«Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Н.В. Гоголь
Сегодня уникальный театральный проект, исповедующий идею Гоголя о тесном взаимодействии искусства и религии, встречает свой юбилей – 25 лет творчества русского духовного театра ГЛАС!
Трудами художественных руководителей театра заслуженного деятеля искусства РФ Никиты Астахова и заслуженной артистки РФ Татьяны Белевич на протяжении четверти века складывался уникальный в своём роде коллектив единомышленников, от года к году создавался оригинальный репертуар, в который вошли произведения гениев отечественной литературы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, С. А. Есенина, а также пьесы-композиции, авторами которых явились сами создатели театра. Лейтмотивом всех спектаклей театра стали святые понятия для каждого подлинно русского человека: вера, святость, честь, самопожертвование, долг.
Зачем сегодня обычные люди идут в театр? Возможно, чтобы расслабиться, поглазеть, отвлечься от повседневных дел. Ходят как в кабак за «жареным», ожидая лишь «хлеба и зрелищ». Потребительская идеология отвела искусству унизительную роль. На прекрасных и некогда боготворимых Мельпомене и Талии нынче принято зарабатывать деньги. Разоблачая молодых актёрок до состояния «nu», современные новомодные режиссеры тем самым облачают само понятия искусства в кавычки. Однако, слава Богу, не все таковы! Есть и те, которые стоят на позициях русского реалистического театра и ратуют за высокое достоинство подлинного искусства, за свободу высказывания и учительную роль литературы. К плеяде творческих коллективов, бережно хранящих вековые традиции русского реалистического театра, таких как прославленные Малый театр и МХАТ имени Горького, относится и молодой в сравнении с ними, но весьма самобытный театр ГЛАС, уникальность которого заключается в том, что его создатели смогли преодолеть искусственно созданный разрыв между Церковью и театральным искусством.
По словам Татьяны Белевич, основателя и директора театра ГЛАС, «с первых дней своего создания театр открыто заявил о своей православной направленности, спектакли будоражили общественность, а театральная критика в то время атеистического государства делала вид, что театра не существует. Мы стали основателями направления современного русского православного театра, когда театр не лицедействует, а служит, обращает к вере, когда целю художника является служение Богу».
Театр ГЛАС - первый театр в России, получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, являясь Государственным учреждением культуры города Москвы.
24 апреля 1989 года состоялся показ первого спектакля театра, «Светлое Воскресение». Одним из первых зрителей премьеры стал народный артист России Николай Бурляев, который тогда отметил: «Я был поражен тем, что вижу и слышу, впервые со сцены звучали Евангельские тексты. Это было не принято в те годы. Это был прорыв!».
И вот, 25 лет спустя, замечательный творческий коллектив пришли поздравить многочисленные друзья театра: артисты, писатели, общественные деятели, духовенство, представители науки и верные, любящие зрители.
Зал был заполнен до отказа! Театр востребован, театр нужен, театр единственный в своём роде – он это доказал всей своей творческой жизнью.
Юбилейный вечер труппа ГЛАСа начала с молитвы. Под тихий распев женского хора звучали великие заповеди блаженства: «…Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное… Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:3-12). И они воистину радовались и веселились! Перед глазами зрителей предстал искромётный юбилейный капустник, полный задора, юмора и самоиронии.
Да, они гонимы! Да, они все эти 25 лет выживают! Да, сегодня театр стоит на грани между жизнью и смертью! Но порох есть и пороховницы еще не опустошены. Не случайно пришедший поздравить юбиляров Юрий Мефодиевич Соломин, в своей замечательной и очень искренней речи вдруг задался вопросом: «Послушайте, а что такое русский характер? На западе вот всё гадают, не могут понять… что ж это за явление за такое? Да вот же он, стоит перед вами» - и показал на Никиту Остахова.
После чего труппа театра единым порывом, смело по-теркински грянула в духе:
Как ни трудно, как ни худо -
Не сдавай, вперед гляди,
Это присказка покуда,
Сказка будет впереди!
Блаженны изгнанные…
К сожалению, юбилей труппе приходится отмечать за порогом своего «дома» − уже много лет ГЛАС дает спектакли на чужих подмостках.
Здание театра, расположенное по адресу улица Ордынка 30/6, пришло в полную негодность еще в конце 1990-х. В 1998 году правительство Москвы приняло постановление о реконструкции помещения и его пристроек. Однако необходимые для этого средства были выделены лишь в 2007 году, и коллектив покинул помещение. С тех пор, несмотря на то что, по отчетам, на реставрацию здания было израсходовано порядка 200 миллионов рублей, труппа вынуждена арендовать для деятельности театра другие площадки.
«Антихристианский фронт существует с рождения Иисуса Христа, - говорит художественный руководитель театра Никита Астахов. - Так что нет ничего нового в современных антицерковных настроениях власть имущих, поэтому уже 17-й год после постановления правительства Москвы не строится наше здание. Более ста пятидесяти миллионов рублей вложили в землю, а мы пять лет платим за аренду, чтобы удержать репертуар и сохранить театр! Я уже два письма Путину написал. Люди несут крест - играют спектакли, выполняют план на зарплатах в 15 тыс. рублей. Силы, которые не хотят, чтобы в Москве был единственный в мире духовный театр, - это и есть антихристианский фронт».
«Было постановление правительства Москвы о реконструкции здания, - поясняет ситуацию режиссер-постановщик театра Юрий Шилов, - начались даже какие-то работы, но позже они стали тормозиться. Творческий коллектив ГЛАСа неоднократно обращался за помощью и в правительство Москвы и в Русскую православную церковь. Патриарх заступилась за нас, он лично обращался к мэру Москвы Собянину. В первый раз была отписка, на второе обращение пока никто не ответил. Мы находимся в подвешенном состоянии, ничего конкретного нам не говорят, все действия проводят за нашей спиной, а мы об этом узнаем постфактум. Сейчас все строительные работы заморожены до 2016 года, что будет дальше, мы не знаем. Но нам поступает информация, что здание, поскольку оно находится в очень хорошем месте в центре Москвы, может быть выставлено на торги". Данное обстоятельство «лишит этот уникальный коллектив возможности продолжать свою творческую деятельность, весьма востребованную москвичами», отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем письме от 25 августа 2014 года к мэру Москвы Сергею Собянину.
Вопиющие в пустыне
Людей, которым небезразлична судьба русского духовного театра очень много. Соборный хор «вопиющих в пустыне», который возглавляет, как мы видим, сам Патриарх Кирилл, можно сравнить разве что с самоходной тяжелой артиллерией времён Великой Отечественной войны.
Среди только лишь принявших участие и принесших свои поздравления юбилярам: народные артисты СССР и России, руководители прославленных театральных коллективов Юрий Соломин, Александр Калягин, Сергей Проханов, Александр Коршунов, Вячеслав Спесивцев, Николай Бурляев, Геннадий Чихачев; представители Синодальных отделов РПЦ; предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион, глава попечительского совета театра ГЛАС митрополит Калужский и Боровский Климент, видные священно служители РПЦ прот. Всеволод Чаплин, прот. Дмитрий Смирнов, духовник театра прот. Георгий Докукин, прот. Леонид Калинин; Великая княгиня Мария Владимировна Романова; сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин; председатель Союза православных женщин Нина Жукова и многие другие видные деятели общественной, религиозной и культурной сферы жизни России. И, конечно же, главное заинтересованное в продолжении творческой жизни театра лицо – это зритель, который за годы существования театра стал самым верным и самым преданным другом.
Возвысит ли министерство культуры голос в защиту уничтожаемого театра? Сокрушатся ли столпы московской мэрии? Всё это вопросы не риторические. Особнячок-то на Ордынке, точно золотничок, - хоть и мал, да дорог.
Вместо эпилога…
Название театра ГЛАС Татьяна Белевич объясняет, как квинтэссенцию библейского выражения «глас вопиющего в пустыне», которое отсылает нас к известному ветхозаветному сюжету. Взывал-взывал пророк Исайя из пустыни к израильтянам о том, чтобы приготовили они путь грядущему Богу, чтоб сделали и горы пониже и долы повыше, но, как мы помним, зов пророка остался без ответа. Израильтяне не вняли его словам.
Соответствует ли судьба театра его названию, и в какой мере наши министерские столпы израильтяне, мы скоро увидим собственными глазами… Терпение, господа. Все в Его руце.
Мария Мономенова, член Союза журналистов России
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.