Юдин Г. Свет миру. 1000 лет русскому монашеству на Афоне. – М.: Планета; ВайзМедиа, 2016. – 296 с. (п) 1000 экз. ISBN 978-5-9907466-9-5
Произведение литературы, имя автора, сегодня востребованные, а завтра – скрытые каждодневной суетой, и открытые снова, могут жить в пространстве библиотеки или в сердцах считанных почитателей-знатоков. Икона живет в храме, на крестном ходе; изобразительный объект светского характера сохраняет жизнь даже в музейном запаснике, где его хранят искусствоведы. Попыткой совместить слово и изображение является альбом: крупная, тяжелая книга, полная впечатляющих репродукций, которую берешь в руки безотчетно бережно. «Свет миру» – еще более тонкое соединение исторического повествования и художественного альбома. В этом смысле «Свет миру», книга, изданная по самым современным технологиям, приближается к инкубулам, сочетавшим значительный, высокого разбора текст и удивительные иллюстрации.
Литературная «экспозиция» – рассказ Георгия Юдина о зарождении монашества, которое, возможно, существовало в Сирии уже в апостольские времена. Точно известно, что монахами были ученики евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Автор высказывает точку зрения о том, почему монашество получило распространение именно там: «Египтяне не щадили трудов, чтобы увековечить свое посмертное существование. Но только христианская вера озарила истинным светом великую тайну, которая так глубоко занимала древних египтян, тайну будущей жизни…». Экспозиция художественная – будто выставка в пространстве музея: качественные репродукции икон, старинных карт с изображением узкого полуострова Афона, торжественных византийских мозаик, паломнических открыток начала XX века, современных и старых фотографий.
Автор словно следует за византийским духовным писателем, блаженным Иоанном Мосхом, позже ставшим патриархом Иерусалимским, а в конце VI века вместе со своим учеником Софронием, совершил длительное путешествие по Ближнему Востоку. Обойдя почти все знаменитые палестинские и сирийские обители, они посетили Египет, проникли на юг до Фиваиды, везде присматриваясь к подвижнической жизни монахов и с любовью ее изучая. Собранные сведения Иоанн Мосх тщательно записывал, и составил книгу, получившую название «Луг Духовный». Георгий Юдин рассчитывает на подготовленного читателя, ничего не говоря об этой книге, ни о ее авторе, лишь расставляет акценты цитатами: «Один человек сказал великому Антонию: "Ты самый великий монах на всем Востоке!". "Дьявол мне это уже говорил", - отвечал Антоний». Основателем пустынного монашества считается родившийся в Египте преподобный Антоний Великий. Его искушали страшные крики и видения ужасающих демонов, от этого он терял сознание, но не оставлял пустынной жизни.
Святой Пахомий Великий оказался основателем общежительного вида монашества. Еще при жизни святого Антония он, вдохновленный опытом Антония, поселился в уединенном месте Египта. К нему присоединился родной брат Иоанн. У святого Пахомия возник замысел основать монашескую общину, устав на медной доске дал явившийся ему ангел. Первые монашеские уставы были очень суровы, однако при Пахомии число монахов в основанных им монастырях достигло 7 тысяч человек.
Точное время появление на Афоне монахов неизвестно, но предполагают, что здесь скрывались от гонений некоторые из первых христиан. Согласно одному из преданий, император Константин Великий, утвердивший христианство в Римской империи, желал перенести на Афон свою столицу. Но к нему явился епископ Марк, и поведал, что место избрано самой Богородицей. «Тогда благочестивый царь не только отказался от своих планов, но и построил на Афоне три храма в честь Пресвятой Богородицы около поселений, на месте которых в настоящий момент находятся Карея, Ватопедский и Иверский монастыри». Первоначально монахи святой горы Афон сосуществовали с мирянами, местными жителями. Но к IX веку труднодоступное место покинули последние пастухи. Император Василий I издал указ, согласно которому Афон оставался местом исключительно монашеского проживания. Святая гора словно превратилась в одну обширную обитель. Но монахи должны были обеспечивать все необходимое собственным трудом.
Длящееся повествование, перемежаемое прекрасными иллюстрациями, на которых читатель задерживает внимание, словно дыхание, и снов возвращается тексту, постепенно открывает авторский замысел, его зерно: перед нами наглядное подтверждение проникновения инобытия в нашу жизнь, проявление предначертанного, и зов к нам, людям, и наша, человеческая, возможность выбора…
Связь Руси с Афоном сложилась в древности. Древнейшее известие о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. На одном из документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, среди подписей игуменов обителей есть одна, которая гласит: «Герасим – монах, милостию божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».
В середине XVII века иноки монастыря Иверон терпели угрожающую нужду, и неустанно молились Божьей Матери о помощи. В 1651 году дочери московского царя Алексея Михайловича, которая не могла ходить, во сне явилась Пресвятая Дева и сказала: «Скажи отцу, пусть привезет из Иверского монастыря мою икону "Вратарницу" и будешь здорова». Царь послал за иконой. «Однако монахи, услышав необычную просьбу, испугались, что икона может не вернуться как не вернулся посланный к царю Василию Иоанновичу ученый инок Максим Грек из Ватопеда (другой обители – С.Ш.). Поэтому лучший монастырский иконописец написал копию, совершенно схожую с подлинной иконой. Этот освещенный в монастыре список, в сопровождении четырех иеромонахов, после трудной, долгой дороги был торжественно доставлен в Москву». Царевна исцелилась, а государь выделил Иверскому монастырю солидное пособие и московский монастырь в честь святителя Николая, которым Иверская обитель владела до 1932 года.
Вместе с автором мы путешествуем по временам Афона, узнаем о периодах непростых взаимоотношений русских монахов насельниками обителей иного происхождения, например, о трениях с болгарами во время Второй мировой войны, словно слыша речь из первых уст, читаем сдержанные интервью современных русских подвижников. На Афоне бытует предание о невидимом братстве из 7 или 12 монахов, живущих у самой вершины Святой Горы. «Невидимое нами братство.. – самое святое и молитвенное на Святой Горе. Молитвенное влияние их на судьбу планеты огромно, поэтому именно они в последние, апокалипсические дни взойдут на самый пик Горы, чтобы отслужить последнюю Литургию. По окончании этой трагической службы весь Афонский полуостров, по воле Господа, исчезнет в морской пучине, чтоб… антихрист не осквернил благоуханный Сад Богородицы».
В 2016 году русское монашество на Афоне отсчитало тысячу лет. Посвященная этой дате книга, оформленная как художественный альбом, было отмечено 1 местом ежегодного открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу», который проходит по благословению Патриарха Кирилла, в номинации «Лучшая иллюстрированная книга». Иллюстрации этого издания – таинственные огоньки в ночи, туманные горы, руины храмов, требующих восстановления, сцены дореволюционное паломничество, сохранившиеся фотопортреты подвижников, морские пейзажи – дополняют двуединство текста и изображения, на краткий миг рождая впечатление личного присутствия.
Сергей Шулаков
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.