно нечего. Действительно в 1917 году к власти в России пришли сатанисты, устроившие резню миллионов. Факт и то, что превозношение сталинизма сегодня и романтизация СССР – позорное явление, свидетельствующее лишь о каком-то колоссальном духовном помрачении в сознании его апологетов. Несомненно и то, что личность генерала Власова далеко неоднозначна и выносить ему окончательный вердикт нужно лишь с учётом всего комплекса обстоятельств, в частности и того, что его армия, оказавшись в котле, была брошена сталинской ставкой на произвол судьбы. Ни тебе снабжения оружием, ни боеприпасами, ни провиантом, ничего. Не предательство ли это – оставить десятки тысяч русских людей на верную смерть, когда была реальная возможность им помочь? Так что всё здесь непросто, и позиция отца Даниила явно перекликается не только с Архиерейским собором Русской зарубежной церкви, но и с Александром Солженицыным, еще одним оболганным и оплеванным советской пропагандой и неосоветскими «романтиками» гражданским героем России.


Талантливый, любивший Господа Бога иерей Даниил был убит в одиннадцатом часу вечера в храме Святого Апостола Фомы на Кантемировской. Там он исповедовал и проводил богословские занятия с прихожанами. Обратите внимание на время. И – положа руку на сердце, скажите: много ли сейчас батюшек, которые в столь поздний час занимаются подобными делами?


С нами больше нет яркогои самобытного проповедника, светлого человека и подлинного священника-христианина. У него было доброе сердце, светлый ум и открытая незамутненная совесть. Таких цельных людей, столь «неудобно» мыслящих, на сегодняшний день в нашем обществе считаные единицы. Он мученически скончался за Христа, пролив кровь у святого алтаря. По воле Божией (никак не оправдывающей преступника) он отошёл к Отцу Небесному как верный евангельский раб, сделавший всё по воле своего Господина. Верю, что отец Даниил обрёл то, к чему стремился всей душой.


Сейчас он вступает в полноту вечной жизни одесную Того, за Кого положил свою душу. Для нас его достославная кончина – назидание, вразумление и пример для подражания, призванный растопить в сердцах наших лёд житейского прагматизма и молчаливого равнодушия.


В день прощания с батюшкой в память врезалась щемящая сердце картина: когда я приблизился к гробу, где лежал отец Даниил с воздухом на лице, то увидел небольшое Святое Евангелие на его груди и… маленькую, белую-белую руку мученика Христова, сжимавшую Крест. Святое Распятие было единственным оружием расстрелянного миссионера, его непобедимым свидетельством Истины во Христе.


Протоиерей

Михаил ХОДАНОВ

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №1-2010, Протоиерей Михаил Ходанов
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Миссия или толерантность?"
pereprava

27 сентября 2012 20:12

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: --
  • Регистрация: 28.05.2011
  • Публикаций: 3655
  • Комментариев: 70
#1 Алеша 2010-02-08 14:41 Целую руку, писавшую эти строки…
Имя:*
E-Mail:*