В свет вышла новая и чрезвычайно злободневная книга доктора экономических наук, профессора Валентина Юрьевича Катасонова «О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном». Издательство АНО «Переправа», Москва, 2011.
Не скрою, мне приятно представить читателям книгу, толчком к написанию которой, по признанию автора, явилась моя статья «Подсудный процент» в журнале «Шестое чувство» (2008 г., № 1). В статье было высказано сожаление по поводу того, что острейшие финансово-экономические вопросы, занимающие всё большую часть жизни современного человека, не успевают получать должного осмысления и должной оценки с позиций христианства.
Сегодня чуть ли не ежедневно выходят в свет новые книги и статьи, посвящённые последнему экономическому и финансовому кризису. Но, увы, они акцентируют внимание читателя лишь на технических, в лучшем случае – политических и нравственных его аспектах. Всё это необходимо, но явно недостаточно. Духовный корень всех финансово-экономических проблем современности остаётся вне поля зрения исследователей.
И вот наконец перед нами первая в своём роде фундаментальная работа по экономике и деньгам, автор которой (учёный, педагог и практик одновременно) предпринимает попытку заглянуть за ширму внешних проявлений мировых финансовых неурядиц, коим нет конца, проникнуть в тайну их происхождения; ясно ведь – если дерево болеет, лечить надо не листья и ветви, а самые корни его.
На первый взгляд кажется, что книга адресована в основном специалистам: она изобилует узкопрофессиональными финансовыми терминами, экономической статистикой, ссылками на известных (и не очень известных, а иногда и даже совсем неизвестных) экономистов. Но это только на первый взгляд.
За этими логически строго расставленными «деревьями» фактов и цифр явно просматривается «лес» – попытка дать взвешенную духовно-нравственную оценку состоянию современного глобального кризиса и даже – шире того – всей современной цивилизации, душой и кровью которой служат деньги. Читатель должен быть готов неожиданно для самого себя выйти за пределы одномерного восприятия мира, присущего современному взгляду, воспитанному на идеях «экономического детерминизма». Ему предлагается увидеть современный кризис и современную цивилизацию (закодированную под терминами «капитализм», «рыночная система», «современная демократия» и др.) в ином ракурсе и измерении: социальном, политическом, антропологическом, психологическом, нравственно-этическом, духовном.
Очевидно, что самое главное, глубокое, основополагающее измерение в этом ряду – духовное. Уточним: не просто религиозное и даже не общехристианское, а именно православное. Идея автора – аргументированно показать самому недоверчивому и взыскательному читателю, что любые события, любые трансформации и подвижки в сфере экономики и финансов являются объективными результатами соответствующих изменений в духовном состоянии человека и общества. В самом общем виде формула такова: приближается человек к Богу – экономика стабилизируется, выздоравливает, более полно удовлетворяет его материальные потребности; удаляется – и экономика начинает болеть, разрушаться, а сам человек порой лишается даже хлеба насущного (именно это сегодня и происходит в мире и России). Такой метафизический подход позволяет даже профессиональному экономисту другими глазами посмотреть на любые «мелочи», относящиеся к миру денег, финансов, бизнеса.
Справедливости ради надо отметить, что такого рода попытки метафизического осмысления «земных» сфер и предметов человеческого бытия – хозяйства, финансов, денег, богатства и проч. – предпринимались и в прошлом. Отсчёт можно вести от Аристотеля, продолжив этот ряд мыслителей такими именами, как Фома Аквинский, Макс Вебер, Вернер Зомбарт, Освальд Шпенглер, и другими. Однако то была метафизика католицизма, протестантизма или даже агностицизма.
Среди православных исследователей можно выделить И.Т. Посошкова («Книга о скудости и богатстве»), С. Булгакова («Философия хозяйства»), И. Зейпеля («Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви»), В.Ф. Эрна («Христианский идеал экономики»), Н.А. Бердяева («О хозяйстве») и ряд других. Это, без преувеличения, ценнейшее мировоззренческое наследие, которое облегчает нам осмысление современной экономической и финансовой жизни с позиций восточноевропейской традиции. Вместе с тем очевидно, что разработанной в этих трудах научно-методической платформы недостаточно для осмысления современной, невероятно усложнившейся цивилизационной реальности.
Во-первых, мы должны учитывать, что наш современник, к огромному сожалению, зачастую интеллектуально и духовно просто не готов сразу же браться за изучение таких сложных работ: ему, воспитанному на Интернете, телевизоре и журнале «Эксперт», нужен иной, более простой и привычный язык (часто таковым оказывается профессиональный экономический новояз).
Во-вторых, последние из фундаментальных православных работ по экономической проблематике вышли в свет почти столетие назад. История XX и начала XXI века дала богатый эмпирический материал, который не всегда поддаётся полной «расшифровке» с позиций взглядов и представлений русских православных мыслителей прошлого. Например, в них по понятным причинам не найти сколько-нибудь серьёзного метафизического осмысления экономического опыта социализма. А оно необходимо, в частности, чтобы лучше понять, что такое «капитализм», «рыночная система», «современная демократия», т.е. та общественная среда, в которой мы «процветаем» уже по крайней мере два десятка лет.
Мне представляется, что предлагаемая работа – первый «кирпичик» в деле метафизического, притом православного, максимально приближённого к христианскому корню, осмысления современной экономической и финансовой жизни и доведения результатов такого осмысления до широкой читательской аудитории.
Центральные понятия предлагаемой книги – «финансовый кризис», «денежная цивилизация», «денежная революция».
Автор убедительно показывает, что так называемый финансовый кризис – лишь следствие и проявление духовного кризиса человечества. А духовный кризис с позиций православия им трактуется как отход человека от Бога. В общественной жизни такой отход проявляется в кризисе христианской цивилизации, её замещении постхристианской (а ныне – уже антихристианской) цивилизацией, в центре которой вместо Христа оказался языческий идол мамоны.
Исторический процесс расшатывания и разрушения христианской цивилизации автор описывает, используя, на наш взгляд, очень точное и ёмкое понятие – «денежная революция». Ключевым вопросом любой революции является вопрос власти. «Денежная революция»– процесс движения к власти поклонников мамоны. Автор выделяет основные характеристики этой «революции».
Во-первых, она растянута во времени на многие столетия (и даже тысячелетия). И сегодня она ещё полностью не завершена. Поэтому в книге «денежная революция» называется «перманентной». Завоевание «денежными революционерами» новых высот и новых позиций в экономике, политике, культуре, образовании – в масштабах государства и отдельной семьи, в душе отдельно взятого человека – Святые Отцы называли процессом «апостасии», т.е. отходом от Бога. Автор убедительно, на богатом фактическом материале показал, как происходил и происходит этот процесс «апостасии» в сфере хозяйственной жизни. Им выделены основные, ключевые этапы «денежной революции»: частичная (неофициальная) легализация ростовщического процента; полная легализация ростовщичества; создание банков с частичным резервированием обязательств и переход ростовщиков на производство новых денег «из воздуха»; «изобретение» и внедрение в повседневную жизнь ценных бумаг и фондовой биржи; создание центральных банков – «генеральных штабов» ростовщиков – и установление через них полного контроля над государственной казной и денежным обращением; «золотое закабаление» человечества посредством введения золотого стандарта во внутреннем и международном денежном обороте; отмена золотого стандарта и включение на полную мощность «печатного станка»; всеобщая (глобальная) экономическая либерализация.
Последний из названных этапов – это наше время, конец XX и начало XXI веков. Он характеризуется крайне динамичными процессами и громадным количеством финансовых новаций, резким усилением хаоса и неустойчивости не только в финансовой, но и во всех других сферах общественной жизни. Именно на этот отрезок времени приходится бурный расцвет офшоров, появление и распространение «эпидемии» финансовых производных инструментов, создание новых финансовых институтов типа хедж-фондов, резкий взлёт долговых (финансовых) пирамид, повальное проведение приватизаций государственных активов (не только в России, но и во многих других странах), появление виртуального капитала в виде так называемой интеллектуальной собственности, превращение компаний в основной объект рыночных спекуляций и связанный с этим процесс так называемых поглощений и т.д. и т.п. На этом этапе «денежной революции» мировая экономика окончательно теряет способность к созданию нового материального, вещественного богатства (стоимости) и переходит в режим «самоедства» – впадает в коматозное состояние («профессиональные экономисты» называют это мудрёным словосочетанием «финансовый кризис»).
Во-вторых, речь идёт не только и не столько о захвате «революционерами» власти в отдельно взятой стране (отдельном государстве). Конечная их цель – власть в масштабах всего человечества, мировое господство. Именно через призму такого понимания «денежной революции» только и можно дать правильную, взвешенную оценку таким процессам, как глобализация (в том числе финансовая), политическая, экономическая и валютно-финансовая интеграция, проекты создания мировой валюты и мирового центрального банка, и т.п.
В-третьих, «революционеры» стремятся не только и не столько к власти над имуществом других людей, т.е. формальному обогащению. Только для «рядовых («непосвящённых») революционеров» богатство представляется конечной целью. Для «истинно посвящённых революционеров» – это не более как средство для достижения власти над душами людей. Им нужна в первую очередь власть духовная, а богатство и власть политическая – лишь ступени движения к этой высшей цели.
Такова стратегия «денежных революционеров». Именно метафизическая картина «денежной революции» позволяет понять человеку, имеющему хотя бы начатки духовного зрения, кто стоит за «рядовыми революционерами» и кто является «главным революционером».
«Главный революционер» в мире от начала времён один – тот же, кто в своё время посягнул на Бога, возжелал занять Его место и в конечном счёте оказался Им низвергнутым. Низвергнутыми оказались и его сообщники. Однако «главный революционер», которого Христос назвал «лжецом» и «человекоубийцей», делает по своей неизбывной злобе всё возможное, чтобы увлечь в бездну духовной смерти максимально большое количество живущих людей. «Идеалы» «денежной революции» (богатство, деньги, бесконечное потребление, «эмансипация» от обязанности трудиться и т.п.) – тот же самый «запретный плод», который в своё время привёл весь человеческий род к вселенской катастрофе – через трагедию, происшедшую с нашими прародителями в раю. Однако «запретный плод» – это не само богатство и не сами деньги. Это – слепое и алчное упование на них как на средство, заменяющее Бога. Поэтому «запретный плод» вкушают не только те, у кого на счетах в банках миллиарды или особняки на Лазурном Берегу, но и все те, кто всецело погружён в мечтания об этих миллиардах и этих особняках.
Ещё раз хочу подчеркнуть важную мысль данной работы: нынешний финансовый и экономический кризис нельзя уложить в хронологические рамки двух-трёх лет и тем более уповать на то, что мы его пережили. Кризис продолжается. И начался он давно: когда ростовщикам удалось добиться частичной легализации ссудного процента (первый этап «денежной революции»). Попытки «профессиональных экономистов» показать, что в последние 2–3 столетия экономическая история капитализма представляла собой последовательное и динамичное развитие экономики, лишь иногда прерываемое кризисами перепроизводства, служат лишь уловкой, рассчитанной на простаков и призванной внушить обществу представление, что «пациент здоров». С появлением в теле общества «вируса» ростовщического процента организм его стал смертельно болен. Однако при этом «пациент» рос, набирал вес и внешне становился всё сильнее; отдельные же приступы и недомогания рассматривались как «случайности». Это была достаточно длительная латентная фаза заболевания. А врачи («профессиональные экономисты») умело рассеивали все сомнения пациента.
Но сегодня «профессиональные экономисты» в полной растерянности, поскольку по телу «пациента» пошли метастазы, и периодически он стал впадать в коматозное состояние. Болезнь далее скрывать уже стало невозможно, а как лечить «пациента», они не знают, поскольку давно уже утратили все профессиональные способности (если вообще когда-то их имели). Единственное средство – всевозрастающие дозы инъекций морфия (миллиардов и триллионов долларов в полуживое тело экономики).
Подобная трактовка автором подоплёки современного финансового и экономического коллапса достаточно нова и оригинальна. При этом она справедливо жестка и нелицеприятна. Но мы знаем: человека нельзя вылечить, если не поставить правильного и честного диагноза, даже если такой диагноз будет выглядеть суровым. Я полагаю, что данная работа является именно попыткой поставить такой диагноз, добраться до сути вещей. И это уже даёт какой-то шанс на то, что болезнь может быть побеждена. Именно шанс – не гарантию.
Чтобы этот шанс был реализован, необходима также правильная программа лечения. Болезнь носит тяжёлый и запущенный характер. Для её лечения нужна бригада врачей. Разработка программы – дело коллективное. Иначе говоря, для преодоления кризиса необходима программа, разработанная экономистами, социологами, политологами, философами, антропологами, богословами и другими специалистами, но обязательно твёрдо стоящими на позициях православия и твёрдо понимающими, что без помощи Божией («без Меня не можете творить ничего») любая затея – не более чем очередной «прожект». В последней главе книги автор намечает контуры подобной «программы исцеления». Главный его тезис: преодоление болезни (кризиса) в рамках существующей «денежной цивилизации» невозможно. Хочется надеяться, эти призывы будут услышаны в обществе и власти и работа по формированию программы будет продолжена.
В заключение хотелось бы пожелать автору не останавливаться на достигнутом, а попытаться развернуть тезисы заключительной главы книги в целостную программу экономического возрождения России.
Президент АНО «Переправа», к.и.н. Александр НОТИН
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.