переправа



Слово о Слове



Опубликовано: 27-04-2010, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Слово о Слове

 

Можно согласиться с мнением некоторых философов, полагающих, что изобретение колеса явилось самой крупной ошибкой человечества, ибо положило начало прогрессу; и вот – уже сколько веков катится колесо это кровавым следом по полю истории.


Что является целью прогресса? Ответ не заставит себя ждать: счастье и благо человека. А кто из нас возьмётся утверждать, что сегодня человек более счастлив, чем тогда, когда

 

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

(Е. Баратынский)

 

Ну а теперь от «дел» перейдём к «слову».


Думается, что и на Вавилонскую башню можно посмотреть как на символ ветхозаветного прогресса, а последствия его – вавилонская катастрофа – довлеют над сознанием страшнее самой башни, потому что множественность языков принесла народам Земли разделение, разобщение, разрыв единого организма на части.


Разделение языка произошло. Единый организм рассечён по живому. Благолиственное древо красоты дивной получило смертельную рану. И в дальнейшем время неоднократно обрушивалось на сие Древо, дабы смять, сломать, с корнями вырвать.


Славный сын Отечества XIX века А.С. Шишков плодотворно занимался вопросами корнесловия, поскольку именно корень несёт в себе смысловую основу. И он полагал, что изучением корней различных языков можно прийти и к праязыку.


В природе нет ничего лишнего – всё взаимосвязано, обусловлено, подчинено причинно-следственным отношениям, всё поражает своей законченной гармоничностью и целесообразностью, будь то живая природа, или небесный свод, или микромир, или природа слова.

 

Невозмутимый строй во всём,

Созвучье полное природе,

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаём.

(Ф. Глинка)

 

Азбука наша, по выражению А.С. Шишкова, несёт в себе «полный смысл», и поэтому всякие изъяны болезненно, подобно раковым метастазам, разят её тело.


Славянская азбука – бесценный дар Божий, который был дарован святому Кириллу в подвиге сорокадневного поста и молитвы. А как к этому дару мы относимся?

 

Не верят, Господи, не верят,

Не верят люди ничему,

Твой ум неизмеримый мерят

По их короткому уму.

(Ф. Глинка)

 

А мой «короткий» ум шепчет мне: «Вот, ты знаешь, та-то буква не читается. А зачем она? – Убрать её! А вот другая буква тоже не читается, – и её тоже убрать». И таким образом я разрушаю «полный смысл», из здания мироздания вынимаю очередной камень. А я же не знаю, может, этот камень и является краеугольным. Таким образом, из цели выдёргиваю одно звено, повергая тем самым и всю цепь в бездействие. Из живого тела вынимаю какой-либо орган, обрекая тем самым на смерть и всё тело.


Мы же не видим те процессы, которые протекают в организме, когда принимаем лекарства. Так же мы и не слышим некоторые буквы славянского алфавита, но здоровье Вселенной, сотворённой словом, живится буквой, которая, в свою очередь, живится духом, ибо «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор., 2:6).


Да и вообще, что мы способны чувствовать, видеть, слышать?

 

Разум наш, что птица в сети ловчей,

Взлёт, полёт, разбитое крыло.

Сквозь темницы прутья – луч надежды,

И опять – темничное стекло.

 

Мы видим только световые волны, которые являются малой частью волн электромагнитных, которые, в свою очередь, лишь только фрагмент общей картины физических явлений. Пространство пронзают, отнюдь не препятствуя друг другу, и радиоволны, и рентгеновские, и ультрафиолетовые, и гамма-лучи, и волны гравитации, и ядерного взаимодействия. Трудно предположить, что произойдёт, если мы исключим какую-либо из них. Но думается, что силы небесные  при этом поколеблются.


Наш организм разрушается в первую очередь не отрицательными воздействиями, не окружающей средой, а нашими же мыслями, которые мы, разумеется, не видим. Также и, терзая родной язык, отсекая от него то, что наш ограниченный слух не воспринимает, мы наносим непоправимый вред живому телу языка.


Но вырождение и извращение слова сопутствуют человеку на всём пути его грехопадения.


Протопресвитер А. Шмеман в своей работе «Евхаристия» разбирает таинственный смысл внутреннего содержания слова: «Чем выше слово, тем оно двусмысленнее, тем настоятельнее требует от христиан, употребляющих его, не просто наиболее точного себя определения, но и освобождения, экзерцизма, очищения изнутри от извратившей его лжи. То различение духов, к которому призывает апостол Иоанн Богослов, есть прежде всего различение слов, ибо не только слово пало, как пал весь мир, всё творение, но именно с падения слова, с его извращения и началось падение мира, словом вышла в него та ложь, отец которой дьявол. Яд же этой лжи в том, что слово осталось тем же, так что, говоря «Бог», «единство», «вера», «благочестие», «любовь», человек убеждён, что он знает то, о чём говорит, тогда как в том и падение слова, что изнутри оно стало «другим», стало «ложью» в своём собственном смысле и содержании».


Знаем мы, что зло нередко приходит под личиной добра. «Чем искуснее сочинена личина, тем удачнее выполняется злодеяние», – учит свт. Игнатий Брянчанинов. И со слов апостола известно, что сатана принимает вид Ангела света (2 Кор.,11:14).


Ещё Пифагор установил связь между натуральным рядом чисел и звуковым рядом, соответствие той или иной буквы алфавита определённому числу натурального ряда. Числовые законы гармонии одинаковы для живописи, музыки, архитектуры. Леонардо да Винчи правильно подметил: «Поэзия – это живопись, которую мы слышим, но не видим, а живопись – это поэзия, которую мы видим, но не слышим».


Я бросаю камень в воду. Пошли волны – первая, вторая, третья. Может ли появиться вторая волна, минуя первую? Вопрос неуместен. Поэтому исключение любой буквы из алфавита равнозначно исключению числа из натурального ряда, что приводит к алогичности, абсурду, дезинформации, сеет хаос, насильственно разрывает живую нить, связующую Первопричину – Бога –  со всем ходом истории. Более того, подобное насилие является попыткой поразить и саму Первопричину, поскольку слово является началом у Бога. «В начале было Слово» (Ин.,1:1), и «…так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр.,3:14). В «Послании к евреям» мы читаем: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.,11:3).

 

И вещим словом понял я,

Что всё, рождённое от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К Нему вернуться жаждет снова.

(А. Толстой)

 

Теперь становится понятным, почему на поле вселенского противоборства именно слово является мишенью для слуг тьмы.


Одному и тому же слову можно придать содержание и отрицательное, и утвердительное, гневное и доброе. Казалось бы, буквы те же, содержание слова то же, а смысловые значения противоположные. Вот что значит интонация, эмоциональная окраска. Так как же бережно надлежит относиться к каждой букве алфавита?

 

В оный день, когда над миром новым

Бог склонил лицо Своё, тогда

Солнце останавливали Словом,

Словом разрушали города.

(Н. Гумилёв)

                        …тогда – и сегодня

 

О знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют.

(Б. Пастернак)

                        … и сейчас:

 

Словно бритва слово режет душу,

И ласкает нежною рукой,

Низвергает в злую бездну ада,

И несёт желаемый покой.

 

Не суди – и не судимым будешь –

Вот та мысль, – которую забудешь, –

И себя, как лезвием ножа,

Поразишь, боль слова умножа.

 

Так храни живую силу слова,

Мыслей добрых береги алмаз,

Чтобы факел совести горящий

Ни за что на свете не погас.

 

Мир сотворён Словом, мир существует Словом, мир живится Словом. Отсюда вытекает и значимость молитвы. Ф.М. Достоевский словами старца Зосимы выразил всю беспредельность молитвы: «И вот, может быть, с другого конца земли вознесётся ко Господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты и не знал его вовсе, а он тебя». Также и злое слово падёт на другом конце земли чьей-то тяжёлой слезой материнской. Святые Отцы всегда говорили, что мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, то мир погиб. Когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится, пойдут великие бедствия (преп. Силуан).


А теперь посмотрим на славянскую азбуку с позиций здравого смысла, с позиций логики, короче, с позиций нашего «короткого ума». Если буква не читается, то чем же можно объяснить её наличие? Какой должна быть исходная информация, переработав которую наш мозг смог бы измыслить подобное? Вся диалектика нашего мышления восстаёт против этого.


Таким образом, мы приходим к выводу, что славянская азбука  не плод рассудочной деятельности, а драгоценный дар Высшего Разума, дарованный Божиим  Откровением, т.е. Духом Святым, а посему является святыней. А. Шишков подчёркивает: «Поругание святыни есть самый верх безумия и развращения человеческого…» Вот как низко мы пали, и как глубоко прав авва Исидор: «Не столько страшны все бесы, сколько следование своему сердцу и разуму, а не закону Божьему». И: «Помышления плотския суть смерть» (Рим., 2:6).


Мы знаем, «что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мтф.,12:36). Не грубое, не злое, а только праздное.


А слова бранные, слова нечистые? Не хочется и говорить. Но в то же время сказать об этом необходимо. Когда гнойник вскрывают, то здесь, как вы  понимаете, розами не благоухает. А не вскрой его, погибнет весь организм.


Бранные слова – это словесная жертва бесам. Вы представляете? Православный приносит жертву бесам. Страшно и подумать.


Известны случаи, когда полностью парализованный человек, человек, лишённый дара речи, сохраняет одну-единственную способность – произносить отдельные или вообще только одно бранное слово. И таким образом он выражает всю гамму своих желаний и чувств: и радость, и возмущение, и отрицание, и согласие, и чувство голода, и насыщения. О чём это говорит? В каноне Андрея Критского мы читаем: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин» (песнь 4). Так же и бес действует по каналам, превосходящим физиологическое естество человека. Какова же загробная жизнь этого православного?


Крещается младенец трёх месяцев от роду. И вдруг из уст его громким мужским голосом грубая нецензурная брань. Как? Почему? Да потому, что всё это из той оперы.


Отечественные учёные сделали интересное открытие. Они создали прибор, способный переводить человеческую речь в электромагнитные колебания. И этим прибором стали воздействовать на семена растений. Было чему удивиться! Страшный разрушительный эффект «нечистых» слов, сопоставимый  по своей разрушительной силе с термоядерным взрывом… Мутагенный эффект, равный воздействию радиоактивного излучения в 30 000 рентген. При этом генетический аппарат наследственности получает непоправимые повреждения.


И противоположный, оздоровительный эффект слов милующих, слов молитвы.


Так во что же превращаем мы землю свою? В алтарь, где приносится словесная жертва бесам. «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матф.,12:37).

 

Земля-владычица! К тебе чело склонил я,

И сквозь покров благоуханный твой

Родного сердца пламень ощутил я,

Услышал трепет жизни мировой!

(В. Соловьёв)

 

Слышит земля слова наши бранные, трепещет нежнолюбящее материнское сердце её. Да и достоин ли человек «разделённый» столь великого дара – ведения «полного смысла», о котором говорили мы выше? Трёхсоставен человек, а мы злою волею рассекаем его – поругаем тело, забываем о душе, дух предаём. И есть только одно врачество от разделения души и духа – Слово Божие. «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр., 4:12). Только слово Божие исцеляет, т.е. слагает в единое целое и тело, и душу, и дух. Святитель Феофан говорит: «Дух, как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нём Одном находит покой». Об этом же говорит Августин Блаженный: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

 

И скажет человек:

Когда ж по Воле всех Царя

Уста безмолвием сомкнутся,

К Тебе, усердием горя,

Все мысли, чувства понесутся.

(Свящ. Илия Легатов)

 

Сбросившие оковы мира материального, понесутся наши мысли и чувства.

 

И  в звуках святого молчанья

Всем сердцем услышишь вдруг ты

Торжественных гимнов звучанье

Во славу Творца Красоты.

 

Так неужели только там услышим мы «полный смысл» глагола Божьего? Так неужели только там услышим мы «полный смысл» слова «человек»? Или, быть может, ещё на земле обратим свои мысли и чувства в полное смысла существование, немедля возьмём в руки «меч духовный, иже есть глагол Божий» (Ефес., 6:17).

 

О, если бы мне магию забыть,

Заклятий больше не произносить,

О, если бы с природой наравне

Быть человеком, человеком мне!

Таким я был, но преступил устав,

 Анафеме себя и жизнь предав.

(И. Гёте)

 

Быть человеком!.. Нет ничего проще и понятнее.


Быть человеком!.. Нет ничего сложнее и загадочнее.


Или же – третий путь ! – под тяжестью грехов нераскаянных так и сойти в геенну огненную «сыном половинкиным». 


Архитектор

Игорь НАУМОВ

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №3-2010, Наумов
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Слово о Слове"
Имя:*
E-Mail:*