Существует ли в современной России сила, способная преодолеть переживаемый ею глубочайший и, пожалуй, опаснейший за всю её историю системный кризис? Этот вопрос волнует сегодня умы всех честных граждан. Перед его грозной насущностью умолкают идеологические споры, склоняются горделивые головы учёных мужей. Когда трещит лёд под ногами, когда кислотно-разъедающим действием коррупции, равнодушия и некомпетентности подтачиваются самые основы нашей государственности, когда «ледяными пожарами» восстают стихии, одна за другой выходят из строя системы жизнеобеспечения, а на Манежную площадь, компенсируя бессилие старших поколений, выходят доведённые до отчаяния дети – подростки, тогда уже не до сантиментов...
Поводом для нынешней заметки послужила дискуссия, развернувшаяся вокруг данного вопроса на страницах газеты «Завтра» (№ 3 от 19 января 2011 г.). Общий её итог подвёл профессор С. Кара-Мурза: «…в России продолжается распад всех общностей (кроме криминальных), а попытка превратить «поднятые» реформой социальные группы в ядро «нового» народа провалилась. Эту роль не взяли на себя ни новые русские, ни средний класс».
Признавая далее, что «…преобразование возможно только при духовном подъёме граждан, объединённых высокоорганизованной совместной работой», профессор (а с ним дюжина маститых коллег) тем не менее совершенно не находит реального выхода из данной «патовой ситуации». Не принимать же всерьёз его идею: «…сначала произвести реабилитацию всего общества, устранить источники социальных страхов и недугов, успокоить людей»?
Как представителю светской науки, г-ну Кара-Мурзе можно только посочувствовать. Он искренне пытается осмыслить современную российскую действительность, но делает это с помощью того научного инструментария, к которому привык. Однако в наши дни, когда все рационально-идеологические «измы», все парадигмы и шаблоны исторического процесса обанкротились (либерализм – последний в этом траурном ряду), когда излияние зла в мир перехлестнуло все барьеры права и морали, когда рыночная стихия словно пушинку подавила в людях остатки здравого смысла, подчинив себе даже инстинкт самосохранения; когда дезавуированы все до одной так называемые ценности «свободного мира»… в этот момент, на этом рубеже классическая политическая наука действительно приходит в ступор. Она в бессилии разводит руками, отказываясь верить своим глазам. Дальше ей не остаётся ничего, кроме как следовать логике чеховского «учёного соседа»: «…этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Раз уж даже просвещённый профессорский ум не в состоянии осмыслить нынешнюю ситуацию, её надобно признать «патовой», и тогда остаётся одно из двух: либо виртуально вернуть её в исходное состояние («произвести реабилитацию всего общества»), что по понятным причинам не представляется возможным; либо вынести вердикт, что в России нет конструктивной силы, способной переломить ход событий.
Так на грядущем – и неотвратимом! – возрождении России рукою бравого учёного ставится жирный крест.
Близорукость рациональной науки вполне объяснима. Могучим, но изрядно потрёпанным штормами кораблём с полумёртвой от голода и болезней командой Россия входит в новое, духовное и, не исключено, последнее измерение своего исторического пути («последние дни»), к которому неприложимы мерки линейной «профессорской» логики. Здесь действуют иные, божественные силы и закономерности. Здесь мощно и зримо являет Себя Творец всему и вся, трансцендентный Бог, и с Ним – в режиме синергии – народная, человеческая сила, почти не различимая чуждым ей по сути ветхим (нерелигиозным) сознанием, но берущая свои истоки в духовных и генетических глубинах Святой Руси. Имя этой силе – Русская православная церковь.
Отчего же наш уважаемый эксперт игнорирует эту реальность? Может, по рассеянности забыл о существовании РПЦ как «социальной общности»? Или запамятовал, что после краха СССР именно она, Русская православная церковь, стала для Запада главным врагом (по его же, Запада, признанию)?
Нет, конечно. Всё это доподлинно известно нашему учёному эксперту. Беда его в другом – в том, что духовное доступно только духовному. Если же человек горд, самонадеян и не имеет Бога в душе своей, если он, образно говоря, не «подключен» – через сложнейшие, мучительнейшие ломки преображения и очищения своего «внутреннего человека» («умное внутреннее делание», по выражению Святых Отцов) – к Божьей благодати и премудрости, а вынужден довольствоваться лишь потенциалом своего, чего уж греха таить, довольно-таки хилого человеческого разума, подоплёка многих событий, тем паче подобного, вселенского масштаба, всегда останется для него тайной за семью печатями. И дело здесь, заметим, вовсе не в образованности. То, что открывает верным Себе Господь, выше всякой формальной образованности, ибо, во-первых, как сказано в Откровении, самое немудрое у Бога мудрее самого мудрого у человеков, а во-вторых, Бог – существо простое (ударение на первом «о»), и духовные очи для постижения действий Своих в мире Он открывает не по должности или научному званию, а сообразно святости избранной Им для этой цели души. Сколько в истории Церкви известно подлинных мудрецов и духовидцев, толком не умевших даже читать и тем не менее посрамлявших в философских и богословских диспутах самых образованных людей своего времени?!
Увы, наш герой видит в Церкви лишь один из многих институтов политической системы, один из множества завитков в орнаменте национальной культуры, одного из многих исполнителей в политическом спектакле. То есть, проще говоря, видит он верхушку айсберга или те три сосны, за которыми незамеченным остаётся лес. Невдомёк ему, что Церковь Христова – это прежде всего и главным образом народ Божий, исповедующий Христа и живущий по заповедям Христовым, институциональная же часть Церкви, именуемая священством, – всего лишь один из элементов этой общности, один из членов вечно живого Тела Христова. Профессору, видимо, невдомёк, что подъём РПЦ выражается не только и не столько в бурном росте числа храмов, монастырей и приходов, не только и не столько в действительном усилении влияния священноначалия на политику правящей власти, сколько в мощном, хотя и скрытом от холодного взора невера распространении православной веры, православного сознания и православного же образа жизни в самых различных слоях российского общества.
Внутреннее преображение в данном случае неизмеримо больше, глубже и важнее внешнего. У Господа нет лицеприятия, нет для Него и понятия социальной структуры общества, столь дорогого для рационального, но, увы, далёкого от Бога ума. Преображение во Христе, или «второе принятие Христа», в постсоветской России есть, таким образом, явление общенациональное и в этом смысле внесоциальное или надсоциальное, охватывающее все страты и слои населения, даже упомянутые выше «криминальные общности».
Жаль профессора! Не испытавшему на себе муки и радость духовного преображения, рождения внутри себя «нового человека», обретения непередаваемой полноты, силы и смысла бытия в Боге трудно что-либо объяснить: как учили Отцы, – недуховному говорить о духовном – только смешить его.
Фундаментальная ошибка светской политологии состоит в том, что любое политическое явление, к каковым она относит и РПЦ, измеряется ею стандартным «академическим» аршином; народ же Божий представляет собой общность не от мира сего, общность, скорее, иррациональную, чем рациональную, никак не желающую втискиваться в прокрустово ложе политической схематики. Входящие в лоно Церкви люди не ищут благ мира сего – славы, денег, власти, наград, удовольствий и иже с ними, но сознательно отказываются, бегут от них. Исповедуя принцип служения Христу и ближнему своему, они готовы ущемить даже собственные права (что звучит кощунственно для образованного либерала) и признают за собой одни обязанности. Как клетки единого тела, они добровольно и свободно объединены с этим телом – Богом – и между собой, создавая (это опытно знает каждый истинно верующий человек) непостижимые и недоступные для ветхого человека коммуникации и озарения. Таинство Божье – так наиболее ёмко и точно можно охарактеризовать этот феномен. Вот и не находим мы этой «общности» в реестре тех социальных сил, развитие которых так скрупулёзно исследует уважаемый С. Кара-Мурза; но всё же странно – ей-богу! – криминальное сообщество им замечено, а народ Божий – нет!
Между тем, к сведению учёных мужей, именно он, народ Божий, как великая и новая общность любви и согласия уже определяет и впредь будет определять исторические судьбы современной России. Именно эта общность (и только она!) по-настоящему растёт и развивается в условиях апостасии и разочарования, на фоне натурального кризиса и распада всех прочих «социальных общностей», политических сил и идеологических платформ. Правда, рост этот тих и неприметен. Сравнить его можно с проклёвыванием полевой травы в весенней распутице. Старый мир отходит в небытие, издавая коррупционное зловоние и изо всех сил цепляясь за избитые лозунги «свободы», «парламентаризма», «партийности», «прав человека», новый – рождается в недрах его, собирая силы, энергии, знания и отвагу для решительного рывка к свету. Этот рост не регистрируется извне, ибо выбор между служением Богу или сатане, между светом или тьмою совершается втуне, в глубинах индивидуальной человеческой души, недоступных внешнему наблюдению.
Истинные параметры воинства Христова определяются тоже не количеством «штыков», не объёмами подконтрольных финансовых потоков, не рейтингами или социологическими опросами, даже не наличными властными полномочиями – всё это тлен и прах пред очами Божьими. Параметры эти, как утверждают Святые Отцы Церкви, определяются объёмом божественной благодати, вмещаемой в данный момент времени людьми, способными принять эту благодать. Таким образом, сила, мощь и боеспособность этого воинства зависит не от численных значений, а от того, в какой мере оно, по благочестию и святости жизни своей, способно проводить в мир силу и мощь Бога-Творца.
В патриотических кругах, близких к новому «православному ополчению», часто можно слышать упрёк в том, что-де народ Божий слишком пассивен, разобщён и никак себя политически не проявляет: не мечет бомбы в олигархов и изменников, не топчется в пикетах перед Госдумой, не созывает ополчение для похода на Кремль, не рвёт горло на актуальных политических шоу. Но разве не ясно, что борьба наша «…не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Что человек с повреждённым, засоренным страстями и пороками (а этим «добром» мы все изрядно поражены) сам, без Бога, не способен что-либо исправить к лучшему не то чтобы во внешнем мире, но даже и в самом себе. Что вообще конструктивно, со знанием дела изменить можно только то, что тобою же и создано; мы же, смертные, не создавали ни самих себя, ни окружающей природы.
Творец всему – Бог, да не дерзнём для своего же блага присваивать себе Его функции! Ничего путного не выйдет – неужели на этот счёт мало доказательств?!
Опираясь на свой 2000-летний опыт, православие решительно утверждает, что возрождение России не начнётся раньше, чем возродится русский верующий человек формата Суворова и Ушакова, Александра Невского и Иоанна Кронштадтского. И возродится он не на баррикадах, организованных многоопытными «кукловодами», а в нарождающихся по всей стране стихийных общинах, где предприниматели и чиновники, студенты и учёные, ведомые опытными духовниками, заново открывают для себя сияющие высоты победоносной отечественной веры. Они учатся пребывать во Христе, побеждать страсти, молиться, смиряться, носить тяготы друг друга, верить в Бога и всецело доверять Ему. «Наука из наук» – так называл это умное делание Иван Ильин, имея в виду не только чувственное – самое совершенное и, безусловно, наивысшее познание Всевышнего, но и умственное, волевое, мировоззренческое преображение человека в Боге, требующее от каждого верующего предельного напряжения как интеллектуальных, так и физических сил.
Дух Святой дышит, где хочет.
…Доблестный генерал, ветеран двух чеченских конфликтов, пережив страшную депрессию, испытав ужас отчаяния и разочарования жизнью и самим собой, случайно в церкви выхватывает взглядом молящихся стариков с внучкой и разом, навсегда, как солдат, приходит к Богу.
…Восьмидесятилетняя учительница на пенсии, оставшись одна с внуком на руках, разъезжает по отдалённым районам периферийной губернии с пронзительными беседами о воспитании и вере.
…Многодетный священник на свой страх и риск организует приют для освобождённых малолетних преступников.
…Преуспевающий бизнесмен, порвав с «зелёным змием», создаёт православную обитель для алкоголиков, наркоманов и престарелых уголовников.
…Волоколамский фермер собирает по Москве бомжей и возвращает к полноценной жизни…
Примерам этим несть числа. Их можно было бы продолжать и продолжать. Ростки новой жизни действительно напоминают разноцветье и всеохватность русского луга. Их никто из политиков не планирует, не стимулирует и не пиарит. Для СМИ это «неформат». Формат же – бесовские битвы экстрасенсов и низкопробная клоунада Петросянов. Но это и есть, господа, ростки «нового русского народа», которые так и не попались на глаза профессору Кара-Мурзе, это и есть главное и решающее событие нашей сегодняшней национальной жизни, независимо от того, признаётся оно падшим миром или отрицается.
Главное – оно есть! Более того, тектоника «ледяных пожаров» и протестных маршей, коммунальных коллапсов и террористических атак – сама по себе жуткая и устрашающая – другой, обратной стороной своей трагедийности пробуждает народное самосознание и трезвение, поднимает поникший дух нации, заставляя русскую душу, целым столетием оторванную от Бога, робко произнести: «Боже, помилуй и спаси нас, грешных!» Так, в скорбях и немощах, в «последние времена» и являет себя целительная Божья хирургия, высекающая раковые опухоли и метастазы из целых народов, чтобы призвать избранных и спасти хотя бы немногих верных.
Православные общины-островки работают в непростых условиях. Весь строй современной жизни, все общественные институты и информационные поля настроены на то, чтобы подавить естественное стремление человека к Богу («Душа человеческая – по природе христианка». Тертуллиан), а если он всё-таки духовно пробуждается – подсунуть ему какую-нибудь подделку из огромного числа лжеучений, изготовленных в тайных лабораториях духов злобы поднебесной и внедрённых в мир через адептов тьмы, «людей-функций» (И. Ильин). Но, как известно, враг силён, но всесилен только Бог – отсюда и главная забота нашего воинства о едином на потребу, о том, чтобы, сохраняя живую и постоянную связь с Господом, даже «малое стадо» могло одолевать полчища врагов.
По вере вашей да будет вам!
И последнее: никак не понять многомудрому профессорскому уму ту простую истину, что Бог не в силе, а в правде, что сила Божия в немощи обретается, а реализации человеком своей миссии на земле мешают вовсе не стихии и интриги внешнего мира, который есть скоропреходящая реальность, а он сам с грехами и страстями своими, с нищетой духа своего. С осознания этой нищеты (Господи, как же это непросто!) и начинается действительное выздоровление души, открывающее ей Бога. С этого же начинается возрождение великой нации.
НАШ ОТВЕТ КЕРЗОНУ
В газете «Metro Москва» с изумлением прочитал интервью известного тележурналиста В. Познера «Церковь стала агрессивной». Цитирую небольшой отрывок из этого опуса: «Я человек рациональный, и меня не устраивает учение, которое говорит мне, что я не имею права сомневаться. Почему я должен верить, что одним батоном Христос накормил столько-то человек. Я не верую в Бога! Когда я смотрю на умирающих с голода детей, я не вижу его присутствия. Но если к религии я отношусь как к философии, то к церкви – резко отрицательно. Её устройство напоминает устройство ЦК КПСС. А сейчас она стала необыкновенно агрессивной, пытается проникнуть всюду... К примеру, в школу, где ей делать нечего... Православие нанесло России колоссальный урон».
Ну что сказать на это? Попробуем по пунктам.
1. Где же, у кого из Отцов Церкви наш всезнающий, но неверующий (то есть в духовном плане совершенно невежественный) Познер выкопал, что православие не допускает сомнений? Святой Исаак Сирин (VIII век н.э.), например, кардинально расходился с другими, не менее авторитетными Отцами в вопросе спасения. Он считал, что спасётся почти вся тварь (все творения Божии), включая, получается, и падших бесов (!). Большинство же Отцов в противовес утверждали, что и среди крещёных далеко не все спасутся. Сходились они в том, что в любом случае эти, как и многие другие, восприятия «дел Божиих» весьма условны, мы видим мир в единстве его зримой и незримой сторон «гадательно, как бы сквозь мутное стекло» (апостол Павел). Православие бесконечно чуждо гордыне, самоуверенности, самочинью, считает всё это болезнью духа: «Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать». Ещё раз: при чём здесь отсутствие права сомневаться? Передёргивает наш герой и, будучи сам слепым, тянет в яму других слепых.
2. Насчёт «батона»... Не батоном (сколько в этом слове глумливой издёвки!), а пятью хлебами насытил Господь голодную толпу людей. Этот эпизод Нового Завета глубоко и досконально исследован Отцами (читай, например, Толкование на Евангелие от Марка епископа Василия Кинешемского), в том числе и с точки зрения этой кажущейся несуразности. Кратко суть в том, что если Богу возможно стать Творцом всему и вся – «аз есмь сый» (Я есть сущее, всё во всём), то разве трудно допустить любое, в том числе и гораздо большее, чудо, деяние, доступное Его силе?
3. Разумеется, если не верить в Бога, тогда другое дело. Тогда по чеховскому «учёному соседу»: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! Однако стоит ли браться хулить то, чего не знаешь? Представитель народа, распявшего Христа, мог бы быть и поаккуратнее (если, конечно, он действительно нейтрален в своих религиозных пристрастиях). Вспоминаю анекдот. СССР, 1937 г. Вовсю идёт антицерковная кампания. Учительница средней школы предлагает классу плюнуть в икону. Все подчиняются, а маленький Абраша отказывается.
– Почему? – спрашивает учительница.
– Знаете, Мария Петровна, если Его нет (как вы говорите), какой смысл в Него плевать? А если Он всё же есть, зачем мне такие враги?
4. Когда наш «эксперт» видит умирающих детей, он видит не дела Божии, а дела человеческие, к которым и его «партия» имеет не последнее отношение. Постыдитесь, г-н Познер, даже в ненавистном вами Совке такого не было. Человек свободен и к добру, и к злу, он выбирает сам Бога или сатану. При чём здесь Церковь?
5. Увы, философ из нашего «известного тележурналиста» неважный. Философия (по словам игумена Никона Воробьёва – почитайте его «Письма к духовным чадам») – это наука о заблуждениях человеческого разума. Церковь же – не философия и никогда таковой не была. Камнем, на котором она выстроена и благодаря которому «её не одолеют врата Ада», является Бог, Слово, Христос и Откровение Его. Вы, г-н Познер, по незнанию путаете понятие Церкви как института внешнего, земного, человеческого с пониманием Церкви как духовной общности, народа Божия, тела Христова. Впрочем, обращаю эти слова не к вам: сие вам не понять по многим причинам – о некоторых из них догадываюсь, но лучше умолчу. Обращаю к тем, кто может поддаться обаянию ваших звонких, но пустых и духовно опасных высказываний.
6. Насчёт школы: оставьте русскую школу в покое. Занимайтесь – по принадлежности – израильской или на худой конец американской. Своей школой мы займёмся сами, опираясь на лучшую в мире систему духовно-светского образования, которую последовательно уничтожили сначала большевики, а потом и милые вашему сердцу либералы. Г-н Бжезинский ведь неслучайно назвал РПЦ «главным врагом США». Он-то знает, о чём говорит. И вы знаете, но помалкиваете. Вам образованная, нравственная, духовно зрелая (то есть защищённая и просвещённая Богом) молодёжь ни к чему. Обожаемая вами г-жа Тэтчер в своё время проговорилась, что для «русского быдла», предназначенного обслуживать сырьевую трубу, достаточно четырёх классов (что мы и наблюдаем в проводимой Фурсенко реформе образования). Ушинский и другие великие русские педагоги, видя это преступление против народа, переворачиваются в гробах!
А в целом – жаль, честно говоря, марать руки о реферируемый, насквозь лживый, лукавый и безграмотный пасквиль г-на Познера.
Александр НОТИН
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.