«Не враг силён – мы слабы!»
1. В истории человечества, как и в жизни человека, различаются две стороны – материальная и духовная. Первая являет себя на уровне внешних событий: войн, революций, идеологий, культур и т.д. Вторая скрыта от глаз и служит основанием для первой; она складывается из тончайших и, как правило, тайных побуждений, «тайных дел человеков» – вождей и народа. Материальная, летописная история подвергается бесконечным «подтиркам» в угоду столь же длинной череде властей – оттого она лжива. Духовная история писалась и пишется «людьми духа», чистота жизни и помыслов которых исключает самую возможность какой-либо лжи. Обе истории – стороны одной реальности, имя которой – цивилизация.
2. В рационально-материалистическом плане Россия начала XXI века терпит тяжкое поражение. Этот факт легче признать, чем тратить время на его оспаривание. За годы «либерального реванша» во всех сферах жизни и хозяйства мы отброшены на десятилетия назад: превратились в сырьевой придаток «передовых экономик», убываем территориями, населением, культурой, духом. Следуя законам рынка, Запад никогда добровольно не позволит нам – поверженному конкуренту – вырваться из тупика. Западный мир хорошо помнит, что в 1913 году Россия занимала первое место в мире по темпам роста промышленности и пятое – по уровню жизни.
3. Но есть «участок фронта», где сражение ещё не проиграно. У России сохраняются стратегические резервы, которые: а) неизвестны нашим «заклятым друзьям»; б) недоступны им; в) не могут быть уничтожены директивно и даже с помощью «пятой колонны».
4. Речь идёт о православной духовности. Во-первых, она на порядки выше «тёмного» разума, оперирующего на уровне животной психики (страстей) и рационального интеллекта (хотя бы и высочайшего в пределах этой психики). Во-вторых, она имеет особую, светлую, божественную природу. Хотя, по словам святителя Тихона Задонского, христианство неприметным образом исходит из России, в ней, в отличие от Запада, где чистая вера в основном утрачена, православные корни по-прежнему живы. Россия ещё духовно молода. В силу объективных исторических причин наше население, в том числе и молодёжь, сохраняет способность «воспринимать» Бога. Оттого-то и слетается на наши нивы всё «мировое вороньё», все силы злобы поднебесной, стремящиеся через глобальные сети истребить остатки истинной русской духовности, лишить Россию её последних резервов, последней надежды.
5. Остриё неприятельских атак нацелено не на нашу армию и ВПК, не на экономику и финансы, а, прежде всего и главным образом, на воспитание подрастающего поколения. Замысел состоит в том, чтобы, с одной стороны, закрепить уже достигнутые «успехи» (убывание и оглупление населения), а с другой – насильственно вживить в сознание людей, особенно молодых и неискушённых, «ценности» века сего, подавив тем самым глубинную тягу и таланты богопознания. Эта задача решается путём единовременного осуществления сотен и сотен внешне разрозненных, фактически же взаимосвязанных и дополняющих друг друга, обильно и централизованно финансируемых программ – от «ползучего» внедрения ювенальной юстиции до «секс-просвета» в школах. Сеть из тысяч такого рода ячеек-программ наброшена на Россию.
6. Те, кто задался целью «избавить Землю от лишних людей», освободить природу от вредоносного и избыточного «человеческого вируса», оставив на хрустальной планете только самых достойных (то есть богатых, умных и успешных), творят зло – а «дело нечестивых погибнет». Они, по сути, безумны! То, что судьбы цивилизации вершатся «людьми» такого пошиба и таких убеждений, лишь резче оттеняет глубину нашего общего помрачения и падения.
7. Впрочем, эти круги, которые принято именовать «закулисой», могут сколько угодно воображать, что они всесильны и спасают цивилизацию. На деле они ничем не управляют – лишь в ослеплении тянут всех в безумие и погибель. Их надо, пока не поздно, остановить!
Святые Отцы учили, что добрый человек – друг Богу, злой – слепое орудие в Его руках. «Закулиса» только воображает, что она способна манипулировать чужим сознанием. Она сама – всего лишь слепое орудие в руках Промысла, призванное пробудить нас от векового сна.
8. Глобальный кризис имеет не формально-интеллектуальную, а антропогенную и онтологическую природу. Суть его не в «сбоях» тех или иных систем и структур, созданных человеческим разумом, а в деградации духовного устроения самого человечества в лице его верхов и низов, в нисхождении наших мотивов и ценностей до уровня «скотов несмысленных», в убывании в нас любви как божественной силы созидания и стабильности. Лишаясь энергии любви, человек губит и себя, и окружающий мир, деградирует и гибнет. Он противопоставляет себя Богу, Который, с одной стороны, есть «сущее» и «всё во всём», а с другой – любовь, и только любовь и ничего, кроме любви.
9. Увы, точка невозврата, похоже, уже пройдена. Начался обратный отсчёт. Его не остановить, и крах бесчеловечной цивилизации неотвратим, чему всё больше свидетельств и в природе, и в общественной жизни. Но в России пока ещё остаётся вера и воля, чтобы хотя бы здесь, на шестой части суши, поставить заслон вселенскому злу. Бой идёт незримый и беспощадный. Его арена – область духа. Он ничего не будет иметь общего ни с бунтом, ни с революцией, поскольку все революции от дьявола – лжеца и отца лжи.
10. Перед нами – поразительная картина. Истинное чудо! По всей нашей стране, словно из небытия, поднимаются ростки нового христианского сознания, нового бытия, нового человека. Это единственная на данный момент общественная сила, которая не деградирует, не умирает (как все без исключения партии и идеологии), а набирает силу – причём без каких-либо директив, посулов или финансовых инъекций. Эта сила питается из глубинных источников духовной памяти и совести народа. Ей не смогли навредить ни войны, ни революции, ни социальные эксперименты. Напротив, эти катаклизмы в измерениях духовной истории были промыслительно насущны: божественная хирургия иссекла раковые опухоли неверия из русского общества, сохранив фаворское сияние Святой Руси.
11. Современное христианское подвижничество не является уделом одних только монахов и священников – таковым оно на Руси никогда и не было. К служению Христу приходят люди вполне светские, более того, по социальным меркам вполне успешные. За их плечами часто нет ни семейного духовного воспитания, ни даже элементарных представлений о религиозной традиции. К Богу они обращаются по велению совести, с «чистого листа», убедившись в обречённости и пагубности всех и всяческих идеологий и философий «от ума». Значительная часть сегодняшнего православного ополчения – это поистине «блудные сыны», покаянно возвращающиеся из пагубы мира к Небесному Отцу. Многими скорбями очищаясь от скверны греха и открываясь действию благодати, их души соединяются не только с Небом, но и друг с другом, образуя незримое братство «вертикального служения», Христово воинство «последних дней».
12. Одна из важнейших задач, стоящих перед этим воинством, – осуществить преображение (если угодно, модернизацию, но термин «преображение» несравнимо онтологичнее, выше и глубже) страны – но не путём насильственного слома существующих фасадных институтов, а как бы изнутри, через мобилизацию стратегических духовных резервов русского общества, скрытых в самом русском человеке. В чём-то это похоже на опыт М. Ганди, который в своё время без единого выстрела изгнал матёрый британский колониальный режим из Индии…, только на порядок выше, чище, ближе к Богу. Для нас преображение России начинается (оно и может реально начаться) только с себя, с преодоления своих страстей, очищения своей души. Согласно Святым Отцам, лишь в этом случае человек может молитвенно призывать Божью благодать – энергии, знания и озарения, с помощью которых через синергию с «новым человеком» Творец действительно может изменить во благо Своё творение. Для этого надо прийти в себя – так, как это сделал блудный сын из Евангелия. В этом месте мы решительно расходимся с теми идеологами, в том числе из среды т.н. христианских социалистов, которые мечтают «спроектировать» модель будущего общества, не прибегая к болезненному и глубокому изменению собственной греховной природы.
13. Господь милостив, но Он откроет человеку пути и смыслы, вооружит его силами и средствами к преображению мира лишь тогда, когда тот будет способен употребить полученное им знание во благо, а не во вред себе и окружающей природе. В этом смысле задача внешней модернизации оказывается вторичной по отношению к задаче внутреннего духовного преображения. Пост, молитва, внимание к себе, милосердие, любовь к ближнему, терпение, смирение и несение тягот других, хождение пред Богом и память о Нём – вот приоритетные задачи нашего преображения, орудия обороны и наступления воинства Христова. «Царство Божие внутрь вас есть».
14. Мешает ли это светскому служению? Нисколько! Наоборот, очищение от грехов и страстей открывает православного воина (на каком бы участке и в каком бы качестве он ни трудился) действию Божьего покрова, Божьего наставления и вразумления. Одолевая шаг за шагом крутые склоны духовного роста, человек делается действительно, а не мнимо сильнее и мудрее, его эффективность неуклонно растёт. Внутренний мир, покой души и страх Божий наделяют новобранца Христова силой, энергией, бесстрашием и ясным видением цели. Такой «стяжавший дух мирен» воин, по словам Серафима (Саровского), тысячи неверов спасёт.
15. Планирование нашему братству, нашему сообществу необходимо, но преимущественно тактическое и в основном связанное с возрастанием в духе, возможном только в лоне Церкви Христовой. В остальном же – всё во власти Господа. Война план покажет!
16. Насущное преображение России – это не унизительное копирование чужого и лукавого опыта, а «распаковка» глубинных стратегических ресурсов великой страны, принявшей «эстафету духа» от Византии, воплощение не на словах, а на деле синтеза веры и науки, неба и земли, духа и материи. Это синергия чистой, насколько это возможно, человечности и неизъяснимой божественной благодати. Это союз нового человека и Живого Бога.
17. Воинство Христово по определению не признаёт и не может признавать никаких внешних (по отношению к душе) социальных, национальных, половозрастных или каких-то иных различий между людьми. Здесь все рядовые, не имеющие прав – одни лишь обязанности. Это воинство строится на принципе «единства в свободе по закону любви» и формирует живое Тело Христово, каждая клетка которого смиренно подчинена Целому и в то же время свободна в своём воплощении великолепия этого Целого. Возможно, появление в России на рубеже двух тысячелетий данного феномена – воинства Христова – символизирует начало нового этапа исторического христианства, в чём-то повторяющего славные времена первой, катакомбной Церкви. Так, новое историческое пополнение воинства Христова, как и более ранние его «призывы», опытно постигает гибельность и тупиковость строительства «царства божия» на земле без Бога. В этом смысле оно менее подвержено действию внешних искушений и страстей.
Далее, нынешнее пополнение постигает Господа вполне традиционно, то есть преимущественно сердцем, а не умом.
И, наконец, Господь для нас – единственный и подлинный Спаситель России, с Ним и только с Ним связаны все надежды на возрождение и обновление нации. Это вывод возник как следствие усвоения опыта из разрушительной революции 1917 года и мученического пути Русской православной церкви в период большевистского лихолетья.
18. Наше духовное развитие и внешняя борьба должны всецело определяться Священным Писанием и Преданием Церкви. Огромное значение в воспитании воинства Христова приобретают Святые Отцы православия.
19. В контексте святоотеческого наследия воинам «последних дней» одинаково чужды и псевдореволюционные лозунги, прикрытые христианской фразеологией, и унылое бездействие в уповании на то, что Бог-де Россию не оставит. Мы исповедуем иной путь – путь деятельной синергии верующего человека и любящего его Бога, когда человек чувствует в себе достаточно сил и решимости жить по Христу, чтобы служить не только своему, но и чужому спасению.
20. С учётом специфики начального этапа становления нашего воинства основной упор должен быть сделан на возрождение и обновление духовно-нравственных ценностей России. Именно эту задачу нужно поставить во главу угла нашей национальной жизни, искомой модернизации. Духовное преображение должно стать первым и до поры единственным национальным проектом, от которого (и по мере реализации которого) начнут вырастать другие здоровые ветви русского развития в военно-политической, культурной, научной, воспитательной и других областях. Духовность человека, нации, этноса есть та единственная реальная платформа, тот фундамент, на котором только и может созидаться любое внешнее преображение.
21. Воинство Христово должно строиться преимущественно «снизу», естественным путём, избегая как чрезмерной заорганизованности, рождающей страсти, так и соблазнов самоуспокоения и самонадеянности. Это воинство не может рассчитывать на поддержку и сочувствие властей, поражённых, как и общество в целом, болезнями века сего. Другое дело –когда оно достигнет достаточной собственной внутренней силы и зрелости, чтобы снизу духовно воздействовать на власть и преображать её изнутри. Весьма опасны как попытки подстроиться под «менталитет» властей в поисках их покровительства, так и увлечение «духовным» нигилизмом и изоляционизмом, игнорирующими тот факт, что и внутри власти есть представители воинства Христова. Мы должны понимать, что за отдельными проявлениями «лояльности» властей к Церкви нередко скрываются лукавые мотивы: стремление ослабить её внутреннее единство разного рода духовными суррогатами или же отвлечь её от внутреннего делания – например, в сторону социального служения. Реальным доказательством поворота режима к нуждам духовного возрождения России станут не декларации и жесты, а, например, радикальные сдвиги в информационной политике. Но их-то пока и не видно. Впрочем, всё находится в руках Божиих – в этом смысле даже коррупционное загнивание верхов ничуть не менее промыслительно, чем унижение низов: и то и другое лишь рельефнее оттеняет наше реальное духовное состояние.
22. Ещё одно возможное заблуждение и повод для уныния – кажущаяся малочисленность воинства Христова. Мы должны помнить, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Наше сообщество призвано побеждать не числом и силой, а духом и правдой. Истинный воин Христов сильнее тысячи врагов, поражённых тьмой. Ибо с ним Бог – кого же такой воин убоится?! Новая элита России – это «малая закваска», но и она способна поднять всё «тесто» при условии достаточной духовной чистоты своих рядов. Всё остальное – в руках Божиих. С Ним мы непобедимы, без Него – обречены. Мы должны сеять слово Божие, исповедовать, продвигать и защищать нашу православную веру не только внутри ограды Церкви, но и в форпостах российского неоязычества. Нужно сеять и в тернии, и на доброй почве, а уж где взойдут семена – дело Господа. Мы не вправе сидеть сложа руки: Бог, говорили Святые Отцы, спасает нас не без нас.
23. При весьма ограниченных ресурсах, которыми располагает наше ополчение, ключевое значение приобретает вопрос о правильном, максимально эффективном их использовании. «Храм не в брёвнах, а в рёбрах», поэтому христианское просветительство, христианская миссия во всех формах становится актуальнейшей задачей. Молодёжь, в том числе и образованная, готова к принятию правды Христовой. Это показывает практический опыт. Следовательно, проблема не в них, а в нас. Нужно идти к молодым, показывать им личный пример преображения, искать современные, яркие формы миссионерской работы. Нужно смелее осваивать пространство массмедиа, практиковать живое, деятельное общение с невоцерковлённой молодёжью. Все силы и средства – на ликвидацию духовного невежества и безграмотности!
24. Часто можно слышать призывы к объединению «ростков» нашего ополчения, созданию единого движения или партии. Эти призывы не только преждевременны – они опасны. Чрезмерная заорганизованность порождает страсти и искушения, а последние размоют и погубят саму духовную основу нашего служения; борьба незаметно переместится на «поле врага», начнёт идти по его «правилам». В этом случае мы не приобретаем, а теряем. Теряем то, чем мы действительно сильны, – свои естественные преимущества, которые «не от мира сего». Интеллектуальное, а равно и любое другое «мирское» соперничество с врагом заранее обречено на провал, если оно без и вне Бога. Наша главная задача – коренным преображением, распятием в себе «ветхого человека», исполнением заповедей Христовых подготовить душу к принятию Божьей благодати и тем самым уповать на обретение части Его премудрости, а не «плавить мозги» в бесплодных попытках «улучшения мира».
25. Наше воинство – это сообщество Тела Христова. Его «горизонтальная» сплочённость зависит не от совершенства организации, поддерживаемой страхом, корыстью или ненавистью к общему врагу (что присуще всем без исключения политическим объединениям), а от чистоты веры и смирения, от силы «вертикальной» связи сообщества с Богом – религии. Бог есть Путь и Истина и Жизнь, и только Он собирает и ведёт нас вперёд. Воинство Христово многолико и многофункционально. В нём есть и штаб, и передовая, и тыловые службы, и «курсы молодого бойца», и глубокая разведка. Жизнь подсказывает, что лучшая форма нашей организации в миру – сообщество воцерковлённых людей, объединённых Церковью и Её таинствами. Такое сообщество соединено духовно, состоит из множества формально независимых друг от друга, но живых ячеек-клеток, соединённых в одно тело не уставами и партбилетами, а метафизикой служения. Тогда вследствие умного внутреннего делания и служения в миру наше смирение станет деятельным, терпение – наступательным, покаяние – продуктивным, вера – разящей, а любовь – всепобеждающей. Ибо через любовь мы шаг за шагом становимся Божьими.
26. Каждый воин Христов призван делать не по «распределению обязанностей», а максимум того, что он может сделать. Каждый служит общему делу там, куда поставлен, – как говорится, где родился, там и пригодился. Это может быть и предпринимательство, и государственная служба, и армия, и сфера образования, и… уход за больным родителем.
27. Наш стратегический ресурс – Святые Отцы. Их «науку о человеке», их мудрость нам надо освоить самим и доставить в самую толщу языческого невежества. Надо преобразовать снизу всю систему национального воспитания и образования, вернуть ей главную, приоритетную цель – формирование Человека. Духовное просвещение должно не просто дополнить рациональное – оно должно потеснить последнее, чтобы с малых лет соединять нашу молодёжь с Богом, Который только и может оградить её от зла падшего мира, просветить и спасти для земной и вечной жизни. Учение Отцов нужно адаптировать к слабеющему сознанию языческого общества, чтобы тем самым, насколько это возможно, предотвратить его дальнейшее оглупление, атомизацию и превращение в «биохимический планктон», на что, собственно, и направлены скоординированные усилия врага. Это святоотеческое лекарство должно быть доставлено для духовно беспризорных всеми возможными путями и средствами. Тогда может произойти то, что впоследствии назовут Русским чудом и Русским развитием.
28. Нам никто, слава Богу, не мешает и помешать не может, пока действуют изобретённые врагом т.н. демократические институты. Враг считает (по недомыслию и интеллектуальной немощи, которой недоступен духовный уровень познания), что он уже победил, что он играет с нами, как кошка с мышкой. Пусть так думает и дальше, пока не падёт.
Ибо «дело нечестивых погибнет».
Александр НОТИН
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.