В статье «Об изгнании Христом торговцев и менял из храма», опубликованной в газете «Наше дело» № (1) 3 за 2011 год, Валентин КАТАСОНОВ обратился к читателям: «Мы будем благодарны, если... современные богословы, священники и миряне выскажут свои суждения. Такие суждения будут особенно ценны, если их привязать к реалиям сегодняшнего дня». Сегодня мы публикуем один из откликов на этот призыв.
Уважаемый В.Ю. Катасонов, по Вашей просьбе выношу на суд своё мнение и видение вопроса об изгнании торговцев из храма Господом. О себе: зовут Олег, фамилия Толмачёв. Летом выпускаюсь с Высших богословских курсов при МПДА. В «Переправе» мой литературный дебют – рассказ «Батюшка».
Возможно, ответ здесь кроется в том, что слово не всегда бывает услышано людьми. В достаточной мере не услышано, так можно сказать. Не СЛОВО как Бог, а слово вразумления в частности. Подавляющей частью народа слово не услышано по причине того, что слова просто не дойдут до него или дойдут искажёнными. Дойдут, так сказать, уже перефразированными под определённые взгляды правящей элиты. Самой же элитой не услышаны по причине чёрствости сердец и неугодности самой постановки вопроса. Имеется в виду, что элита всё правильно понимает и при этом, понимая правильно, видит корень проблемы, видит изнутри и предвидит последствия действий Спасителя. Понятно, что эти последствия неугодны фарисеям. Взять, например, современные СМИ: что хотят, то и пропагандируют. Проталкивают и лоббируют интересы тех, кому эти СМИ принадлежат. Где уж тут услышать слова? Любое слово можно преподать и извратить так, что смысл не просто будет иной и другой, смысла как такового не будет вовсе. Тем более что часто люди намеренно не хотят слушать слова вразумления. Не хотят слушать и прислушиваться к словам, неугодным им. А вот поступок Господа нашего в Иерусалимском храме имел неординарное значение. Господь, можно даже сказать, совершает из ряда вон выходящий поступок. За столько лет все привыкли к менялам и торгашам в храме и, видимо, уже воспринимали их как должное или неизменяемое. И если и роптали на такое положение дел, то в глубине души понимали, что это изменить невозможно. Невозможно, потому как за этим стоят сильные мира сего. Фарисеи и их приспешники. А вот же, оказалось, возможно.
Почему Господь применил силу? И почему сделал всё сам? Само Вселенское СМИРЕНИЕ, Сам Бог Господь наш действует, казалось бы, противоестественными Его Божественному воплощению методами. Внутреннее состояние Господа ничуть не изменилось. Оставаясь полностью смиренным и в мирном состоянии духа, Господь тем не менее совершает действие, внешне похожее на раздражительность и гнев. Только гнев тот праведный в отличие от нашего гнева. Поэтому и воспринимать действия Господа нам нужно, основываясь на этом определении. Господь любил людей, которых изгонял из храма. Он ненавидел их грех. Он знал последствия греха сребролюбия и знал, что грех этот страшен для всего человечества.
Почему сделал сам? Потому что Он тем самым показал, что каждый человек в отдельности способен что-то изменить. Изменить тогда, когда на его стороне ПРАВДА. Изменить тогда, когда на его стороне ИСТИНА. Господь действует как человек. Не как Бог, действующий так, как бы это делал человек, а именно как человек, как один из многих, один из нас. Господь показывает неравнодушие своё и учит неравнодушию нас. Он словно говорит Иудеям: вот вы приходите в так почитаемый вами храм, всё это видите, и что, это всё вам нравится? Доколе вы будете так безразличны и равнодушны? Уговаривать этих людей уже было бесполезно, и Само Смирение, Сам Бог применяет силу. Разве может быть так, ещё раз зададимся вопросом? Господь и остался смиренным. Он не остался равнодушным. Не только есть предел человеческому терпению, а в некоторых случаях его не должно быть вовсе. Не призыв к «революции», призыв к недопущению безразличия. Тем более безразличия в отношениях с Богом. Фактическое действие прогремело в народе. А вот слова были бы не услышаны, и Господь об этом знал. Формально Господь был прав, и потому фарисеям нечего было Ему предъявить. Не только потому они не могли Ему ничего сделать, что его поддержал народ, но ещё и по этой причине. По причине правоты Господа. «При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня» (Ин.,2:17). Так бы снедала всех нас ревность по нашему Богу!
Почему два раза изгонял? За три года ничего не изменилось. Не изгнать второй раз Господь не мог. Не мог пройти мимо. Не прошёл. А в народе что Он увидел? За три года никто из народа не последовал Его примеру. Как равнодушно проходили мимо, как безразлично относились к Богу, так всё и продолжается по сей день. Бывает в нашей жизни, когда исчерпаны все методы и уговоры и мы говорим: делайте, что хотите, и отходим в сторону. Доколе Господь будет терпеть наше безразличие и нашу холодность? Главное, чтобы нас ничего не коснулось, а так хоть потоп. Вот мы и устроили сами себе потоп на нашей земле, в России! Только вышли мальчики на Манежную – и фарисеи напугались! Только выступила малая общественность – и проект «Детство 2030» отложен. Ох, если бы мы не были безразличны, сделал ли бы кто-то хоть что-нибудь с нашим народом?! Нет. Господь даже не учит нас неравнодушию, Он требует от нас быть неравнодушными.
Олег Толмачёв, выпускник богословских курсов МПДА
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.