Историческая судьба русской литературы и лучших её представителей, к которым относились Гоголь, Достоевский, Пушкин, Лермонтов и другие, в том и состоит, чтобы предугадывать развитие исторических судеб России, видеть их поворотные моменты и давать рецепты национального оздоровления в тот момент, когда нам кажется, что Россия находится на грани национальной гибели. Литературе, я думаю, предстоит в ближайшее время освоить такой огромный кладезь знаний, который в церковных терминах можно обозначить, как святоотеческое наследие.
Именно это наследие является сегодня необходимым инструментом, рычагом, условием и основой для того, чтобы подсказать нашей русской молодежи пути выхода из гносеологического, исторического и культурного тупика в котором она оказалась. Поэтому идеи и мысли святых отцов о том, что есть душа человека, каково ее происхождение, каков ее состав, функции, свойства, каким образом человек должен ухаживать за своей душой, за своей второй ипостасью, важнейшей ипостасью, ибо она вечна. Все это можно почерпнуть в книгах у святых отцов, в огромных пластах православной антропологии и очень аккуратно и деликатно, с учетом и с понимаем того состояния, в котором находятся современные молодые люди, интегрировать эти знания в художественные формы и образы. Здесь может найти себя тот самый христианский синтез, о котором я говорил.
Идея христианского синтеза состоит в том, чтобы соединить рациональное начало в человеке, рациональные познания, достижения научно-технического прогресса с высокой личной ответственностью, духовной дисциплиной, с духовным развитием личности. Ибо научно-технический прогресс, лишенный корректировки духовными ценностями, прежде всего базовыми христовыми заповедями, и заводит нас в цивилизационный тупик. Что мы и наблюдаем повсеместно. В этом смысле, христианский синтез представляется как восстановление полноты здравия души. Восстановление ее изначальной связи с высшим разумом, с Богом, с Творцом всего и вся. Для этого душа должна быть подготовлена и очищена от скверны, от греха, от страстей. Она должна совершить над собой серьезный и порой мучительный труд. Ибо, как сказано в Евангелие «Многими скорбями (я бы еще здесь добавил - трудами) подобает внити в Царство Божие». Особенность этого труда, особенность жизни по Христу, является на сегодняшний день важнейшей, как мне кажется, темой, важнейшим направлением современного литературного развития.
К этому можно было бы добавить, что Россия, в известной мере, является носителем мессианских задач по отношению ко всему человечеству. Именно в наших пределах должны быть сформированы новые философские, нравственные и богословские подходы, которые, возможно, спасут погибающий в конвульсиях экономических, энергетических, ресурсных, военных, политических, социальных кризисах, мир.
И очевидно, что только православие - та ветвь, которая в полноте сохранила святоотеческое предание и писание, сохранила чистоту и первозданность апостольской и Христовой мысли, учение Христа. И народ, который свято его хранит в своем сердце, должен стать той основой, которая, возможно, приостановит или повернет вспять процесс глобальной деградации, выражением которой является идея «золотого миллиарда» или идея глобализации.
Но здесь предстоит огромный труд, потому что, к сожалению, вся информационная среда, посредством которой происходит воспитание и образование, заражена бациллами нигилизма и, как мне кажется, сама по себе эта идея не нуждается в каких либо обоснованиях и подтверждениях. Это видно не вооруженным взглядом. То есть задача, которую ставили перед собой русское воспитание и образование, в лице своих выдающихся теоретиков и практиков, таких как Ухтомский, Ушинский и другие, задача воспитания прежде всего человека, а затем уже вооружение его соответствующими профессиональными качествами, это задача подменяется совершенно измененным подходом к формированию личности однобокой, зависимой, убогой, лишенной нравственных ориентиров, легко управляемой с помощью различных средств воздействия, по сути на уровне нейролингвистического программирования. Этому мы должны противопоставить идею той свободы, той самостоятельности и здравомыслия, которую дает соединение в человеке, с его человеческой природой, с природой Божественной, формирование полностью здоровой и независимой личности, которая может быть воспитана только во Христе.
Наконец, еще один момент, который хотелось бы отметить - это необходимость путей непосредственного взаимодействия между передовой литературной молодой порослью и теми островками, теми кочками нового сознания новой жизни во Христе, которые возникают в России. Здесь можно предусматривать огромное разнообразие форм, средств, способов такого общения. Думается, что это в основном вопрос технического свойства. Если молодые литераторы проявят интерес к этой тематике, то организовать такое взаимодействие не представляет большого труда.
Перед нашей отечественной литературой стоят громадные задачи, но вполне выполнимые. Прежде всего это задача честного, точного и талантливого описания современной действительности, ни как действительности угасания и умирания русского духа и русской истории, а как описание того поворотного, во многом решающего этапа, с которого начнется возрождение нашей цивилизации в совершенно новом небывалом и невиданном качестве. Именно русская цивилизация, как цивилизация третьего Рима, наследника Византии, носителя правды христовой, именно она должна сейчас наметить пути выхода из глобального нравственного и культурного кризиса, который сейчас переживает мировая цивилизация. И важнейшая роль в этом процессе принадлежит художникам слова, нашим молодым русским литераторам.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.