В общественном сознании Русская Императорская и Советская армии представляются как два разных войска. На первый взгляд это логично – разные эпохи, противоположные идеологии. Но если всмотреться в судьбы людей обеих армий, то мы увидим многих имперцев в красноармейских рядах. Взгляните на полководцев – победителей Великой Отечественной. Генеральный штаб возглавляли: полковник Царской армии Б.М. Шапошников, штабс-капитан А.М. Василевский, прапорщик А.И. Антонов.
Почти все крупные полководцы Великой Отечественной войны (за редким исключением) имели офицерские звания Императорской армии. Командующие фронтами Ф.И. Толбухин, А.И. Черепанов, Н.И. Чибисов, В.Е Климовских, Е.В. Сысоев, А. И.Тодорский чин капитана или штабс-капитана. Л.А.Говоров чин подпоручика, И. Е. Петров прапорщика.
Школу прапорщиков окончили: будущий маршал И.Х. Баграмян, будущие генералы Д.Т. Козлов, М.А Пуркаев, К. Д. Голубев, Г.Ф. Захаров, В.И. Кузнецов, Л.Г. Черемисов, М.С. Шумилов, В.Я. Колпакчи, А.П. Покровский, С.И. Богданов, П.А. Белов, П.И. Батов, Я.Д. Чанышев, В.Д. Цветаев, М.Ф. Лукин, И.В. Тюленев,
Из рядовых до унтер-офицеров дослужились Г.К.Жуков, И.С.Конев, А.И.Ерёменко, К.К.Рокоссовский.
Многие из них (в том числе Р.Я.Малиновский) стали Георгиевскими кавалерами.
Лишь Мерецков стал красногвардейцем в семнадцатом, но уже с февраля 1918 года он учился в Академии Генерального штаба.
Три командующих фронта, начинавших в окопах Первой Мировой Михаил Петрович Кирпонос, Николай Фёдорович Ватутин, Иван Данилович Черняховский погибли не дожив до победных дней.
На Красном флоте наблюдается та же картина. Будущие адмиралы: И.С. Исаков, М.В. Иванов, Л.М. Галлер, В. А. Белли, Г.А. Степанов тоже были участниками двух Отечественных войн.
Добавим ещё один красноречивый факт: пятнадцать советских маршалов сухопутных войск, главный маршал авиации А.Е. Голованов, адмирал И.С. Юмашев начинали служить в Царской армии.
И это ещё далеко не полный список.
Нечто подобное происходило и с рядовым составом. По второму призыву на фронт были призваны граждане 1890-х годов рождения, имевшие боевой опыт Первой Мировой. Так что слова старшины Поприщенко из повести Шолохова «Они сражались за Родину»: «Я солдат старый – слава Богу, четвертую войну ломаю» с полным основанием могли сказать многие воины.
Эти списки полководцев наглядно показывают, что предпосылки для победы в Великой Отечественной войне создавались ещё в годы Первой мировой. Боевой опыт, полученный в те годы, причём в основном в боях с немцами, послужил хорошим подспорьем в сражениях сороковых годов. Всё это доказывает, что Советская армия произросла из старой Царской. Она переняла и развила традиции Русской Императорской армии. Насколько этот опыт помог в становлении советских полководцев нам ещё предстоит осмыслить.
Долгие годы считалось, что Красная армия родилась в «горниле гражданской войны», была ровесницей новой эпохи. Однако, всякому здравомыслящему человеку понятно, что воевать на равных с армией Третьего Рейха, сильнейшей на то время, могло только войско, имеющее крепкую воинскую выучку. Красная армия воссоздала многие, утраченные по началу, традиции старой русской армии. После недолгого периода «демократизации» новой революционной армии, в ней была восстановлена иерархическая структура (взвод-рота-батальон-полк-дивизия-армия-фронт) вместо самоорганизованных отрядов красногвардейцев и строгая воинская дисциплина с единоначалием. Хотя и под присмотром комиссаров. При этом повысилось традиционно уважительное отношение к солдатам, поскольку многие командиры были с ними единого происхождения. Как говорят в народе «одного поля ягоды». Но командовать полком рядового солдата не поставишь. Даже самого революционно сознательного. Тем более дивизией, армией, фронтом. Вскоре выяснилось, что командование Красной армии самого высокого ранга составляет прежняя офицерская элита.
Казалось бы, в разные эпохи государство и армия должны быть другими. Нет. Страна хоть и Советская, но всё же Россия. Советский Союз был, пусть и существенно преобразованным, но по сути своей преемником Империи. Иностранцы называли нас русскими независимо от смены общественно-политической формации. Рабоче-крестьянская Красная армия при всех изменениях тоже не могла существовать без старых армейских традиций. По-другому и быть не могло.
Изменилось знамя. Оно стало красным. Но в истории русской армии красное знамя тоже традиционно. Под красным стягом в бой шли полки Дмитрия Донского и царя Ивана Грозного. На миниатюрах «Повести временных лет» воины великого князя Владимира осаду Корсуня тоже вели под красным стягом.
Надо казать, что со времён перестройки в патриотической среде считается хорошим тоном обличать командиров Красной армии за то, что пошли в услужение большевикам. Но при этом возникает грибоедовский вопрос: а судьи кто? Оказывается, первыми их осудили те, кто участвовал в свержении законного Государя, а затем приспокойненько служили новой революционной власти. Есть среди них и такие, которые ничесоже сумняшеся получали чины из рук верховного главнокомандующего социал-революционера А.Ф. Керенского.
Для тех, кто не в ладах с исторической памятью, напомним, что иностранная интервенция в советскую Россию началась в январе 1918 года, когда Румыния, при поддержке Антанты захватила Бессарабию (Молдавию). В феврале началось наступление австро-германских войск по всему фронту. В апреле на Дальнем Востоке высадились японцы, затем американцы. С июня англо-американо-французские войска обосновались на Русском севере. В мае против советской власти восстал чехословацкий корпус, поддержанный той же Антантой. Что должны делать профессиональные военные при иноземной оккупации? Ответ очевиден – защищать родную землю. Именно это и делали царские офицеры и генералы в рядах Красной армии. На тот момент уже она являлась государственной армией. Добровольческая армия, которая ставила своей целью свержение «кровавых большевиков» в то время не представляла из себя серьёзной силы. Боевые действия она начала в апреле атакой на Краснодар. Но успеха не имела и отступила на Кубань. Всерьёз Белое движение стало угрожать советам после того как было поддержано иностранными державами. А в России не любят, когда для решения своих внутренних разборок приглашают печенегов, половцев или кого бы то ни было ещё. Красные командиры из бывших офицеров и генералов Царской армии всеми возможными способами избегали воевать против своих сослуживцев, но с готовностью сражались с иноземными войсками. И в этом преуспели. Если бы не они, то страшно представить что было бы с Россией, и была бы она вообще?
Разоблачение краскомов как борцов со своим народом тоже не имеют основания. Этот самый народ охотнее вступал в ряды Красной армии, чем Белой. О чём сокрушались все вожди Белого движения. Похоже на то, что очернение Красной армии является оружием из той же обоймы концептуальных войн при которой, «метили в коммунизм, а попали в Россию».
Но это особый разговор.
Подготовка командного состава Красной армии полностью лежала на плечах старых русских генералов и офицеров. Многие из них были белогвардейцами. В прямом и переносном смысле. Не случайно Красную армию называли «редиской» - снаружи красная, а внутри белая. Надо наконец осознать, что деление на «красных» и «белых» пагубно для России. Иначе мы так и будем друг другу шашками головы срубать – на радость нашим заклятым… «партнёрам».
В мае 1945 года в Берлин вошла новая Советская армия, однако, выросшая на старорусской воинской закваске. В тех же погонах, которые два десятилетия были под запретом. И с боевым опытом, полученным в Первую мировую войну. Та война у нас тоже называлась Отечественной. Второй, после 1812 года, а иногда и Великой Отечественной.
Схожего было немало. Даже песня «Священная война» была общая, хотя и с разными словами и мелодией. И такая немаловажная деталь: верховное командование в обеих войнах приняли на себя руководители страны.
Чем дальше уходят от нас те памятные годы, тем ближе становятся люди, принёсшие нашей стране победу в этой тяжелейшей из всех войн. Яснее становится величие этой Победы, её значение для судеб мира. С тех пор уже никто не смеет открыто воевать с Россией. Наши недруги теперь используют подставные силы, или переводят войны в разряд «холодных», не вступая в военное столкновение с Российской армией. Ближе и роднее становятся ветераны, участники тех трагичных и героических событий. Хочется узнать о них больше, понять в чём сила этих людей, и воздать должное всем кто завоевал эту Победу с большой буквы. Ярким показателем этого движения народной души стал Бессмертный полк, поднявший из окопов забвения на победный бруствер тех, кто причастен к этому великому народному деянию.
Тщательно исследовав путь нашей армии в двадцатом столетии мы вправе сказать – Путь на рейхстаг начиналась в окопах Первой мировой. С таким название вышла книга в издательстве «Вече», которая и посвящена этой, пока ещё мало изученной стороне истории нашей армии.
Особо следует сказать, что надо прекратить старый и неразрешимый спор «кто выиграл войну»: Сталин, Жуков или народ? Сама постановка вопроса вредна и разжигает вражду в рядах победителей. Ответ на этот казуистический вопрос прост. Великую Отечественную войну выиграли и Сталин, и полководцы, и солдаты, и оружейники, и хлебопашцы, и матери, вырастившие защитников Родины. В такой всеохватной мировой войне для победы недостаточно одной армии, хотя и очень сильной и обученной. Нужны усилия всего народа и на фронте, и в тылу. Русские советские люди в тяжелейших условиях, когда просто выжить казалось невозможно, сумели свою армию накормить, одеть и вооружить лучшим оружием того времени. Это был воистину всенародный подвиг. Весь народ поднялся на борьбу против захватчиков. Каждый вносил свой вклад в общую победу: на фронте, в тылу или на захваченных врагом землях.
Эту войну справедливо называют Отечественной, Народной, Священной!
Победа, одержанная в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, стала величайшей в истории России.
И пока в едином строю Бессмертного полка стоят плечом к плечу наши родные солдаты и маршалы, мы сохраняем высокое звание Народа Победителя.
Владимир Анищенков
6 марта 2020
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.