Возрождение России возможно только через Святое православие. При этом построение оптимальной формы общества должно исходить из устоявшихся духовных исторических и общественно-экономических традиций. Держава, империя, конечно, является для нас самым предпочтительным государственным устройством. Даже СССР, по существу, был социмперией. Таково объединительное свойство русского народа, которую Господь не отнимает у него даже и по сей день.
В данном материале речь пойдёт о нынешних путях русского духовного ренессанса. Мы также коснёмся позиции главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова, изложенной им в его интервью журналу «Шестое чувство» по так называемой Пятой империи. Высоко ценя искреннюю любовь и активную гражданскую позицию Александра Андреевича в отношении России, мы тем не менее попытаемся обосновать христианскую точку зрения на имперскую проблематику. Надеемся, что автору концепции «Пятой империи» наш взгляд будет небезынтересен.
Участники диалога – постоянный автор нашего журнала, юрист, экономист и фронтовик, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни диакон Николай Петрович Попович и общественный деятель, историк, писатель, президент духовно-светского сообщества «Переправа», учредитель журнала «Шестое чувство» Александр Иванович Нотин.
Диакон Николай Попович (далее – П.). Русский таинственный характер, который Запад всё пытается понять и переварить по своим меркам, его онтологическое наполнение и главный смысл – это прежде всего православное мировоззрение.
Александр Нотин (далее – Н.). Для гордого западного человека православие таинственно и чуждо.
П. Наши жертвы, наши подвиги, наши войны – почти семьсот лет – им тоже непонятны. Коммунистам, кстати, тоже – они ведь не менее гордые. Бога раз и навсегда за Можай загнали… Поэтому лично мне позиция Александра Проханова с его Пятой империей и постоянным желанием реанимировать Сталина непонятна. Но об этом чуть позже. Конечно, все мы любим Россию и все желаем ей блага. И мы должны признать, что всё в ней совершается по воле Божией либо по Его попущению для блага, а не для беды, потому как беда будет на всех одна – это Апокалипсис, и он идёт. Мы ведь с вами – люди немолодые и видим, как измельчали все лидеры и обессмыслился весь исторический процесс. Мало того, кумиров не стало.
Н. Эта вот дамочка в штанах – великая Германия?! Или сегодняшние французы…
П. Мы наблюдаем процесс великого исторического крушения. Потому как Господь сказал: «Я не от мира сего». Для чего живёт человек? Прежде всего – для будущей жизни. Родившись раз, он рождается навсегда. Даже наука доказала, что душа отделяется от тела. А мы добавляем – со всеми её богатствами и всеми грехами. И там сама себя осуждает пред лицом Истины.
Как говорит преподобный Иустин Попович: кто есть святой? Уголь горящий – там сгорело всё лишнее, и он пылает благодатью Божией. Так и настоящий христианин – всё должно сгореть, что временно. И это обессмысливание истории – тоже милость Божия. Потому как привело к свержению кумиров. Где Сталины, где Гитлеры, где Наполеоны, где великие философы? Всё ушло. Что же остаётся? Только то, что вечно, – Христос.
Н. Причём кончали они так скверно, что сам уход их оттенял всё «величие» их жизни.
П. Тот же Кант, великий философ. А умирая в 50 лет, впал в детство. А старцы, живущие в монастырях, не только не теряли разум до 90 лет, но и возрастали духовно до великих высот.
Н. Как ужасна кончина Гитлера, Сталина. Это относится и к политикам, шоу-бизнесу. Всю свою жизнь лгут, насилуют, грабят, обманывают. И кончают страшно. Смотришь на эти судьбы и думаешь: взялся бы кто-нибудь за статистический анализ. Как взлетает и с каким страшным грохотом падает этот «великий» человек!
П. В этом всё и дело. Вот и история России всегда в двух ипостасях – как Русь Святая и Русь державная. То есть как империя. Русь Святая или умаляется (но не до конца), или расширяется. Расширение Руси Святой есть залог будущего устроения нашего Отечества. И вот это наше грядущее объединение должно произойти на почве духовной. И никакие Ющенки ничего нам сделать не смогут, если народ объединится вокруг самого главного – Церкви.
Н. Есть две силы. Это явно расширяющаяся Святая Русь, единственно растущая сейчас сила от православного корня, который не смогли повредить ни социальные потрясения, ни войны, ни реформы. Они очень глубоки. Глубже всяких генетик. Что видно на приходе к вере бывших коммунистов, писателей, силовиков, художников, даже чиновников и политиков. Эти всходы покрыли всю страну. На фоне падения всех политических институтов, идеологий и вождей… всё распадается в тлен, а это растёт. Возможно, это и есть рост воинства Христова. А ещё у них попытка анализа: что же было плохого, почему рухнула держава? Может, это начало катакомбного периода в Церкви?
П. Я бы не назвал его катакомбным. Катакомбы – это гонимая Церковь. А сегодня её – по милости Божией – никто не гонит. Святой Игнатий Брянчанинов ссылается на святителя Тихона Задонского и применительно к своему времени говорит, что происходит страшная вещь – православие уходит из России, ибо оно – Таинство и Дух. И это он сказал тогда, когда держава набирала силы и наращивала мышцы, во времена Екатерины! Казалось, что нет сильнее страны. Да так оно и было. Однако Русь Святая стала умаляться за счёт державного строительства. Империя стала выше своей христианской основы. А начало-то жизни – Господь. Вот и в Евангелии мать Иоанна и Иакова просит Господа усадить её сыновей рядом с Ним, справа и слева. А остальные десять, услышав, стали негодовать. Властолюбие? Несомненно! А потому понять Россию можно только с позиций жертвы Христовой и первичности духа. Громада России пала по той причине, что в погоне за великой Россией Святая Русь, Русь молитвы и православия, многим патриотам стала не нужна. И даже Столыпин поддался этому имперскому ажиотажу, который тогда стал горделивой самоцелью. Но Бог – ревнив, и Он по любви своей не дал России пасть окончательно. Он попустил для неё две войны – сначала Гражданскую, а затем Вторую мировую, чтобы человек посмотрел вглубь себя, покаялся и познал истину не в материализме, а во Христе, Царство Которого – не от мира сего. Тем не менее Бог всемогущ во всём, кроме одного – Он не может сделать человека верующим насильно. Будучи свободен сам, Он дал абсолютную свободу человеку, сделав его в каком-то смысле богоподобным. И поэтому если я сам свободно избираю Христа, то мне как воину даётся непобедимое оружие. Это «меч духовный» и «щит спасения» – вера и её дела. Труднее всего победить себя. И если только мы сумеем это сделать, то оружие будет всегда в наших руках. А сегодня мы как народ духовно безоружны. Потому как семьдесят лет выжигания веры не могли пройти бесследно.
Александр Проханов, возвеличивая Сталина, не понимает, что тот был, есть и остался марксистом-ленинцем. И – богоборцем-атеистом. Да, он по-своему достоин даже уважения за последовательное стояние на своих принципах. Но вот то, что он открыл церкви, – так это же тактика, не более того. Он понял, что противника победит не марксизм-ленинизм, а традиционный патриотизм. Отсюда – погоны, открытые церкви и прочее. И хотя он в конце войны поднимает тост за русский народ, но уже в 1946 году, баллотируясь по Сталинскому кругу, говорит, что победой мы обязаны новому общественному строю во главе с компартией. И это правильно – с его точки зрения. А дальнейшее развитие его марксистско-ленинских взглядов – это две последние сталинские работы. Там нет ни слова о христианстве. Там всё – о разрушении буржуазного строя и замене денег товарообменом. Отсюда – и отмена им празднования Дня Победы, которое было восстановлено лишь в 1965 году. Отменены были даже льготы за ордена, потому как мы, по мнению вождя, не достигли окончательной победы. Нужно было уничтожить империализм вообще – и эта задача была целой религией! Она была более умелой, чем ленинская. Ленин пытался раздуть пожар через Интернационал, через компартию, а Сталин – через русский народ. Отсюда и восстановление русской культуры и прочее. «Каждому по труду», – это ведь сказал ещё святой апостол Павел. Если мы сегодня хотим стать империей без её духовных основ, то мы ничего не сделаем. Смею предположить, что я изучал марксизм-ленинизм гораздо более основательнее, чем Александр Проханов, – у нас на юрфаке МГУ в то время марксизм преподавался выдающейся сталинской профессурой, которая буквально заразила нас всех любовью к предмету. Читали глубоко, вдохновенно, почти религиозно. И я тогда был убеждённейшим марксистом и относился к нему с великим восторгом. Но жизнь, личный опыт и – главное – страшные дела марксистов – геноцид населения, лагеря и ненависть к Богу – всё в конце концов расставили по своим местам и лишили меня иллюзий. И ещё: положение Сталина о том, что по мере развития социализма растёт борьба классов, есть оправдание террора. Пол Пот совершил свои деяния не менее кроваво, а он действовал точь-в-точь по сталинскому методу. В этом смысле сталинская империя – это ведь тоже идол. Создать государственную махину с функцией вселенского центуриона-истребителя с пристёгнутой и обслуживающей его амбиции и гордость христианской религией – это же апофеоз римского властолюбия! Надо чётко отделить – чем свята Россия? Церковью. Именно она создала Россию, а не наоборот. И потому в 90-м году в стране всё рухнуло, все лживые идеалы и построения, всё, кроме Церкви.
Когда Сталина приветствовали Патриарх Алексий и митрополит Николай, то другие архиереи, другие иерархи, такие, как Афанасий Сахаров, ещё долго находились в тюрьмах. Поэтому когда Проханов говорит в своей газете о том, что Сталина отпевала Церковь, то можно привести массу примеров, когда те или иные иерархи поклонялись нечестивым царям, императорам-иконоборцам, а верные архипастыри и пастыри оставались в стороне. Не надо смешивать Церковь со священноначалием. Сан обязывает к святости, но не даёт автоматического права его носителю на обладание святостью и истиной. Слава Богу, мы – не папы римские! Когда Иван Грозный писал Курбскому, что как человек я грешен, а как царь свят, то это – хула. Итак, будущее мира в целом и Русской империи в частности зависит только от будущего Церкви. Если Церковь расширится, духовно обновится, тогда продлится наша история. И тогда несчастная, объевшаяся и опившаяся Европа, растерявшая всю свою национальную культуру и остатки христианства, увидит преображение России и тоже может пойти за нами.
Н. Трудно говорить на нашем языке с человеком, на девять десятых погружённым в политику. Но всё равно говорить надо. Это серьёзный потенциальный союзник, который постепенно переходит на сторону христианской традиции и веры. Я имею в виду Александра Проханова.
П. Союз может быть в том случае, если это не компромисс со злом. Двенадцать апостолов изменили мир. Чем? Святостью и любовью ко Христу. И если когда-то они затворяли двери от «страха иудейска», то после Вознесения Господа с горы Елеонской исполнились великой радости, а когда в них вошёл Святой Дух, то бесстрашно пошли благовествовать... ЧК ведь всегда существовала, только называлась по-разному. Тот же Синедрион.
Н. Они увидели в Нём свою судьбу и смысл жизни.
П. Совершенно верно. Потому святой апостол Павел и говорит, что хотел бы разлучиться со своим телом, но что он ещё нужен здесь. Потому и начался исход в пещеры великих угодников Божиих, ибо они уже тогда поняли, что мир обессмыслился. А мы всё ещё думаем: вот, мы, мол, сами с усами, мы империю построим!.. Аще не Господь созиждет дом, то всуе будут бдеть сторожащий. Ничего не выйдет. Государственность и ракеты – всё тот же фетиш и тот же тлен. Вне Бога всё бесперспективно. А нынешние строители имперских доктрин – либо коммунисты, либо прагматики-безбожники, что, собственно, одно и то же.
Поэтому всё начинается с Церкви. Если архипастыри и пастыри явят сегодня образцы преданности Христу, а не этому миру, если они по-настоящему осознают свои пастырские обязанности, то всё устроится самым наилучшим образом. А как человеческая организация Церковь болела всегда…
Н. Хочу коснуться темы Церкви и власти. Ещё святой Игнатий Брянчанинов говорил, что власть наша скрывает гонение и притеснение Церкви лукавым попечением о Ней. Сейчас, с моей точки зрения, происходит ровным счётом то же самое. Она одной рукой поглаживает Церковь и соблазняет Её на то, чтобы Та через светскую власть искала своё усиление в мире, хотя Христос – не от мира сего и функция Церкви состоит исключительно в преображении мира. Власть же идёт на какие-то уступки, даёт деньги на восстановление храмов, приближает к себе, но за это требует поддержки и одобрения всем своим деяниям, какими бы сомнительными они ни были. Мне приходится общаться с так называемым молодёжным прокремлёвским движением, абсолютно языческим по духу. Хотя комиссары – внешне нормальные, образованные. Но без царя в голове. И я рассказал им известный анекдот про волка, лося и медведя. Это когда они все попали в охотничью яму, и волк с медведем решили съесть лося. А тот говорит – ладно, мол, хорошо, ешьте меня, ребята, только исполните мою последнюю волю: посмотрите, там у меня под хвостом что-то написано, не могу прочитать. Те стали смотреть, а лось их как лягнёт! – волка до смерти, а медведя искалечил так, что тот и подняться не может. Лежит, стонет и думает: ладно волк, он – умный, а я-то, дурак старый, зачем полез надпись смотреть? Ведь я ж и читать-то не умею!..
Слава Богу, хоть слушают. Так что не надо хватать всё, что летит мимо тебя, это может оказаться блесной. И тебя вытащат за неё и зажарят на сковороде. Нужно жить с рассуждением… Почему наша власть активно развивает бесчинства как раз в сфере народного образования, воспитания, в коммуникациях, в эфире, если она уважает православие? Она декларирует, что любит Христа. Вот и сопоставьте дела реальные с заповедями чистоты и святости, которые Христос предъявляет нам и как к личностям, и как к народу. И в этой связи тут и там происходит прорыв сознания. Потому как думающие люди искренне не хотят получить через Церковь, где великие стоят со свечками, доступ к славе, деньгам. Они рассматривают Её как очаг, у которого можно отогреть душу, коснуться непреходящих истин. Они уходят к Святым Отцам, к Преданию и к Писанию. И – отстраивают себя сами. К самим себе они предъявляют высокий объём требований. Эти люди уходит в свой мир и, возможно, создают там свои ячейки. Их сейчас десятки тысяч по всей стране. И они потихонечку взаимодействуют.
П. Позвольте о Церкви. Она была свободна – и то очень относительно – до Петра Первого. Императору, увлёкшемуся западной цивилизацией и державностью, Она стала мешать. Потому как Церковь готовит людей к будущей жизни, а он хотел выстроить жизнь эту. Можно понять его? Можно. И хотя внешне он оставался православным, но не со Христом. Отсюда – его освобождение от патриаршества. Всё было поставлено под жёсткий государственный контроль. По этой причине монашеская жизнь оскудела, и Россия стала терять лицо православной державы. А если взять нашего великого философа Ивана Киреевского, который должен был заменить Гегеля на его кафедре в Германии, то он, приехав в Оптину пустынь, был потрясён старцем Макарием, высотой его мудрости и духовности. Произошёл колоссальный переворот в самосознании философа, и он стал абсолютно православным человеком и духовным чадом старца. И вот он говорит в одной из своих работ, что Европу в Средние века просвещали университеты, и именно они формировали мировоззрение западного человека. А это – позитивизм, протестантизм, породивший буржуазную свободу и весь этот капитализм.
Между тем сознание русского человека формировалось через монастыри. А каково оно? Подготовка к будущей жизни – не умаляя ни деторождения, ни армии, ни здравой государственности. Но первичным было выполнение задач, поставленных Христом, а Он – Начальник Жизни. Нарушение этой первичности и явилось причиной революций: и Февральской, и Октябрьской. И это духовно встряхнуло верующее русское общество. Ибо если бы не было революции Февральской, не было бы и восстановления патриаршества, потому как много архиереев и профессуры были настроены либерально. А Патриарх – это монарх. А монархическое сознание было отвергнуто либералами практически полностью. И только когда большевики стали стрелять из пушек по кремлёвским святыням, православные поняли, что перед ними – апокалипсический зверь и что для выживания надо сопротивляться и выбирать вождя. В результате выбор был сделан на патриархе Тихоне, и Церковь процвела мученичеством, и Её жертва стала духовной основой для грядущего возрождения России. С большевиками же никакого компромисса быть не могло: либо первична материя, либо дух. Так что известный шаг патриарха Сергия, его декларация о сотрудничестве с богоборческой властью ради сохранения Церкви – деяние неоднозначное. Не мы спасаем Церковь, а Она – нас. А залог спасения во Христе – чистота сердца, преданность Господу и готовность к самопожертвованию. И тогда ни один волос не упадёт с нашей головы напрасно. Ведь вся наша земная жизнь – не самоцель, не фетиш, а средство нашего приближения к Источнику жизни вечной – ко Христу. Путь же к Нему лежит через страдания и боль. Мы ведь исповедуем Христа Распятого, Бога, пострадавшего за нас по любви до смерти! Что же, мы рассчитываем войти в Царство Небесное через компромисс со злом и земные блага? Хотя патриарху Сергию коммунисты говорили – если не подпишешь декларацию, мы всех твоих епископов потопим на баржах. Поэтому ему было ох как непросто принимать решение. Ведь как поведём себя, к примеру, мы, если наших родных людей схватят в заложники и будут угрожать им смертью, требуя от нас выкуп? Вопрос поистине тяжкий… Но когда я смотрел по телевизору захват террористами ДК на Дубровке, то видел, как вели себя некоторые родственники заложников. Они совершенно прогнулись перед захватчиками, потеряли, как говорится, лицо, ходили с петициями к российским властям с требованием безоговорочно выполнить все условия террористов, практически полностью встали на их сторону, презрев и человеческое и гражданское достоинство. Вот как тут быть? Здесь человеку выход подскажет только его совесть. Причём правильная подсказка будет только тогда, когда она, эта совесть, просвещена Божественной истиной, когда человек любит Бога и Его правду больше этой временной жизни. Был такой фильм о войне – «Восхождение». Там один парень, чтобы выжить, предал своих и стал у немцев полицаем. По-человечески понятно – жить хочется. Но какой ценой?!
А теперь вернёмся к коммунистическому выбору в пользу материи. Как они повели себя – известно. Почти полностью уничтожили носителей Святого православия в России – крестьянство. И это было уже при Сталине, которого ныне опять возвеличивают, закрывая глаза на пролитые при нём реки крови и явное богоборчество! Сейчас опять все дружно подзабыли и прельстились материальным. Потому и кинулись перенимать идеологию Запада: там же всё есть, там жратвы навалом, вещей! Вместе с тем Церковь с началом перестройки получила свободу, которую не имела, наверное, со времён святого Владимира.
Н. Чисто внешне получается, что наверху власть делили, и делившим попросту было не до Церкви. Вот потому-то и оставили её временно в покое. И в этом действительно был Промысел Божий. Чтобы Церковь получила время для усиления, для покаяния и преображения.
П. Коль скоро дана свобода всему, и – прости Господи – даже сектам, тогда и Церкви дана возможность быть свободной. Как организации: строить монастыри, церкви иметь, воскресные школы, собственную политику. Что ж, слава Богу! Но это и испытание, посланное Богом Церкви. Об этом сказано в послании святого апостола Павла к римлянам. Церковь должна иметь свободу во Христе. А ведь сегодня всё воспитание молодёжи отдано СМИ. Где формируется молодой человек? В семье, столь слабенькой сегодня? В школе, где дух навязываемой ювенальной юстиции отнимает у учителя его права и становится источником знания, но никакого не воспитания?
А в СМИ – разгул страстей и вседозволенности. И если Церковь это не обличит, причём очень гневно и решительно, невзирая на лица, то тогда Господь отнимет у людей Церкви даже эту внешнюю временную свободу. Потому как если ты избрал путь священника или даже рядового христианина, то должен руководствоваться не хитростями сегодняшнего момента, а тем, что сказал Начальник Жизни Христос. У Святых Отцов нет ни капли компромисса с этим миром. И никакой не Сталин дал Церкви свободу, а Господь допустил. Коммунизм – до его переодевания – напрочь отрицал прошлое страны вместе с её Церковью и историей, почему даже и летоисчисление начиналось с первого дня революции. Всё, что до октября, – в архив. И того же Пушкина. И семью. Так было вплоть до 30-го года, я всё это хорошо помню…
Н. А не много ли мы воюем с прошлым? Мне кажется, что, углубляясь в прошлое, мы теряем контакт с нынешним моментом. Рубимся там, в прошлом, с ветряными мельницами, а сегодня в России здорового населения – 10 – 15 млн человек, как говорят социологи. Это ведь и есть та самая программа Запада. А остальные, мол, сами себя уничтожат. Это программа ненасильственного истребления русского народа путём реализации комплекса внутренне связанных финансируемых программ. В том числе и через призывы к толерантности, гуманизации, прогрессизму. Калька с Европы! Чтобы подавить все здоровые начала в русском народе. Так стоит ли выяснять отношения с прошлым? Не лучше ли перейти к настоящему?
П. Настоящее и его правильные решения формируются только на основе исторического опыта. В нём жизненно необходимо разобраться, уметь отсеять плевелы от пшеницы. Иначе приход нового Сталина или Гитлера неизбежен. Если не разберёмся с прошлым, то никогда не сделаем правильных шагов вперёд и вновь впадём в прежние ошибки. Прошлое, история даны нам для того, чтобы ими вразумляться. Это – важнейший смысл нашего интереса к былому. Но вот чтобы сделать верные выводы, надо быть духовно сильным человеком, а не заниматься очередными компромиссами и не прятать глаза от неприятных вещей. Они от этого не исчезнут. А вот страусу с головой в песке могут запросто свернуть шею.
Например, у питерского протоиерея-историка Георгия Митрофанова есть работа, которая называется «Три слова о Власове». Считать ли его изменником? Правую руку Сталина в военное время, выдающегося командарма, под чьим началом находились те же 28 героев-панфиловцев, павших под Волоколамском? Да, он предатель. Но чего? И кто его помощники? Все они – бывшие царские офицеры. Власов окончил до революции гимназию, несколько классов семинарии (как Сталин). Так вот – все они предали Россию ещё тогда, когда перешли на сторону большевиков. У нас же в отношении Власова даже среди людей церковных сегодня полная неразбериха, где преобладает явное осуждение его как предателя советского строя. А он под конец жизни стремился искупить свой прежний грех и бороться с большевизмом в России, освобождать страну от богоборческого поработителя. Но – увы! – точкой опоры он избрал Гитлера, а тот ненавидел и презирал русский народ точно так же, как евреев и цыган, – и стремился сделать Россию колонией рабов-унтерменшей. Разве всего этого не нужно знать нынешним патриотам, которые нередко выбирают себе союзников среди велиаров?!
Н. Согласен. Сегодня все мы устремлены на вестернизацию. Вся элита, все политические институты, планы, модернизации ориентированы туда, мы элементарно снимаем кальку. На Селигере я спросил «передовую» молодёжь: вы можете добровольно отстраниться, чтобы помочь конкуренту получить прибыль? Отвечают: нет. И это нормально для бизнеса. Понятно, что Русь Святая сейчас терпит поражение. Пятая колонна очень сильна. Они, в этой колонне, настолько нас презирают, что говорят об этом уже открыто. Мы же, увы, деградируем, и вперёд нас просто так ни за что не пустят. Хотя бы потому, что действуют неумолимые законы бизнеса и рационально-материалистического сознания. И что же – мы, как проигрывающая сторона, будем теперь просить подаяния? Как православный человек я совершенно не признаю такой перспективы. Не хочу, чтобы мои дети были плесенью под ногами иноземцев. А время для маневра очень ограниченно, оно исчисляется буквально несколькими годами. При этом опасаюсь, что Церковь как организация может попасться в эти ласковые удушающие объятия и чего-то недоговорить миру. У неё теряются контакты взаимного доверия с теми ростками духовного сопротивления, которые сейчас наблюдаются. Единственный резерв в этой ситуации – духовная сфера, с которой молодёжь попросту не знакома. А если молодой человек перепрыгнул через окружающие его красные флажки секса, удачи, достатка и потребления, то там, за оградой, его уже ждут кришнаиты с бубенцами, хаббарды и прочая эзотерическая шатия-братия. Там – глубоко эшелонированная система, чтобы не пропустить молодёжь ко Христу. И если решительного изменения здесь не произойдёт, будет плохо. К тому же сейчас немало священников, которые идут получать сан не для того, чтобы совершать подвиг служения, а за какими-то иными делами. И когда они соприкасаются с теми, кто искренне ищет свой узкий путь к Христу, то начинаются тяжёлые вещи. Потому как человек начинает разочаровываться в самой Церкви, не имея достаточной духовной подготовки, чтобы преодолеть соблазн порочного обобщения и поставить знак равенства между Церковью и Её недостойными представителями.
П. Христос и Церковь – это одно и то же. И входим ли мы сами в это Тело – неизвестно. Потому как должны преодолеть в себе ветхого, грешного человека. Да, сегодня Церковь получила колоссальную внешнюю свободу. Но народ хлынет туда лишь после того, как Она разоблачит страшные пороки, которые губят народ. Семьдесят лет мы были изолированы от этого сытого разложившегося западного мира. И это был Промысел Божий. Именно революция преградила путь разложения народа. Парадокс? Да, но он не никак не оправдывает бесчинства революционеров, за которые каждый из них несёт личную ответственность. Просто Господь и злые плоды дел человеческих по всесильной любви своей прелагает во благо. Первичность материи Он не попустил преобразовать в изобилие материальных благ, и рядовой советский человек, как, впрочем, и многие руководители, десятилетиями получали почти одну и ту же мизерную зарплату, которой едва хватало на то, чтобы свести концы с концами. Господь до поры до времени сохранял нас за «железным занавесом» от западного материального разложения. А теперь россиян как бы прорвало. Сыграл свою злую роль свободный человеческий выбор. Западное потребление быстро опустило нашу духовную планку до нуля и увело в глубокий минус. Ещё сравнительно недавно русский человек был почвенником, любил свой край, землю, семью. Ныне горожане, коих сегодня подавляющее большинство, оторваны от живого мира, природы. Дух наживы и потребления доистребил остатки запаса православия. В результате в душе образовалась безысходность, и как следствие этого – наркота, самоубийства, пьянство. Такова русская душа. Ну, напился, наелся, сменил жену. А дальше что?..
Н. Для западного человека достичь всего этого и есть цель. А мы – иные. Но сейчас идёт огромное внутреннее разочарование народа именно политикой либералов. Люди начинают понимать, что культ потребления и удовольствий, удачи и секса – капкан со смертельным зажимом. Власти же испытывают огромный дефицит в поиске рычагов воздействия на доверие общества и не знают, что делать. Либерализм вызывает в народе решительное отторжение.
П. Путин, как оказалось, читает сейчас Карамзина, а Медведев – Ключевского.
Н. Однако Господь говорит о том, что судить надо по делам… и когда видим дела… дел-то реальных нет! А нынешняя элита не в состоянии найти в себе мужества покаяться и признать свои ошибки. Думаю, что Россию ждут потрясения. Они могут возникнуть на Кавказе, внутри, извне. В силу техногенных причин, как на Гаити… Наверное, там есть потенциал, внутри власти, но реально пробиться не может. Основное влияние находится всё же у либералов. И у креатур Запада, осуществляющих эту опасную для России политику.
П. Если сегодня президент и премьер разоблачат западную агрессию, которую осуществляют либералы, то их может постигнуть участь Столыпина. На Петра Аркадьевича было совершено одиннадцать покушений.
Х. То же самое происходит и в духовной сфере. Принцип один и тот же. Заговоришь по-серьёзному, получишь пулю в голову, как отец Даниил Сысоев на Кантемировской.
. Путин содействовал объединению Русской и Зарубежной православных церквей, а это очень важный момент. Так что есть и позитивные сдвиги. Три вещи искушают человека: властолюбие, сребролюбие и сластолюбие. И малых, и больших. Сегодня Церковь расширяется, это хорошо. Теперь шанс – за Святейшим.
Большая проблема здесь состоит в том, что сегодня священник и архиерей имеют дело с совсем иным русским человеком, чем раньше. Раньше священник был на деревне всем. А сейчас? Как воцерковить этот городской нервный и суетный народ, где находится его растерянное и обуреваемое всеми ветрами гордыни сердце? Почва, традиция – всё снесено селями перестроечной духовной вседозволенности и грубыми пороками, ничего нет, а потому и миссия Церкви сегодня исключительна сложна. Она имеет дело с совершенно иным народом, из души которого всё выкорчевано и засеяно дикими плевелами. И всё же надежда всегда есть. Главное здесь – не пойти по западному католическому пути, не заигрывать с публикой, не опускаться, не занижать богословскую и нравственную планку, не обниматься и не обжиматься с самоуверенными грешниками, а поднимать людей до себя. Но для этого требуется колоссальная сила духовной личности. Только в этом случае дело пойдёт на лад.
Н. Наша основная задача – уловить то новое, что растёт, осмыслить нашу историческую трагедию. Тем самым мы внесём лепту в создание той доброй почвы, которая породит новых воинов, писателей, полководцев, вытолкнет их из мира. И та часть священства, которая идёт по пути апостольского служения, объединится с ней. Они найдут друг друга, должны найти. Ко Христу люди приходят сегодня в основном не через науку, книги и беседы, а уже интуитивно, с чистого листа, руководствуясь инстинктом самосохранения. Потому и Святые Отцы им оказываются близкими – ведь там Истина. Эти люди не хотят мириться ни с какой неправдой: ни с мирской, ни с духовной. Они воспринимают христианство в святоотеческом ключе, очень строгом, но поистине спасительном. Так что изменения наверняка произойдут, и, вероятно, тогда, когда мы к ним будем готовы. Возникает новая русская корпоративность. Люди даже учатся говорить по-другому. У них возникает другое чувство ответственности, братства, они уже по-другому судят себя самих, свои поступки. И это братство – на порядок выше всякой масонской корпоративности. Это состояние, как учили Отцы, постепенно ведёт человека к непадательности.
П. Если мы осознаем, как блудный сын, что ушли от отца и питаемся одним кормом со свиньями, начнётся покаяние. Без евангельского деятельного плодоносного покаяния ни к чему путному не прийти.
П. Люди Церкви должны стать сегодня голосом совести народа, иначе Господь отнимет у них все нынешние временные блага и свободы.
Н. Главное – сохранить чистоту святоотеческого учения и показать молодёжи, чего она лишилась в результате светского воспитания и образования… Если проанализировать работу телеканалов «Спас», «Союз», то их деятельность ориентирована прежде на внутрицерковную жизнь, воцерковлённых людей. А за оградой – 95 % населения, в том числе и вся молодёжь, которая если и видит жизнь внутри ограды, ничего в ней не понимает. Интернет-телевидение нового формата должно быть светско-духовным.
П. Наша воля должна быть направлена на просвещение народа, а оружие даёт Бог, и на Него, нашего Главнокомандующего, мы и должны опираться. Это слова сербского святого, преподобного Иустина Поповича. Ими мы наш разговор, с вашего разрешения, и закончим.
Ветеран Великой Отечественной войны дьякон Николай Попович,
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.