Игумен Сергий (Рыбко) http://musforest.ru
Когда-то в одной из книжных лавок Питера мне попалась тонкая брошюра Архимандрита Лазаря «Новые дороги в ад». В ней говорилось о том, что современная музыка – прямая дорога в преисподнюю, и ничего стоящего в ней нет и быть не может.
Тогда мне было всего 17 лет, и книжка эта повергла меня в шок. Мне, как человеку невоцерковленному, но воспитанному в интеллигентной семье, глубоко уважающей чувства верующих, такое чудовищное неуважение к моим убеждениям и вкусам со стороны некоего Архимандрита показалось чудовищным. Я тогда наивно полагал, что тот, кого называют таким сложным и таинственным словом как «Архимандрит» не может себе позволить писать, например, такое:
… примечательно, что все производители рок-н-ролла являются членами Сатанинской церкви.
Я не могу припомнить ни одного знакомого, кто был тогда близок к церкви, и не могу припомнить никого, кто не слушал ту самую «сатанинскую музыку», о которой писал Арх. Лазарь. Эта книжка не вызвала у нас смех. Я помню то детское ощущение личного оскорбления и желание написать свою тонкую брошюрку.
Потом было много лет учебы, работы, кризисов, светлых переживаний и путешествий. Я не окрестился в православие (чем не горжусь и о чем не жалею), но уважения к нему не потерял. Я нашел то, что мы называем святостью, где-то далеко от МКАДа, в полузаброшенных деревнях, где люди молятся в неотапливаемой церкви, собираются вместе у огня свечей. Те батюшки, которых я видел там, вызывали во мне беспредельное уважение.
После того, как в Храме Спасителя случилось то, что случилось, меня неприятно поразило, с какой яростью одни накинулись на религию, а другие – на современную культуру.
Дело в том, что недооценивать значимость столь популярной формы искусства, свести всё ее многообразие к банальным утверждениям о ее пагубности не просто глупо, но опасно. Глупо говорить о том, что вся современная музыка сводится только к эпатажу и пошлости, продемонстрированному группой глупых девочек в главном храме страны. Современная культура многогранна и имеет глубокие корни и своих выдающихся музыкантов, мыслителей, которые никакого отношения не имеют к эпатажной деятельности нынешних подсудимых.
К тому же, практически никто не удосужился копнуть глубже в историю «рок-музыки», чтобы понять ее христианские корни. Если этого не желает сделать образованный, умудренный опытом богослов, то что можно требовать от малолетних, глупых девочек?
Как известно, так называемый «рок’н ролл» вышел из блюза, который в свою очередь появился на стыке нескольких течений в народной афро-американской музыке, среди которых был Спиричуэлс. В Спиричуэлс сочетались евангельские гимны и народные напевы.
Народная музыка подкупает своей простотой и непосредственностью в общении человека с Богом. Внимательно взглянув в тексты народных афро-американских песен, мы найдем в них какое-то совершенно девственное, местами даже панибратское отношение к наместнику Бога на Земле:
Well, I want Jesus
Whilst walk with meэ
Yes, I want Jesus
Walk with me
Whilst I'm on this tedious journey
Yes, I want Jesus
Just to walk with me
Ну, я хочу, чтобы Иисус
Шел рядом со мной
Да, я хочу, чтобы Иисус
Шел со мной рядом
Пока я иду по этому длинному пути
Я хочу, чтобы Иисус
Просто шел со мной рядом
«I want Jesus to walk with me» - народная песня
«Стой! – скажут мне - но ведь блюз это далеко не только христианские песнопения, но и еще кое-что». Под «кое-что» здесь подразумевается вуду.
Да, в блюзе есть это смешение христианства и чего-то дикого, языческого. Но разве православие не вобрало в себя ничего от языческой Руси?
Может поэтому нет ничего удивительного в том, что западная музыка пришлась очень кстати в заснеженной России. Ложь и лицемерие настолько сильно контрастировали с открытостью и непосредственностью блюза, джаза, а тем более – панка, что молодое поколение в 70-х – 80-х годов ринулось навстречу западной музыке, широко раскрыв объятья.
Когда в 20-х годах XX века народная музыка вырвалась на свободу и получила огромную популярность по всей планете, христианские мотивы никуда из нее не исчезли. Известно огромное количество западных музыкантов, пришедших к христианству и активно его пропагандирующих, но речь в данной статье не о них. Нам нужно сказать о влиянии православия на «русский рок» и влиянии «русского рока» на православие.
Владимир Высоцкий не был представителем «рок-музыки», но его песни оказали на нее огромное влияние. В 70-е годы не было принято в открытую говорить о своей вере, но Владимир Семенович делал это запросто: «мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий» (Кони привередливые), «купола в России кроют чистым золотом/чтобы чаще Господь замечал» (Купола российские), «Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:/ Это Петр Святой - он апостол, а я – остолоп» (Райские яблоки). Огромный корпус психологически продуманных, проникновенных тематических песен сделан Высоцким по-актерски гениально, мастерски. Но православные мотивы чаще всего появляются в тех лирических песнях, где Высоцкий поет от себя самого, а не от лица персонажа. Это означает, что православие было органично его собственной натуре.
Александр Башлачев не был православным поэтом. Метафизика его поэзии находится на грани между православием и языческими русскими традициями, но к первому он изо всех сил стремился прорваться: «Как в глухом лесу плачет черный дрозд/Как присело солнце с пустым ведром./Русую косу правит Вечный пост./Храни нас, Господи, покуда не грянет Гром!» (Вечный пост), «Шаг из межи... Вкривь да врозь обретается верная стежка-дорожка./Сено в стогу. Вольный ветер на красных углях ворожит Рождество./Кровь на снегу - Земляника в январском лукошке. /Имя Имен... Сам Господь верит только в него. » (Имя имен).
Говорить о православии в поэзии Башлачева можно очень долго. Он был чуть ли не единственным по-настоящему сильным поэтом в среде рок-музыкантов конца 80-х годов, и единственным, кто смог увидеть связь новой музыки и православия, нового времени и вековых традиций. Уже начиная с текстов Александра Башлачева мы видим, как блюзовое «Я» превращается в православное «Мы». Его поэзия кровоточит искренностью. В ней – вечный поиск русским человеком Бога.
Бориса Гребенщикова знают как буддиста, но одним из самых любимых в народе альбомов до сих пор остается «Русский альбом», символично вышедший в свет вскоре после смерти Башлачева. Здесь просматривается интересная тенденция: как только человек обращается к исконно русской теме, поет о своей родине, в его творчестве неизбежно появляются православные мотивы: «Смотри, Господи:/ Крепость, и от крепости – страх/Мы, Господи, дети, у Тебя в руках,/ Научи нас видеть Тебя/За каждой бедой.../Прими, Господи, этот хлеб и вино,/Смотри, Господи - вот мы уходим на дно; Научи нас дышать под водой...» (Никита Рязанский), «Может Бог, а может просто эта ночь пахнет ладаном./А кругом высокий лес, тёмен и замшел./То ли это благодать, то ли это засада нам;/Весело наощупь, да сквозняк на душе. (Волки и вороны)
Православие Бориса Гребенщикова всегда носило несколько светский, интеллигентский характер, что не мудрено: группа Аквариум – исконно питерская, столичная группа. Православные мотивы приходили в творчество Гребенщикова задолго до русского альбома. Одна из самых глубоких христианских песен в «русском роке» принадлежит ему: «А мы все молчим, а мы все считаем и ждем,/А мы все поем о себе - о чем же нам петь еще?/Но словно бы что-то не так,/Словно бы блеклы цвета,/Словно бы нам опять не хватает Тебя... Серебро Господа моего.../Серебро Господа.../Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе?/Серебро Господа моего.../Серебро Господа.../Выше слов, выше звезд, Вровень с нашей тоской...» (Серебро Господа моего)
Александр Непомнящий – российский бард, глубоко верующий человек, которого знают и любят как в неформальных, так и в церковных кругах. Он был редким примером воцерковившегося музыканта, который продолжал выпускать пластинки и вести концертную деятельность. Удивительно, но именно Александру Непомнящему с его мастерской манерой использовать лево-радикальный язык с «правыми» смыслами, удалось органично привести к вере своим творчеством огромное количество молодежи, близкой к андеграунду. Когда в 2000 году Александр пришел к Русской Православной Церкви, вышел в свет один из самых лучших его альбомов «Поражение»: «Выше потолков/Бездомный плачет светлый дом наш/ Тишиной. И пpочтена скpижаль -/Печаль о том что мы когда-то были.../И не отданы долги,/И пеплом шапка в сере кpаж/День пpошел как не было.../Hе поговоpили...»
Петр Мамонов известен православным людям в первую очередь по роли святого старца в фильме «Остров», а не по группе «Звуки Му», которая гремела на всё советское и постсоветское пространство в начале 90-х годов. Впрочем, православным людям вряд ли будет интересно творчество Петра Мамонова до его духовного переворота. Трансформация из эпатирующего публику шута в глубоко верующего христианского проповедника только поначалу может показаться странной. Петр Мамонов в русском роке занимал нишу, свойственную больше всего для православной России. Его юродство начала 90-х годов органично привело его к православию. С 2005 года «Звуки му» не выпустили ни одного альбома. Петр Мамонов сосредоточился на работе в кино и театре. Но удивительно то, насколько его старые песни хорошо подходят к Мамонову-сегодняшнему: «Теперь я не пью, теперь я лифтер/И еле считаю до ста./Но стоит утихнуть этому дню/Лечь и поесть хлеба/Стоит уснуть и во сне я пою/Это лифт на небо./Это лифт на небо.» - (Лифт)
Нужно сказать, что в сегодня России существует только два проповедника, пользующихся уважением в среде далеких от православия молодых людей. Первый из них – отец Андрей Кураев, второй – Петр Мамонов.
Еще интереснее метаморфозы, случившиеся с Констанином Кинчевым, который из одиозного лидера движения «красно-черных» превратился в ярого христианина. Принятие крещения отразилось в творчестве группы. «Алиса» перестала давать концерты во время Великого и Успенского постов. Группа принимала участие в концертах по инициативе епархий различных городов. Лидер «Алисы» написал песню «Мы — православные», которая вошла в альбом «Солнцеворот»: А в небе сила - любовь! Божья воля - закон!/Смертью смерти поправ/Дышит вечность с икон./Да святиться Имя твое/На все просторы Руси!»
Среди российских «рок-музыкантов» много православных людей, - Глеб Самойлов (Агата Кристи), Дмитрий Ревякин (Калинов мост), Веня Дркин и даже самый яростный и противоречивый Егор Летов (Гражданская оборона) незадолго до смерти принял крещение (правда, своеобразным путем) и считал себя христианином. Говорить о них можно очень долго, но главный вопрос состоит в другом: может ли «рок-музыка» привести человека к Богу?
Да, безусловно может, если человек стремиться к Нему. Из своего личного опыта мне известны многочисленные случаи, когда человек, заслушивавшийся в прошлом led zeppelin или «битлз» стал в итоге православным священником. Просто далеко не каждый признает свои корни и понимает, что начало поисков Бога связано именно с музыкой. Таким образом, современная культура вливается в православие и влияет на него. Многие говорят, что православие остается неизменным вот уже много сотен лет. В то же время, любой первокурсник художественного училища знает, что каноническое церковное искусство и то меняется каждые 50-100 лет.
Все то черное, что действительно есть в современной культуре, не стоит и одной песни Александра Башлачева, и тот, кто хочет найти чистое, всегда сможет его найти, а тот, кто будет тянутся к грязи и злости, всегда найдет свое. И это касается не только музыки, но и любого другого искусства. Но музыка, какая бы она ни была, дает человеку опору и надежду. В этом религия так похожа на нее.
Кирилл Пешков
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.