1963 год, на мостике ЭМ "Скромный", Атлантика, вахтенный офицер корабля
«Я Белов Геннадий Петрович, родился в городе Ленинграде 11 мая 1937 года и увидел в детстве голод, холод, ужасы и страх войны и людское участие…»
Для меня эти строчки автобиографии писателя — ключевые. Здесь — исток мужества и верного служения Отечеству этого человека, особых бережности и деликатности, которые проявляет он к своим героям-сослуживцам, к тем, кто разделил с ним годы службы на Флоте, вне зависимости от чинов и званий. Его обострённое чувство справедливости — родом из блокадного военного детства. Поэтому с таким упорством он стремится увековечить память тех, кто посвятил жизни и судьбы защите своей страны, и разобраться в причинах трагических событий на флоте, обнаживших глобальные разрушительные процессы в обществе.
1966 год, на мостике ЭМ ""Огненный, Белое море, вахтенный офицер корабля
Геннадий Белов — капитан первого ранга в отставке, член СП России, более тридцати лет прослужил на флоте, восемнадцать из которых безраздельно отданы Северному флоту. Человек, исполненный любви к России, он и «штатскую» свою жизнь посвящает делу всей жизни — служению Отечеству.
Сегодня, по прошествии более чем двадцати лет с момента обрушения великой страны, на фоне чудовищных событий на Украине и беспрецедентной компании травли России со стороны Европы и США, книги о единственных союзниках России, по выражению императора Александра III, — её армии и флоте — приобретают особое значение, актуальность и ценность.
На литературном счету Геннадия Белова несколько своеобычных объёмных книг. Дебютная — «За кулисами флота» — была всецело посвящена флотской службе в 60-е и 70-е годы. Её рукопись Белов редактировал около сорока раз, первая её часть была издана в Санкт-Петербурге в 2004 году, а второе, дополненное издание, вышло в 2006 году. Повествование живо воссоздаёт особый дух ратного и мирного житья-бытья морского советского офицерства. Эта книга — своего рода часть летописи истории Северного флота 1959 по 1977 годы. Яркие представители командного состава — вице-адмирал Е. И. Волобуев и контр-адмирал Е. А. Скворцов — герои другой его книги «Честь и Долг», вышедшей в Санкт-Петербурге в 2009 году. Характеры выдающихся военачальников, с которыми автора связывала длительная служба на Северном флоте, а с Е. И. Волобуевым — ещё и плавание на двух боевых службах, выписаны лаконично и точно. Безыскусность повествования делает книгу необычайно сконцентрированной, строгой, ёмкой. Читаешь и невольно завидуешь: Белову повезло в жизни на встречи с настоящими людьми! Он понимает значимость незаурядной индивидуальности каждого, искренне любуется своими командирами, восхищаясь их смелостью и профессионализмом, требовательностью — прежде всего, к себе.
Ноябрь 1969 года, начальник РТС на БПК "Севастополь"
А «Экстремальный лексикон флота» — блестящая глава, заслуживающая отдельного упоминания. Мы и не подозреваем, что многие «знаковые» крылатые выражения последних лет заимствованы нашими современниками из монологов выдающихся начальников советского флота. В главе помещены высказывания командиров Седьмой оперативной эскадры на штабных оперативках, совещаниях и разборах, записанные офицерами штаба и лично Геннадием Петровичем. Хлёсткий специфический юмор, круто замешанный на подробностях флотских реалий, в устах командира, обладающего недюжинным умом и эрудицией, — особенное «оружие» и, уж конечно, отдельная ветвь устного народного творчества. Многие из этих выражений, подхваченные Интернетом, можно сказать, стали народным достоянием.
Особое внимание хочется обратить на документальные фотоматериалы: книга снабжена большим количеством уникальных снимков. Вы замечали, как разительно отличаются лица на старых фотографиях от ныне живущих? Умные. Смелые. Ясные. И всегда — необыкновенные!
1968 год, Ялта, Массандра, с Евгением Евстигнеевым после съемок фильма "Странные люди" Василия Шукшина
Однако самым значимым в творчестве Г. П. Белова является историко-литературный труд — 600-страничная «Атлантическая эскадра».
«Книга о Седьмой оперативной эскадре СФ посвящена описанию исторических событий её становления и боевой деятельности от начала образования и до последних дней службы Военно-Морскому флоту. В ней полно приведены статистические данные всех этапов боевой деятельности эскадры, описано создание, строительство и освоение кораблей новейших проектов. Описанные эпизоды событий во время несения боевой службы дают возможность всем читателям книги понять, что на передовых рубежах защиты интересов нашей Родины находились преданные делу службы адмиралы, офицеры, мичманы и рядовые матросы. Все они проявляли мужество в самых трудных ситуациях в океанском плавании и успешно выполняли поставленные задачи даже в сложных условиях неприветливой Атлантики. Кроме того, автор делает попытку анализа сложных процессов в служебной обстановке на эскадре и пишет о нелегкой судьбе командиров кораблей. К сожалению, сложный исторический процесс вычеркнул эскадру из состава Военно-Морского флота, но показанный в книге богатый опыт действия эскадры по отстаиванию геополитических интересов нашей Родины дает надежду, что он будет востребован новым поколением моряков, и именно в этом ценность этой книги», — пишет в предисловии к ней Начальник Главного Штаба Военно-Морского Флота, первый заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации (1996–1998 гг.) адмирал И. Н. Хмельнов.
Уверена: не только «новым поколениям моряков» может быть интересна «Атлантическая эскадра», но и любому читателю, увлечённому историей России, её воинской славы и вечной «морской» тематикой.
1966 год, ЭМ "Огненный", за тактическим планшетом
Только беспристрастный документ безболезненно допускает чрезмерность. В художественном произведении обилие «показательной» героики вызывает усмешку. Документальный материал же говорит сам за себя. Можете сколько угодно внутренне сопротивляться, с чем-то не соглашаться — но эти люди были ТАКИМИ. Они жертвовали собой ради благополучия Родины. Не обсуждали приказы. Испытывали колоссальные нагрузки. Брали на себя ответственность не просто за неукоснительное выполнение приказа, за жизнь корабля, но зачастую — и за судьбу мира. Можем ли мы осознать меру этой ответственности? Геннадий Белов знает об этом не понаслышке — автору пришлось пройти за время службы в 170 бригаде и Седьмой эскадре шесть боевых служб!
События в Панаме, предельное напряжение наших военных моряков во время конфликтов 1967, 1973 и 1986 годов, войны в Персидском заливе, спасение мирных жителей в прифронтовых зонах Африки — экипажи кораблей эскадры отстаивали геополитические интересы СССР, блестяще выполняя сложнейшие боевые задачи на учениях, всемерно сдерживая активность военно-морских сил США и НАТО в противостоянии на просторах Атлантики и Средиземном море. Ведь это у нас самым популярным, просто набившим оскомину, послевоенным лозунгом был «Миру — мир!», а на Западе и не собирались длительно «мирно сосуществовать».
1959 год, курсант 5 курса Высшего Военно-морского радиотехнического училища (ВВМИРТУ)
Книга «Атлантическая эскадра» Геннадия Белова, конечно, колоссальный, мемуарно-научный труд, бесценный и своевременный. Даже «Содержание» составлено по подобию диссертационного: главы и подглавы, словарь терминов, список используемой литературы — более 120 источников. Редчайшие фотографии, полный список кораблей эскадры со всеми выходными данными. Обширное скрупулёзное исследование, в работе над которым Белову удалось задействовать большое количество людей, и каждому из них Белов, кстати, не забыл высказать благодарность в обращении «От автора».
По сути, эта книга Белова — памятник. Изваяние из гранита слов и смыслов. Суровый, тяжёлый, лишённый изысков, «украшательств», весь из острых углов — но настоящий, на века!
Конечно, тяжко вчитываться в страницы, посвящённые негативным эпизодам на флоте, повлекшим человеческие жертвы — авариям, пожарам и затоплениям, часто спровоцированным элементарным головотяпством, некомпетентностью отдельных представителей команды, злоупотреблениями властью, или упрямством командования. Порой кажется, что эти многочисленные факты перевешивают страницы, исполненные глубокого уважения к ратному тяжкому труду и подвигу советских моряков, повествующие о мужестве и самоотдаче, отличном выполнении боевых задач. Однако перед нами — факты. От правды не спрятаться. Пришла пора посмотреть ей в глаза, оценить прошлое беспристрастно, а в будущем, пестуя лучшее, стараться избегать роковых повторяющихся ошибок. Ведь процессы, которые привели к уничтожению Эскадры, точно так же привели и к исчезновению с политической карты мира огромной державы! Сегодня настала пора «собирать камни». Время конъюнктурного низвержения, отрицания достижений прошлого, наконец, миновало. В свете последних яростных событий, когда «мировая общественность» оголтело осуждает Россию за несовершённые ею грехи, — оболганный, вогнанный в тяжкий комплекс неполноценности великий народ, уничтожаемый разного рода «реформаторами» и врагами весь ХХ век, состоящий из тех самых эпических «ватников», «колорадов», «совков» — встаёт с колен!
1959 год, Выпускник училища
«Киев» — как больно произносить сегодня это слово. А ведь с этого славного имени началась и новая эпоха на флоте. 21 июля 1970 года на нулевом стапеле Черноморского судостроительного завода № 198 в г. Николаеве был заложен первый советский авианосец, получивший название «Киев». Символически сложилась судьба этого корабля. Строила «Киев» вся страна. В его создании принимали участие 169 министерств и ведомств, свыше трёх с половиной тысяч основных предприятий. Чтобы осмотреть такой корабль и побывать в каждом помещении хотя бы по одной минуте, надо было потратить более двух с половиной суток чистого времени. Он стал прорывом в отечественном судостроении по многим направлениям, но главное — флот впервые получал авианесущий корабль с палубными самолетами на борту. Спущен на воду «Киев» был 26 декабря 1972 года, а 28 августа 1994 г. авианесущий красавец был ПРОДАН частной фирме в Китае и 20. 05. 2000 г. уведен буксиром «Дэу» в Шанхай, где прошёл переоборудование под плавучий туристический развлекательный центр…
К началу нового тысячелетия, усилиями перестроечных разрушителей, Россия сдала свой боевой флот. Большинство кораблей, не выслужив и половины эксплуатационного срока, были отданы за бесценок на металлолом в Китай, Турцию, Южную Корею и Индию. При этом, подчёркивает автор, с авианосцев при продаже не было снято даже секретное оборудование. Меньше 30 миллионов долларов было выручено за продажу гигантской армады кораблей, а ведь постройка одного эсминца стоит в десять раз дороже! Г. Белов горько резюмирует: «Справедливо сказал в своей книге «Время и Флот» Е. А. Скворцов: «Наверное, в России, кроме плохих дорог и дураков, есть ещё и преступники». Конечно. Мы даже знаем их по именам — вдохновителей, «прорабов» и генералов перестройки! Столько лет прошло, а сердце автора и теперь переполняет неизъяснимая горечь, когда он перечисляет ушедшие из состава флота корабли: «Наберитесь терпения, впиваясь в каждую строку, читайте этот поминальный список нашего флота, нашей мощи, нашей силы, нашей гордости, нашего национального уважения, наших сил, денег, пота, ума». Исполненные боли страницы книги Белова, посвящённые последним дням эскадры — высокий Реквием, не менее сильный и одухотворённый, чем знаменитая песня «Варяг». И прощание с эскадрой здесь так же читается вполне символическим — это прощание и с прошлым: со страной, со своим предназначением, с самой жизнью, потому, что преднамеренная гибель эскадры повлекла за собой и искалеченные судьбы.
Третий курс. На фото в середине. На училищных плавсредствах
«Известие о ликвидации было трагическим для многих офицеров. За эскадрой стояла 37-летняя история существования. Была наработана высокая штабная культура, которая передавалась от поколения к поколению, и любой приходящий в штаб эскадры офицер перенимал этот дух высокой самоотдачи и профессионализма. Была создана и прекрасно отработана организация управления соединением. Это — то невидимое, которое создается и нарабатывается многими годами упорного труда. И вдруг все это в один миг разрушено. Кому и зачем это было нужно? Руководство страны и Вооруженных Сил в очередной раз поставили Военно-Морской Флот на колени. Истоки этого решения и действующие лица неизвестны, да и сейчас никто не решится открыть всей нелицеприятной правды. Но, уверен, спустя годы об этом напишут и назовут действующих лиц этой трагедии флота. Время истории еще не наступило…»
В произведениях Геннадия Белова нет языковых изысков, нет лихо закрученного сюжета, старозаветной морской бесшабашной романтики, у них совсем иные задачи и цели. Здесь — жизнь. Суровая, порой комичная, порой бесславная, а чаще — героическая. Жизнь без прикрас, которая фантастичнее любого фэнтези и драматичнее любой трагедии Шекспира. Чего только стоит один эпизод прохождения эскадры через «око циклона» — 7-балльный убийственный шторм, к сожалению, столь же самоотверженное, сколь и совершенно бесполезное, не мотивированное ничем, кроме самодурственного приказа вышестоящего начальства...
А какое мужество проявил командир БПК «Жгучий» и вся команда, которые, чтобы корабль не потерял ход в жёсткий шторм, вручную выгребали топливо со днищ цистерн, когда закончилась его автоматическая подача. Восхищение вызывают действия капитана 2 ранга А. А. Кибкала: чтобы не рисковать жизнями своих подчиненных, он, будучи на волоске от гибели, сам разминировал сухогруз ГДР в порту Луанда. Настоящий подвиг совершил командир ЭМ «Бывалый» — капитан 2 ранга Ю. Г. Ильиных, выйдя в море для освобождения захваченных в заложники представителей власти Анголы, без разрешения командования ВМФ (не было времени на ожидание).
Линейный корабль "Октябрьская революция"
В «Атлантической эскадре» разворачивается грандиозная объёмная панорама неведомой гражданским сухопутным лицам сложнейшей жизни флота, где за роскошными гордыми точёными силуэтами военных кораблей — судьбы не только командиров-адмиралов, капитанов, старпомов, мичманов, матросов, но и всей страны.
По прочтении «Атлантической эскадры» Геннадия Белова, ловлю себя на мысли, что её реалии мне, южанке, стали неожиданно близки и дороги — и суровый ландшафт, и люди русского Севера, и характеры моряков северного флота, и неласковое небо, и ледяное море, и корабли.
«…Мои чувства? Они уходят на много десятилетий назад в мои лейтенантские годы. И даже сейчас я готов пожить в своей холодной, продуваемой, без туалета и воды в квартире на ул. Восточная. Несмотря на тяжелейшую службу, я с душевным трепетом вспоминаю Североморск, походы в щедрую тундру и свою борьбу за честь и достоинство в течение десятилетий. Ваша фраза, что после прочтения моих книг Североморск вам кажется родным, меня по-мужски прослезила… Он действительно был особенным городом. Там было в подавляющем большинстве всё честно. Интеллигентные и добрые люди, особый гарнизонный уклад…» — ответил мне Геннадий Петрович на письмо.
Флот возрождается — так же, как наше самосознание. Не напрасны были подвиги отцов и дедов, не напрасно служение Седьмой Атлантической Эскадры. Россия — была, есть и будет.
Значит, будет и Северный Флот!
Олеся Рудягина
Метки к статье:
Автор материала: