В сложные для России времена, когда в нашей стране и во всём мире происходят судьбоносные перемены, русские люди переживают духовный катарсис, который высвобождает мощную творческую энергию, традиционно находящую наиболее полное воплощение именно в поэтическом жанре. Поэты в России снова обретают государственное значение, вливаясь в арьергард борьбы и с метафизическими тёмными силами, и с реальным противником. «В силу железных законов войны лучшие люди всегда собираются на передовой», — сказал Борис Пастернак, и на этой передовой находились Василий Жуковский, Александр Востоков, Федор Тютчев, Денис Давыдов, Николай Гумилев, Арсений Несмелов, Семён Гудзенко, Юлия Друнина, Константин Симонов, Михаил Кульчицкий, Александр Бардадым, Юрий Юрченко и многие другие. К этому ряду я отношу и Александра Хабарова.
Он родился в Севастополе — городе, особенном для русского сердца, колыбели русской воинской славы. Судьба Александра Хабарова сложилась непросто: было в ней всякое, повидал он на своём веку и тягот и горя: «По заказу Ирода-царя и меня искали, только зря», и коих предвидеть невозможно: «Как распознать в безвидной тени того, кто знает наперёд: что будет с нами, с ними всеми, и что там, в пятницу, грядёт? Что впереди ещё сегодня? Мелькнёт ли с правой стороны десница ангела Господня, и кто, как Бог, умрёт за ны?»
Хабаров — православный человек, его мировоззрение лежит в координатах Евангелия:
Я прочёл на какой-то из главных страниц,
что мы, люди — прекраснее лилий и птиц,
и чудеснее ангелов Божьих;
мы спасемся с тобой от воды и огня,
только крепче, мой ангел, держись за меня
на подножках и на подножьях…
Я и сам-то держусь ослабевшей рукой
за уют, за уклад, за приклад, за покой,
за насечки по счету убитых;
только где-то прочел я – спасут не стволы,
а престол, пред которым ослы да волы
и повозки волхвов даровитых…
Александр Хабаров, Людмила Путина
Хабаров трижды лауреат премии журнала «Москва», лауреат премии им. В. Соколова журнала «Юность» за 1997 г., в 2000-м он получил Всероссийскую литературную премию им. Н. Заболоцкого за книгу стихов «Ноша», в 2004 году стал обладателем «Золотого Пера Московии», через четыре года — лауреатом премии журнала «Seagull» (Чайка), США, получил
литературную премию и медаль им. А. Чехова Московской организации Союза писателей России в 2011 г. А 27 марта состоялась десятая торжественная церемония награждения лауреатов Горьковской литературной премии за 2014 год, и Александр Хабаров стал её лауреатом в поэтической номинации «Не браните вы музу мою...» за книгу стихов «Русский хлеб». Он согласился ответить на несколько вопросов, которые, я уверена, задают себе сегодня многие, и не только литераторы, но и читатели.
1. Это не первая ваша премия, Александр. Имеет ли для вас значение то, что она — именно Горьковская?
— Я — литературный «георгиевский кавалер», ведь на обложке журнала «Москва» изображён святой Георгий, поражающий змия. Но «московские» премии вручались мне в уютной «домашней» обстановке редакции (а журнал «Москва» для меня — дом родной). Были и другие. Некоторыми я горжусь, об иных и вспоминать неловко. У нас ведь существует множество литературных премий, которые представляют собой не более чем красивые дипломы с названиями типа «Золотой Лось Н-ской области». А в 90-е годы жюри одной на тот момент солидной премии объявило меня лауреатом, даже в прессе сообщили об этом, но деньги (вполне приличная сумма причиталась) просто пропили, даже диплома не прислали. Тогда и такое могло быть. А Горьковская литературная премия для меня, несомненно, первая «торжественная» — с большой аудиторией, с прессой,и vip-персонами. Но главное: это премия от коллег, от писателей, поэтов и критиков, оценивших мое творчество.
2. Как вы относитесь к писателю Горькому?
— Хорошо отношусь. Человек, создавший такие разные, но замечательные произведения, как «Жизнь Клима Самгина», «Город Жёлтого Дьявола» и… сказку «Воробьишко» — несомненно, великий писатель.
3. А к человеку Горькому?
— К человеку Алексею Пешкову, Максиму Горькому? У него судьба была страшная. Как человек он был слаб (впрочем, как и многие из нас), подвержен страстям, он путался в своих идеологических предпочтениях, ш1л на поводу у людей заведомо омерзительных. Но такое бывало с русскими писателями не раз. Из многочисленных воспоминаний о нём известно, что он многим хотел помочь, обещал, но не помогал; был сентиментален и плакал над стихами... Противоречивый был человек, сложный. И тем интересен.
4. На вручении премии вам по непонятным мне причинам не дали слова, а что бы вы хотели сказать в этот момент?
— Это не страшно, что не дали слова, меня уже после церемонии вручения «отловили» телевизионщики, и я на камеру сказал то, что собирался. Примерно следующее: «Сейчас, в Год Литературы, много говорят и спорят о национальных культурных приоритетах. А спорить, в общем-то, не о чем. Это в Италии национальный культурный приоритет — опера, школа бельканто, великие Верди, Россини, великие Карузо, Джильи и Паваротти. Знаменитый театр Ла Скала в Милане существует, кстати, не менее чем на 40-50% из казённого кошелька. В России таким приоритетом — не умаляя значения балета и кино — должна быть литература, в частности — «толстые литературные журналы». Многие возражают: зачем в наши дни нужны бумажные издания, все эти журналы?!Интернет-сети сегодня предоставляют возможность печататься всем! Например, знаменитый портал stihi.ru, («Стихи.ру»), на котором зарегистрировано более полумиллиона пользователей, выкладывают всё, что они считают стихами. Есть там и ярко одарённые поэты, есть крепкие середнячки, как говорится, а есть и огромное количество чисто графоманских текстов. Понятие поэзии девальвируется, стираются грани между подлинной поэзией и её имитацией, удовлетворяющей вкусы неискушенной публики. У нас все пишут стихи: министры, таксисты, боевые генералы, бизнесмены и беспаспортные бродяги. Очень трудно найти что-то стоящее в таком огромном массиве, но все авторы гордо величают свои произведения «стихами». Вот здесь и нужны «толстые журналы», как своеобразный культурный фильтр. И журнал «Москва», сотрудником которого я являюсь, как раз исполняет эту важнейшую функцию в литературном процессе: мы находим на той же Стихире, например, интересных поэтов и некоторых из них уже даже опубликовали на страницах своего журнала. В мировом интернете это явление уникальное, ни в одной стране мира таких «стихотворных» ресурсов нет. Однако «толстым журналам» нужна государственная поддержка, нужны меценаты, чтобы мы могли регулировать литературный процесс и направлять его, в том числе, и в идеологическом русле.
5. Какую роль в вашей литературной судьбе сыграл журнал «Литературная учёба», один из учредителей Горьковской премии? Научил чему-нибудь?
— Журнал «Литературная учёба» я начал читать (нерегулярно) еще в 80-е годы. Тогда же, примерно в 1981-82 гг. я заглядывал на некоторые семинары Литинститута — скорее для общения, чем для учёбы. Да и журнал «Литературная учёба» был скорее площадкой для общения со сверстниками, с теми, кто только начинал свой литературный путь. То время было сложным и странным. В юбилейном номере журнала В. Артёмов рассказывает о скандале в редакции «Литературной учебы», когда отдел поэзии напечатал стихотворение, в котором 4 раза повторялось слово «Россия». А у меня хранится письмо из редакции одного журнала (за 82 или 83 год), в котором меня хвалят, предлагают напечататься, но с одним условием: чтобы поменьше России было, да и слово «Бог» убрать бы — мол, не нужен он нам, да и вам тоже. Сейчас даже не верится, что такое могло быть…
6. В ходе вручения состоялась интересная дискуссия, затронувшая несколько тем – о современном книгоиздании, в частности. Что вам показалось конструктивным в выступлениях других и что вы сами думаете по этому вопросу?
— Дискуссию спровоцировал по всем законам жанра ведущий Александр Гордон – он бросил затравку, упомянув об «умирающих журналах». Ему сразу же возразили почти все: Владимир Ильич Толстой, советник по культуре Президента России, куратор Горьковской премии Людмила Александровна Путина. В. Толстой отметил, что именно журналы являются экспертным сообществом в литературе, и любой автор считает счастьем опубликоваться в бумажном журнале. Горячо, эмоционально выступил главред интернет-портала «Свободная пресса» Сергей Шаргунов (лауреат премии в номинации «проза» за роман «1993»). Он потребовал от тех, от кого это зависит, срочно принять меры по поддержке литературных журналов. Кажется, именно от него этого никто не ожидал, учитывая «продвинутость» и участие Сергея Шаргунова в интернет-изданиях. Когда речь зашла о перспективах высоких технологий в книгоиздании, я тоже хотел высказаться на эту тему, но меня опередил старейший и мудрейший русский поэт Владимир Андреевич Костров: он сказал, что «технологии технологиями, а без Слова, без таланта, без гения, ничего хорошего не будет, только расплодятся бездари».
7. Вы — сотрудник журнала «Москва», шла речь и о судьбе «толстых журналов». Единодушны ли вы с размышлениями и предложениями по спасению «толстых журналов» главного редактора «Москвы» Владислава Артёмова?
— Владислав Артёмов озвучил конкретные меры. Конечно, я согласен с ним, поскольку и сам принимал участие в обсуждении этих мер на редколлегиях «Москвы». Предложение о введении для определённых литературных журналов (вероятно, не более 20) звания «академических» со всеми вытекающими «последствиями» — одно из самых интересных. Но странно: звание «академический» проходит по ведомству Минкульта, а журналы — по ведомству Госкомпечати, одного из подразделений Министерства связи. А ведь любой литературный журнал («Москва», «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Дружба народов» и другие) с большой натяжкой можно назвать СМИ. Мы принадлежим к СМИ лишь именованием «журнал». Но сегодня журналом называется и любой так называемый «глянец» с картинками и 70-процентным рекламным наполнением. Или еженедельник с кроссвордами, издающийся миллионным тиражом и продающийся в вокзальных киосках!Кстати, ничего в этом нет плохого — мы тоже хотели бы «продаваться» в вокзальных киосках. Полагаю, что брали бы с удовольствием — почему бы не почитать в дороге настоящую современную литературу вместо всем уже надоевшего «иронического детектива» или «дамского романа»? Наш журнал «Москва» в нескольких номерах печатал, например, интереснейшее биографическое исследование о Василии Шукшине «Зашифрованный воин России» Алексея Варламова — читается на одном дыхании, не оторвешься! Но главное, конечно, это организация подписки библиотек страны на литературные журналы. Но тут те же «грабли» — библиотеками ведает Минкульт, а нами — Минсвязи…
8. Вы работаете в журнале, стоите, можно сказать, на потоке текущей литературы. Кто, по-вашему, из современных писателей достоин высоких наград? И нужны ли они им? Что для вас – получение премии: подспорье в быту, признание или что-то большее?
— Все вместе: и подспорье, и признание, и «нечто большее». Гордиться-то особо нечем: всегда кажется, что лучшее так и не написано, а то, что написано —– можно было бы написать иначе. Может быть, не совсем корректное сравнение, но это как на Литургии, когда подходишь к Чаше со Святыми Дарами и думаешь: ну вот, опять плохо подготовился, негодяй, а ведь хотел же то-то и то-то, но забыл, забыл, пропустил!…Что касается того, кто достоин премий — многие достойны, уж поверьте мне, как редактору, через руки и сердце которого проходит огромное количество рукописей! Русская литература не умерла и не умрет никогда. Писателей и поэтов, достойных премий любого ранга, у нас достаточно. Имен называть не буду, многие из них публиковались в нашем журнале, а иные ждут своей очереди.
9. Что бы вы пожелали писателям будущих поколений?
— Пожелать хочу — не бояться банальностей, из которых неоспоримо складывается жизнь. Ведь и любовь, смерть, подвиг, страдание, победа, поражение — это банальности. И банальностями нужно, как сказал Олдос Хаксли, овладевать, а не бегать от них в страхе. Недавно в фейсбуке один оппонент написал: «Я красиво живу», я ответил: «Главное — умереть бы красиво». Он продолжил: «Какая пошлость…» На что я возразил, что как раз в смерти-то нет никакой пошлости, и именно потому, что это она — единственное, как и рождение, неизбежное для человека. И для любого человека жизнь — всего лишь подготовка к переходу, через смерть — к жизни будущей. А там, в Царствии Небесном, может быть, и поэтам место найдется…
Заря моя — ты ночь, а я поэт;
таких, как я, в природе больше нет,
но знаю точно: есть они у Бога;
Он селит их в поселке небольшом,
там хижины покрыты камышом
и вдоль залива тянется дорога…
А остальное всё — на втором плане.
Кроме России, разумеется — державы от века в век.
Наталья Лясковская
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.