Такое оптимистическое название ошарашивает. Мы привыкли определять сегодняшний день России другими словами – прозябание, деградация, кризис, кризис, кризис… Неужели перед нами прожектёр или подхалим? Но беглый взгляд на «собранье пёстрых глав» показывает: Александр Нотин – боевитый критик пороков современности. Его категорически не устраивает сложившийся порядок вещей. Чтобы понять это, достаточно быстро пробежать хотя бы две статьи: «Дрейф Путина между силой и бессильем» и «Рык из преисподней», в которой даётся отповедь Бжезинскому. Не в идиллическое время мы живём! А оптимизм связан не с воспеванием действительности, а с надеждой на прорывные (по чести говоря – революционные) изменения, о сути которых автор пытается нам подробно поведать на протяжении всей книги. На обложке – крест на холме и аист. Куда он держит путь? Эти символы крепко-накрепко связали «Переправу» с «Завтра» и двух Александров -- Нотина и Проханова.
Нотин – историк, востоковед, выпускник МГИМО, он владеет прагматической системой доказательств. В своих выкладках он изначально опирается на факты, на статистику. В России за последние двадцать – тридцать лет значительно возросло количество верующих, воцерковлённых людей. Людей православных. Эта тенденция противоположна тому, что происходит на Западе или в той же России на стыке предыдущих столетий – в том числе и в странах, сравнительно недавно порвавших с социалистической доктриной. О чём это говорит? По мнению автора, Россия получила шанс свернуть с рокового для современной цивилизации пути и счастливо избежать гибели в годину новой мировой катастрофы. Но спасение не даётся «за так», оно достигается молитвами и трудами.
Книга – не трактат на одну единственную тему. Это собрание разножанровых очерков и дневниковых записей, опубликованных за последние годы на портале Переправа – Pereprava.org. Некоторые материалы появлялись и на страницах «Завтра», вызывая взвинченные споры.
Нотин знаком со святоотеческой литературой, как мало кто из наших публицистов. Изучение святых отцов для него – постоянная потребность ума и души. Это облагораживает ум и влияет на стиль. Святоотеческая мудрость – фундамент идеологии Нотина, это чувствуется при чтении любой статьи, любой главы. Банальный, конъюнктурный набор истин и приличий ему чужд. Отношение Нотина к жертвенности, к материальному миру, к жизни и смерти удивит приверженца буржуазных ценностей, которые в русской традиции принято называть мещанскими. Нотин – не там, где удобно и не там, где мечтают о комфорте. Он стремится к спасению души и не боится колдобин на этом пути. Но отрешаться от мира сего за церковной оградой он не собирается. Его интересует общественная жизнь, волнует будущее России, занимает международная геополитика, этика предпринимательства, борьба с ростовщическими мафиями, покорившими Россию. В чём спасение? Нотин уверен: в обращении к Богу, в осознании себя Божьими. Тогда постепенно отпадут (по крайней мере – смягчатся) проблемы коррупции, преступности, падения нравов.
Нотин остро чувствует болевые точки времени – и ему нередко удаётся предсказывать будущие катаклизмы. Одна из рубрик книги – своеобразный политический дневник автора, его лаконичные статьи-реплики по злободневным вопросам, которые публиковались в интернете «по горячим следам».
Среди героев книги – Савва Ямщиков, Александр Проханов, Валентин Курбатов, Владимир Квачков, а также патриотически настроенные предприниматели, которые пытаются поднять из пожарища русскую деревню. Их он называет соратниками, соработниками. На них опирается в своих трудах. Вместе они превратили уголок древней изборской земли в мемориал русской памяти, с которым связаны надежды на возрождение нашего народа. Это – поклонный крест на Священном холме и часовня, поставленная неподалёку. Немало чудес сопровождало строительство, созидание этих святынь. Холм возвысился из щепоток земли, которую несли и посылали сюда русские люди с разных концов страны и мира. С Бородинского поля, с Луны, со дна Ледовитого океана, с Прохоровки, из Сарова, из русской Калифорнии… Везде русские люди сражались и трудились, осеняя себя крестом. И вот возникло поле русской силы – быть может, прообраз грядущей Победы. Ведь Победа – это наша главная, если не единственная всенародная и государственная идея. Рассказ об этом свершении, о чудесах, с которыми сталкивались Нотин, Проханов, Курбатов – одна из наиболее волнующих частей книги.
О «народе Божьем» как о потенциальной политической и духовной силе Александр Нотин написал в самой обстоятельной и пространной главе. Здесь всё разложено по полочкам: тактика и стратегия, этика поведения и социологические расчёты. Может показаться, что Нотин готовит проект новой политической партии – благо, сегодня зарегистрировать партию нетрудно. Но – нет. Из программной статьи мы узнаём о скептическом отношении автора к любой партийности. Вместо политических партий он хотел бы видеть органическое движение осознанно православных и всех вообще совестливых людей. Ибо само слово «совесть» означает «со вестью от Бога». А партии – это насилие над природой, засилье бюрократии и дробление народа. Вера, этика, общие ценности – вот что может сплотить общественную стихию. Как выражается в нашей жизни Промысел Божий? - рассуждая на эту тему, Нотин находит неожиданные ракурсы. Один из выводов звучит так: «Россия низведена до дна, но именно от него удобнее оттолкнуться, чтобы всплыть». Или: «Страна не погибла, а только ослабла после длительной, мучительной, но вместе с тем, столь полезной для неё хирургии». Вот такой суровый оптимизм, абсолютно не трафаретный.
Строгую оценку ставит Александр Нотин «болотному» протестному движению. Кажется, его первоначальные прогнозы по этой части сбылись. Хаотический протест обернулся опереточным самолюбованием оппозиционеров.
Кстати, сегодня многие говорят о православном факторе в политике, о котором несколько лет назад Нотин возвещал почти в одиночестве. Только комментаторы то и дело морщат нос: дескать, власть, промотав доверие общества, принялась спекулировать на вечных ценностях. Власть самозвано хочет стать сакральной. Политолог Виктор Гущин (кстати, коллега Нотина по давней работе в журнале «Проблемы мира и социализма») вообще прогнозирует выдвижение представителя духовенства в президенты России. Дескать, другие силы давно себя дискредитировали… Нотин ставит вопрос иначе. Церковь – это и клир, и мир. Не нужно опошлять жизнь духа человеческого суетными политтехнологиями. Вера – это не инструмент для чьих-либо спекуляций, слишком великая это сила, играть с ней невозможно. Она – не средство, а цель и суть. Трудно высказать эти мысли доходчиво и нелукаво. Нотину нередко это удаётся. Подчас он патетичен, иногда говорит афоризмами, нередко прибегает к шутке или сарказму. То есть, перед нами не диссертация, а эмоциональные размышления, в которых немало борьбы с самим собой.
Осознает ли Русь православная себя «народом Божьим», готовым взять на себя ответственность за будущее страны? Никто не знает будущего, оно – тайна тайн. Одно ясно: сегодня Александр Нотин пытается пробудить сонливых. Он убеждён: закалённый народ, осознавший себя «сынами Божьими», непобедим. И нет ничего сильнее идеи, время которой уже наступило…
Арсений Александров
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.