Коротко о городе
В 1345 г. Сергий Радонежский основал в 71 км к северо-востоку от Москвы Троицкий монастырь. Уже в XIV в. он стал важнейшим духовным и культурным центром Московского княжества, великие князья которого при активной поддержке митрополитов всея Руси, московского боярства и столичного люда собирали в единое централизованное государство разрозненные, погрязшие в распре русские княжества. В 1380 г. отец Сергий благословил на борьбу с Мамаем приехавших в монастырь московского князя Дмитрия Ивановича и его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского. Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослабя участвовали в Куликовской битве.
Святой Преподобный Сергий Радонежский (Троице-Сергиева лавра).Васнецов Аполлинарий Михайлович
В 1540–1550 г. монастырь был огражден каменными стенами. Длина их составляла 1,25 км, в высоту они достигали 8,5–15 м, толщиной были не менее 6,5 м. Мощные стены скрепляли 11 башен. Царь Иван IV Грозный уделял большое внимание строительству крепостных сооружений, неоднократно приезжал в Троицкий монастырь, лично наблюдал за ходом работ. Монастырь был включен в систему обороны Москвы, являясь главным форпостом на подступах к столице с северо-восточной стороны.
Лисснер Эрнст Эрнестович. «Троице-Сергиева лавра» 1907
Судьба ниспослала на Русь великое испытание — Смутное время.
Осада Троице-Сергиевой лавры
В нем особую роль сыграет в очередной раз в истории Руси Троице-Сергиева лавра, в которую »предусмотрительный Василий» Шуйский успел отправить дружины детей боярских, казаков, стрельцов. Они в короткие сроки оборудовали крепостные сооружения, оснастили их всем необходимым,» и с помощью усердных иноков успели снабдить монастырь всем нужным для сопротивления долговременного» (Карамзин. Стр. 495).
В данном случае чутье не подвело Василия Шуйского. Он догадался, что его противники в борьбе за царский престол попытаются овладеть монастырем...
Отряды польского магната Ян-Петра Сапеги и пана Лисовского подошли к монастырю 23 сентября 1608 г.
Маковский К. Трапеза богомольцев в Троице-Сергиевой лавре
Воеводы князь Григорий Долгорукий и Алексей Голохвостов, увидев противника, сделали вылазку, подняли шум и переполох в стане поляков, но не это было важным для них в тот день. Они вовсе не собирались устраивать решающее сражение у стен монастыря с неприятелем, в пять-шесть раз превосходящим русских по численности войска. Налетчики дали возможность жителям монастырских посадов сжечь свои жилища и организованно отступили с мирными жителями и их семьями за стены монастыря. Огонь в посадах трещал по-осеннему звонко, но Сапега и Лисовский и другие знатные поляки не обратили на этот вызывающе злой гул огня никакого внимания. Они руководили своими отрядами, разбивали стены неподалеку от монастыря и готовили послание осажденным.
Закончив основные работы по оборудованию своих станов, поляки отправили воеводам послание, в котором призывали русских покориться царю Димитрию (Лжедмитрию II) и клятвенно обещали: »Если мирно сдадитесь, то будете наместниками Троицкого града и владетелями многих сел богатых; в случае бесполезного упорства, падут ваши головы» (Карамзин. Стр. 496).
Подобные же послания получили архимандрит и иноки. Они вышли на площадь и»всенародно» прочитали письма поляков.
Сергей Дмитриевич Милорадович.«Оборона Троице-Cергиевой лавры». 1894
Чтобы по достоинству оценить величие подвига защитников монастыря святого Сергия Радонежского, достаточно вспомнить сумбур и хаос, царившие в умах восточно-европейского люда в те г. страшные, разгульные, бедовые, знаковые для могучей державы, преодолевающей сложнейший барьер на пути своем. Сложность ситуации укоренилась даже не во внешних признаках этого полыхающего огнем барьера, через который нужно было перепрыгнуть побыстрее, а во внутренней объективной причине Смутного времени, являющегося своего рода»водоразделом» между двумя эпохами в жизни великой державы, когда Русское национальное государство, ожив свое время, превратилось (пока де факто) в государство имперского типа, с ярко выраженным сильным центром, очерченным границами Московского княжества и прилегающих к нему областей, и со слабыми в экономическом и политическом отношении окраинами. Это перевоплощение одного государства в другое бесследно никогда, ни у одного народа не проходило, о чем говорят, например, такие имена (и связанные с ними события в истории), как Кир и Даврий I, Цинь-Шихуанди и Лю Бан, Сулла и Цезарь, Моде и так далее. Оно всегда сопровождалось напряженной внутренней борьбой на уровнях самых глубинных: на молекулярном уровне, то есть на уровне отдельно взятой семьи, и на атомарном уровне — на уровне отдельно взятого человека.
И он — этот атом любого государства — часто не выдерживал напряжения борьбы с самим собой и взрывался. О последствиях ядерных взрывов люди двадцатого в. знают не понаслышке. О последствиях »атомных» взрывов в душах отдельно взятых людей всем любителям исторического чтива тоже хорошо известно. Разрушительная энергия этих двух в чем-то удивительно похожих явлений бытия огромна именно потому, что и в том, и в другом случаях она с трудом поддается управлению. Именно поэтому страшны разного рода смуты и опасны для государства в целом и для отдельно взятого человека — особенно для человека, потому что ему,»взорвавшемуся», оторвавшемуся от всего того, что добрые люди называют»слишком человеческим», мечущемуся по вселенной заразным фантомом, ищущему что-то таинственное — не пойми что, не пойми зачем — шарахающемуся от себе подобных, заразу несущих, хаос порождающих, взрывающихся то и дело фантомов... потому что этому человеку, неопределившемуся, неопределенному, но даже в сумбуре смут нетеряющему вкус к жизни найти эту жизнь или хотя бы пути к ней, практически невозможно.
Верещагин Василий Петрович (1835-1909). Осада Троице-Cергиевой лавры. 1891
...В конце сентября 1608 г. на территории Восточной Европы было великое множество людей потерявшихся. Они еще не взорвались (и слава Богу!), но уже потерялись в себе самих. Они не знали, чего хотят, чего не хотят,»что такое хорошо» и»что такое плохо». Перед ними носились разъяренные фантомы, примагничивающие к себе слабых, порождающие взрывоопасную тревогу в душах сильных, и лишь самые сильные не поддавались злому искушению, терпели и в терпении своем находили верные ходы.
В сентябре 1608 г. многие города русские покорились Лжедмитрию II. Почему?! Не в данной книге отвечать на этот душевно сложный вопрос. Но покорились! А во многих городах разъедающее дух народа, русский дух сомнение появилось: а вдруг он и впрямь тот самый Дмитрий, сын Ивана IV Грозного, народом, между прочим, любимого!
Слушая послание Сапеги и Лисовского, защитники русского монастыря, прекрасно знавшие о положении в стране, о сомнениях своих соотечественников... не сомневались ни секунды!
«Не страшимся!» — ответили они полякам, да те и сами могли догадаться, глядя на пепел посадов, что защитники русской святыни живыми монастырь не отдадут.
Через день иноземцы приступили к осадным работам, а 3 октября начался обстрел монастыря.Стреляли поляки из 63 пушек беспрерывно, но быстро поняли, что их слабомощная артиллерия не разрушит стены лавры. Это невеселое открытие не отпугнуло Сапегу и Лисовского. Они, разработали план подкопа и в строгой тайне организовали работу.
Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка троицких сидельцев Литографии с картин НХ
Пушки продолжали пальбу, основное войско поляков, не скрывая, вело интенсивную подготовку к штурму, но се это было лишь отвлекающим маневром: мастера миной войны из войска Сапеги и Лисовского углубились в землю и стали сооружать подкоп под стены лавры.
Днем 13 октября в стане поляков была пьянка. Чужеземцы, подготовив необходимое количество штурмовых лестниц, тарас (плетеные корзины на полесах, исполняющих роль щитов для атакующих колонн), щиты рубленые, тоже на колесах с бойницами для стрельбы, теперь расслаблялись, пили, горд фланируя по своему страну. Попили они вина заморского, отдохнули. Подо вечер пушки поляков усилили огонь. сразу с заходом солнца чужеземцы под музыку бросились на штурм.
Осада Троице-Cергиевой обители 13 октября 1608 г. Литография
Но застать врасплох оборонявшихся им не удалось. Русские встретили атакующих дружными залпами пушек и пищалей, и поляки, не достигнув стен, побросав лестницы и тарасы, отступили с большими потерями. Сапега и Лисовский, как ни в чем не бывало, утром послали своих людей к победителям. Русские в это время собирали богатые трофеи. Поляки подъехали к ним на безопасное расстояние и предложили новые, более выгодные условия сдачи монастыря. И опять был отказ, а затем штурм, утренний сбор трофеев, новые условия...
Прошла неделя. 19 октября русские без приказа начальников устроили вылазку, но неудачно. Еще через шесть дней поляки глубокой ночью пытались овладеть монастырем и вновь русские были начеку.
Взрыв подкопа. Литография
Долгорукий и Голохвостов почувствовали неладное в поведении противника и решили узнать, что задумал враг. В Мишутинском овраге русские разведчики добыли языка литовского ротмистра Брушевского. Тот поведал под пыткой тайну Сапеги: поляки готовят подкопы! Вскоре к воеводам привели еще одного языка, раненого казака; тот указал место подземных работ. Не мешкая, Долгорукий и Голохвостов выработали контрметры. Русский умелец,»зело искусный» в горном деле, монастырский слуга Корсаков сделал под башнями»слухи», ямы, в которых постоянно находились воины, внимательно слушавшие голоса и стуки людей, копающих землю в глубине. Осажденные под его руководством соорудили ход из-под стены в ров для внезапной атаки, которую тщательно готовили воеводы.
Взрыв подкопа. Литография
И в ночь на 9 ноября русские с трех сторон напали на врага. Они овладели мельницей, нашли неподалеку от нее подкоп. Двое смельчаков Шилов и Слот заложили в него порох. Но поляки контратаковали русских. Разгорелся бой. Шилов и Слот спешили. Они зажгли порох и не успели выбраться из подкопа. Прогремел взрыв. Два мирных русских земледельца остались навеки в толще земли.
А бой продолжался. Воодушевленные защитники монастыря дрались зло и с диким возбуждением.»Не страшимся! Победим! Отомстим!»
В том бою они вывели из строя 1500 человек из войска Сапеги и Лисовского, Потеряв убитыми 174 человека и ранеными 66 человек. Русские отбили у врага 8 крупных пушек, много пищалей, самопалов, несколько бочек пороху, другое вооружение; подожгли, отходя в монастырь, туры, разрушили батареи.
Сражение при взрыве подкопа
Эта крупная победа вынуждала Сапегу и Лисовского изменить тактику осады. Они перестали штурмовать крепость, палить из пушек, окружили крепость плотным кольцом, и началась своего рода позиционная война. Каждая из сторон, отказавшись от активных действий, пыталась выманить противника в выгодное для себя место боя и разгромить его.
Зимняя осада — серьезное дело! Русский предатель доложил Сапеге о том, что, спустив верхний пруд, поляки оставят монастырь без питьевой воды. Чужеземцы воспользовались этим, но осажденные выкопали у себя пруды и успели запастись водой. Она была грязная, но ее пили, на ней готовили пищу.
Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка за дровами Литография с картины НХ XVIII в.
Зима 1608—1609 годов началась с победы русских. По приказу воевод они налетели на укрепления противника, нанесли ему большой урон в ходе тяжелого долгого, продолжавшегося с переменным успехом боя, отошли за стены крепости. Хорошо началась зима для осажденных, но какой она была трудной для тех, кто сказал Сапеги и Лисовскому:»Не страшимся!»
В монастыре не хватало дров. Поляки зорко следили за крепостью, убивали дровосеков. Не хватало продуктов, воеводы уменьшали ежедневный паек. Скученность людей грозила эпидемией. В монастырь пробралась измена! Сначала русских предал Селевин. Его братья, узнав об этом, сражались отчаянно, удивляя храбростью и врагов, и соотечественников. Они погибли в бою, не опозорив свой род. Но не спасли они от измены, от дум о ней защитников.
Долгорукому донесли, что монастырский казначей вместе со вторым воеводой Голохвостовым замыслили измену! Казначею»дали время на покаяние: он умер скоропостижно» (Карамзин. Стр. 500). Голохвостова уличить в измене не удалось, он остался воеводой, сражался добросовестно, и не известно, был ли он в сговоре с казначеем и был ли сговор вообще!
Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка троицких сидельцев Литографии с картин НХ1
Этот эпизод, однако, посеял недоверие в войске осажденных. А зима наступала, готовя новые испытания. Холода развели на время враждующие стороны, и в монастырь наведался новый искуситель! Молодые воины да и монахи по ночам стали покидать лавру, уходили в деревни, предавались там разврату с молодыми женщинами.
И наконец нагрянула в монастырь цинга! Она заразила самых бедных и слабых, от них болезнь перелетала к другим. Люди пухли и гнили, умирали, живые задыхались от смрада. Пощады болезнь не знала. В день от цинги умирало до 50 человек. Много дней в русской зиме. Люди копали большие, с запасом, могилы и с утра до вечера хоронили мертвых.
Уже было не до войны. Русские больше не устраивали вылазок, берегли силы для отражения атак, а Сапега и Лисовский, получив такого прекрасного союзника, не спешили воевать, ждали, когда цинга сделает свое дело без выстрелов, без утомительной резни.
Моление архимандрита Иоасафа. Литография с картины НХ
Архимандрит Иосиф писал кесарю Авраамию Палицыну письма в Москву, просил о помощи. Василий Шуйский, слушая мольбы Авраамия, ничем не мог помочь осажденным: Лжедмитрий II сидел в Тушино и готовился штурмовать столицу. И все же русский царь выслал в помощь осажденным небольшой отряд с вооружением. Атаман Останков пробился сквозь кольцо осажденных в лавру, потеряв при этом всего несколько человек. В монастыре радовались пополнению как величайшей победе, хотя подмога-то была малая, всего 80 бойцов. Но очень своевременно они явились в лавру. Люди взбодрились, надежда осветила их суровые лица.
Осада Троице-Сергиевой лавры Явление преподобного Сергия и Никона врагам
На следующий день осажденные увидели, как к стенам монастыря поляки подвели четверых из отряда атамана Останкова и на виду у изумленных соотечественников казнили их. Эта казнь пленных обозлила русских. Они вывели на стены монастыря 42 пленных литовца и сделали с ними то же самое, что поляки сделали с четырьмя русскими.
Между прочим поляки поняли все абсолютно верно. Они обвинили в злодеянии не русских, а своего же пана Лисовского, приказавшего казнить пленных, и хотели самого его отправить на тот свет. Не отправили. Сапега помешал им. Он был мудрее головореза Лисовского, человечнее. Хотя в данном случае его человечность дорого обошлась русским. Разбойник пан Лисовский еще долго будет бандитствовать на Руси.
Ученики Святого Сергия Михей, Варфоломей и Наум посылаются к князю Михаилу Васильевичу за помощью октябрь 1609 г. Литография с картины НХ
В конце зимы русские захватили в плен литовца Мартиаса. Это был очень опасный человек. Он быстро вошел в доверие к князю Долгорукому и так понравился воеводе, что тот даже спал в одной комнате с ним. В стычках с поляками Мартиас бился храбро, многих своих сограждан убил, научил русских пушкарей быстро и точно целиться, по вечерам он вел мудрые разговоры с воеводами — ну очень хороший человек Мартиас!
Он готовил страшную измену, и только случай помог разоблачить этого супераганта Сапеги. Из польского стана к русским перебежал литовский пан Непмко, глухонемой от рождения, но воин прекрасный. Он увидел Мартиаса в компании воевод и яростно заскрежетал зубами, выгнал изменника из комнаты, объяснив знаками, кто такой Мартиас и что он может натворить.
Ученики Святого Сергия Михей, Варфоломей и Наум посылаются к князю Михаилу Васильевичу за помощью октябрь 1609 г. Литография с картины НХ
Воеводы приказали пытать Мартиаса. Тот долго терпел, но в конце концов сдался, рассказал о том, что все это время он отправлял на стрелах извещения Сапеге, готовился в условленную ночь заклепать монастырские пушки... Литовец Немко крепко помог русским. Но сами русские в Смутное то время ошибались частенько.
«Город за городом сдавался Лжедимитрию: Владимир, Углич, Кострома, Галич, Вологда и другие, те самые, откуда Василий ждал помощи... Шуя, наследственное владение Василиевых предков, и Кинешма, где защищался воевода Федор Боборыкин, были взяты и разорены Лисовским; взята и верная Тверь: ибо лучшие воины ее находились с царем в Москве. Отряд легкой Сапегиной конницы вступил и в отдаленный Белозерск, где издревле находилась часть казны государственной; ляхи не нашли казны, но там и везде освободили ссыльных... себе в усердные сподвижники. Ярославль, обогащенный торговлей английскою, сдался на условиях не грабить его церквей, домов и лавок, не бесчестить его жен и девиц... Псков... сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев» (Карамзин. Стр. 504—505).
Сражение троицких воинов c литовскими панами
Как легко было в те г. ошибаться человеку, как легко было этому атому взорваться!
Как трудно было сохранить себя от всевозможных соблазнов, страхов...
За время осады, продолжавшейся 16 месяцев, защитники лавры потеряли, по свидетельству Авраама Палицына, 2125 человек. К маю, когда отступила цинга, в живых осталось всего 500 человек. С ними-то Сапега и хотел поспорить, повоевать.
Сражение троицких воинов c литовскими панами
В ночь на 28 мая он вывел свои роты и хоругви на исходную позицию. Люди затаились в ожидании команды. Раздался взрыв. Поляки бросились на стены. Но их здесь ждали! Упорный бой длился всю ночь, и лишь утром поляки отступили. Русские осуществили дерзкую вылазку, захватили 30 пленных.
Через месяц Сапега вновь послал людей на штурм — результат был прежним.
Еще через месяц к полякам из Тушина пришла подмога. Пан Зборовский посмеялся над Сапегой и Лисовским, простоявшим здесь почти полтора г., но перед решающим штурмом и он послал воеводам и архимандриту предложение капитулировать! То ли испугался пан штурмовать крепость, то ли»пожалел» защитников, но наговорил он им в своем послании много лжи. Мол, и Москва уже покорилась Лжедмитрию.
Конец Осады Троице-Сергиева монастыря. Польские трофеи воевод Сапеги и Лисовского, бегущих со своим войском, в руках М. Скопина-Шуйского
«Красно лжете, но никто не имеет вам веры», — ответили воеводы, у которых осталось всего 200 воинов.
31 июля 1609 г. они отразили еще один штурм, последний. Пан Зборовский перестал смеяться. Поляки перестали штурмовать монастырь. А 15 августа осажденные отбили у поляков большое стадо скота! Веселее стало жить в монастыре. 19 октября Скопин-Шуйский прислал в лавру 900 воинов, 4 января 1610 г. — еще 500 ратных людей, и Сапега, Лисовский вместе с погрустневшим Зборовским 12 января сняли осаду.
Александр Торопцев
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.