Бывают у меня два типа клиентов.
Первые тянут не только свою, но и избыточную ответственность (хотя чаще это ответственность не за себя, а за всё и всех вокруг), не понимая, почему другие не делают так же, и активно пытаясь заразить их своим энтузиазмом…
Вторые спихивают ответственность за всё на других (или на обстоятельства), оправдывая себя детскими психическими травмами, особым складом психики (чувствительные, ранимые, застенчивые и пр.), недопонятостью, недолюбленностью и ненужностью конкретным людям и миру в целом… Но и у тех, и у других рождение и разрешение многих проблем балансирует на тонкой грани между «не могу» и «не хочу».
Жизнь за другого
Научиться отдавать человеку ответственность за него самого — даже если он бежит, спотыкаясь, в тартарары, даже если он добровольно и осознанно стремится в пропасть, — неимоверно больно и сложно. Но при этом — очень важно, потому что так не только «подопечный» получает возможность жить своей жизнью, но и гиперответственный друг, родственник — «доброжелатель» получает шанс обратить внимание на себя, на свои потребности и страхи, и жить своей жизнью. Ведь концентрируясь на чужой жизни, человек избегает наведения порядка в своей.
Это может быть так:
«Он же маленький!», или «Он же так устает!» — звучит при поглощающем чувстве усталости от проживания «за себя» и «за него» одновременно. И эта усталость позволяет не замечать в своей жизни неблагополучные отношения, или чувство нереализованности, или переполненность обидами. И хорошо, если удаётся эту усталость, замешанную на внутреннем недовольстве, не выплескивать агрессией на того, кто рядом.
Человек может сделать своим девизом всякие «не могу» относительно других достаточно зрелых людей:
И вот это ощущение личной ответственности за судьбу человека почти всегда сопровождается делегированием специфической части ответственности на самого «подопечного».
Примерно так:
«Он(а) ВЫНУЖДАЕТ (заставляет) меня страдать, ведь я НЕ МОГУ просто смотреть, как он(а)…»
Самый простой пример: «Моя (взрослая) дочь мало ест, сидит на одних йогуртах. Но это же неправильно, она губит свое здоровье. Она уже совсем тощая. Я не могу спокойно смотреть, как она зарабатывает гастрит, анорексию и кучу других страшных болезней, и ничего не делать. Я всячески пытаюсь контролировать ее питание, но она не слушается меня и продолжает есть что попало. И я страдаю».
Если же копнуть глубже, можно выразить то же самое по-другому:
Таким образом, хронический «помогатор» играет небезызвестную патологическую роль «спасателя» в манипулятивной игре, и на определенном этапе спасатель становится жертвой — или преследователем. И получается, что «подопечному», впридачу ко всему прочему, ещё и чувство вины за страдания «доброжелателя» грозит. В общем, страдают все.
Но стоит это «не могу» заменить на «не хочу», как сразу меняется всё содержание отношений. Вслушайтесь, вдумайтесь!
Попробуйте вместо уже обозначенного «я НЕ МОГУ» сказать: «я НЕ ХОЧУ» перестать содержать, кормить, обстирывать, планировать его время» и так далее. Если произвести сознательную замену одной реплики на другую, то устраняется элемент самообмана.
И нередко приложив к своим действиям девиз «я не хочу», вдумчиво сказав «Я НЕ ХОЧУ ПЕРЕСТАТЬ кормить, содержать и т.д.», человек интуитивно понимает, что он как-то лжёт самому себе (говоря «я не могу», он избегает осознания этого самообмана). Возникает сомнение, чувство «что-то не так». Внутренний протест заставляет его анализировать свои установки дальше. А там уже недалеко и до понимания, что «я ХОЧУ содержать, кормить, сопереживать и вообще помогать, я ХОЧУ СПАСАТЬ». А может быть самообман прячет другое – почти немыслимое для гиперответственных людей: «я НЕ ХОЧУ спасать».
В нашем примере:
Осознанная замена всего одного слова — прямой способ выхода из привычного сценария. Сначала происходит словесное принятие ответственности за свою стратегию поведения, а за этим вслед — и фактическая ответственность поспевает. Да, иногда это приводит к «я делаю что-то не то», или даже к «не хочу я этого» и к прекращению активности. Но если человек полагает свой выбор правильным, осознает, что для него верно «хочу!», — то даже если «миссия спасения» продолжается, у него пропадает чувство вынужденности. А следовательно, он испытывает меньше страданий, и снижает давление ответственности — вины на «подопечного». И тому становится легче. И нередко при отсутствии подобного давления подопечный сам берет на себя свою ответственность, и решает проблемы, отравляющие прежде не только его существование.
Но, увы, — чаще это происходит, когда он сбегает от «доброжелателя» к тем, кто не давит, кто позволяет ему жить самому. Потому что среди самых «добрых желателей» мало кто, даже прочувствовав разницу между звучанием «не могу» и «не хочу», меняет привычное поведение. А уж готовность сменить «не могу» на «могу» — вообще запредельная редкость.
Реально же для большинства из нас «не могу» — это, например, «не могу летать в космос без помощи ракеты». А в отношении своего эмоционального состояния и поведения это почти всегда — «не хочу».
Я не могу!
Анализ жизненных стратегий второй группы — тех, кто ни за что не отвечает, — можно провести с той же позиции. Они также описывают свое поведение через «не могу».
К сожалению, суеверные, оккультные взгляды популярны не только среди светских людей. Нередко и те, кто считает себя православными, являются ярыми приверженцами гороскопов и влияющей на них «энергетики».Следует знать, что суеверие и прочий оккультизм несовместимы с Православным учением! В данном контексте речь идет об отрицании Божиего Промысла и данной нам Богом свободы воли.
Суть всех подобных жалоб одна: «Я НЕ МОГУ управлять ситуацией и активно регулировать свои взаимоотношения и поведение». Это — снятие с себя ответственности за своё поведение и за то, куда это поведение приводит. Но увы, недостаток подобной ответственности нередко столь же мучителен, как и её избыток.
И в данном случае можно использовать тот же самый приём устранение перекоса ответственности: меняем «я не могу» на «я не хочу».
Да, просто меняем:
И сразу по-новому открываются возможные мотивы и смыслы поведения. И становится ясно, что «Я НЕ ХОЧУ управлять ситуацией и активно регулировать свои взаимоотношения и поведение».
И при таком звучании сразу чувствуется фальшь: «я не хочу?!» — и следует защитное «Я хочу, но не могу!»
А уже после того, как взвешены, оценены, примерены на себя подобные «перевертыши», совсем недалеко до «могу» и «хочу».
И вот уже: «Я МОГУ не впадать в истерику и не скандалить в ответ на показавшиеся обидными слова и интонации».
«Я МОГУ не срывать злость на близких».
«Я ХОЧУ и МОГУ слушать и слышать».
«Я МОГУ быть НЕправым (неправой)».
«Я ХОЧУ и МОГУ НЕ страдать до смерти от одиночества и ненужности».
Да и вообще — «У меня есть «ХОЧУ» — мои желания, и я МОГУ поступать в согласии с этими желаниями».
А на ещё более крутом уровне — «Я МОГУ поступаться своим «хочу» в пользу «НАДО».
«Я МОГУ осознанно делать свой выбор — как поступать в той или иной ситуации».
А если глобально (и просто, как все гениальное) — «Я ХОЧУ и МОГУ делать свой ежеминутный, ежесекундный выбор — грустить или радоваться, быть несчастным или счастливым человеком»…
***
Так что… Бывают у меня два типа клиентов: гиперответственные (порой — вплоть до тирании) и безответственные (вплоть до сознательной инфантильности).
Но и у тех, и у других рождение и разрешение многих проблем балансирует на тонкой грани между «не могу» и «не хочу»…
Всего и надо — заменить «не могу» на «не хочу» и вслушаться всем сердцем и умом.
Наталья Ярасова, психолог-консультант
(в рамках сотрудничества с порталом Азбука веры: здоровье)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.