Очередной вечер культурно-просветительского цикла «Возвращение на Родину» был приурочен к дате 560-летию падения Константинополя.
«Этот вечер будет Царским. – приветствовала собравшихся устроительница цикла «Возвращение на Родину» Елена Владимировна Мкртчян. - И не только потому, что почти все наши государи были убиты в марте, и не только потому, что недавно мы отмечали праздник Федоровской иконы Божией Матери, которой 27 февраля 1613 года был благословлен на царство Михаил Федорович Романов, но прежде всего потому, что наш вечер - о будущем России, о том, каким будет Третий Рим.
Первый помазанник на Руси, великий государь Иван Васильевич умер, отравленный, в марте. Великие императоры Павел Петрович и Александр II были убиты в марте. Сын Александра II, будущий великий император Александр III уже на панихиде своего отца получил предупреждение от убийц, и действительно, будучи от Бога богатырем, совершенно здоровым человеком, не дожил даже до 49 лет. Наконец, в марте предательством епископата и генералитета была сокрушена Великая Русская Империя, уничтожена Русская монархия. Спустя 36 лет, снова в марте, умер человек, который делал попытки восстановить Русскую империю, - Иосиф Виссарионович Сталин.
Есть уникальный кинодокумент, и мы его с вами на одном из вечеров видели, – интронизация патриарха Алексия I Симанского. На ней присутствовали почти все православные патриархи мира: они приехали для того, чтобы признать вселенскую власть русского патриарха.
На нашем вечере мы будем вспоминать таинственные часы русской истории, вспомним и о том, как 20 февраля 1878 года в селе Санстефано, в 12 километрах от Константинополя, стоял легендарный непобедимый генерал Михаил Дмитриевич Скобелев. Мы попробуем понять, какова причина того, что Константинополь, вопреки близости чуда, всё же остался Стамбулом. Будем размышлять, как Чингисхан из никому не ведомой голой степи за 30 лет создал величайшую непобедимую империю, продержавшуюся почти 250 лет. Византийская же империя простояла 1120! Почему же она так и не восстановилась? Нет Сербии, которая входила в состав Византийской империи, нет нашей былой страны, великой России, одной шестой части Земли, которая была завещана нам Богом, которая через Палеологов - Софью Палеолог и государя-императора Иоанна Васильевича - стала прямым наследником Византийской империи. Задумаемся, как и чем сегодня живет русский человек, пребывая по ту сторону этого зала, этого малого «ковчега спасения», в перевернутом апостасийном мире. Как сохранить свою историю? Если хоть один из вас после этого вечера, придя домой, расскажет своим детям, своим внукам, что Третий Рим – это правда, что Россия не погибла, расскажет о том великом будущем, которое ждет Россию, - я буду счастлива.
А теперь я передаю слово героям нашего вечера, а ими сегодня стали выдающиеся мыслители нашего времени: Владимир Игоревич Карпец, Анатолий Дмитриевич Степанов, Алексей Валерьевич Артемьев».
Владимир Игоревич Карпец, писатель, мыслитель, философ, крупнейший специалист по международному праву:
«Основной идеей Византийской империи была идея единства Церкви и царской власти. Особенно характерно представил византийское учение о необходимости этого сакрального единства Константинопольский патриарх Антоний. В своем послании от 1393 года к московскому великому князю Василию Дмитриевичу он писал: «Мы имеем церковь, а царя не имеем и знать не хотим. Это нехорошо. Святой царь занимает высокое место в церкви, он - не то, что другие местные князья и государи. Цари в начале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной; цари собирали вселенские соборы; они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и о благоустройстве христианской жизни; много подвизались против ересей. За все это они имеют великую честь и занимают высокое место в церкви. И если, по Божию попущению, язычники окружили владения и земли царя, все же до настоящего дня царь получает то же самое поставление от церкви, по тому же чину и с теми же молитвами помазуется великим миром и поставляется царем и самодержцем Ромеев, т.е. всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей или местных властителей. Невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя. Ибо царство и церковь находятся в тесном союзе и невозможно отделить их друг от друга. Послушай верховного апостола Петра, говорящего в первом соборном послании: "Бога бойтесь, царя чтите". Не сказал "царей", чтобы кто не стал подразумевать именующихся царями у разных народов, но "царя", указывая на то, что один только царь во вселенной».
Таким образом, по этой теории, судьбы Церкви и православия теснейшим образом связывались с политическими судьбами империи и положением ее императоров. Более того, становится очевидным, что всякие попытки созвать сегодня так называемый «Вселенский собор» являются недействительными, ибо его вправе собрать только православный император, или царь. В связи с чем всякий Собор, созванный не императором, оказывается Собором разбойничьим.
Церковь учит, что царская власть есть «держай ныне», стоящий на страже грядущего антихриста. Известный русский философ Павел Флоренский придавал даже этому тезису догматическое значение. В международно-правовом аспекте это связано с тем, что власть сильных римлян, как писал Иоанн Златоуст, не дает объединить человечество вокруг Иерусалима, где антихрист должен воссесть яко Бог. В любом случае надо иметь в виду, что антология Церкви и антология государства есть антология единая, и всякие попытки разорвать Церковь и государство – великое преступление против Бога и причина многих прельщений.
В 1551 году Стоглавый собор, созванный Иоанном Грозным, запечатлел важные решения для поместной русской Церкви. Первый христианский император рассматривался не только как первый епископ, но и как Богом поставленный «общий епископ» (по выражению Евсевия). Сегодня об этом забывают, придерживаясь позиции так называемой «христианской демократии», иногда апеллируют к первым христианам. Но дело в том, что эта апелляция абсолютно неправомерна лишь потому, что для того, чтобы говорить о первом христианстве, нужно самому соблюдать христианские заповеди, а именно: девство, нестяжание, непрестанную молитву. Для этого сегодня есть иноческая жизнь, которая является образцом для мирских людей, но говорить о христианской демократии без царя абсолютно невозможно. Пусть наши «христианские демократы» откажутся от своего имущества, тогда мы, может быть, с ними и поговорим! Да, у нас есть одна-единственная христианская республика – это святой Афон, и иного аналогичного примера подобного социально-духовного устроения нет и быть не может.
Иногда в оправдание идеи «христианской демократии» приводят пример теократии Книги судей и Книги царств, где действительно прослеживается негативное отношение к монархии. Но дело в том, что Ветхий завет и история израильского народа для нас закончились тогда, когда началась новая эра, и сейчас мы живем в новом веке, во времена Нового завета, следовательно, апеллировать к ветхозаветным ценностям не имеем никакого права. Апелляция к Книге судей – это чисто протестантская идея, иногда встречающаяся в католицизме.
Нужно сказать, что отступление от идеи православного царства началась у нас задолго до рокового февраля 1917 г., а именно во времена церковного раскола, который происходил под ложной идеей о том, что священство выше царства. Причем первым ударом, который был нанесен по идее православного царства, был переход на так называемое пятипросфорье, то есть прекращение поминовения царя и царствующего дома на проскомидии. В связи с этим, кстати, петербургский священник Роман Зеленский говорит, что в результате отказа от семипросфорья и поминовения царствующего дома на литургии произошла «мистическая революция на дискосе». Можно спорить, почему это произошло. Формальное объяснение - заимствование греческого чина пятипросфорья, появившегося вследствие исчезновения императора в Константинополе. Но надо учитывать, что идеологами этих реформ были прямые католики, в иных случаях - прямые иезуиты, поэтому одними формальными объяснениями не отделаться.
Не зря знаменитый славянофил Иван Сергеевич Аксаков говорил о том, что революционные идеи – это христианство без Бога. Тем не менее, несмотря на разрушительные «литургические реформы», Церковь все же продолжала поминовение Императора и Царского дома на ектеньях и на великом входе. Интересно, что когда террориста Сергея Нечаева спросили: «В случае победы революции в России, сколько Романовых надо будет убить?», он ответил: «Всю великую ектенью». В.Ленин находил эти слова своего предшественника, которого весьма почитал, гениальными.
Во время революции 1905-1907 гг. священноначалие стало самостоятельно менять литургические тексты, все более ограничивая поминовение царственного дома и преувеличивая титулование архиереев. Таким образом, действия самого синода сделали революцию необратимой, - об этом часто забывают.
В завершении своего выступления хочу сказать о событии нашего времени, которое, на мой взгляд, является знаковым и вселяющим оптимизм в наши израненные души.
После падения Константинополя главным православным храмом Третьего Рима, как известно, стал Успенский Собор московского Кремля. Так вот, 12 января 2013 года, в день памяти митрополита московского Макария, иже при царе благоверном Иоанне Грозном, произошло великое историческое событие, которое имеет прямое отношение к «возвращению на Родину» - возвращению России к ее исторической памяти и единству: 12 января 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Успенском соборе богослужение по древнему дораскольному чину. Это произошло впервые за последние триста с лишним лет!»
Алексей Валерьевич Артемьев, русский художник-монументалист, иконописец, искусствовед, автор перевода «Слова о полку Игореве»:
«Обычно принято говорить о том, почему погибла Византийская империя. Но намного интереснее вопрос, которым задаются многие византологи, - как она могла просуществовать так долго, 1120 лет? Ее местоположение было таково, что, как говорили византийские писатели, ей «спиной некуда было прислониться», она была окружена врагами со всех сторон – персами, арабами, славянами, латинянами, турками и др.
Византия возникла фактически в бассейне Эгейского моря из греческой культуры, и эта разница между «латинским миром» и «греческим миром» была огромной. Греки никогда никого не завоевывали, для греков война была сродни Олимпийским играм: они больше играли в войну, нежели стремились к какому-то захвату. Александр Македонский – единственное исключение: он пролетел от Греции до Индии, но после его смерти созданная им Империя моментально распалась. Римляне же, будучи диким племенем, работали грубо, последовательно захватывали мир, были упорны и логичны в целях. Вся римская культура заимствована у греков. Но что создали римляне, так это государство и право. Новая римская столица - Константинополь - стала столицей с новой для Рима культурой, с культурой скорее греческой, чем латинской. Постепенно язык в Новом Риме становился греческим. Удивительным образом слились римская и греческая культуры: римская государственность, восточно-христианская религия и симфония Церкви и государства. Это был мощный сплав многих факторов, который и создал великую империю, просуществовавшую больше тысячи лет. Если мы посмотрим на историю, то увидим, что Византия никогда никого не завоевывала, она только оборонялась и стремилась сохранить территорию Римской империи. Византия была удивительным образом открыта и свободна. Все варварские народы, как их тогда называли, могли стать жителями Империи. Греки, славяне, персы, евреи, турки, сирийцы и многие- многие другие народы получали гражданство, были совершенно очарованы этой удивительной культурой, устройством жизни и, так сказать, постепенно огречивались.
С нашей точки зрения, изучение Византии сегодня только начинается. Дореволюционные труды не дают верного представления о Византии, а порой вовсе искажают истину.
Несомненно, здесь будет много говориться о концепции «трех Римов». С нашей точки зрения, Первый Рим – это Рождество Христово. Это земная жизнь Спасителя, распятие и воскресение, фактически - Евангелие. Второй Рим – это христианское государство: Церковь, православная культура, утверждение и торжество православия. И что же такое Третий Рим? Третий Рим – это идея. Пока это только упование на то, что Москва, или Русь, будут Третьим Римом. Но если старцем Филофеем сказано, что «Москва – Третий Рим, а четвертому не быть», значит, Третий Рим – это финал. Миссия Первого Рима – Евангелие, миссия Второго Рима – Церковь, миссия Третьего Рима – второе пришествие Христа.
Наши предки воспринимали историю целостно - у нее было начало и был конец. Для древних не существовало ни прошлого, ни будущего: история начиналась от сотворения мира и кончалась вторым пришествием. По пророчествам пророка Даниила, было четыре царства. У Андрея Рублева эту концепцию можно увидеть на фреске «Страшный суд», где изображен круг, внутри которого находятся четыре зверя, то есть четыре царства: вавилонское, македонское, римское и царство антихриста. То есть римское царство – это царство, предшествующее царству антихриста. Значит, как только падет римское царство, начинается царство антихриста. Это конец истории или, точнее сказать, начало конца. «Римское царство» пало в 1918 году с гибелью последнего императора православной империи – но началось ли царство антихриста? Началась борьба. Сталин, я так думаю, знал он это, или это была интуиция великого политика, пытался восстановить именно Римскую империю, созвать Вселенский собор и т.п. Не получилось. Не дали. И вот сейчас мы находимся на самой границе, на передовой этой борьбы. И нужно понимать, что Римская империя еще не погибла, как идея она еще живет. Но эта чудовищная схватка за сохранение Римской империи – это и есть Византия.
У каждой эпохи есть свой призрак антихриста: Навуходоносор, Наполеон, Гитлер, Ленин, Горбачев… Русский народ постоянно жил ожиданием конца света, это отражено во всей нашей культуре. И высший смысл происходящего сегодня заключается в том, что мы, уподобляясь иноверцам и самим противникам православия, начинаем ждать пришествия антихриста вместо того, чтобы ожидать Второго пришествия Христа...»
Евгений Григорьевич Адрющенко, ученый, социолог:
«Можно процитировать два известных вопроса из художественной литературы: «Что ему Гекуба?». Что вам Константинополь? И второй – «что делать?». После войны чешский ученый по фамилии Грозный нашел таблички хеттов, которые явились доказательством того, что на территории нынешней Турции, Израиля, Сирии полторы тысячи лет находилось государство хеттов. Это были не монголы, не семиты, не тюрки, это были арии. Так что Гекуба имеет к нам прямое отношение. Это культура, которая создана эллинами, ушедшими с нашей территории и оставшимися в лице пеласгов на территории Турции, в лице этрусков на территории Рима. Этому есть доказательства и в Библии. Вспомните: Авраам хоронит Сарру, то просит разрешения ее похоронить у хеттов, следовательно, исторически это была территория хеттов.
Второй вопрос - а что делать? Христос неслучайно изгнал менял из Храма. Ведь причина не в конкретном народе, но в растворщиках. В связи с событиями в России посмотрим, что происходило в Константинополе. В 1877-1878 годы белый генерал Скобелев подошел к Константинополю, но был вынужден отступить. Еще раньше, в войне 1807 года, адмирал Всеславин блистательно закрыл дорогу в Константинополь туркам. То есть Россия всегда легко могла взять эту территорию, но всегда ее теряла из-за предателей».
Арсений Александрович Замостьянов, редактор портала «Переправа»:
«Я обращу ваше внимание на красноречивый и о многом говорящий факт: в течение длительного времени Османская империя, Порто, Турция была ослабевшей державой. Но в то же время этот клочок земли вокруг Константинополя до сих пор остается турецким. Несколько раз, буквально в одном-двух переходах от русской армии находился Царьград, но ни разу не был спасен по различным причинам. Это, думается, тайная политическая стратегия: есть осознанное противодействие людей, которые прекрасно понимают символический, глубинный смысл преемственности православной империи. Поэтому Константинополь остается в турецких руках. Здесь можно говорить о великом противостоянии, в котором главные сражения нам еще только предстоят».
Ольга Николаевна Четверикова, кандидат исторических наук, доцент МГИМО:
«Не враг силен, а мы слабы. Для нас сегодня очень важна идея преемственности истории. Все, что сегодня с нами происходит, происходит нам в наущение. Господь учит нас быть рассудительными и наблюдательными. Все, что связано с Византией, сегодня крайне актуально. В первую очередь, история Византии показала, что нельзя играть с верой. Враг православия знает, что нас силой не взять, внешняя сила православных только укрепляет. Именно поэтому была разработана тактика подрыва православия изнутри.
Сегодня мы находимся на такой стадии духовной борьбы за жизнь России, что враг начинает использовать самые изощренные, самые коварные методы борьбы.
Сейчас папой римским стал иезуит. Обратите внимание - что такое иезуитизм? Это страшный враг православия, концентрация всего грешного, что только может быть в католицизме, а именно: ересь папизма в ее наиболее яркой форме и фарисейство, то есть приспособленческая мораль, которая позволяет любое доктринальное, нравственное учение трактовать таким образом, как это выгодно в том или ином случае. По этому поводу замечательно сказал Самарин: «Иезуиты совершили роковую сделку - унию между истиной и ложью, между добром и злом, но сделали это под прикрытием нравственных лозунгов». Таким образом, с интронизацией нового папы-иезуита католический престол будет применять иезуитские принципы открыто.
События современной истории учат нас быть трезвыми и отличать истину от лжи. Руководство католической церкви давным-давно предало Христа, и любое сближение с ними обернется для нас трагедией. Мы не должны играть в их игры. Наша главная задача – всеми силами хранить православную веру».
Отец Владимир Соколов, иерей храма Девяти мучеников Кизических:
«На сегодняшнем вечере я испытал сердечную боль. И это скорбь не столько по Византии, сколько по Российской империи. Каков источник этой душевной боли? Ведь если что-то болит, то оно болит только в живом организме, в мертвом не болит ничего. Церковь – это целостный организм, в котором царь является епископом, он входит царскими вратами, он причащается в алтаре, он служит Богу в культуре, он охраняет земную жизнь Богом вверенного ему народа. Христос говорит: «Я посылаю вас, как овец среди волков». Кто же будет охранять овец от волков? Вот этот внешний епископ и назначен охранять. И когда эту заповеданную Богом систему мирского устроения жизни ломают, тогда рождается сердечная боль. Константинополь нам не отдают потому, что он есть некий символ полноты земной жизни, символ симфонии власти. Константинополь - это знамя мудрости Божией, поднятое над землей. Когда слова, заповеданные нам Богом, овладеют нашим сердцем, когда мы станем совсем другими и когда мы обновимся, тогда уже не будет стоять вопрос, как и чем жить, ибо мы будем жить под покровом благодати и Божиего заступничества».
Анатолий Дмитриевич Степанов, глава «Русской народной линии»:
«Падение второго Рима – одно из ключевых событий мировой истории, к которому мы обречены возвращаться снова и снова и, в первую очередь, для того, чтобы понять духовную составляющую жизни Третьего Рима, России. Некоторое время назад вышел фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Византийский урок». Это очень хороший фильм с очень точным названием. Действительно, самое главное сегодня – это именно извлечь урок, попытаться понять духовный смысл трагедии падения великой Византии, провести параллель с нашей историей, как сегодня уже многими выступающими было отмечено. Ключевой момент в осмыслении духовной и исторической преемственности двух Римов был высказан духоносным русским старцем Филофеем, который сказал: «Два Рима в ересях падоша…».
Падение Константинополя предваряла инициатива решить духовную проблему политическим путем. Предшествующий императору Константину император Иоанн попытался заключить договор с Западной Европой в обмен на военную помощь Константинополю. Ватикан, естественно, выставил свои требования, а именно - духовное подчинение. И вот на стыке политических интересов Ватикана и Константинополя состоялся Ферраро-Флорентийский Собор, который, собственно, и положил начало падению Константинополя.
Сегодня очень важно обратить внимание на то, как в этой истории действовали два человека, два правителя: византийский император Иоанн и русский князь Василий Темный. Это два противоположных алгоритма действия, два разных понимания духовной подоплеки одного политического события. Никто не будет спорить, что император Иоанн был блестящий государь, очень много внесший в развитие Византийской империи, но в роковой исторический момент решение действовать политическими методами в ущерб духовным интересам империи оказалось для Византии погибельным. На неугодность Богу этого деяния указывало всё! Собор проходил под аккомпанемент явных Божиих знаков. В Феррари, где собрались участники, началась чума. Было принято решение довести дело до конца, и иерархи переехали во Флоренцию. Там умирает Константинопольский патриарх, но и это не остановило организаторов Собора. В итоге флорентийская уния была принята практически единогласно. «За» проголосовали все, кроме грузинского патриархата и одного-единственного епископа, святителя Марка Эфесского.
Среди участников Собора был и русский митрополит Исидор, грек по происхождению, образованнейший человек, который, надо сказать, был одним из наиболее активных зачинателей злосчастного Собора. В России он известен тем, что на литургии начал поминать папу римского, получил даже титул кардинала. После таких смелых действий Василий Васильевич два дня размышлял, после чего взял и заключил его в темницу. Действия русского князя в данном случае оправданы не политическими мотивами, ведь после такого решения возник явный конфликт с Западом, с константинопольским патриархом и другими православными патриархами. Но, несмотря ни на что, это решение было правильным, принятым в интересах России, ибо привело к тому, что на престол взошел новый митрополит, глава Церкви, который отстаивал взгляды православной России и не шел на компромиссы с Западом. Это отступление фактически привело к торжеству православия на Руси. Был сделан первый шаг к тому, чтобы русская Церковь обрела самостоятельность.
Так вот, этот разный алгоритм действий Византийского императора и русского князя, этот промыслительный исторический поворот мировой истории и был первый шаг к появлению такого явления, как Третий Рим.
Во всем этом несложно узреть параллель с современной политической ситуацией в мире. Сегодня слишком часто говорят о том, что России в условиях наступления исламизма, в условиях агрессивного содомского интернационала нужно начинать объединение с «консервативными силами» Запада, в первую очередь, с католиками. То есть нам, как и императору Иоанну, предлагают идти на духовные уступки.
Сегодня единственно верным алгоритмом поведения для России может быть путь, завещанный нам великим князем земли Русской Василием Васильевичем, который в жесткой борьбе с политическими противниками, ослепленный ими и претерпевший великие мучения, отстоял независимость России и вырастил великого сына Иоанна III Васильевича, известного как Иван Великий. Последнему суждено было совершить два судьбоносных для России подвига - освободить Русь от татарского ига и положить начало объединению Великого государства Российского. Иван III Васильевич заявил о том, что Византийская империя не пала и Второй Рим не умер, но Третий Рим его приемник. Благодаря бескомпромиссности великого князя московского в вопросах духовного порядка, на окраинах византийского мира поднялась златоглавая Москва, которая унаследовала призвание быть хранительницей православной веры во всем мире.
Бескомпромиссное отношение к Ватикану унаследовал и Иоанн Васильевич Грозный, который прогнал иезуита Антонио Поссевино из Москвы.
В имперский период, к сожалению, произошел отход от этой благочестивой государственнической традиции русских царей. Мы помним, как во времена правления Николая Павловича был заключен конкордат с Ватиканом, который завершился тем, что католические страны выступили в поход на Россию и завязалась Крымская война.
Вся наша история говорит о том, что судьба России зависит от политической власти, а именно от того, насколько она, эта власть, понимает смысл духовного служения России, насколько постигает глубину этого служения, насколько ощущает мессианское предназначение России как проповедницы православия в мире, насколько сознает то, что Россия – Третий Рим.
Сегодня самое важное для нас – это не потерять ощущение исторической преемственности. Нужно собирать Россию на всех ее фронтах. Нарочитое подчеркивание исторической преемственности России Советской с Россией дореволюционной, ощущение единства русской жизни – это то, к чему мы в первую очередь должны сегодня стремиться. Нам навязывается идея о катастрофичности русской истории. Это не так! Мы должны уметь парировать, отстаивать промыслительную сущность нашей истории, которая послана нам Богом именно в том виде, в котором мы ее имеем, нравится нам эта история или нет. Судьба России столь же противоречива и непостижима, как сам промысел Бога о нашем спасении.
В завершении хочу вспомнить один очень знаковый для византийских событий факт, который свидетельствует о том, что причины гибели Византийской империи, конечно же, мистические. 1453 год - год падения Константинополя. Но была еще одна дата, которую обсуждали в христианском мире как эсхатологическую. 1492 год – семь тысяч лет от сотворения мира. На следующий, 93-й, год Церковь не составляла пасхалию! Да, все ждали конца! Относительно этого существовало огромное количество пророчеств святых отцов. Весь православный мир ждал конца этого мира, ждал второго пришествия Христа.
Между тем посмотрите, что происходило на Западе. Одновременно с падением Константинополя на Западе начинается эпоха Возрождения. Это очень важный и очень показательный момент. Становится совершенно очевидно, что уже тогда мы шли диаметрально противоположными путями, мы были двумя несоприкасающимися мирами с совершенно различными ощущениями жизни. И вот, когда восточным христианам становится ясно, что Господь смиловался над человечеством и конец света не наступил, вот тогда-то и появляется пророчество и сама мессианская идея о Третьем Риме! Именно тогда рождается Москва! Не географическое наименование, но мистическая Москва – Третий Рим. В свете этого становится понятным промысел Божий о граде Константинополе, который так и не был взят русскими. С появлением Москвы судьбы мира оказались изменены, а Константинополь стал просто археологией, артефактом, руинами.
Сердце православного мира - в России. И жизнь продолжается!».
Мария Мономенова
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.