История этого московского храма, который давно стал ещё и музеем — яркая и наглядная иллюстрация изменчивости московских вкусов и стилей. На протяжении десятилетий храмы московские достраивались и перестраивались в угоду изменчивой архитектурной моде, поэтому теперь мы можем встретить на улицах столицы храмы XVII века с колокольнями, достроенными в XVIII веке, и какими-нибудь хозяйственными пристройками, относящимися к веку XIX. Разгадывать многовековые стилистические московские «ребусы» бывает очень интересно.
Таков и храм-музей в Толмачах. В Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год нашли исследователи первое упоминание о деревянной «церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою-рекою в Толмачах». Толмачами называли на Руси людей, разумеющих языки иноплеменные, — переводчиков. А происходит это вроде бы непонятное слово от слова «толк». Толмач должен был уметь всё правильно толковать да перетолковывать с одного языка на другой — ответственное дело! И жили толмачи в Москве обособленно — в слободе своей, которая так и называлась — Толмачи.
...В 1697 году на месте деревянного был возведён храм каменный на средства прихожанина церкви Воскресения в Кадашах, богатого гостя Лонгина Добрынина. Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а Никольский — перенесён в трапезную.
Церковь Святого Николая Чудотворца в Толмачах на дореволюционной фотографии из альбома Найденова
В деловых московских бумагах и книгах новая церковь с 1697 по 1770 год называлась Сошественскою, а затем вновь стала именоваться Никольской. Именно в 1770 году в трапезной был сооружён Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И. М. Демидова. В 1834 году перестроил трапезную и возвёл новую колокольню архитектор Ф. М. Шестаков. В 1856 году в храме был перестроен главный алтарь и обновлён четверик. Средства для этих работ, в числе прочих богатых москвичей, пожертвовала и семья Александры Даниловны Третьяковой. Один из её сыновей — Павел Михайлович — был прихожанином этой церкви.
В истории Москвы, да и всей России, имя этого купца, коллекционера, мецената и просветителя занимает особое место — ведь это он собрал и подарил столице огромную галерею картин русских художников. И до сих пор называется галерея в память своего основателя — Третьяковкой.
В 1929 году храм был закрыт и передан в ведение Государственной Третьяковской галереи. Прошли десятилетия, прежде чем в этой церкви богослужения были возобновлены. В 1993 году это было. А в 1996 году главный престол храма был освящён святейшим Патриархом всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось у величайшей святыни всей Русской земли — Владимирской иконы Божией Матери, которая долгие годы хранилась в собрании Третьяковской галереи.
В 1997 году, к 300-летнему юбилею, храм был полностью восстановлен. Заново была возведена колокольня, воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, восстановлены фрески.
Храм считается первым в России домовым храмом-музеем, является неотъемлемой частью знаменитой Третьяковской галереи, хранителем заступницы Руси — чудотворной Владимирской иконы Богоматери.
Ольга Жукова
Источники изображения: Яндекс-фото, liveinternet
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.