Вернуться в Россию. Л.П. Решетников.
Москва: Издательство «Отчий дом», 2018. 3-е изд. – 320 с. ISBN 978-5-906241-30-6.
Потребность русского человека в России – всепоглощающая, как в дыхании. И это прежде всего потребность в Православии, в том самом Русском мире, Святой Руси, о которой пишет автор книги. Русский человек извечно возвращается к России, как будто каждый раз проходит годовой круг. Это его путь. Настоящий русский человек вернется к Пречистой, Защитнице нашей, вернется к России, в дом Ее. Ведь, если вдуматься, он ее никогда не покидал.
Что заставило русских людей собственными руками разрушить страну в 1917 году? И что подвигнет русских людей возродить свою Родину? Об этом размышляет в своей книге кандидат исторических наук генерал-лейтенант Л.П. Решетников. Это 3-е издание книги, что говорит само за себя: изложенные в ней мысли востребованы среди тех, кому небезразличны история и судьба России. Нескрываемая автором эмоциональность, уверенность в своем мнении побуждают и читателя вдумчиво и по-новому взглянуть на историю нашей страны. Позиция автора близка тем, кто уверен, что Господь задумал для России особый путь, особое предназначение: быть территорией Правды, территорией Истины.
Центральной тезис автора заключается в том, что не просто Православие, но православная государственность стала отличительной чертой русской истории на всем ее протяжении. При этом для Л.П. Решетникова очевидно, что «русская самодержавная монархия – исключительное явление мировой истории. Ее нельзя оставить в один ряд ни с республиканским, ни с тоталитарным, ни с каким-либо иным светским государством, потому что только между православной монархией и Православной Церковью может быть симфония властей». Только она стремится к духовному развитию человека в христианском понимании этого слова.
В народном же восприятии Россия, Святая Русь сливалась с Вселенским Православием. Святая Русь есть везде, где есть Православная вера. Именно «вера в Бога вдохновляла всех лучших людей России на служение ей, будь то ратный подвиг, труд земледельца, научная деятельность или художественное творчество». Там где Вера, там – Святая Русь. И там – русский человек.
Однако, как только образованное общество увлекалось западными обычаями, ценностями, чуждыми религиозными верованиями, ослаблялась его связь с Православием. Примеров этому достаточно в русской истории. На них и обращает внимание автор. Например, мятеж 1825 год видится автору не просто первым революционным выступлением антимонархических сил в России, но и антихристианским. Декабристы и Герцена «разбудили», и всколыхнули тот слой разночинцев, из которого вышли российские радикалы, нечаевщина, нигилисты, петрашевцы и, в конце, концов, марксисты. Все эти революционные силы несли на себе печать «воинственного безбожия» и даже «чужебесия», подчеркивает автор. Это было отражением общей мировой тенденции дехристианизации европейской цивилизации. Но в России в ХIХ веке отрицание русской элитой традиционных духовных ценностей шло по нарастающей.
Поэтому и произошел в 1917 году слом «русского национального кода», которым для России является Православие.
Неоднократно автор возвращается к утверждению, что Россия/Святая Русь с самого начала своего существования была призвана «свидетельствовать о Господе миру через государство, построенное по принципу Небесного Иерусалима, быть хранительницей Православия». Оно приобретало различные формы: Святая Русь, «Москва – Третий Рим», «Православие, Самодержавие, Народность», но содержание оставалось прежним. У современной России, считает автор, только есть только один путь развития – вновь стать империей, но империей русского духа. «Империя в русском понимании – это конгломерат разных народов, отличных друг от друга по языку и вере, но признающих четыре скрепляющих основы: единого Державного Правителя, государствообразующую нацию, государствообразующую веру и единство территории». Это и будет русской православной цивилизацией.
Ольга Вострикова
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.