Христа мы любим по-настоящему только тогда, когда выполняем Его заповеди. Только в этом случае мы соединяемся с Ним. А если человек имеет неизжитую страсть греховную и её разогревает, если она над ним господствует, то Господь таким, как он, скажет: «Не вем вас, откуда вы». В послании апостола Павла к Коринфянам сказано, что основанием спасения является Христос (1 Кор., 3:11). Одни строят его из драгоценных камней, из золота и серебра, а другие — из соломы и дерева. Огнём дело каждого будет испытано. Кто строил из драгоценных камней и золота, тот устоит. А кто из соломы и дерева — сгорит. Сам, сказано, спасётся, но как бы из огня. Иоанн Златоуст объясняет, что спасётся он для вечного осуждения. Потому как душа не может сгореть, она вечна. Вот что страшно. И прежде всего это нас касается, всех христиан.
Что такое сребролюбие, славолюбие, женолюбие? Это страсти. Они сгорят, и душа останется пустой. В этом вся суть. Но мир этого не понимает и строит замки из песка. Ему кажется, что в основании его систем — гранит, ракеты и истребители, а на самом деле — солома. А сегодня и в России такая же история. Действуют всё те же страсти, разрушающие этот мир, ибо они не принимают Господа, который неизменен в Своих заповедях чистоты, святости и любви. Сейчас я вновь читаю том святителя Иоанна Златоуста, его толкование на Евангелие от Матфея; я его читал двадцать лет назад, а сейчас смотрю на те же тексты совсем по-иному. Такая глубина, такая актуальность! Словно это сказано не в IV веке, а сегодня. Потому и начинаешь понимать, что Господь всегда один и тот же. Мы меняемся, а Бог остаётся прежним. Вот СССР был великой державой, а рухнул. Так вот, если бы он был по-настоящему великим, то оставил бы после себя великий запас. Как оставило его царское самодержавие. Этим запасом мы жили в течение почти восьмидесяти безбожных лет. Кстати, советская власть была сильна лишь основами старой русской традиции, берущими начало в православной церкви.
Теперь возьмём минувший период коммунизма. Куда был направлен его первый удар? На семью, на крестьянина. Было уничтожено крестьянство — опора России. Уничтожено полностью. Несколько раз уничтожали его, крестьянина, свободного человека, пусть даже очень бедного, но имевшего свой клочок земли, свою лошадку. Сделали рабом и хозработником, которому давали иногда за трудодни, а иногда и не давали. Жену его тоже поработили. Семья осталась вне материнской заботы. А фабричную девчонку вообще бросили на фабрику, в шахту, на трактор. Поэтому когда мы сейчас говорим, что у нас ежегодно умирает миллион русских, то это потому, что ныне исчерпывается царский запас жизнеутверждающей нравственности. Ибо пустая коммунистическая идеология нам ничего не дала. Внешне скалькировала что-то с христианства, да и то уродливо. А силы его не имела, ибо положила в свою основу богоборчество и ненависть. Вот и сегодня хотя у светского государства и есть определённые усилия по поощрению рождения детей, но саму семью-то при этом разрушают, семью-то не объявили красотой! Возьмите одну только телевизионную передачу «Чего хочет женщина». Одних страстей!
Сейчас из женщины сделали культ. Сотворили из неё почти что богиню. Объявляется нормой, что мужчина гнусен, жалок, что он раб, не способный принять правильное решение. В общем, всем как бы заправляет женщина. Однако это лишь видимость, очередная ложь, и создаётся она для того, чтобы лишить народ мужественного начала, насадить в мужчине женственность, жеманство и пассивность, а в женщине породить разрушающее её естество мужеподобие, нахрапистость и наглость. И получается, что даже слова строгого про неё не скажи! Будешь смешным, отсталым, «не в теме». А то и обвинят во всех тяжких, например в женоненавистничестве. Но это тут ни при чём. На деле же происходит вот что: с одной стороны, женщина декларативно возвеличивается, а с другой — её уже давно сделали бесправным живым товаром. Вот и всё. Этого не видит только слепой.
Отсюда и культ секса. Он лёг на питательную почву. Почему? Апостолом было сказано, что жена спасается чадородием. Когда рожали много, женщине некогда было думать о страстях. Она думала о семье и всю силу своей женской любви отдавала детям и мужу. Ведь чем больше семья, тем больше мать в ней участвует. К тому же дети часто болеют. Где там думать о каком-то сексе? И аборты не делали. А теперь, когда у неё нет ни ребёнка, ни мужа, она и в пятьдесят лет думает только о том, как бы ей поскорее найти нового любовника.
Сейчас огромная армия психологов, сексологов — людей зачастую, с точки зрения всех традиционных религий, глубоко порочных, — навязывает нам какие-то свои грязные взгляды, объявляет, что секс архиполезен и что надо как можно чаще менять любовников. Умному человеку здесь всё понятно — куда клонят эти «психологи» и какой низменный заказ они отрабатывают. Но население-то на эту приманку клюёт. Почему? Да потому что плотское удовольствие — всегда рядом, а за духовную чистоту и святость надо бороться и против всего нынешнего мира пойти. А когда люди развращены, то им всё «по барабану», лишь бы своей страсти угодить. Кому — плоть, кому — чрево, кому — деньги. А кому — всё вместе. Такими ничего не стоит управлять. И — уничтожать. Тут уже не до веры, не до духовности, не до патриотизма, не до государственности. Какое дело блуднику до того, что Отечество в опасности? Никакого. Равно как и закоснелому гею. И — проститутке. Им бы только свою страсть удовлетворить, а там хоть трава не расти. А из народа наши «добрые» либералы именно таких «духовных овощей» и хотят сделать. Растление женщины здесь — одна из их главных задач. Недаром говорят: разврати женщину — и государство развалится. Всё правильно. Ведь женщина рожает новое поколение, будущее общества. А из гнилой и развратной утробы что может родиться? Лишь антихрист. Вот что страшно. Но все делают вид, что женщина-феминистка и живой товар в одном лице — явление «продвинутое, крутое и прогрессивное». Какая ложь, какое лукавство!..
Недавно прочитал замечательную статью в газете «Православная Москва». Оказывается, у маршала Чуйкова мать и отец родили двенадцать детей: семь мужчин и пять девочек. И все семь мужчин вернулись с фронта. Мать говорила им: я вас у Бога вымолила. Она была старостой храма. Вот настоящая роль матери, о каком там сексе мог быть разговор? Это — нормальные, неиспорченные либерализмом люди. А сегодня считается, что они отсталые, не понимают радостей жизни. Все на «радостях жизни» зациклены.
Ещё один пример: мой друг Анатолий Александрович Никишов, который умер лет десять назад, прошёл войну от Ленинграда до Берлина. Был офицером на «катюшах», командовал взводом. В Потсдаме он стоял на квартире. Его поставили к старому немецкому врачу. А поскольку до войны Анатолий занимался немецким языком, то он быстро нашёл с хозяином квартиры взаимопонимание. И тот ему говорит:
— О, герр обер-лейтенант! Вашей нации принадлежит будущее!
Тот отвечает:
— Как так? У вас такие дома, такие черепичные крыши, такие дороги!
А у нас…
Тот ему:
— Да это всё наживное. Ваш капитал — женщины! Когда девушек с Украины и из России пригоняли на работу, я занимался их освидетельствованием, и почти все они были девственницы! Вот ваш капитал — нравственно чистые люди, будущие матери, которые вырастят здоровое крепкое потомство!
Немец знал, что говорил. Золотые слова. А что, простите, происходит сейчас? Русская девушка к восемнадцати годам, как правило, уже имеет и «добрую» сотню беспорядочных связей, и аборты, и наркотики, и извращения. Кого она родит, если родит вообще? Несчастнейшего человечка или будущего монстра.
О юношах тоже особо говорить не приходится. Многие из них агрессивны, эгоцентричны, самонадеяны, и ни к чему настоящему не приспособлены. Только к виртуальной помойке миру компьютера и андроида. Хотя поодиночке с ними ещё вроде как можно поговорить. Упаси Господи мне кого-то обидеть, я ни в коей мере ничего не обобщаю, но подразумеваю общие тенденции. А они весьма печальны. Самое время прислушаться к старому немецкому врачу.
Безрелигиозная женщина живёт, как сказал святитель Игнатий Брянчанинов, принципами ветхозаветного сознания. Что это такое? Страсти. Но если она борется с ними, то такая женщина — уже подвижница. А через многодетность она подавляет не только свои страсти, но и зародыши страстей в детях, воспитывая их в христианском духе. Это и есть истинный путь материнства, красота и счастье семьи. И конечно, основа нации и государства.
Святитель Иоанн Златоуст, будучи в пустыне и познав премудрость учения Христова, достиг высокой степени совершенства. Общаясь с людьми своего времени, святитель с горечью видел, что мир по-прежнему вращается в своём колесе и не хочет идти ко Христу. И это происходило всего лишь во второй половине IV века, в расцвет христианства. Иоанн Златоуст уже тогда ощутил это страшное несоответствие между жертвенным призывом Христа с Голгофы и печальной действительностью повсеместного культа страстей.
Он с амвона говорил византийцам: зачем вы идёте на гульбище? Почему спешите на языческие игрища? Туда, где торжество плоти, где разврат? Отчего не идёте в храм Божий? Разве вы не понимаете, что мир подходит к концу? Иоанн Златоуст считал, что его век окончится пришествием Христа, и ошибся пока что на 1600 лет. Когда святого праведного Иоанна Кронштадтского спросили о кончине мира, он ответил, что она началась с пришествием Христа. Апокалипсис уже написан любимым учеником Христа апостолом Иоанном Богословом. Но сроки его от нас сокрыты. Время сейчас, по словам святого Иоанна Кронштадтского, предапокалипсическое. Поэтому надо быть всегда начеку. Из Священного Писания явствует, что Господь неизменно наказывал людей за безнравственность. Там, где падала нравственность, следовало Божие вразумление. Как именно? Господь отступал, и силы зла поражали грешников. В этом смысле Содом и Гоморра, все эти современные землетрясения, цунами и катаклизмы — грозная цепная реакция тварного мира природы, таинственно соединённого Богом с образом жизни человека, закономерный результат того, что происходит внутри и вокруг нас.
Кстати, Иоанн Златоуст не столько ошибся, сколько достиг тонкости и, видя грубость мира, сделал вышеприведённый вывод. Сейчас бы он сказал то же самое! Просто святитель адекватно понял бесценное сокровище Священного Писания — Слово Божие — как «единое на потребу». Ведь когда он возглавил кафедру и стал Патриархом Константинопольским, то увидел, что мир развращён и что сердца людей бьются не желанием спасения, а жаждой игрищ и разврата. Святитель был поражён этим и плакал. И, обличая Евдоксию, императрицу Византийскую, за развод, говорил ей: «Опять беснуется Иродиада и главу Иоанна просит?!». Обличил её раз и был осуждён, но остался на кафедре. Второй раз обличил — и был осуждён своими же епископами и сослан. Более того, был жестоко избит и поруган. Его били воины, издевались над ним. Святителя гнали сотни километров, не давали пить. И довели его до Каман, где он и закончил свой жизненный путь. Там ему явился кто-то из святых и сказал: «Сегодня же будешь с нами». Великий святитель умер со словами: «Слава Богу за всё!».
А когда обрели его нетленные святые мощи и принесли в Константинополь, то их несли те, кто его осудил. И он их всех простил. Тем не менее проблема, поднятая святителем, остаётся актуальной и по сей день. Мир не ценит благовестия Христова, не хочет воскресать из мёртвых, не желает очищения и преображения.
Увы, зло довлеет и разрастается. Уничтожается государственность, национальная уникальность, разбивается на мелкие ранящие осколки семья, жестоко и с невероятным идеологическим напором попирается добрая нравственность. Даже на мельчайшем уровне, на уровне кантри- и таунхаусов, московских городских домов всё то же разделение: везде шлагбаумы, двери на сигнализации, охрана, разобщённость, повсеместно ощетинивается агрессивная фрагментарность. Всё работает против объединительных процессов. Даже события в Украине: вроде бы всколыхнули патриотизм, а что в итоге? Внутри общества — всё та же атмосфера пассивности и разврата, нарастающего цинизма и духовной эклектики. Вокруг России в результате событий в Крыму стягивается натовская система ПРО, американские корабли свободно курсируют в Чёрном море. Либеральные лидеры Украины и Грузии выступают с самыми враждебными заявлениями, лгут на Россию и унижают её. Не говорю уже про прибалтийские республики и про Польшу.
Враждебный круг замыкается, а внутреннее состояние немалой части нашего народа — потерянно-греховное или же мелко-озлобленное. Чувства единства нет, оно выветрилось. А ситуация такова, что вот-вот начнётся Третья мировая. И где у нас тогда сила на сопротивление-то возьмётся? В полуколониальной экономике, которая перешла на обслуживание нефти и газа? В сельском хозяйстве, в котором неведомо что творится и где душится честный фермер? В Вооружённых силах? А ведь и там — проблема на проблеме. Мы что, ко всему готовы? А главное — где сила духа, где она? Говорят о чём угодно, об «импортозамещении» и усилении экономики, о росте расходов на оборону и о развитии спорта, но только не о религиозном факторе. Двадцать лет всё разваливали и продавали, вкладывали миллиарды долларов в американские банки, а теперь «спохватились» и занимаются политической трескотнёй. Сотни заводов были остановлены и распроданы, нет производства средств производства… И как скоро, позвольте спросить, всё это будет восстановлено? Это работа на десятилетия, а враг ждать не будет.
Почти патовая ситуация.
Идём дальше: в ельцинской действующей Конституции запрещена государственная идеология — это что же такое? Как без идеи сопротивляться и побеждать на войне?! Форменное безумие и подлинное предательство тех «лихих» лет и поныне остаются законом. Ужас. В общем, никакие танки со спортом нам не помогут, если в сердцах людей нет веры, если вместо горения самоотверженного духа и нравственно-религиозного подъёма торжествует алчность по поводу газа и нефтедоллара, который олигархи готовы продавать кому угодно, даже ярым недругам — лишь бы шла прибыль. Это же «главное»… Какая духовная слепота, цинизм и низость!..
С другой стороны, в Священном Писании апостолом Павлом сказаны утешительные слова: «…когда умножился грех, стала преизобиловать благодать…» (Рим., 5:20). Сердце, любящее Бога, не отчаивается при виде зла, но, наоборот, мобилизуется и удесятеряет свою силу. Однако как соделать в себе такое сердце? Мы все ужасаемся тому, что происходит, а сами лично зачастую ничего не делаем и благодушествуем. И опять в сознании начинает работать постыдная формула «маленького человека»: что мы можем?.. и так далее. Типичное капитулянтство. Я как-то читал книгу воспоминаний Светланы Аллилуевой о своём отце. Там мне запомнились строчки, посвящённые её мужу-индусу и индуизму. Из его текстов она приводит интересные строчки. Дословно я их не помню, но общий смысл передам: если ты видишь, что вокруг беззаконие, встань и начни борьбу с ним. И — победи его. Вот какая интересная штука, оказывается, есть в индуизме. Констатация того, как много может сделать всего лишь один человек, не терпящий беззакония и восстающий против него. И это даже в язычестве! А какие возможности открывает борцу за правду христианство, где вообще нет никакого места для потакания злу!..
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Что же это за дух такой? Вот тут-то мы и возвращаемся к началу нашего разговора. Чтобы полюбить Бога, к чему нас призывает святитель Иоанн Златоуст, надо возненавидеть грех. Как говорится, встряхнуть себя надо немилосердно — и всю душу вывернуть наизнанку, навстречу солнцу, всю гниль и мерзость в ней искоренить, отсечь все метастазы пороков. А ненависть к греху и деятельное его изничтожение — это и есть тот самый искомый «дух мирен». Мир в душе, гармония с Богом. Даже когда вокруг — адское пламя войны и вселенская бойня. Если у тебя чистая совесть и твёрдая вера, то разве тебе может быть страшно? Не бойся, как говорится в Писании, могущих погубить тело. Бойся только тех, кто ищет погубить твою душу (Мф., 10:28). И борись с ними что есть сил.
Каждый гражданин сегодня призван внести свою лепту в дело спасения России и через неё — всего мира. Как? Через борьбу с собственными страстями. Именно ненависть к греху порождает силу духа, формирует крепкий внутренний духовный стержень и совершенное бесстрашие. Некоторые говорят: вот, вы всё призываете молиться «в келье под елью» — и пусть мир вокруг нас горит синим пламенем. Нет, всё не так. Борьба с грехом у каждого происходит сугубо индивидуально. Кто-то действительно кладёт «только» поклоны, но как? С таким сокрушением сердечным, что его молитва приобретает силу пули.
А другой на высокой должности под благим воздействием покаяния и возвращения к Богу перестаёт жить по лжи и бесстрашно подписывает уже такие указы, которые работают не на уничтожение, а на возрождение народа, его духовной, национальной и экономической самобытности и независимости. Третий — генерал, каясь и молясь Господу, принимает волевое решение создать благоприятные условия для качественного развития вооружённых сил, искоренения дедовщины, превращения службы в армии в престижный долг и так далее. Четвёртый — чиновник в области сельского хозяйства — волевым росчерком пера кончает политику разрушения русской деревни, разорения мелкого фермера и способствует росту благосостояния села.
Эти пожелания — не миражи, не утопия. Всё в этом мире, по воле Бога или же по Его попущению, делают сильные личности, а не массы, которые всю историю в основном ждут отмашки сверху. Настоящий человек силён только Богом. И если Господь ему будет порукой, то мы свернём горы, поверьте. А всё беззаконие и мерзость, что мы видим вокруг, — развал государств, провокации войн, элитарная групповщина, клановые интересы, насаждаемое раболепие перед силой, мамоной и в конечном счёте дьяволом — только от отсутствия веры во Христа. Отвратись от зла и сотвори благо — вот что самое трудное для страстного человека. Переход из мрака в свет — это смерть и рождение, это святая ненависть к греху, это начало блаженного бессмертия.
О, если бы люди поняли это всем сердцем и душой, всё изменилось бы в одночасье! Но плоть, но деньги, но сила и власть — всё это рядом, всё — осязаемо, бери и пользуйся, наслаждайся, трать, жми, дави, круши, владей, повелевай, а Бог и святость, чистота и подвиг — это неимоверный и ненавистный труд для порабощённой страстями души. Оттого — и яростное нежелание властолюбцев даже слышать имя Христа! Однако игра стоит свеч. Ведь единение с Богом — это подлинное воскресение из мёртвых, это полнота жизни, заповеданная Творцом. А грех и все его «заманчивые» закоулки с лабиринтами и тупиками — это многоразличные извращения нормы, где душа человеческая корёжит свою сущность и при этом неимоверно страдает (даже если укоренённый в страсти человек этого уже и не чувствует).
Сегодняшняя идеология глобализма, нацеленная против Христа, на уничтожение семьи, традиционного нормального брака, государств, национальностей, христианской нравственности, стравливание людей и народов в общей апокалипсической бойне, культ мамоны и жестокости, есть не что иное, как массовое погружение страстного мира в последний Армагеддон, закипающий во всех бурлящих локальных конфликтах Третьей мировой войны, - мира, который по чьим-то планам должен будет весь, до краёв, до вершин Эвереста, затоплен человеческой кровью.
Глобализм, основанный на антихристианских началах, — это апофеоз ненависти к человечеству, это сакрализация греха, это временное земное торжество дьявола и конченых людей, его лукавых адептов. Но человечество должно пройти и сквозь это попущение, так как по своей огрубелости оно иными средствами уже, наверное, иначе и не в состоянии вразумиться. Вот для этого-то и надо бороться со своим личным грехом. Чтобы тебя, лично тебя не затянуло через него в омут беззакония и не потопило там навсегда. В эти скорбные дни наше стояние во Христе будет особенно ценно в очах Божиих, и нам за наше мужественное преодоление скорбей простится, по словам Святых Отцов, множество грехов. И в этом — красота и любовь Господа к нам, христианам периода глобализма. Так что не бойся, душа, ничего, только веруй, и спасёшься. Ведь впереди — Царство Небесное и вечная жизнь одесную Бога, к которой мы все, по крайней мере на словах, так стремимся. Жизнь-то здесь — только предначало!
Постараемся жить в соответствии со словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Говори и делай всякую правду без сомнения, смело, твёрдо, решительно. Избегай сомнений, робости, нерешительности. Не даде бо нам Бог духа боязни, но силы, но любве». Примем же от Бога силы на святую ненависть к своим душепагубным недугам — гордыни, страху, бездеятельности, равнодушию, эгоизму и неверию!
Протодиакон Николай Попович. Из книги "Душа в горниле войны"
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.