Церковь Спаса на Нередице после войны
Ни для кого не секрет, что мир вступил в Третью мировую войну. То тут, то там вспыхивают конфликты, перманентно тлеют, как угольные копи, очаги напряжённости на Ближнем Востоке, Северном Кавказе, Пакистане, Иране, Афганистане, Югославии, Ольстере, на Украине. Россия втянулась в борьбу с ИГИЛом на сирийской территории. Мир захлёстывают природные катаклизмы, эпидемии, изничтожается человеческая любовь. Люди чувствуют, что наступает новый и страшный период. Происходит кардинальная переоценка ценностей, ломаются границы, рассыпаются традиционные религиозные ценности. Христианские истины отнесены на периферию и подвергаются зловещему осмеянию. Ширится разврат, наркомания, культивируется сила, мамона, властно нарастает кошмар глобализма, завязывается идеология с апофеозом греха и нигилизма. Глобализм — это четвёртый Коминтерн, он рушит государства, религиозные системы, экономики, этносы, всё смешивает в единое месиво. Предполагается, что на обломках мира, который выживет во вселенском катаклизме, возникнет единое государство и единая система управления людьми. Внешний предлог для всей этой катавасии такой: ресурсов мира не хватает, планета перенаселена, нужно сокращать «лишние рты». Реальная же причина — жажда власти, презрение к человеку как к творению Божию, нарастающее богоборчество. Возрождается вульгарная теория Мальтуса о человеческом «переизбытке». Говорят, что все мы подлежим колоссальному численному сокращению. Останется лишь некий «избранный миллиард», предназначенный владеть совокупным земным богатством. И судя по всему, если не произойдёт отрезвляющего чуда и человек не преобразится, мир накроет апокалипсическая чума как плата за очередную попытку сильных мира сего (и по причине боязливого молчания народов) создать общемировой Третий рейх, он же повсеместный Содом и Гоморра.
Что такое катаклизм, беда, война и какое противодействие им знает христианство? Ответы на эти вопросы удивительно глубоко даёт святитель Василий Кинешемский в своих богословских трудах. Высокодуховный эрудит, он причислен Русской православной церковью к лику святых. Святитель жил в революционные времена начала ХХ века, и его мнение для нас особенно важно. Нынешний глобализм, как все мы ясно видим, так же, как и марксизм, начал утверждаться на терроризме и войнах. Война — это пролитие крови. Ничто так не разъединяет людей, как насилие и убийство. Однако глобализм выбрал для себя именно этот путь. Поэтому для начала нужно разобраться в христианской оценке феномена войны и смуты. Святитель пишет, что злом смерть и убийство делаются тогда, когда они становятся результатом ненависти злобного человека, его тёмной воли. Война — это грозовая туча, образующаяся из совокупного человеческого зла. Мелкие противонравственные деяния отдельных лиц постепенно накапливаются и готовят военный катаклизм так же неизбежно, как водяные испарения образуют облака. Это не мистика, а простое реалистичное объяснение.
Обычными причинами возникновения современных войн являются либо погоня за рынками, либо политическое, идеологическое и националистическое властолюбие. Поэтому каждый человек, живущий материальными интересами, личной выгодой, честолюбием, властолюбием, славолюбием, формирует ту общественную атмосферу эгоизма, которая, сталкиваясь с эгоизмом других отдельных людей и целых народов, порождает войну. На каждом человеке, делающем то или иное зло, нарушающим заповеди Божии, лежит ответственность за войну, и уклоняться от этой ответственности никто не имеет права. Все таковые в той или иной степени являются виновниками войны из-за своих безнравственных деяний и греховной жизни. Отсюда вывод: жизнь во Христе, жизнь праведная, соблюдение заповедей Божиих есть лучшее средство предупреждения войны. И такой образ жизни — обязанность любого гражданина, на деле заботящегося о благе для своей страны.
Зло есть результат действия страстей и дьявола. Оно — следствие неверно использованной свободной воли человека. Поэтому человек волен либо принять эти помыслы, либо их отторгнуть. Всё предельно просто. Были бы только желание и святая осознанная ненависть ко греху. Но если люди не вооружены учением православной церкви о человеке, о зле и о добре и не знают заповедей Божиих, то они будут послушной игрушкой в руках злых сил.
Панацея человека — в воцерковлении. Когда-то я был комсомольцем, коммунистом, фронтовиком, пулемётчиком на передовой. Но на ХХ съезде партии потерял веру в идею, которую в меня тогда вбили исключительно сильно, умело и талантливо на кафедрах юридического института МГУ. Уголовное право, гражданское, философия диамата, истмата. Наша жизнь была пронизана марксизмом, который воспринимался нами совершенно как религия. Мы верили, что именно марксизм станет светлым будущим человечества. А когда на ХХ съезде вскрылись страшные злодеяния Сталина и мы поняли, какой ценой достигается это будущее, эта эфемерная мечта о коммунизме, началось крушение всех наших идеалов. И я стал мертвецом для этого мира, который лежит во зле и крови. Поначалу я вообще не хотел жить. И, лишь придя в Сергиев Посад, я обрёл у раки преподобного Сергия ту спасительную целящую благодать, которую передать словами просто невозможно. Изменилось всё. И я понял, что только Церковь, только христианство может спасти не одного меня, но и всё моё Отечество. Однако как донести до современников красоту вероучения Церкви, Её знания о человеке, о мире, об истории — не знаю. Сегодня не каждый может найти духовника, да и не каждый способен стать духовником.
Между обществом и Церковью образовался кризис доверия — как из-за общей опущенности людей, так и из-за того негатива, который регулярно выливается на христиан в СМИ. Да, есть недостойные священнослужители. Но всё же нынешняя Россия в потаённой своей глубине идёт по правильному пути. В ней на сегодня действует более тридцати тысяч церквей и восемьсот монастырей. И каждое воскресенье в них совершается Божественная литургия, звучит молитва за мир и человека, за наше общее воссоединение с Богом. На литургии совершается величайшее в мире Таинство преложения вещества хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Христовы. Принимая эту страшную животворящую Святыню, верующие не только духовно, но и физически соединяются со Христом, получают превысочайшую благодать, которая помогает им бороться с грехом и стяжевать святость ещё в этой жизни.
До революции было всё то же самое. Как писал философ Розанов в 1916 году о литургии в соборе Троице-Сергиевой лавры: кто там молился? Одни старушки. А генералов, офицеров, молодёжь оттуда как ветром сдуло! И у нас при Советской власти была точно такая же картина. Но сейчас в Церкви есть и офицеры, и молодёжь. Правда, горения должного в них пока ещё нет, однако интерес проснулся. И самая главная опасность сегодня — в обмирщении пастыря. Да, миссия Церкви в миру, среди молодёжи назрела. Но как важно здесь не потерять чувства меры, не исказить святое православие в угоду чьим-то амбициям и невежеству. Ведь только в христианстве — полнота спасения. А когда из-за угоды секулярному миру вероучение начинают кромсать и корёжить, ничего хорошего не жди. Православие растворится в языческом мире и утеряет силу и соль. Не дай Бог! Христианство — не довесок и не придаток к тленной «культуре» падшего земного мира, оно — величайшая альтернатива, то воистину новое, что только одно и способно изменить мир к лучшему. Поэтому надо подтягивать ту же молодёжь ко Христу, а не искажать Его и не упрощать в угоду количественных параметров.
В общем, хорошо, когда есть много церквей, но: о, как много зависит от состояния сердца и живой веры пастыря и паствы! А то ведь бывает так, что служба идёт формально: священник думает о своём, верующие — о своём, а что же, таинство при этом совершается автоматом? Ангелы за батюшку служат?! Как же всё это непросто!.. Однако здесь меня очень утешает следующий факт: с чего началось христианство? С проповеди двенадцати апостолов, которая покорила безбрежный мир, бушующий в страстях. А чем была достигнута эта покорность? Религиозным накалом миссионеров. А это такой великий феномен, что и один человек в состоянии перевернуть мир, только нужно это сделать вовремя — и словом и делом.
Мир ныне такой же, как и столетия назад. Ничего нового люди не придумали. Всё те же страсти, только в новых, более броских и привлекательных упаковках. А так всё одно и то же. И в нашей Церкви что, не наберётся двенадцати апостолов? Что, в ней сегодня нет горящих, духовных и жертвенных людей?! Конечно, есть. Так что если Россия сейчас по-настоящему воцерковится — а все условия к этому даны, — нас не победить! Никто не запрещает проповедь, подвижничество, обличение зла, не так ли? И здесь всё зависит от священника и от прихожан, которые призваны обличать зло и не бояться последствий. Согласен, что зло обличать легче в общих фразах, потому что, как только в ход пойдёт конкретика, все сильные мира сего поднимутся на дыбы. Ну и что? Если ты лично воцерковлен и твёрдо идёшь по пути заповедей Христовых, если ты — Богов, то чего тебе бояться, скажи на милость?! Не ты уже живёшь сам по себе, но живёт в тебе, по словам апостола Павла, сам Христос (Гал., 2:20). А если Бог с нами — кто против нас?
Когда наши душа и тело преданы Господу и делают то, что Ему угодно, то Он своей всесильной любовью защитит нас от всякого зла. А если тебе, паче чаяния, всё же будет суждено — в бою или из-за угла — умереть от руки нечестивого, то и тогда тем более не бойся. Ты попадёшь прямо ко Христу, ибо Он — цель жизни каждого христианина, и удостоишься от Него жизни вечной и нестареемой, по сравнению с которой всё наше нынешнее земное прозябание — лишь отблеск того нового мира, Царства Небесного, который приготовил Господь всем любящим Его. Мы в отличие от исполненных ярости террористов-смертников, опоясанных гексогеном, ни к кому не питаем зла, не ищем смерти и не убиваем невинных, но за правду Божию должны быть готовы пострадать.
Такое страдание — всегда жертвенное, по образу и подобию страстей Христовых. Именно оно сильнее всего очищает грязь и потёмки падшего мира. Не обильно пролитая кровь врага, не внешние победы и знамёна, не блеск и сила ядерной империи (хотя в нашем несовершенном мире эти моменты явно преобладают), а сострадание к ближнему и милость к падшим — вот Песнь песней святого православия, его идеал. Понятно, что он высок: проще убить поверженного врага, но это будет уже убийство, не так ли? Другое дело — в честном бою. Однако всё равно — будущее за жертвенной любовью, и только за ней. Всё остальное в конечном итоге сгорит во взаимной ненависти, и в этом случае человечество не познает сущности христианства ни на йоту и не спасётся.
Наш Учитель, Богочеловек Иисус Христос, преподал всем нам свой личный пример — Он распялся за нас, добровольно пострадал от рук своих смертельных врагов, хотя мог бы упросить Отца Небесного послать Ему в помощь легион ангелов и физически уничтожить как римлян, так и фарисеев. Значит, в основании всех оснований нашей правильной богоугодной духовной жизни лежит Жертва Христова, и мы призваны её лично повторять, следуя по стопам Учителя, не так ли? А мы сегодня говорим: если не будем сопротивляться врагу, он нас уничтожит и никого не останется и т.д. и т.п. Вот наш лейтмотив самозащиты. По-человечески, по-ветхозаветному (око за око), по-язычески это всё понятно. Жизнь есть жизнь. Тем более когда речь идёт об избавлении наших беззащитных женщин, стариков и детей от насильников и оккупантов. В Новом Завете сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15:13). Это, кстати, одна из удивительных христианских антиномий. А с другой стороны — Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. И святой мученик Игнатий Богоносец, добровольно стремившийся быть размолотым зубами львов на арене Колизея, как пшеница на ладони Божией. И жертвенность христиан во времена гонений. Почему их за те триста лет до конца как овец-то не вырезали?.. Да потому, что за ними стоял сам Бог и укреплял их в этой великой массовой жертве ради покаянного очищения ожесточившегося языческого мира (видимо, в какие-то времена не может жестокосердный человек вразумиться, протрезветь и преобразиться без пролития чьей-то невинной жертвенной крови...), ради грядущего покаянного вхождения миллионов самих язычников и их потомков в христианскую церковь.
Поэтому кто-то из мучеников сразу вошёл в блаженную жизнь вечную, а кто-то был промыслительно оставлен Богом на земле для дальнейшей миссии. Такова помощь Божия своим настоящим последователям, Его подлинно спасительное чудо. Так что бояться быть истреблённым от внешних врагов христианину не нужно. Была бы настоящая вера — и тогда нам никто не страшен, так как сразу же нас поддержит Всемогущая Десница Божия. Почитайте жития древних святых. Там нет ни схваток, ни дробления челюстей, ни физических «зачисток» христианами своих злобных мучителей. Всё за своих верных там делает Бог — колеблет капища, насылает проказу и червей в тело садиста-прокуратора, разверзает землю под ногами палачей. В Святой Руси Он останавливает Тамерлана. Однако я говорю именно о дарах настоящим верующим. Ну а сегодня язычество и вовсе повсюду преобладает. Вот из-за этого-то человечество и не может вырваться из древних ветхозаветных тенёт крови и мести и все вопросы решает силой, которая только множит проблемы.
От верующего человека, горящего любовью и светом, нередко вразумляется даже законченный негодяй и закоренелый преступник. Но в том-то всё и дело, что нет в нас такой веры, а есть что-то другое. Подчас — просто желание жить ради самой жизни. Это ведь самый могучий человеческий инстинкт. Однако весь смысл нашей жертвы во Христе состоит в том, чтобы она умиротворяла вселенную, вселяла в противника и недруга чувство покаяния и страха Божиего. Кто будет это отрицать, тот не христианин. Мои слова — никакое не толстовство с его непротивлением злу силой. Конечно же, мы будем защищать ближнего даже ценой убийства насильника, и оно, может быть, не вменится нам в тяжкий грех. Мир несовершенен. Но такой способ всё-таки пока ещё не христианство, а земное благородное язычество. Христианство — это прежде всего Жертва Христова, Кровь Христова, пролитая Им за весь мир, за праведников и грешников, за миротворцев и убийц. Вот так. Поэтому никак нельзя умалять милосердие и любовь Христа, превращая Его по своему партийному произволу то в непреклонного Генералиссимуса, то в неумолимого Карателя, то в кланового Мстителя.
Тем не менее из-за того, что Россия вот уже который век является оплотом православия во всём мире, многие могущественные страны её ненавидят вне зависимости от того, какой в ней строй — монархический, коммунистический или либерально-демократический. Неприятие нашего православия в этих государствах перевешивает все прочие приязни. Удивительно! Почему так происходит? Всё очень просто: православие правильно, во всей полноте исповедует Богочеловека Христа и так же, как и Он, не приемлет греха и грязи и называет все вещи своими именами как на личном, так и на государственном уровне. Оттого-то Россия и не в чести у мирового сообщества, которое от Христа давно уже отказалось в угоду земным страстям и поклонения Люциферу. Ну и кроме всего прочего у России — природные ресурсы, на которые Европа всегда претендовала. Так что нас непрерывно предавали.
После победы над Наполеоном император Александр Первый создал Священный союз с Германией, Австрией и Англией для защиты монархической Европы от революций и бунтов. И всё внешне было поначалу хорошо, и все подписались, но в Крымскую войну англичане и немцы снабжали Турцию, воевавшую с Россией, вооружением. Оружие шло туда морем. Это был удар в спину. Ведь России нужно было везти в Крым вооружение и боеприпасы на лошадях. Тогда железных дорог ещё не было. Если бы мы смогли тогда привезти оружие и продовольствие в достаточной мере, они никогда бы не завоевали Крым. То же самое произошло и в Русско-японскую войну. Англосаксы вооружили Японию, а мы в то время только-только построили Сибирскую магистраль. Там ходило всего-навсего четыре пары поездов. Это тоже удар в спину, очередная англосакская подлость. Но они пошли на неё, потому что понимали: при ином раскладе Россия их сокрушит. Вот так. Хотя ещё до начала всех этих событий наш государь Николай II предложил в Женеве всеобщее разоружение, дабы оставить одни погранвойска, таможенные службы и полицию. И — ликвидировать все военные заводы. Кто отверг эту идею? Англия, Германия и Австрия! Хотя до сих пор в Гаагском суде висит портрет императора Николая, и они изредка о нём вспоминают.
Такова позиция западных государств к нам на сегодняшний день. Ничего не изменилось. А у нас в стране, несмотря на относительный рост верующих, в геометрической прогрессии растёт отступление людей от Бога Живаго. Капитализм с мамоной берут своё. Мы ослабеваем т внутри себя и перед лицом возможной агрессии. Где же выход? Просьбами и мирными призывами люди не увещеваются, а продолжают активно коснеть в пороках. Библия свидетельствует, что в таких случаях Господь по любви своей приходит к непокорным сынам с крепким бичом. И выход появляется. Но уже не в ласке Божиих очей, не в тихой отцовской просьбе, а в виде какого-то потрясающего нравственного толчка, жёсткого вразумляющего катаклизма. Наверное, только он один может изменить нашего собирательного современника, как европейца, так и русского — существа крайне гордого, надменного и глубоко развращённого. Другого выхода, увы, не вижу.
Что ещё сказать о войне? В отличие от Запада православие никогда не готовило захватнических кампаний. В чём человеческая трагедия мировых войн? В злом подражании людям дьявольского начала. Кому подражал Гитлер? Наполеону. Наполеон — первый предтеча всех тоталитарных режимов. Франция, по его раскладкам, должна была господствовать над всем миром. Кому подражал при этом Наполеон? Александру Македонскому, ещё одному лидеру, исполненному горделивых амбиций. А кого при этом гнал Наполеон, дабы прийти к власти? Церковь. Вот истинная трагедия Европы — борьба с христианством, богоборчество, начатые Французской революцией в конце XVIII века руками маратов и робеспьеров, изгнание Церкви из школы и государства. На место Творца вскарабкался надменный Наполеон с неуёмным комплексом гордыни и человекобожия. Все нравственные начала Христа были перечёркнуты, и по лицу Европы расползлась чума вседозволенности и нигилизма.
А кому подражали Маркс с Энгельсом?! Тому же Наполеону! Всё было заложено ими в «Критике Готской программы», где впервые фигурировала идея диктатуры пролетариата и необходимость уничтожения всех правящих и враждебных классов, в том числе и крестьянства. Ленин же изложил наполеоновские идеи в «Апрельских тезисах», которые ужаснули Плеханова своей маниакальностью, а именно тем, что там было сплошное море крови.
Как человек верующий, я уверен в том, что война либо попускается Богом, либо Она им же удерживается, если в обществе есть ещё хоть какой-то шанс на покаяние и нравственное очищение. Достаточно вспомнить беседу Авраама с Богом в Книге Бытия: «…Неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников [если они находятся] в нем?.. Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять» (Быт., 18:24, 26–28) — и так далее, до десятка. А потом Бог перестал разговаривать с Авраамом и отошёл от него.
Отчего произошла Вторая мировая война? Столкнулись два попущенных Богом бесчеловечных режима — германский расово-арийский и богоборческий советский. Первый провозгласил себя высшей нацией господ, а второй вырезал почти всё многомиллионное христианское население России и жестоко преследовал религию. Оба режима не имели никакого богоугодного смысла жизни, испытывали долготерпение Божие и вели народы на массовое сатанинское заклание. В чём же состоял смысл попущения Божиего? А вот в чём. В ходе страшной войны произошёл перелом как в русском народном сознании, так и в немецком. Русские люди в горе начали с покаянием обращаться к Богу, и это привело к тому, что Господь даровал России победу. А ещё через сорок пять лет коммунизм окончательно пал. Что пришло ему на смену — другой вопрос. Но корни его падения обозначились именно в ходе Великой Отечественной войны, которая всколыхнула религиозное чувство в русском народе и поколебала идеологические основы кровавого атеизма. Показательно, что после войны немцы прежде всего стали отстраивать свои кирхи, что также говорило об их определённом духовном отрезвлении. Однако арийская гордыня потребовала длительного врачевания, в том числе и через международные санкции.
Слово Божие и вчера, и сегодня одно и то же. Трагедия человечества состоит в непонимании того, что Творцом мира является Бог, а мы только твари. И нам дан закон от Бога, как себя должно вести. Это — закон любви к Богу как к Творцу, который дал нам жизнь и который сам — Жизнь. Человек несёт в себе образ Божий, поэтому у него столь и развиты творческие способности, оттого — и потрясающие достижения человеческого ума, прорыв в тот же космос. Однако Бог дал нам ещё и нравственные законы — любви и уважения друг к другу вне зависимости от того, какая у кого кровь. Ибо в своё время апостол Павел сказал, что Господь создал людей от одной крови (Деян., 17:26). Ной — наш общий праотец, у него было три сына — Сим, Хам и Иафет, от которых и пошёл род человеческий после Потопа. Поведение Хама нарицательно. Оно показывает, что там, где нарушаются законы нравственности, оттуда Бог отступает, и на Его место приходят силы разрушения и зла.
Всё очень просто. И если Россия даже в сегодняшних урезанных границах явит собой образец правды, дружбы и заботы о людях, уважения к соседям, то к нам потянутся все республики бывшего СССР, и мы вновь восстановим империю. Но не на основании оружия, нефти и газа, не на почве ненависти и расового превосходства, а на непререкаемой красоте православной веры, которая любовью объемлет всё человечество. Не исключаю, что к нам тогда потянется и Америка. Там ведь тоже живые люди, которые страдают и мучаются от углубляющегося финансового и нравственного кризиса. Доколе им служить золотому тельцу? Всё обессмысливается.
Теперь вот какой вопрос: на основании каких критериев можно судить о верности людей правде Божией? Критерий один — в верности духу Церкви, непреходящему Христу. Этот дух правды воплощён в учении Святых Отцов и в церковном богослужении.
Избежать войны — значит своевременно избежать очередного падения в тот или иной грех. Ибо, повторюсь, все грехи в совокупности и порождают войны. Как происходит преображение человека? Вначале он приходит в себя. Так пришёл в себя блудный сын из Евангелия. Через покаяние и переосмысление всей своей жизни. Для чего я живу? В чём состоит мой жизненный путь, и куда я иду? И если человек признает Бога Творцом, то, стало быть, он рано или поздно употребит всю свою свободную волю для того, чтобы ступить на путь соблюдения Божиих заповедей, и в Боге обретёт заветное прощение, желанный покой и мир. А силу для своего изменения он найдёт в Святой Церкви, установленной самим Христом, а именно в Её всеукрепляющей благодати, преподаваемой через таинства и помогающей победить все страсти, и в спасительных законах духовной жизни, выверенных тысячелетним практическим опытом подвижников православной веры. Избрав для себя такой путь, человек будет шаг за шагом стяжать заветное богоподобие. И тогда уже точно не будет ни войн, ни мерзких социализмов с коммунизмами.
Духовная жизнь в недрах народа понемногу воскресает. Экс-мэр Сергиева Посада Николай Маслов — родственник схиархимандрита Иоанна (Маслова) — человек православный и воцерковленный, всегда открыто выступал с обличениями властей за высокие налоги и непомерные поборы с населения. Рассказывая однажды о своих поездках по России, он коснулся большого количества вновь открытых храмов и монастырей. Во многих из них жить предельно трудно. Но живут ведь… А как? «Да Бог помогает…». И это не общие слова. На одном приходе батюшка усыновил тридцать детей и ещё для ста пятидесяти открыл приют. И вот у них кончилось подсолнечное масло.
Экономка приходит к нему и говорит: «Батюшка, масла нет, детям жарить не на чем». Он отвечает: «Давайте помолимся». Совершенно простой священник…
Помолились. И что же было дальше? А дальше батюшка выходит на улицу, а перед храмом останавливается машина, и водитель спрашивает его: «Вам масло не нужно? Тут у меня сорок литров».
«Да как же не нужно? У нас сто пятьдесят детей, а масло как раз кончилось!» И после этого человек привёз в приют ещё сто литров масла. Это ли не явное чудо? Нет-нет, народ всколыхнулся, это очевидно.
И налицо ожившая традиция обретения благодатной помощи от сердечной молитвы.
Протодиакон Николай Попович
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.