Дорогие братья и сестры!
В канун Светлого Христова Воскресения в рамках образовательной системы «Русская Классическая Школа» вышел из печати учебно-методический комплект «Азбука церковнославянская», предназначенный для обучения церковнославянской грамоте детей от восьми лет.
Учебно-методический комплект включает «Азбуку церковнославянскую» и прописи «Церковнославянский письменник» для детей, методическое пособие с рекомендациями для педагогов и подробными разработками уроков, а также видеозаписи 15-ти из них. Программа рассчитана на один учебный год, по одному занятию в неделю.
Будучи хорошо знакомы с многовековой традицией овладения языком церкви, мы не могли сегодня механически скопировать созданные до Октябрьской революции учебники, учебные пособия и методические приемы. Раньше церковнославянский язык дети постигали в храме, на Богослужении и, в прямом смысле сло́ва, напитывались им. Азбука, Псалтирь, Часослов представляли графическое изображение известного ранее, при обучении происходило сопоставление звучащего и зрительного текстов, что рождало грамотность.
Исходя из современных реалий, из отсутствия, как правило, подобной «наслышанности» Богослужения курс обучения церковнославянской азбуке выстроен таким образом, что дети осваивают ее через сопоставление с русской, обнаруживают особенности церковнославянского языка и активно их усваивают.
Первыми единицами языка, с которыми дети встречаются в Азбуке церковнославянской, являются предложения – изречения из Священного Писания, богослужебных книг, Молитвослова, на основе которых в течение десяти первых уроков постигается состав церковнославянского алфавита, осуществляется последовательное введение детей в понятия церковнославянского языка, необходимые для формирования первоначальных навыков чтения церковнославянских текстов.
Круг основных языковых явлений, тем, понятий, которыми дети должны овладеть при работе по «Азбуке церковнославянской» к концу первого года обучения, включает надстрочные знаки, слова под титлами, буквенную цифирь, чередования согласных, звательный падеж имен существительных, некоторые формы прилагательных, местоимений и глаголов, числительные, союзы. Эти темы поданы не в систематическом порядке, а по мере их «предъявления» самим текстом. На последующих уроках происходит их отработка, что позволяет активизировать долговременную память ребенка и сформировать прочные навыки. Но всё же основная филологическая составляющая преподавания по Азбуке церковнославянской – лексика, способность детей увидеть за прочитанным словом смысл, его оттенки.
Содержание Азбуки позволяет детям приобрести первый опыт богословия через возвышенное, глубоко нравственное и эстетическое наполнение всей книги. Целостному восприятию данного содержания способствуют структура Азбуки, принципы отбора материала, его группировки и художественное оформление.
На каждую букву отводится два разворота – 4 страницы:
1-я страница:
- Изречение, начинающееся на букву, которой посвящен урок.
- Изречения на отдельную тему, молитвы, заповеди, притчи.
2-я страница:
- Слова на изучаемую букву.
3-я страница:
- Слова под титлами;
- Христианские канонические имена.
4-я страница:
- Цифирь.
Композиция «Азбуки церковнославянской» и принципы отбора сюжетов для иллюстративного оформления обоснованы связью материалов для чтения и обсуждения с именами букв кириллицы. Общий контекст каждого урока определяется именем буквы и первым изречением, с которого начинается каждый раздел Азбуки.
Кроме «Азбуки церковнославянской» и методического пособия для педагога, в учебно-методический комплект входит рабочая тетрадь для детей «Церковнославянский письменник», часть 1. Уже благодаря названию письменник – «книжник, писец», дети смогут почувствовать себя причастными к великому письменному труду предков. Тетрадь предназначена для обучения письму церковнославянских букв. Письмо соответствует принципам, заложенным в старинных методиках обучения каллиграфии по графической сетке и обучения письму церковнославянских букв по клеткам. Разлиновки, определяющие высоту и ширину букв, позволяют добиться соразмерности и четкости их начертаний.
Церковнославянский язык как язык Церкви призван развивать высшие духовные потребности человека. Осмысленное и сердечно воспринятое через церковнославянский язык постижение христианских традиций и реалий открывает детям возможность для понимания святоотеческого наследия, что в совокупности делает личность ребенка субъектом и носителем православной культуры, достойным гражданином своего Отечества и верным чадом Православной Церкви.
Переправа
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.