В последний день ноября в липецком театре драмы имени Л. Н. Толстого состоялась премьера спектакля «Георгий Победоносец». За его основу была взята одноименная пьеса в стихах самобытного драматурга и замечательного поэта Константина Скворцова. Казалось бы, кого в наше время могут заинтересовать поэтические монологи и диалоги на театральной сцене? Кто захочет добровольно погрузиться в события римской истории III и начала IV века н.э.? И какой театр решится на подобную авантюру?
Однако на премьеру спектакля собрался в ожидании зрелища полный зал, а сцена театра обрела черты великого, но уже находящегося в кризисе Древнего Рима с его прославившимися жестокостью нравами. Зрителям показали, как приходит к власти император Диоклетиан, во время правления которого начинается Великое гонение на христиан. И вот любимец императора, его лучший воин Георгий объявляет, что верит в одного Бога. Противостояние двух героев, двух бывших соратников и друзей, а также двух систем ценностей и становится главным конфликтом – сюжетным стержнем пьесы.
При этом Диоклетиан, внук раба и сын вольноотпущенника, — жесткий волевой правитель, ради власти готовый на преступления, в том числе на убийство собственных приближенных. Однако в спектакле император, сыгранный Максимом Дмитроченковым, остаётся мятущейся неоднозначной личностью с сильной завораживающей энергетикой. Так после преступлений и казней император добровольно оставляет власть и кается в том, что «он хотел сберечь Рим, но не смог».
— Это спектакль про конфликт неверующих и человека, который им противостоит. Георгий дает шанс, а Диоклетиан сопротивляется. Интересно наблюдать, во что упадет Диоклетиан: в веру христианскую или в многобожие. Максим Дмитроченков уходит от прямого показа плохого персонажа. Он играет человека, который до последнего мечется и не знает, как ему поступить, — подтвердила эту «неоднозначность» персонажа, как часть изначального замысла, режиссер спектакля Елена Оленина.
— Не так важно, что перед нами именно Георгий Победоносец. Это мог бы быть и другой святой, но подход к работе над ролью не отличался бы. Было очень сложно. Я, естественно, не вижу мир этими глазами, у меня нет той степени одержимости и веры, — рассказал исполнитель заглавной роли актёр Сергей Денисов.
Всего несколько месяцев назад он побывал в Грузии – стране, где именно Георгий является самым почитаемым святым и считается небесным покровителем.
- Когда я там был, то даже не знал еще, что буду исполнять роль Георгия. Но, видимо, была и в этом некая связь.
Эта постановка оказалась необычной и для липецких зрителей, и для гостей города и театра. Все 16 актеров ни на минуту не уходили со сцены, на которой не было кулис. Главные декорации — огромные каменные руины — многофункциональны. Из них артисты то сооружали стол, то строили стену темницы, в которой заточён Георгий.
Режиссеру Елене Олениной и художнику Марине Алимовой удалось осовременить спектакль через детали. Например, кувшины, которые носит торговец Лампадий напоминают баклажки, которые в наше время продаются в магазинах, а шлемы, в которых ходят стражники и цезари – это стилизованные серые вязаные шапки.
Эта пьеса совсем не только о том, что происходило свыше семнадцати веков назад. Прежде всего она о происходящем сейчас с нами. «Мир сошел с ума» — недаром именно этой фразой начинается и заканчивается спектакль.
- Все проблемы, которые были в те далекие века, в третьем веке – они и сейчас такие же. Я сам поражаюсь тому, как эта пьеса ложится на сегодняшний день. Люди совершают из века в век одни и те же поступки. Римская империя развалилась, потому что упала нравственность, духовность. Сейчас, к сожалению, происходит то же самое. Когда рушится духовность, то рушится и государство, - поделился сокровенными размышлениями автор Константин Скворцов.
- Меня захватила история не столько Георгия, сколько того хаоса и жути, которая творилась в Римской империи, насколько это соприкасается с сегодняшним днем и насколько важно вернуться к Богу. Особенно сейчас, когда человек мечется между верованиями, когда вместо веры – суеверие. И в спектакле мы не воссоздаем эпоху, а делаем стилизацию, чтобы все, что происходит на сцене, напомнило нам нас сегодняшних, - добавила режиссер Елена Оленина.
Отдельного упоминания достойны костюмы. Например, наряды римского плебса и рабов состоят из кусков ткани, так что у кого-то не хватает рукава, а у других — открыты плечи.
— Эти персонажи — еще не совсем цельные личности, не до конца сформированные. Это кричащая толпа, поэтому-то и их костюмы такие «кусочные», — пояснила художник Марина Алимова.
Также своими свежими впечатлениями поделились зрители постановки.
- Что сказать – спектакль просто замечательный, один из лучших, - говорит архитектор и писатель Александр Новосельцев. – Прекрасны и актёрские работы, и режиссёрские решения. По-моему, это абсолютно классическая вещь, хотя и написана нашим современником. Всё воспринимается, как живое. Весь зрительный зал был поглощён действием на эти два с половиной часа до самого финала. Потом пятнадцать минут оваций. Успех постановки подтверждал и восторг самого автора. Было видно, как растроган Константин Васильевич, когда вышел на сцену. А ещё лично я очень рад за Сергея Бельского из родного мне Ельца, который хорошо влился в актёрский ансамбль и ярко сыграл торговца Лампадия.
- Я пошёл на этот спектакль по приглашению, поскольку знал Константина Васильевича, как поэта, - рассказывает Сергей Евсеев, главный редактор сайта «Земляки», - а здесь впервые увидел постановку его пьесы. Честно говоря, до начала представления, я испытывал большие сомнения. В последние десятилетия театр чаще разочаровывал, чем радовал. А тут такое ответственное дело, как пьеса в стихах. Однако оказалось, что стихотворная условность быстро «снимается» благодаря плотному повествованию, драматичности действия, остроумным отсылкам к современности. Надо было видеть, как живо восприняла спектакль публика. Оформление сцены вначале показалось мне модерновым, но всё, что на ней есть, все элементы, и камни, и одежда актёров работают на раскрытие характеров и главной идеи. А эта идея в том, что без глубокой нравственности прочного государства не отстроишь. Хочется особо отметить огромный труд занятых в спектакле актёров, прежде всего женщин. Очень запомнилась Маргарита Романова, блестяще исполнившая роль Гипатии. Режиссёр-постановщик Елена Оленина, по-моему, одна из сильнейших в России сегодня. Вообще приятно поразил высокий уровень во всех компонентах постановки. Редко встретишь такое гармоничное сочетание света, звука и собственно художественного оформления. Звук создаёт ощущение сопричастности и нахождения зрителя внутри действия. А благодаря отличной работе со светом сама фигура казненного и вновь ожившего Георгия выглядит на сцене по-особенному и это дополнительно подчёркивает торжество света над тьмой в финале. Очень здорово, что получился современный спектакль для современного зрителя и хочется, чтобы его продолжали играть и собирать полные благодарных зрителей залы.
Александр Евсюков
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.