Эдвард Мунк "Крик", 1910 год. Фрагмент
В последнее время - на фоне карантинных пропусков и прочих электронных нововведений - очень много говорят о чипировании. Есть предположение, что страх перед чипированием, как и вообще всплеск разнообразных негативных переживаний, спровоцирован выходом людей из зоны комфорта в период пандемии.
Эти слова про зону комфорта стали модными. Увы. Хотя они и удобны в определённом смысле, это очень большая ловушка сознания, мешающая здоровому, адекватному реагированию на жизненные ситуации. Жизнь по определению — преодоление хаоса, постоянный некомфорт в той или иной степени. И благополучие с биологической точки зрения зависит от стрессоустойчивости человека. А вот стрессоустойчивость зависит от психического строя. От того, с какими установками человек живет. На каком уровне психической жизни он существует. В психике есть духовный слой, на котором действуют жажда Бога, Страх Божий и Совесть. То есть стрессоустойчивость напрямую зависит от того, живет человек с Богом или в безбожии. И «кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится» (Святитель Тихон Задонский).
И сразу становится очевидным, что многие из нас слишком мало живут в этом вот слое психики. И что ситуация наша связана не с выходом из мистической зоны комфорта. Да и вообще — кто-то разве обещал христианам какую-то зону комфорта на земле? Увы. Всё гораздо проще. Многое из происходящего — всего лишь лакмус нашего маловерия. И не надо никаких теорий специальных для этого выдумывать. Как хорошо сказал владыка Тихон Шевкунов — «всё это капризы». И лишний раз напомню, что все разговоры о духовной опасности чипов, штрих-кодов и так далее идут вразрез с заявленным мнением Священного Синода Русской Православной Церкви. Непослушание священноначалию — тоже повод задуматься «а где же я?..»
Способов предполагаемого чипирования выдвигается много. Страх перед номерами в паспортах, ИНН, прочих документах, штрих-кодах уже не на первом месте (возможно, потому, что они повсеместны, и никаких особых пагубных изменений в жизни в связи с их введением не произошло). Хотя всё равно остаются люди, утверждающие, что в них содержится «число зверя».
Но теперь на передний план выходят другие страхи, основанные на других способах возможного контроля. Причём, важно понимать, что тут речь идёт не о страхе перед отслеживанием речей или передвижений — хотя и он актуален для предсказывающих формирование «цифрового концлагеря». И, на мой взгляд, это интересное явление само по себе — православные люди очень боятся того, что об их жизни станет всё известно, забывая, что Единственный, чей интерес к нашей жизни важен, безо всяких чипов знает о каждом нашем вздохе.
Но, конечно, речь идёт не просто о сборе информации.
Безусловно, информация — это способ контроля. И владение теми или иными сведениями о человеке позволяет в той или иной степени контролировать его жизнь. Например, эксперимент с данными в Китае привёл к тому, что гражданам, попавшим в чёрный список из-за своего уровня жизни, не позволили купить авиабилеты и т.п. В нашей стране тоже практикуются подобные «чёрные списки». Я сама несколько раз сталкивалась с возмущением людей из-за отказов в выдаче кредитов. Но в каждом случае были вполне оправдывающие отказы обстоятельства. Одна семья набрала слишком много кредитов, больше, чем они могли оплатить. Ещё одна женщина имела большой кредит, по которому не производила выплат уже полгода. И ещё одному человеку, длительное время не оплачивающему коммунальные услуги, отказали в выдаче зарубежной визы. Однако, на мой взгляд, причина их неудач была не в том, что у банков и т.п. была информация о них, это их поступки планомерно привели к отказу в желаемом.
К сожалению, электронное хранение данных чревато их потерей, кражей, незаконным использованием. Уникальность биометрической информации при этом усложняет последствия подобных краж. Принадлежность данных, возможность управлять ими, прочие юридические вопросы, достоверность дистанционной идентификации — у использования чипов много ещё нерешенных вопросов. Вдобавок, свободная — или незаконная — передача наших данных нежелательным для нас объектам иногда осложняет нашу жизнь или просто раздражает — когда, например, нас донимают звонки «партнёрских организаций».
Однако те, кто панически боится чипизации, редко разумно поднимают вопросы реальных или возможных проблем, которыми сопровождается компьютеризация нашей жизни.
В центре истерии вокруг чипирования лежат не разумные опасения о недобросовестном использовании наших данных и т.д., а идея о предполагаемом фактическом управлении поведением, даже о контроле мышления и, в итоге, контроле выбора веры.
Стоит отметить, что этот страх глубоко укоренился именно в среде религиозно направленных людей, панически боящихся потерять свободу выбора веры, страшащихся, что на них вопреки их собственной воле поставят «печать Антихриста», и в большинстве случаев он является лакмусом псевдоправославных сект.
Они выдвигают немало способов возможного чипирования. Самые простые — внешние — что-то вроде обязательных неснимаемых браслетов и прочих «артефактов» слежения. До сих пор довольно популярна идея татуирования кода. На Западе в отдельных случаях используется технология вживления чипов под кожу. Чаще это делается для слежения за освобождёнными преступниками, но иногда уже практикуется и добровольное вживление чипов «с документами» — паспортными данными, картами и пр. В России давно используются чипы с биометрическими данными в загранпаспортах. В связи с компьютеризацией значимой части информации о каждом из нас остро стоит вопрос, в первую очередь, безопасности сведений.
Однако люди панически боятся другого, а именно скрытого внедрения в организм – например, вживления под кожу — чипов, способных управлять людьми ментально. Они утверждают, что чипы будут химическим путём влиять на сознание человека, лишая его свободной воли, и сделают так, что он добровольно отречётся от Христа.
Изощрённые «предсказатели» тотальной скрытой чипизации говорят о неких «жидких чипах», о внесении каких-то программ-позывных под прикрытием вакцин и прививок. Для них это один из поводов призывать людей отказываться от прививок.
Самые одиозные псевдоправославные оккультные деятели заявляют, что нам всем уже давно вживлены наночипы посредством вдыхания нанопыли. Её, якобы, распыляют с самолетов (конденсационные следы — это, по их мнению, и есть эти облака нанопыли с наночипами). Но пока эти чипы не активны — до особой «команды».
Кстати, «нано» — это один из любимых ярлыков чего-то якобы суперского, почти сверхъестественного у распространителей сетевого маркетинга, вкупе со словами «разработано в NASA”.
Стоит напомнить, что в документе Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который состоялся 2-5 февраля 2013 года, “Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных”сказано:
“Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры»”
То есть важно не внешнее, а внутреннее. Вера — это внутренний выбор человека.
Внешнее может стать причиной греха лишь посредством осознанного принятия человеком греховных помыслов. В таком случае остаётся лишь один вопрос: возможна ли добровольная измена Христу под воздействием привнесённых извне химических изменений в человеческом организме?
До сих пор нет никаких сведений о том, что гормональное и т.п. состояние организма как-то влияет на моральные установки человека помимо его воли. Оно может повлиять лишь на его настроение, самочувствие. Напротив, многие эксперименты показали, что даже под воздействием гипноза человек не делает того, что идёт вразрез с его нравственными установками. Выбор остаётся выбором и у инвалидов. Исключение — психически нездоровые люди. Но у Церкви особое отношение к этим болезням и к ответственности психически больных.
Однако страхи иррациональны. Они вне логики.
Порой выдвигается версия, что к возникновению страха перед тотальным контролем причастны фильмы об альтернативном будущем (как в легенде о панике, вызванной аудиопостановкой "Войны миров" Герберта Уэллса).
На самом деле встречаются люди, насмотревшиеся фильмов ужасов и в результате боящиеся нашествия зомби. Наверное, у них очень низкий уровень внушаемости и «расшатаннная психика». Но это чаще встречается в Америке. Что же касается общего влияния фильмов на возникновение страхов — оно, безусловно, есть. Но чаще речь идёт о влиянии не на убеждения, а непосредственно на психическое состояние — например, фильмы ужасов нередко формируют страхи. Что же касается формирования убеждений — возможно, такие исследования есть, но я не читала о них, могу сказать лишь о личном опыте. Среди тех, кого я знаю, люди, с юности увлекающиеся фантастикой, обычно в достаточной степени реалистичны. У них в голове очень четко разделяются мир фантазии и мир реальный. А вот если человек мало соприкасался с миром фантастики, и вдруг увидел какой-то фильм, в котором вполне логично представлено альтернативное будущее, то иногда он получает «переворот мозга». И хорошо, если это становится просто поводом для размышления. Я знаю, что для многих такими фильмами — откровениями стали «Матрица», «Эквилибриум», «Дивергент» и т.п.
Интересен тот факт, что страху перед принудительной чипизацией, приводящей к отказу от Христа, подвержены люди даже с высоким уровнем образованности. По всей видимости, здесь действует тот же механизм, что и при попадании в разные секты: независимо от уровня образованности, в духовной сфере люди совершенно несведущи. Они наполнены неуверенностью и вполне оправданным страхом перед неизвестным. Смешиваясь с прочими внутренними страхами, страх ошибиться в глобальном выборе приводит к парадоксу: вместо того, чтобы разобраться в богатстве Православного учения, люди хватаются за «ярко блестящие» идеи. При этом словно отчасти атрофируются их научные знания, противоречащие новой псевдонаучной теории. Отчасти это происходит из-за внешней авторитетности пропагандистов. Регалии академиков, политиков и т.п., неважно, насколько достоверные, дополняются непоколебимой уверенностью ораторов в своей правоте, подразумевая исключительность и «истинность» их информации, что производит впечатление на неуверенных людей. Хотя, конечно, неграмотность значительно способствует тому, что люди поддаются различным страхам.
К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, верят в то, что Земля плоская, и солнце вращается вокруг нее, – потому, что так учил лжесвятой Славик Чебаркульский. Подобные люди явно склонны верить мифам.
Нужно понимать и то, что внутренние страхи людей — страх контроля, тот же страх ошибиться, страх смерти и того, что будет за ней, и т.д., — все эти страхи являются благодатной почвой для различных «страшилок». Боящимися людьми проще всего управлять. И это управление не всегда происходит извне. Нами самими, нашей жизнью управляют наши собственные страхи.
Как минимум, повышая общий уровень тревожности, приводя порой к неврозам, депрессиям, влияя на сферу человеческих отношений и работоспособность человека.
Здравый смысл — это очень важное свойство человеческой психики. Им нужно пользоваться регулярно, а в период кризиса — особенно.
Наталья Ярасова, психолог-консультант
(в рамках сотрудничества с порталом Азбука веры)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.