Журнал «Шестое чувство» – печатный орган духовно-светского сообщества «Переправа» – в лице своего главного редактора встретился в редакции газеты «Завтра» с её основателем – редактором, писателем и известным общественным деятелем Александром Прохановым. В ходе неформальной беседы выяснилось нынешнее духовное кредо писателя, заявившего о том, что он является русским космистом и разделяет идеи философа Николая Фёдорова. Главная цель жизни, по Александру Проханову, заключается в стяжании бессмертия и вхождении человечества в жизнь вечную ещё до перехода в мир иной.
Что ж, у каждого человека – право на свои убеждения, и мы из деликатных соображений, будучи в гостях, не стали терзать собеседника серьёзными богословскими сомнениями – тем более что Александр Андреевич в полемике быстро превращается в бронебойно-публицистическую установку «Град», палящую по оппоненту эмоционально-убийственной словесной шрапнелью и напалмом из раскалённого сарказм.
Целью этой встречи была попытка выйти на общую систему координат и поразмышлять о нашей общей грядущей судьбе в России начала третьего тысячелетия. И, конечно, попытаться узнать о том, а как же всё-таки относится сегодня Александр Проханов, бывший коммунист, ещё недавно – позитивист, а ныне космист, к Христу. Согласитесь, это действительно интересно.
***
Протоиерей Михаил Ходанов. Александр Андреевич, мы много слышали о вашей концепции «Пятая империя», для которой, как вы полагаете, предназначена Россия. Как показывает исторический опыт, русский народ действительно чувствует себя свободно лишь в рамках державности, или империи. Тем не менее последние две империи – романовская и «красная», «сталинская», рухнули. Полагаем, что причина этого крылась в оскудении христианской духовности, той эссенциальной жизни по Божиим заповедям, к которой русский народ был изначально призван. Какую роль в вашей будущей империи вы отводите христианству, а точнее, православию, которое наиболее адекватно его выражает?
Александр Проханов. Мир сейчас стоит перед выбором накануне скачка, который приведёт мир к гегемонизму одной системы, расы, одной страны – Штатов, и будет установлен либеральный фашизм, связанный с тем, что народа много, а еды мало, печек много, а дров не хватает, огромный дефицит ресурсов, продовольствия, энергетики. А потому предстоит огромная зачистка, гигантская зачистка мира. Будут истреблены целые континенты «нерентабельные» и целые «нерентабельные» народы. В их реестре значится и русский народ. Отсюда и его избиение, которое сейчас происходит.
Это развитие человечества по страшному, чудовищному сценарию, который был в сорок пятом году в сталинской России сорван, пересмотрен, и нам удалось тогда выровнять эту гнущуюся ось. Сейчас опять таинственной загадочной силой гитлеризм, этот сатанинский вариант устройства Земли, возвращается в наш исторический контекст.
Второй вариант, который я рассматриваю, связан с незаменимой ролью русского народа. Она состоит в том, чтобы реорганизовать мир на началах вселенской справедливости и правды: когда нет высших и низших народов, когда «нерентабельные» народы становятся рентабельными в том смысле, что каждому народу будет предоставлена возможность творить. Потому как творящий человек всегда производит продуктов больше, чем ему нужно для потребления, материальные и духовные блага, которыми может делиться с соседом, их не производящим. Идея этого цивилизационного рывка будет одухотворена гигантской целью, которая всегда стояла перед человечеством, приобретая разные формы, – это борьба со смертью. Человечество в следующей своей ипостаси должно выдвинуть проблему борьбы со смертью, энтропией. Умирает духовный человек, превращаясь в человека животного. Умирает земля, те каналы, которые были проложены в небесах к Богу, к абсолюту. И вот этот бессмертный человек должен быть идеалом для следующего построения общества. Так должны быть организованы государства, корпорации, школы, человеческий коллектив, вся огромная вселенская человеческая артель. Потребуются умение и усилия всех людей. Борьба со смертью – это не отдельная эмоциональная человеческая задача. Как она будет реализовываться, как традиционные формы человеческого существования войдут в ансамбль, мне сказать трудно. Я думаю, что православие как религия-альтернатива, которая, с точки зрения множества других конфессий, неприемлема как религия, которая напрямую указывает формы спасения, формы преодоления смерти, должна изыскать весь свой духовный ресурс и энергию по человеческому спасению. Православие, само направление на избывание смерти – смертью смерть поправ. Христос, по существу, преодолел смерть ценой собственной смерти и собственного Воскрешения. И этот подвиг Христов остаётся как мировоззренческий порыв русского и всего остального христианского мира.
Однако я, будучи русским космистом и находясь под влиянием учения Николая Фёдорова, считаю, что не стоит перекладывать воскрешение и будущую жизнь на загробные времена. Потому что уже при жизни, на земле, человек может быть воскрешён. Это доказал Христос, воскресив Лазаря. Проблема воскрешения и бессмертия всё больше и больше становится задачей непосредственно земного человечества. Как и самоумерщвление, самоубийство становится проблемой человечества, которое убивает себя, мир и живую природу.
Х. Есть только один путь перед верующим христианином, для того чтобы преодолеть смерть, – стремиться соблюдать в своей жизни заповеди Христовы. Как говорится, держись воли Божией, пройди, как это положено Господом, сквозь черту смерти и будешь, если оправдаешься в делах своих, жить вечно.
П. Даже биологически. В человеке умирает клетка, биология, физиология. А чем больше в человеке духовного, чем меньше материального, тем он бессмертнее. Стоит задача создать духовного человека, свести на минимум всё в нём животное: потребность есть, убивать скотину, воевать с ближним за землю. Одухотворение человека есть путь к созданию бессмертного человека. И, согласно учению русского космизма, этот человек может возникнуть не только в Царствии Небесном, а уже здесь, на земле.
Х. Грань смерти для людей святых настолько истончается, что человек переходит из жизни земной в жизнь духовную и вечную. Но всё равно – через временную смерть. Её врата подобает пройти всем нам по образу самого Христа, который на Голгофе благоволил добровольно пройти сквозь смерть и вырвать своими невинными безгрешными страданиями из её ледяных уст убийственное жало.
П. Духовный человек – категория, о которой можно говорить бесконечно.
Х. Чтобы не умирать здесь, на земле, люди будущего должны быть более святыми, нежели Святые Отцы. Возможно ли это при нынешнем падении нравов и массовости смерти? В любом случае, Христос воскрес как совершенный Богочеловек, а мы – только люди. Но – призваны стать богами по благодати.
П. В Библии были примеры. Тот же Илия, который был взят живым на Небо. Это всё возможно ещё здесь, при жизни. Поэтому идеология Пятой империи, империи скачка, империи прорыва, связана с возвращением в главную задачу человечества и всей цивилизации – смерти и бессмертия.
Х. Проблема самосовершенствования человека на всём протяжении истории не решалась вне помощи свыше. Но и здесь всё не так просто. Многое зависит от свободной воли человека и куда он её повернёт. Например, даже когда Бог стоял во главе еврейского народа и вёл его, и то не удавалось. Люди любят власть и золото, обожают удовольствия, стремятся, чтобы все блага были «здесь и сейчас». Действительно, преодоление смерти – очень важная проблема. Именно по этой причине человек и приходит к религии, отчаявшись стать бессмертным своими силами, которая устанавливает для него связь с источником жизни и бессмертия – с Богом.
П. Ничего более важного нет. Можно идти путём замены органов и создания эликсира бессмертия, механический путь и есть путь преображения плотского в духовное, земного в небесное. И эти преображения происходили на земле, просто эти цели выпали из поля зрения человечества. Они должны быть возвращены.
Х. До прихода Спасителя Христа Древний мир прошёл страшную стадию безнравственности, в которую ныне вновь вступило человечество начала ХХI века, – убийство, жестокость, обессмысливание жизни, грязь, разврат, нигилизм. Древние, вконец изнемогая от бессмысленности, жестокости своей жизни и торжествующего в ней порока, забывались в угаре веселья и суициде, но наиболее просвещённые умы всё больше и больше думали о том, что придёт наконец Избавитель, который покончит с мучениями людей от диктата греха и спасёт мир. И вот Господь Спаситель пришёл спасти всех как истинный Бог любви и впоследствии своей Жертвой преобразил мир и его нравы. Однако чем больше проходило времени, тем меньшее число людей адекватно воспринимали Его вселенский и непреходящий по значимости жертвенный подвиг. Неодолимое желание балансировать на краю пропасти, странная жажда вкушения полноты греха как следствие падшести человеческого естества, как явление слепого стремления людей к общественному суициду привели нас сегодня к концу истории. Людям попущено вновь ступить на древний языческий путь повального рабства греху, чтобы реализовать полноту их свободного волеизъявления к жизни дикой и скотской и получить то, к чему так стремится их омертвелая душа, забывшая страх Божий. И опять встала со всей остротой проблема благословенного остатка, который сохранит верность Христу и выйдет с Его помощью в новое качество жизни. Но сколько людей спасётся из нескольких миллиардов – вот вопрос…
П. Приход Христа не создал прозрачное хрустальное человечество. Христос внёс коррекцию, чтобы человечество не превратилось в стадо свиней. Уберёг человечество от страшной диктатуры, о которой мы с вами говорили. Второй такой переломный момент был в ХХ веке, когда гитлеризм исключал все гуманитарные христианские накопления человечества. И когда говорят, что 30 миллионов советских людей, – непомерно большая цена за Победу, возникает вопрос: а распятие Христа – это не слишком ли большая цена за победу над смертью? Такие победы даются огромной ценой. И русский народ в этой войне показал, что Россия верна Христовым началам. Атеистический красный советский сталинский строй он тем не менее совершил христианскую искупительную жертву, что заставляет нас ещё раз пересмотреть наше отношение к советской эре.
Х. Подвиг народа в войне черпал свою силу из того христианского нравственного запаса, который оставался в сердцах миллионов рядовых советских людей ещё с царских времён. Де-юре они были атеистами, а де- факто, по устроению души, – православными. Особенно это проявилось во время войны – той страшной беды, которая смела всякую идеологическую мишуру и обнажила помышления сердец. Вот причина победы над нацизмом, которую и вправду одержало христианство, но никак не атеизм. А теперь, Александр Андреевич, если можно, другой вопрос: скажите, пожалуйста, а что происходит в Псковской епархии с местным Спасо-Елизарьевским женским монастырём? И как это связано с тем, что вы выразили готовность выступить народным защитником на стороне высокопреосвященного митрополита, против которого подал иск в суд один псковский журналист. В чём суть проблемы?
П. В Пскове произошла вселенская драма. Казалось бы, какой-то хулитель рядовой, журналист, господин Дементьев выступил с хулой в адрес обители, Спасо-Елизарьевского женского монастыря. Он обвинил матушку Елизавету и сестёр в разврате, в грязи, в скопидомии… Рядовой, по меркам нашего времени, акт богоборчества. Он слабее, чем участившиеся убийства священников. Но только на первый взгляд. Эта обитель славна тем, что там подвизался старец Филофей, обосновавший концепцию «Москва – третий Рим». Она коррелируется с идеей Пятой империи. Соединение русского государственного мессианства с православной верой. В этом смысле это место сакральное. И в этом усматривается метафизический удар по государственности как таковой. И так же метафизически её рассматривает владыка Евсевий. И этого человека он предал анафеме, совершенно справедливо полагая, что в России сложилась так называемая церковь сатаны, некие сообщества, целью которых является воздействие на страну на метафизическом уровне. На перекодировании нас из богоносных людей в животных. И, предавая его анафеме, владыка отсекал всю эту стаю. Он разрезал эту пуповину тьмы. И удар этот был нанесён в Пскове, который я считаю духовной столицей России. По мере сил моих я включился в это сражение на стороне епархии. По благословению владыки епархия выдала мне доверенность для защиты. Епархия подала на него в суд и выиграла его, а потом его, журналиста, предали анафеме. И он со своей стороны подал в суд, полагая, что анафема нанесла ему моральный вред. И предметом судебного разбирательства является отзыв анафемы.
Н. М-да, какие только иски сегодня не подают… Скажите, сейчас буквально всё на первый взгляд кажется безнадёжным. Но истосковавшиеся по правде люди ждут преображающего чуда. Каким оно может быть? В виде какого-то катаклизма, грозного вразумления, войны?
П. У чуда нет технологии. Если мир, как огромное тупое забитое животное, заваливается на спину, забитое насмерть человечеством, а восстание человека духовного случится, то это не феноменология чуда. Я вижу симптоматику вторую – человечество так просто не сдастся, всё было бы слишком просто. Может, первыми восстанут машины. Мы живём в эпоху восставших машин, которые не могут примириться с той юдолью, что им уготована. Сходят с рельсов поезда, падают самолёты, взрываются атомные станции. Происходят утечки всевозможных ядов. Протестует природа. Трясёт землю, опрокидываются с небес невидимые лучи. И эти протесты коснутся людей.
Х. Святой Паисий Святогорец говорил: «В мире накопилось много порока и грязи. Должно сильно подуть». «Переправу» и газету «Завтра» сблизил священный холм с освящённым крестом под Изборском, который все мы воздвигали совместными усилиями – православная святыня, которая нас укрепляет и поддерживает. Вообще человек всегда может испросить у Господа благодатной духовной силы, живой и мощной созидательной энергии, которая преодолеет все нынешние общественные эксперименты. Эта сила свыше уже сейчас даёт по стране множество точечных ростков, которые пробиваются вопреки официальной политике и образуют новую растущую силу. Может, единственную, которая на сегодняшний день обнаруживает собственную пассионарность. С другой стороны, есть огромный потенциал советского духа, коллективизма, общинности… может, эти два потока сойдутся?
П. Пятая империя – это империя следующего поколения, в котором сойдутся все имперские потоки и элементы сегодняшней государственности. Хоть немного, но они есть. В этом смысле два потока сливаются. Говоря об имперской партии, я мыслю категориями метагосударственными. Потому как империя – это симфония времён, пространств, небес и земли. В которой всё цветёт и возделывается. Ничто не угнетает другое. Империя – это рай. Небеса построены по закону империи. Весь русский космизм построен на ощущении, чаянии рая. Эти былинки, по которым ездят танки и которые топчут слоны, у нас под ногами. Поэтому мы плачем по умершим родителям, не едим друг друга, растим на этом детей. Пока это очень робкие социальные формы, недостаточные. Чудо, о котором все мы говорим, должно всё это превратить в бурное цветение. Зло сейчас структурировано гораздо мощнее, чем добро. Какие бы нарекания ни произносились в адрес нашей Церкви, она та структура, которая структурирует это добро. Это хранилище, куда прячется современная русскость. «Переправа» обращается к этим разнородным ядрам, она призвана структурировать их. Должны сойтись два потока – красная эра и предшествующая ей – и сочетаться. На этом стыке и может возникнуть феноменология чуда.
Беседу вёл протоиерей Михаил ХОДАНОВ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.