переправа



Слова на все времена



Опубликовано: 25-06-2020, 07:45
Поделится материалом

Культура


Слова на все времена

 

Некий светский и до мозга костей «советский» человек, выйдя на пенсию, решил всё же для очистки собственной совести попытаться прочитать Евангелие. Именно «попытаться», поскольку не сомневался, что осилить все эти «паки и паки» и «иже херувимы» ему не удастся.  

 

Спустя несколько дней он уже ходил, просветлённый, по двору, и подробно рассказывал всем встречным о своём открытии: оказывается, Священное Писание пользуется нашим обычным повседневным языком со всеми привычными для нас оборотами и выражениями…

 

Святые евангелисты Матфей (Мф.), Марк (Мк.), Лука (Лк.) и Иоанн (Ин.), оказывается, говорят в точности так, как говорим мы.

 

Или, всё-таки, это мы говорим так, как они?

 

И говорят они вовсе не о делах давно минувших дней, а как раз о текущем моменте, о том, что важно каждому из нас…

 

«Не хлебом единым» (Мф.4:4, Лк.4:4) должен жить человек. И с людьми должен общаться «невзирая на лица» (Мк.12:14, Лк.20:21, Мф.22:16). Смиренно «нести крест свой» (Мф.17:24, Лк.9:23, 14:27, Мк.8:34, 10:21).  Всегда помнить, что «какой мерой мерите, такою отмерено вам будет» (Мк.4:24). Не замечать «сучок в глазу брата», имея «бревно в собственном» (Лк.6:41, Мф.7:3). Не забывать, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк.8:17, 12:2, Мф.10:26, Мк.4:22). Прежде, чем заняться исправлением недостатков других людей, вспомнить: «врач! Исцели самого себя» (Лк.4:23). Не «зарывать в землю свой талант» (Мф.18:24, 25:15, Лк.19:13).  Не искать «славы человеческой» (Ин.5:41, 12:43), так как «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

 

Впрочем, «люди мира сего» (Лк.12:30), «волки в овечьей шкуре» (Мф.7:15), «род лукавый и прелюбодейный» (Мф.12:39), те, кто имеет «закваску фарисейскую» (Лк.12:1, Мф.16:6, Мк.8:15), «сыны века сего догадливее сынов света» (Лк.16:8), а потому и более успешны в этом мире. Ну, что ж, говорят евангелисты, «теперь ваше время» (Лк.22:53).

 

Но в результате, как известно, те, кто «Бога не боялся и людей не стыдился» (Лк.18:2), «имя которым легион» (Мк.5:9, Лк.8:30)  примут «достойное по делам» их (Лк.23:41) и окажутся там, где «плач и скрежет зубов» (Мф.8:12, 13:42, 13:50, Лк.13:28).

 

Те же, кто «не от мира сего» (Ин.8:23, 15:19, 17:14, 18:36),  кто достойно прошёл своё «поприще» (Мф.5:41), как «овцы среди волков» (Мф.10:16, Лк.10:3) и «не служил двум господам» (Мф.6:24, Лк.16:13), оставаясь равнодушным к «маммоне» (Мф.6:24), кто «положил душу свою за друзей» (Ин.15:13), будут, в конце концов, облечены в «белые одежды» (Мф.17:2, Мк.9:3, 16:5, Лк.9:29).

 

Слова эти были понятны и широко использовались во все века Русской истории.

 

Святой благоверный князь Александр Невский свои знаменитые слова тоже ведь не сам придумал, а просто вольно процитировал евангельское: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52).

 

Акинфий Никитич Демидов, русский предприниматель, горнозаводчик и меценат XVIII века, втайне от казны чеканивший свои золотые и серебряные монеты, проиграл однажды в карты императрице Анне Иоанновне, и, отдавая долг, был спрошен в лоб: «Чьи рубли-то, Демидыч? Твои аль мои?» Демидов смиренно ответил словами из Евангелия: «Всё моё твоё» (Ин.17:10), за что и был благосклонно прощён императрицей.

 

Даже в советские годы, когда людям было велено забыть Священное Писание, официальные лица всё равно не могли окончательно избавиться от него. Говоря о победившем пролетариате, упоминали «соль мира сего» (Мк.9:50) и «соль земли» (Мф.5:13), «свет мира» (Мф.5:14), «плоть от плоти» (Ин.3:6). Некоторые регионы страны были названы «житницами» (Мф.3:12). Люди могли быть названы «ближними» (Мф.5:43, Лк.10:26), «первыми и последними» (Мф.19:30, Лк.13:30, Мк.10:31), «зваными» и «избранными» (Мф.20:16, 22:14, Лк.14:24).   Министерство Просвещения специально создано для «просвещения сидящих во тьме» (Лк.1:79), «народа, сидящего во тьме» (Мф.4:16).  И «воссиял свет» (Мф.4:16) для них. В педагогике вообще широко используется евангельская фразеология. «Ученик не бывает выше учителя» (Лк.6:40, Мф.10:24).  Известный призыв Н.Некрасова «сейте разумное, доброе, вечное» перекликается с евангельскими словами о сеятеле, «сеющем доброе семя» (Мф.13:37). «По плодам их узнаете их » (Мф.7:20, Лк.6:44), - говорят между собой учителя о родителях своих подопечных...

 

Когда родители или учитель говорят провинившемуся, но прощённому ребёнку: «Иди и больше так никогда не делай», они повторяют слова Христа: «Иди и впредь не греши» (Ин.8:11).  Когда мы хотим оправдать  кого-то за проступок, то опять повторяем слова Иисуса: «Кто из вас без греха, первый брось камень» (Ин.8:7).

 

Прилагательное «ехидный» в свою очередь произошло от евангельского выражения «порождения ехиднины» (Мф.3:7, 27:33). Ехидна здесь – это змея, а вовсе не австралийское яйцекладущее млекопитающее.

 

Даже никогда не читавшие и не слышавшие Евангелия, откуда-то прочно усвоили для себя: «Не клянись» (Мф.5:34). «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).

 

Государственная внутренняя и внешняя политика в советские годы строилась на тезисе «Кто не с нами, тот против нас», что является перефразированием слов Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30, Лк.11:23).

 

Даже для характеристики высшего руководителя страны тогда нашлось евангельское определение: «Отец, Учитель, Наставник» (Мф.23:8-10).

 

Нынешние менеджеры по персоналу, психологи и прочие «ловцы человеков» (Мк.1:17, Мф.5:19), обучая работе в коллективе, утверждают: «Кто не против вас, тот за вас», так ведь и это - от первой до последней буквы - евангельское выражение (Мк.9:40).

 

Мы постоянно используем в своей речи выражения, даже не подозревая подчас об их евангельском происхождении. Каждый понимает, что означают и когда используются в повседневной речи устойчивые словосочетания

 

«в огонь и в воду» (Мк.9:22, Мф.17:15);

 

«краеугольный камень» (Мк.12:10, Лк.20:17, Мф.21:42);

 

«прийти в бешенство» (Лк.6:11);

 

«птицы небесные» (Лк.8:5, Мф.6:26, Мк.4:32);

 

«не оставить камня на камне» (Лк.19:44, Мф.24:2);

 

«отряхнуть прах от ног» (Лк.9:5, 10:11, Мф.10:14, Мк.6:11);

 

«бремя неудобоносимое» (Лк.11:46);

 

«камни возопиют» (Лк.19:40);

 

«малая лепта» (Лк.21:2);

 

«испить чашу» (Лк.22:48, Мф.26:39, Мк.10:38, 14:36);

 

«глас вопиющего в пустыне» (Ин.1:23, Мф.3:3, Мк.1:3, Лк.3:4);

 

«питаться акридами» (Мф.3:4);

 

«тесные врата» (Мф.7:13);

 

«дом на песке» (Мф.7:27) и «дом, построенный на камне» (Лк.6:48);

 

«не иметь в себе корня» (Мф.13:21);

 

«слепые вожди слепых» (Мф.15:14, Лк.6:39);

 

«устами младенца» (Мф.21:16);

 

«умыть руки» (Мф.27:24);

 

«семь раз по семьдесят» (Мф.18:22);

 

«трость, ветром колеблемая» (Мф.11:7);

 

«волосы на голове все сочтены» (Мф.10:30);

 

«мудрый, как змей» и «простой, как голубь» (Мф.10:16);

 

«пришёл час» (Мк.14:41);

 

«нищие духом» (Лк.6:20, Мф.5:3);

 

«ни на йоту» (Мф.5:18);

 

«бросать жемчуг перед свиньями» (Мф.7:6);

 

«всякий возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк.18:14);

 

«проще верблюду пройти через игольное ухо» (Лк.18:25);

 

«нет пророка в своём отечестве» (Мк.6:14, Лк.4:24, Ин.4:44, Мф.13:57);

 

«имеющий уши да слышит» (Лк.8:8, 8:15, 14:35, Мф.11:15, 13:9, 13:43, Мк.4:9, 4:23, 7:16);

 

«пусть левая твоя рука не знает, что делает правая» (Мф.6:3);

 

«мерзость запустения» (Мф.24:15);

 

«от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34).

 

А как современно звучат евангельские слова: «Также услышите о войнах и военных слухах.  Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф.24:6-8, Лк.21:10).

 

Как точно описана нынешняя ситуация: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий» (Лк.21:26)!

 

Многие задумываются, - а не пора ли уже последовать совету: «Продай одежду свою и купи меч» (Лк.22:36).

 

Как тонко подмечено состояние многих бедствующих ныне людей: «Копать не могу, просить стыжусь» (Лк.16:3)!

 

А всем поборникам сиюминутной социальной справедливости, непримиримо митингующим против того, что им не нравится и чего они не понимают, всем борцам за немедленное переустройство мира согласно их личным представлениям, Евангелие доходчиво объясняет причины всеобщей неустроенности: дело в том, что все царства вселенной управляются дьяволом (Лк.4:6). Житейской справедливости никогда не было, нет, и не будет именно поэтому! Неужто же митингами и шествиями можно победить дьявола! Может, эффективней всё же действовать личной «молитвой и постом» (Мф.17:21)?

 

Евангельские слова – это слова, понятные всем и во все времена!

 

Слова на все времена!

 

Андрей Большаков

 

Метки к статье: Большаков
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Слова на все времена"
Имя:*
E-Mail:*