переправа



Практика исихазма в России (Школа преподобного Феодосия Тырновского)



Опубликовано: 22-08-2013, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Практика исихазма в России (Школа преподобного Феодосия Тырновского)

Феодосий Тырновский. Икона XIX века

 

Предлагаемая статья исключительно актуальна для всех, кто серьёзно относится к молитве и хочет на деле познать её основополагающие духовные законы. Мир прибегает к молитве в самую последнюю очередь, когда его уже совсем сжимают и теснят со всех концов злые обстоятельства – но просит, как правило, наряду с избавлением вновь и вновь только одно: деньги, власть и прочие тридцать три удовольствия. Настоящая же молитва бежит от всего тленного и страстного.


Человек молитвы стремится прежде всего обрести мир в душе – через покаяние, испрашивание у Бога прощения за грехи, бесчисленные, как песок моря, и благодарение Всевышнего за Его бесчисленные благодеяния, которые мы, обмирщённые и грубые люди, почти и не замечаем. Не видим даже таких величайших даров, как сама жизнь, биение пульса, дыхание, способность мыслить, рождение ребёнка…


Молитва помогает человеку в его богообщении, напитывает душу духовной силой и просветляет разум, даёт покой сердцу, сообщает неложную надежду на грядущее бессмертие, соединяет нас со Христом, наполняет всё естество любовью Божией – как воды наполняют море.


Речь в материале пойдёт о таком молитвенном явлении, как исихазм в его русско-православной традиции. 


Основанная преподобным Феодосием Тырновским книжная Тырновская школа всегда привлекала внимание учёных как культурно-исторический феномен. Они отмечают многосторонность её деятельности, разнообразие научно-культурных её аспектов при единстве духовного направления. Это и книгописание, и новые переводы книг, и православное просвещение через создание религиозных училищ. Важнейшее направление деятельности – введение так называемой архаизирующей реформы церковнославянской письменности, по сути являвшейся средством сохранения духовной и языковой чистоты. Реформа противостояла духовному оскудению, обмирщению культуры и ориентировала научно-литературную мысль исключительно на святоотеческие образцы.


Поражает обилие духовно-культурных плодов, которые принесла Тырновская школа за сравнительно короткий период своего существования. Они заключаются прежде всего в формировании таких гениальных личностей, какими были патриарх Евфимий Тырновский, святитель Киприан Московский и другие знаменитые воспитанники школы. Они не только усовершенствовали в ней своё научное образование, но и в полную меру раскрыли дарования духовные, полученные ими от своего наставника преподобного Феодосия, и достигли святости. Главным же плодом деятельности Тырновской школы было сохранение в чистоте и неприкосновенности православного вероучения и обрядов церковных.


Известно, что плоды и результаты деятельности не появляются без соответствующей подготовки и воспитания самих деятелей. Воспитание и передача духовных знаний от опытных старцев-наставников своим ученикам велась во всех духовных исихастских центрах, возникших под руководством и влиянием преподобного Григория Синаита. По их образцу и в соответствии с исихастскими принципами дело образования было поставлено и в школе преподобного Феодосия Тырновского.


Исихазм – это учение Церкви о пути обожения Святым Духом и аскетико-мистическое церковное предание, дающее верные деятельные средства для восхождения к Богу. Поэтому исихастские школы были в первую очередь школами подвижничества, а образовательный процесс ставил основной целью научение правильной жизни в Церкви Христовой, что принципиально важно для достижения спасения.


Именно на выполнение высшей духовной миссии – на воспитание человека для Царствия Божия и обучение его науке о стяжании благодати Духа Святого – был направлен весь образовательный процесс в Тырновской школе. И если внимание исихастов всегда было обращено на «исследование писаний» как верного руководства ко спасению, то Тырновская школа занималась словесным творчеством преимущественно – активно проводились учёные филологические занятия: составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Большое внимание уделялось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова – важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей.


Нам, безусловно, весьма важно знать о том, каким образом был поставлен учебный процесс в Тырновской школе, о его методологии и методах. И хотя исторических документов по этому вопросу находится весьма немного, но у нас есть духовное наследие, жития и творения Святых Отцов-исихастов – Григория Синаита и его учеников, среди которых был и преподобный Феодосий Тырновский. В этих источниках заключается немало сведений о духовных принципах, лежавших в основе исихастского школьного образования.


Итак, в 1349 году преподобный Феодосий Тырновский, получив поддержку царя Иоанна- Александра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра, основал неподалёку от Тырнова, на Килифаревской горе, монастырь. К преподобному сразу же потянулись с разных концов страны желавшие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. В основном это были люди знатного происхождения, с хорошим светским образованием, стремившиеся и к высшему духовному просвещению. Довольно скоро около преподобного Феодосия собралось до пятидесяти учеников. В дальнейшем, как указывают исследователи, школу преподобного Феодосия Тырновского прошли около четырёхсот шестидесяти учеников.


В 1371 году святой Евфимий перевёл Тырновскую школу в монастырь Святой Троицы возле Тырнова. Здесь это училище стало высшей школой богословской мысли и одновременно замечательным центром книжности.


Таким образом, в своей церковно-просветительной деятельности преподобный Феодосий Тырновский стал организатором целой научно-богословской школы, основанной на исихастских принципах и правилах. Основанием её учебно-воспитательного процесса как средства для духовного возрастания учеников являлись, по словам архимандрита Горазда, «глубокое влечение к подвижнической жизни в духе и силе исихазма, а также высокий литературный талант» .


Преподобный Феодосий в короткое время превратил свой исихастский монастырь в крупный просветительный центр, где развивались как исихастское духовное делание, так и вытекающая из исихастского образа мышления богословско-философская, историческая и филологическая мысль.


Сам преподобный Феодосий был учёным-переводчиком, церковным проповедником и сведущим богословом. Под его редакцией во второй половине XIV века был составлен большой монашеский сборник слов и поучений – своего рода энциклопедия знаний, необходимых исихасту. Сборник хранится в рукописном отделе Софийской народной библиотеки под № 672 .


Преподобный Феодосий не только способствовал духовно-интеллектуальному возрождению болгарского народа в эпоху царя Иоанна-Александра, но и оказывал непосредственное сильное влияние на церковную и государственную политику того времени. Смело обличал он ереси и расколы, грубый племенной национализм, на церковных соборах отстаивал чистоту вероучения и единство православия. Сама личность преподобного Феодосия символизировала крепость веры и благочестие, а оставленное им духовное завещание, в котором кратко излагались исихастские учение, главные принципы и правила подвижничества, стало символом всех исихастов. На этих принципах сформировалась методика учебного процесса в Тырновской школе, именно они лежали в основе всей её многополезной деятельности и образа жизни учеников.


Рассмотрим эти принципы и правила.


Во-первых, хранить и соблюдать христианские заповеди, и прежде всего «величайшую родовую заповедь» о памяти Божией, или, что то же, об умном делании через умную Иисусову молитву. «Память о Боге монах должен иметь вместо дыхания, – наставляют исихасты. – Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей» и отсекает всё душевредное. Имя Господа Иисуса Христа нужно «носить в уме, в сердце и в устах», чтобы с Ним «и дышать, и жить, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить» .


Молитва всемерно помогает не только приобретению добрых душевных качеств, но и усвоению знаний: она, по словам отцов-исихастов, «причина дарований, тайное преуспеяние, просвещение ума» . «Умного делания не оставлять отнюдь» – вот важнейшая заповедь преподобного Феодосия ученикам.


Заповедь о памяти Божией лежит в основе всего исихастского духовного пути. Она относится к определяющим и основополагающим моментам учения.


Второй принцип – исповедовать и хранить в чистоте веру православную и благочестие.


Третий – помнить о смерти и Страшном суде Христовом.


Четвёртый – бороться с греховными страстями через деятельные добродетели, и в первую очередь через послушание, отсечение своей воли, нестяжательность, воздержание, пост, молитвословие, бдение. Послушание – вот главное условие христианского подвига, «малая и вместе великая и кратчайшая лествица, возводящая к совершенству»,  по учению исихастов. Истинный послушник должен отсекать свою греховную волю перед духовным руководителем, иметь к нему искреннюю веру, не прекословить и не спорить, а также пребывать с другими послушниками во взаимном послушании и единомыслии. Воздержанием же от сна, пищи и телесного покоя подвизающийся приобретает сокрушение сердечное, без которого невозможно стяжать благодать обожения.


Пятый принцип – необходимо точно и искренне исповедовать каждый день свои помыслы перед духовным руководителем, как перед Самим Богом, а также постоянно мысленно исповедоваться Господу.


Шестой принцип – как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, поскольку через Таинства церковные сообщается человеку благодать Божия.


Седьмой – «истинствовать», по выражению исихастов, «в деле и слове» , а это значит прежде всего правильно относиться к словам, от которых человек «осудится или оправдится» (Мф., 12:37). Истинствовать – значит не лицемерить, не лукавить, не празднословить, «удаляться клеветы, гнева и ярости, памятозлобия и зависти», как разъясняет преподобный Феодосий Тырновский. Этот универсальный жизненный принцип исихастов побуждал их сберегать дух переписываемых и переводимых книг и при осуществлении «книжной справы» не отклоняться от русла общецерковной традиции. Исихасты всячески старались блюсти и «букву», т.е. словесную форму выражения, как надёжное и совершенное средство точной передачи христианских догматов, нравственных законов и святоотеческой душеспасительной мысли.


Школа письменности и словесности была органической частью исихастской школы подвижничества, своего рода «духовной мастерской» . В соответствии с заповедями наставников-исихастов ученики усердствовали в стяжании терпения и смирения, в богомыслии, душеполезном чтении, псалмопении. Псалмопению и исследованию богодухновенных книг исихасты придавали особое значение, поскольку слова Священного Писания содержат в себе великую очищающую и просвещающую благодатную силу. Тырновские ученики, опытно дознавшие это, всё внимание употребляли, чтобы избежать ошибок и искажений при его переписывании.


Внимание, «собирание себя воедино» – это присущий исихастской традиции важнейший метод духовного делания, он тесно связан с непрестанной памятью о Боге и умной молитвой. Исихасты придают вниманию человека решающее значение, потому что именно в перераспределении внимания с Бога на чувственный мир заключался самый существенный момент грехопадения первых людей. В них произошла, так сказать, ценностная переориентация, последствиями которой были сам грех и извращение человеческой природы. Люди вдруг обнаружили себя и окружающий мир находящимися вне благодати Божией, а диавол получил власть и возможность прежде всего колебать мыслительную силу человека, воздействовать на него и его внимание и удерживать его в этом состоянии – вне Бога. Вот почему исихасты так настаивают на обратном процессе – перераспределении внимания от греховного, чувственного мира на мир Божественный. И ум, и внимание человека должны быть в Боге и в предметах Божественных.


Сосредоточивать внимание, «держать ум» в богодухновенных словах ученикам помогал сам процесс списывания и перевода книг, в то же время учащиеся имели возможность глубже усвоить духовное наследие, поскольку такая работа производилась ими медленно и вдумчиво.


Метод дословного перевода, калькирования, который применялся в Тырновской книжной школе, также был характерен для исихастской духовно-культурной традиции в целом. Его применение связано, с одной стороны, с почитанием высоких духовных образцов, а с другой – являлось исихастским «художественным» приёмом сосредоточения внимания на сложных и непривычных оборотах речи, что препятствовало блужданию ума. Духовный подвиг, труд, напряжённая работа мыслительной силы души была необходима, чтобы прочитать текст, выполненный в стиле «плетения словес». Также и высокая изобразительная культура, присущая исихастским рукописям, и в частности творениям Тырновской школы, – это не дань внешней красивости, а внутренняя духовная потребность создавать из письменного произведения глубоко символичный образ.


Заложенное в человеке Богом чувство прекрасного и изящного должно получить в душе подвижника спасительное, безгрешное направление. Страстные силы души должны не умерщвляться, а преображаться, освящаться, «обогащаться благим» и направляться на служение Богу – вот важнейшее положение исихазма. В силу этого исихасты всемерно стремились развить в человеке его творческие способности для созидания в синергии с Богом. В этой спасительной установке кроется причина столь результативной деятельности Тырновской книжной школы.


Воспитанники Тырновской школы патриарх Евфимий и митрополит Киприан стали главными духовными преемниками и продолжателями дела преподобного Феодосия. Патриарх Евфимий Тырновский «произвёл целый переворот в церковной жизни и в образовательных сферах Болгарии», укрепил религиозно-национальное сознание своих соотчичей и православных народов других славянских стран. Святой Евфимий явил будущим поколениям православных деятелей высокий образец подвижнического служения Слову. Святителю Московскому Киприану Господь судил много потрудиться для распространения исихастского просвещения на Руси и для её духовно-политического укрепления.


В заключение ещё раз отмечу, что обилие духовных плодов Тырновской книжной школы связано с правильными исихастскими, святоотеческими установками, заложенными в основу учебно-воспитательного процесса и использовавшимися в качестве его методов. Общей методологией было учение исихазма в целом и его духовная традиция, направленная на спасение человеческой души и достижение обожения.


Игумен ПЁТР (ПИГОЛЬ),

кандидат богословия,

духовник Высоко-Петровского мужского монастыря г. Москвы

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №6-2010, Пиголь
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Практика исихазма в России (Школа преподобного Феодосия Тырновского)"
Любовь

3 августа 2014 12:18

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Понравилось четкое изложение главных принципов и правил подвижничества
Имя:*
E-Mail:*