Военные пляски Южной Новой Зеландии в заливе Королевы Шарлотты 30 мая 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова
Что связывает Россию и Новую Зеландию? Казалось бы, эти страны максимально удалены друг от друга. Но… Я порылся в своей памяти и вот что накопал. Впервые русские причалили к берегам Новой Зеландии в 1819 году, когда два наши корабля «Восток» и «Мирный» шли на поиски Южной Земли, которую и открыли в 1820 году и исследовали в 1821-м. Теперь она называется Антарктида, и мы недавно отмечали 200 лет её открытия. Два корабля, которые вели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, зашли пополнить запасы питьевой воды и произвести некоторый ремонт после сильнейшей бури. При переходе из Австралии в Новую Зеландию корабли зашли в пролив Кука, который разделяет два острова – и прошли в залив Королевы Шарлотты. Там их дружелюбно встретили местные маорийцы. Произошло знакомство, обмен подарками. Русские моряки приобрели свежую рыбу, веревки и ткани из флакса (новозеландский лен – правда, ко льну не имеющий никакого отношения), пополнили запасы питьевой воды. Проведя в бухте неделю и починив корабли, наши моряки пошли исследовать более южные широты.
Вспоминается факт, как англо-саксонские колонизаторы в Окленде ждали, что русские отомстят за Крымскую войну, готовили форты к якобы готовящемуся нападению русских кораблей, и газетчики устроили панику, сообщив, что русские пришли и начали штурм. Это была обычная нагло-саксонская ложь.
На самом юге южного острова есть городок Блафф. Этот город-порт находится за тридцать километров от Инверкаргилла, на берегу пролива Фово, на самом юге острова, южнее уже некуда. Это одно из самых древних поселений Новой Зеландии. Именно через Блафф прибывали на остров первые поселенцы из далекой Шотландии. Самые ранние сведения о Блаффе относится к 1813-му году, когда в Сидней направили доклад с Блаффа о возможности начать закупку льна с данной территории.
Но существует версия, что о Блаффе знали еще раньше, так как уже в 1792-ом году в этих водах существовал китобойный промысел, и корабли-китобои заходили в бухту, где находилось поселение. В 1806 году один из таких кораблей посетил Блафф, но… вся команда была убита, в живых остался только один мальчик.
Первым европейцем, поселившимся на этих берегах, был ветеран Ватерлоо Джеймс Спенсер. Он прибыл сюда в 1823-м году на корабле "Святой Михаил", а в 1824 году создал здесь колонию. Купил землю у местных маори и начал выращивать скот, а также заниматься рыбной ловлей. Позже с Блаффа стали поставлять необходимый материал для китобойных судов. Город развивался и рос. Население составляли европейские переселенцы, а также маори. Смешанные браки были в те времена нередки, и девушки-маори часто становились женами европейцев. В 1864-м году обсутроили причал. К Блаффу даже проложили железную дорогу и наладили связь с остальной частью острова. Своё название город получил из-за одноименного холма. Но был период, когда город носил другое название – Кемпбеллтаун. Так его нарекли назван по прихоти губернатора Гора Брауна, который захотел назвать город в честь своей жены Кемпбелл. Это наименование город носил до 1 марта 1917 года, когда ему официально вернули исконное имя.
Блафф расположен в северной части полуострова, и вся жизнь его жителей неразрывно связана с океаном. Это маленький город с населением около двух тысяч человек. Домики одноэтажные, за исключением центральной улицы. Улицы чистые, ровные, правда, их не так уж много, при желании нетрудно все пересчитать. Центральная улица Гор-Стрит (названа в честь известного губернатора) проходит через весь город и заканчивается смотровой площадкой, с которой открываются изумительные виды на океан. Здесь есть еще одна из достопримечательностей города – указательный столб Стерлинг-Пойнт. Именно в этом месте берет начало (или заканчивается) знаменитая дорога №1, которая проходит через всю страну. На этой же улице находятся все административные здания, магазины, отели (их в Блаффе немного – всего три), а также какие-то большие здания, похожие на склады. Рядом с центральной улицей (примерно метров в 500) расположен порт, а также остров Харбор, который связан с полуостровом мостом. Там, неподалёку, можно посетить музей Блаффа, в котором широко представлена морская тематика. Самым главным экспонатом музея является лодка Моника, построенная еще в 1909-м году.
Там в холодных южных водах (звучит для русского уха, как бред ,но так оно и есть!) добывают самых вкусных в мире (это не только моё мнение) блаффских устриц. Там находится металлургический комбинат по переработке из вторсырья алюминия. А на самой южной оконечности стоит кафешка. Ей уже более 150 лет.
Однажды я попал туда, там подавали пиво. А история его такая: кто-то из Петрограда когда-то, а именно в 1917 году, заказал пиво из Англии, его сварили, погрузили на корабль привезли в Питер, а там пришел Октябрь и революция, хозяева отказались принимать пиво, и оно отправилось в обратный путь. Путешествие оказалось долгим. Производитель отказался его принять в Англии, пиво поплыло дальше. В ЮАР его не приняли, в Австралии оно тоже пришлось не ко двору и, наконец, корабль с пивными бочками доплыл до Блаффа. Казалось, пиво должно было оказаться испорченным, но оно своеобразным вкусом двойного брожения приглянулось местным жителям, и они его с удовольствием выпили, а потом повторили рецепт и с тех пор сто лет варят его и пьют. А называют этот сорт русским пивом – «рашен империан стаут». Я попробовал – вкус, как говорится, на любителя!
Новая Зеландия некоторое время занимала 3-4-е место из стран мира по количеству покупаемых у нас автомобилей «Лада» и тракторов «Беларусь». В стране действовали представительства и той, и другой компании. Я помню, что знакомый русский мне рассказывал, как в 1995 году два миллионера, непримиримых врага – хорват и серб – жители его города, купили своим детям первый автомобиль – «Ниву»! В то время дети в Новой Зеландии начинали, по закону, водить автомобиль в 15 лет, и родители переставали возить их в школу. Эту же машину, «Ниву», очень любили фермеры за её простоту и ремонтопригодность. В университетах преподавали русский язык.
Любопытен и такой трагический факт: во время Второй Мировой войны по количеству погибших мужчин на душу населения Новая Зеландия после СССР оказалась второй страной. Погиб каждый второй мужчина, ушедший на фронт. В основном это была пехота. Англия формировала пехоту из колоний: туда набирали новозеландцев, австралийцев, канадцев. Я видел в Лондоне мемориал, посвященный им.
В каждом местечке в Новой Зеландии есть памятник погибшим, и они хранят память, ухаживают за мемориалами!
В девяностые, после предательства Горбачёва, из нашей страны уезжали не только ученые и инженеры, выводили деньги, вывозили золотой генофонд. Много молодых и красивых девушек и женщин уехали от безысходности и вышли замуж за новозеландцев.
Два брата-новозеландца стали миллиардерами в России, скупив за бесценок акции Сбербанка, а когда они выросли в цене, стали несметно богатыми – и уехали, кажется, в Сингапур.
При советской власти в Новой Зеландии, вернее, в акватории её морей работал наш флот, снабжая страну рыбой. А потом и корабли, и людей бросили. Кто-то добрался до дома, а кто-то осел здесь.
Из наблюдений: толстая маорийка, пять раз бывшая замужем и имеющая 5-6 детей, ведет за собой голодного русского моряка, кажущегося щуплым по сравнению с ней. И говорит соседям: «Ничего, откормлю, отогрею, ещё и от него рожу парочку». Ура братьям маорийцам и маорийкам!
От одного вождя маори я услышал легенду, что они – выходцы из Сибири, что мы братья. Он разделял народы на белых и черных не по цвету кожи. Белые – это англичане, американцы, французы – словом, колонизаторы. Черные – маори, перуанцы, китайцы, русские – те, кто борются с колонизаторами. Я потом решил снять фильм, провел научное исследование и знаете: действительно, очень давно предки маори (и всех родезийцев) прошли через Азию (возможно, Сибирь), поселились на Тайване (раньше он назывался Формоза), потом, со 2 тысячелетия до нашей эры до 13-14 века доплыли до Новой Зеландии. Так что вождь был почти прав, но ближайшие их родственники – исконные жители Тайваня. Правда, ныне они почти все ассимилированы китайцами, которых завез на остров Чан Кайши.
А еще мой старший товарищ по Бауманке, революционер Сергеев (партийная кличка Артем) в Новой Зеландии поднимал местных шахтеров на борьбу за права рабочего класса против угнетателей, за что и сидел в тюрьме.
Сегодня в Новой Зеландии немного русских и русскоговорящих, но, как шутят местные, с приездом бывших граждан СССР сильно поднялся IQ жителей страны. Конечно, а как иначе? Наши работают в университетах, становятся ведущими программистами, даже чемпионы Новой Зеландии по бальным танцам – русская пара. А уж то, что с нами (а еще – с немцами и китайцами) в страну пришла вкусная еда – об этом отдельный рассказ.
Сегодня англо-саксонская пропаганда отравила мозг новозеландцам, и русские, в их представлении, уже не такие хорошие, как раньше. Газеты и сайты внушают: всё зло идет из Москвы. Как-то в доме престарелых один старик убил другого, у убийцы была славянская фамилия. Во всех газетах написали: «Русский, русский!» И пошли пересуды. Потом выяснилось, что он был серб, но ни одна газета не извинилась за ошибку или ложь!
В Новой Зеландии «американы» построили космодром, но вот только русских и китайцев, даже во втором поколении, на работу не берут, так и написано прямо на сайте.
Геннадий Жигарев
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.