Скажете, попасть в другое измерение или совершить путешествие в прошлое нельзя? Можно. Есть еще на наших просторах такие музеи, в которых время словно остановилось, замерло. Один из них – в Судиславле, всего в нескольких десятках верст от Костромы, откуда пошла романовская Русь… При слове «музей» воображение неизменно рисует помпезное здание, просторные залы, строго систематизированные экспонаты, чинно расставленные по полкам и стеллажам, суровые смотрители, неотступно следящие за посетителями – не Бог, кто вознамерится что-то потрогать! С другой стороны, в нашем стремительно меняющемся мире многие музеи пытаются меняться вместе с ним, включать, насколько позволяют финансы, элементы интерактивости, придумывать различные познавательные программы, организовывать мастер-классы. Но такие возможности есть не у всех. В небольших городах существуют маленькие камерные краеведческие музейчики, практически полностью предоставленные сами себе. И их выживание зависит только от них и их сотрудников. Музей города Судиславль, что всего в нескольких десятках верст от Костромы, как раз из таких.
Городской музей
Краеведческий музей Судиславля, хранилище городской истории и тайн. Как и положено таинственному хранилищу, в глаза не сразу бросается. Малоприметная деревянная дверь в старинном здании рядом с шикарным особняком позднего классицизма с белыми колоннами – тот принадлежал купцу-миллионщику Николаю Папулину. Он был покровителем староверов, община которых занимала второе место по значимости в стране, а по совместительству… фальшивомонетчиком. Говорят, «липовые» деньги он обожал как бы случайно рассыпать в толпе на городских улицах. Сейчас в этом доме размещается музыкальная школа. А коллекцию папулинских монет можно увидеть по соседству – в музее. Некий местный житель нашел их в собственном огороде. Нашел, положил в сервант и забыл. «Заначку» обнаружила теща и отнесла в музей… Потом усадебка принадлежала купцам Соколовым. А в советские времена здесь устроили «народный историко-революционный музей». Торжественное открытие состоялось к 50-летию Октября. В последние годы революционная тема в экспозиции отступила на второй план, хотя коллекция, связанная с подпольной и открытой партийной работой, собрана внушительная. В наше время музей является филиалом Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В зале на первом этаже – спрессованная история городка. Собственно, официально это и не город вовсе – поселок городского типа. Он появляется неожиданно среди лесов свечкой колокольни – главной вертикалью, на которую ориентируются все ведущие в город дороги. Рядом с ней, на Соборном холме, стоит сам Преображенский собор. Мемориальный камень у его стен гласит, что городу 650 лет. Но это не совсем верно – ибо в XIV веке город просто впервые упоминается в летописях, а основан, говорят, сыном Владимира Красное Солнышко – князем Судиславом (1014 – 1036). О происхождении Соборного холма до сих пор идут споры. Одни верят, что это рукотворный вал, оставшийся от старой крепости, или варяжский курган. Другие, преимущественно археологи, уверяют, что холм – природного происхождения, люди приложили к нему руку, лишь когда строили деревянный кремль. С тех пор Судиславль стал небольшой порубежной крепостью. Но всего однажды ему выпала важная роль – стать укрытием для юного Михаила Романова, будущего царя. Тогда, в смутное время, по русской земле ходили поляки, один из отрядов которых завел в глушь и топь легендарный Иван Сусанин. Правда, было это севернее Судиславля, в Буйском уезде… В музее можно увидеть прошлое Судиславля в подробностях: все промыслы и ремёсла. Как обрабатывали дерево и лён, как торговали, как трудились гончары и ткачи, как судиславцы защищали Родину.
За символическую по столичным меркам сумму можно взять экскурсию. Авторам повезло – им об экспонатах рассказывала лично директор музея Ольга Борисовна Копылова. Казалось бы, экспонатов немного (или это тоже – по столичным меркам?), но все они собраны по крупицам сотрудниками музея и дотошно изучены. Их, если повезет, дарят – или же приходится выкупать. Поэтому, к сожалению, многие ценности «уходят» к перекупщикам – те могут дать за них куда больше, чем музейные работники из своих скудных зарплат и еще более скудных дотаций. Что-то удается спасти из старых заброшенных домов. Слушая историю каждой вещицы, словно окунаешься в прошлое самого Судиславля, в прошлое России. Колесо от телеги позапрошлого века расскажет о том, что в зале вся телега целиком не помещается. Зато нашлось место экспозиции, посвященной ямщицкой доле – здесь и альбомы с рисунками всех типов саней, и упряжь, и теплый тулуп ямщика. А еще прямо в зале установлен шатер-шапито со скоморохами, которых вышивали судиславские школьники, и чучелом медведя. Эта, выражаясь современным языком, инсталляция напоминает о местной ярмарке – она славилась на всю округу! Ну и о медведях, конечно. Когда-то – полновластных хозяевах здешних лесов, сейчас – скорее гостях, но по-прежнему грозных. А по соседству - уголок русского трактира, с репродукциями Кустодиева, самоваром и чайниками, витриной и магазинным прилавком; уголок крестьянского быта с «интерактивными» жерновами - правда, их берегут и предпочитают лишний раз не трогать. Здесь же и глиняная утварь, например горшочки-полевички, в которых дети носили родителям в поле суп да кашу. Отдельная экспозиция посвящена царской семье. Фотографии, сделанные во дни визита Николая II в Кострому, подарочные наборы, которые раздавали людям в честь коронации императора… Те самые, между прочим, из-за которых разразилась Ходынская катастрофа. Отдельно рассказывают об истории портретов Николая II и его супруги. Полотна хранились в семье, главу которой в свое время репрессировали, а все имущество, вплоть до одежды и обуви, распродали. Так что можно лишь предполагать, каким чудом жене и детям репрессированного удалось сберечь портреты! Между прочим, уже в наше время представители дома Романовых снова побывали в Судиславле. Великая княгиня Леонида Георгиевна с интересом обошла всю экспозицию и оставила благодарственную надпись в книге отзывов. Теперь ее автограф – часть музейного собрания!
Театр в музее
Поднявшись по простой деревянной лестнице на второй этаж, попадаешь совсем в иную атмосферу – здесь всё пропитано духом театральных кулис. Там выставлены сценические костюмы, в которых когда-то выходили актеры, игравшие в спектаклях по пьесам Александра Островского. Между прочим, многие из этих платьев когда-то носили настоящие купчихи. Костюмы подлинные! Словно продолжая купеческую тему, в центре зала накрыт роскошный стол. Он словно ломится от реквизитных яств, которые так и хочется отведать – столь натурально они выглядят. Но – это бутафория. Высококлассная театральная бутафория прошлых веков. Рядышком ждет своего часа рояль. В зале регулярно проходят творческие вечера, концерты, вечера романсов, в том числе для детей. Директор рассказывала об экспонатах с любовью, нежностью и грустью. Ведь для нее это не просто музейные вещи, это напоминание о том, каким был Судиславль во времена ее собственного детства. В ее рассказе оживают и образы более отдаленного, дореволюционного прошлого: с часами на колокольне (небывалая роскошь для маленького городка – после революции, когда снимали колокола, не пожалели и часов), со львами купца первой гильдии Ивана Третьякова. Не живыми, конечно – скульптурными. Каменные хищники охраняют крыльцо одного из третьяковских особняков. Сейчас там расположена больница, и так получилось, что львы лежат у входа в туберкулезный кабинет. Заботиться об их сохранности приходится самим горожанам – и те каждый год красят гривастых в какой получится, пусть даже самый сюрреалистичный цвет – лишь бы защитить от превратностей природы. После посещения музея надо обязательно прогуляться по самому Судиславлю. Он сохранил малоэтажную застройку и производит смешанное впечатление: возвышенный Соборный холм, бедные, немного запущенные, но уютные кварталы… В которые хочется возвращаться снова и снова.
Наталья и Григорий Емельяновы
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.