С. В. Иванов. Жильё восточных славян. 1909
Когда и где возникла славянская общность?
Истоки славян следует искать на территории между реками Одра или Висла на Западе, Днепром и Припятью - на Востоке, в районе Карпатских гор и Дуная - на Юге, и на побережье Балтийского моря – на Севере. Сегодня это территория Германии (восточные области), Польши, Украины, Белоруссии и России.
Исследования ученых показывают, что индоевропейцы мигрировали в Европу из степей Евразии. По мере расширения зоны расселения племен и продвижения на Запад происходила дифференциация более или менее однородных протокультур и протоязыков. Первое перемещение с территории современной Южной России в Приднепровье и в район Дуная произошло не позднее рубежа четвертого и пятого тысячелетий до нашей эры.
Позже миграция достигла побережья Эгейского и Средиземного моря, солнечной Анатолии… Это происходило до 2300 г до н.э. Постепенно каждый индоевропейский народ стал осваивать свою прародину. Образ жизни стал более оседлым.
Первоначально индоевропейцы занимались, главным образом, скотоводством и вели полукочевой патриархальный образ жизни. Они выращивали лошадей, возможно, использовали их и для верховой езды. Разводили овец и коз. Их высокую подвижность может объяснить тот факт, что в начале 3 тысячелетия до н.э. они изобрели колесницу с колесами на спицах и вращающуюся втулку на оси. Это сравнимо с перехода от паровоза к самолету. Они ворвались, как всемогущие боги, на своих колесницах, сокрушая матриархальные земледельческие культуры покоряемых территорий.
Индоевропейцам понадобилось менее одного тысячелетия, чтобы завоевать или ассимилировать ряд сельскохозяйственных балканских и центральноевропейских культур, а также приучить к своему образу жизни североевропейские племена охотников и рыболовов.
Расселяясь по южной, центральной или северной Европе, индоевропейские племена приносили специфические особенности, которые легко выявляются в ходе археологических раскопок в конструкциях жилищ, керамики, религиозной символике, в погребальных обрядах и традициях искусства.
Проникновение пришельцев с Востока открыло новую эру в развитии Европы. Великие цивилизации, сложившиеся в пятом и четвертом тысячелетиях на Балканском полуострове, на побережье Черного и Эгейского морей, распались и были ассимилированы пришельцами с Востока. На территориях, занятых индоевропейцами, в течение нескольких столетий сформировалась новая культура, которая резко отличалась от предшествующих. Уклад который принесли с собой индоевропейские племена, контрастировал с жизнью мирных земледельцев предшествующего периода.
Они нуждались в пастбищах, в землях для своего скота. Землю нужно было защищать, при этом периодически требовалось переходить на новые земли. Военные вожди располагали поселения в местах, защищенных самой природой,- в излучинах рек и в окружении прибрежных холмов, обеспечивающих широкий обзор. Выбранные для поселения места они защищали насыпными валами и укрепляли высокими стенами.
На территории, расположенной к северу от Карпатских гор и в среднем течении Днепра – там, где, как полагают многие исследователи, впервые проявились славянские племена, можно проследить непрерывную преемственность культур, начиная с появления индоевропейских курганов до времени сарматских и готских миграций.
Что говорят археологи
Две археологические культуры по ареалу распространения: на Западе – Пшеворская и на Востоке – Зарубенецкая, существовавшие на рубеже 2 века до н э и 3 века н.э археологи относят к праславянским культурам. Однако, говорят при этом о сильном влиянии в этих ареалах германского ,кельтского, балтского и иранского элементов. По-видимому, славянские племена в те времена боролись за место под солнцем совместно с другими индо-европейцами. Нередким явлением было двуязычие. Кроме традиционного скотоводства, развивалось земледелие. Славяне научились продавать хлеб соседям, имели дело с византийскими и арабскими купцами.
Пшеворскую и Зарубенецкую культуры мы связываем с Венедами, Склавинами и Антами, о которых писали античные историки. Более поздние археологические культуры – Пражско-корчевская и Киевская – уже однозначно были славянскими.
Археологические данные, безусловно, подтверждают существование славянских поселений в V веке, то есть, задолго до того времени, когда названия и места обитания славянских племен упоминались в сочинениях историков.
Что говорят лингвисты
Выявленная археологическими раскопками связь протославянских культур бронзового и раннего железного веков подтверждается данными лингвистических исследований. Еще в 1837 году словацкий ученый Шафарик установил, что прародина славян находится к северу от Карпатских гор и включает в себя районы Галиции, Волыни и Подолья.
Чешский славист Любор Нидерле, автор «Славянских древностей» (1902), разместил первых славян в среднем и верхнем течении Днепра. Однако мнение Нидерле не подтверждается топонимикой: названия рек показывают связь ранних славян с балтской культурой.
Великий русский историк и филолог Александр Шахматов считал прародиной славян русский северный край – район реки Двины и берега озера Ильмень.
Другой выдающийся славист Максимилиан Фасмер пришел к похожим результатам на основании исследования названий русских рек. По его мнению, прародиной славян был район Галиции, Волыни, Подолья и среднего течения Днепра.
Изучение топонимики рек показывает, что славянские названия прослеживаются в среднем течении Днепра и северных притоках Припяти. Они располагаются в районе, находящемся между Припятью, южной частью среднего Днепра и местностью восточнее Среднего Днепра.
Изба древних славян
Область распрастронения старых славянских названий рек почти точно совпадает с районом распространения культур бронзового и раннего железного веков, расположенным к Северу и Северо-востоку от Карпатских гор и в среднем течении Днепра.
Однако название Днепра и Днестра не славянского происхождения. Исследователи установили, что они были заимствованы от фракийцев (даков). Все лингвисты сходятся в том, что названия Дон и Донец являются иранскими. Названия ряда других рек Северного Причерноморья также имеют иранские корни. Этот факт представляется вполне закономерным, поскольку иранские племена (скифы , сарматы и аланы) неоднократно кочевали и селились в северочерноморском регионе, начиная примерно с 700 г до н.э. и до VIII столетия н.э.
Хорошо известны общие индоевропейские названия деревьев: береза, дуб, ясень, ольха, осина, вяз, клен и граб. Эти наименования – праславянские, они сохранились во всех славянских языках. Это подтверждает, что прародина славян, вероятно, была расположена в той климатической зоне, где природные условия немного отличались от их южной индоевропейской прародины. Ведь «славянские» лиственные деревья характерны для лесостепной и степной зон умеренного пояса. Это не североевропейские хвойные леса и не вечнозеленая средиземноморская зона.
Славяне первоначально не знали многих видов деревьев – и тогда они заимствовали их названия у западных и юго-западных соседей. Это бук, европейская горная лиственница, тис, кипарис. Эти слова славяне заимствовали у германцев, готтов, греков и кельтов. Вероятно, прародина славян находилась не там, где росли эти деревья. И действительно, в Приднепровье трудно встретить буки и тисы.
Геннадий Жигарев
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.