Фото с сайта www.iosif-vm.ru
История
Наш святой Иосиф Волоцкий основал Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь в 1479 году. Преподобный был одним из самых образованных людей своего времени, писателем-богословом и ревнителем православной веры. На момент основания монастыря ему было почти сорок лет. Родился он недалеко от Волоколамска, в деревне Язвищи. В двадцать лет принял постриг и долго жил в обители своего наставника - Пафнутия Боровского. А когда тот скончался, вместе с несколькими старцами решил вернуться на родину. Там в лесу, он случайно (или Божьим промыслом?) обрел расчищенную ураганом поляну, где позже и появился монастырь со строгим уставом.
Эта обитель стала одним из важнейших на Руси центров знания. Усилиями иноков была собрана богатейшая библиотека, огромное количество книг было переписано, а сам преподобный Иосиф создал первый свод православного богословия «Просветитель». Также он заботился о стариках и детях, помогал крестьянам из окрестных деревень - приобретал для них скот, семена... Пытался регулировать цены на хлеб, а в неурожайные годы открыл при монастыре своего рода столовую, которая могла накормить до 700 человек в день!
В Иосифо-Волоцкий монастырь ходили на молитву не только простые прихожане, но даже бояре и цари. Бывало, сюда, по старой традиции, ссылали опальных деятелей – например, митрополита Московского Даниила, Василия Шуйского… Также в стенах монастыря нередко содержали военнопленных - в начале XVII века - поляков, а после Отчественной войны 1812 года - французов. Здесь были погребены Малюта Скуратов (хотя надгробие не сохранилось, что оставляет место для других версий о захоронении ближайшего сподвижника Ивана Грозного), а также мать Натальи Гончаровой - супруги А.С. Пушкина.
После революции 1917 года Иосифо-Волоцкий монастырь закрыли, а в его помещениях разместили, как это нередко бывало, детский дом. Успенский собор превратили в кинозал, завесив иконостас экраном. Лишь в 1989 году весь ансамбль был возвращен Русской Православной Церкви.
День нынешний
По сей день Иосифо-Волоцкий монастырь - один из красивейших архитектурных комплексов не только Подмосковья, но и, наверное, всей России. Богоявленская церковь начала XVI века, сводчатые палаты, мощные башни с уникальными «вытянутыми» шатрами, «павлинье око» изразцов Успенского собора работы знаменитого мастера Степана с «нецерковной» фамилией Полубес, интерьерные росписи палехских иконописцев… Все это делает монастырь прекрасным, немного сказочным и одновременно невероятно благодатным местом, где сам собой возвращаешься к своим истокам.
Обязательно стоит остановиться на шоссе, взглянуть на монастырь с другого берега озера. Над его ровной гладью, словно поднимающиеся прямо из воды, встают белоснежные стены, островерхие башни и золотоглавые церкви. Таких захватывающих дух видов, такой неописуемой словами гармонии природного и рукотворного, к сожалению, немного осталось уже в средней полосе Европейской России, тем более – в Подмосковье. Тем ценнее будет задержаться здесь на некоторое время – его от этого не убудет, а унести с собой в памяти эту восхитительную панораму древнего монастыря на берегу озера захочется, наверное, каждому побывавшему в этих краях. В конце концов, если и есть в России места, где любовь к Родине готова зародиться даже в самом равнодушном сердце – то вот одно из них, в 25 километрах от Волоколамска.
Немного о грустном. До 1941 года монастырский ансамбль украшала высоченная, в полтора раза выше собора колокольня. Она пала жертвой Великой Отечественной войны. Не стало не просто старинного памятника – исчезла связующая вертикаль, вокруг которой, как вокруг оси, обращалась не только сама обитель, но и ее окрестности. Отсюда, с другого берега озера, самое время и место представить, как оно было, посожалеть об утраченном и порадоваться о сохраненном.
В стенах монастыря все располагает к созерцанию и размышлению… К мыслям о том, что красота – она либо одухотворена, либо она не красота вовсе. О том, на каких столпах стояла и стоит русская история, русская культура. О своих корнях, о которых не стоит забывать никогда, ибо дерево, лишенное корней, превращается в перекати-поле, а у модного слова «космополитизм» есть хороший русский синоним «без рода и отечества». И конечно, обязательно нужно почтить память Иосифа Волоцкого – выдающегося (это нужно признать даже вне зависимости от вашего вероисповедания!) человека, просветителя и помощника нуждающимся, имя которого незаслуженно исчезло в наши дни из плеяды лучших людей Отечества.
Наталья и Григорий Емельяновы
Метки к статье:
Автор материала: