Вид селения купца Шелехова на острове Кадьяк...Из атласа 1802г
О Германе Аляскинском мы слышали давно. Читали и о Российско-Американской компании, но больше как о «летучем голландце», появлявшемся в таинственных водах северной части Великого океана, нежели о реальной компании, действующей в интересах государства Российского. Поэтому, оказавшись в гостях у Анны Смирновой-Марли – цель нашего путешествия на Аляску, темы наших бесед с этим эрудитом XX века значительно расширились, и мы начали путешествие в далекое прошлое нашей страны в этом районе земного шара еще с большим увлечением.
Кадьяк – это один из исторических центров Аляски
Как всегда, мы придерживались давнего и твердого правила – как можно больше увидеть своими глазами, побывать в тех исторических местах, о которых будем вспоминать, или писать. В общем, как Фома-невера, мы должны пощупать, чтобы поверить. Так мы направили свои стопы на остров Кадьяк. Легко сказать - направили. Путешествовать по США – это дорогое удовольствие, особенно если это полеты по периферийным маршрутам страны. За перелет из атлантического морского порта Провиденс, столицы штата Род-Айленд, в самый крупный город Аляски город Анкоридж мы заплатили за один билет чуть больше 900 долл. и летели с пересадками почти 14 часов. В то время как с Анкориджа до Кадьяка один летный час нам обошелся на одного человека ровно половина этой стоимости.
И вот мы на знаменитом острове Кадьяк. Для нас он стал знаменитым во многих отношениях. Сама история освоения этого края с помощью креста и топора поднималась перед нами во всем своем величии и печали. Можно по-разному читать и интерпретировать эту историю. На этих страницах мы хотим поделиться своим видением того, что происходило на дальних рубежах России, и проследить события давно минувших дней через призму рассказов местных жителей, наших наблюдений, ну и конечно, тех, кто посвятил свою жизнь изучению когда-то неведомой земли.
Мы увидели две линии, по которым шло освоение северной части Тихого океана. Одна была связана с торговлей и строительством укрепленных постов, другая – духовная, направленная на обращение «туземных» народов в православную веру.
Алекса́ндр Андре́евич Бара́нов (1746-1819). Главный правитель Русской Америки
Накопленный опыт изучения Русской Америки, убедил нас в том, что 28-летнее пребывания Александра Андреевича Баранова на Аляске (1790-1818) – лучшим пример показать, как Россия осваивала этот край. Не умаляя тяжелый труд других русских правителей на службе Российско-Американской компании, хотелось бы сказать, что его жизненный путь в том же качестве вобрал в себя перипетии всех тех, кто был до и после него на этом ответственном и невероятно трудном посту.
Еще при жизни Баранов был подвержен тому, что является очень часто участью великих людей. Это – нескромная и даже худая молва, скорее всего подогреваемая завистью мелких людей. Но для потомства, как пишет один из его современников, «жизнь сего гражданина не только достопамятна и занимательна, но и поучительна для тех, кои беспристрастно ценят людей действительно полезных Отечеству по заслугам, не взирая на их происхождение» (Кирил Хлебников. Жизнеописание Александра Андреевича Баранова. Морская типография. Санкт-Петербург, 1835 года, стр. 2).
А.А. Баранов родился в 1746 г. в купеческой семье города Каргополя, основанного до появления Москвы, ныне Архангельская область. До основания Санкт-Петербурга город считался крупным торговым центром на севере России. Еще будучи молодым человеком, он до 1780 года проявил большую предприимчивость в торговле с московскими и петербургскими купцами. Стремление к расширению деятельности и желание познать неизвестные просторы России привели его в Иркутск, Сибирская губерния, где он создал стеклянный и водочный заводы. В короткий срок он набрался опыта и знаний в ведении хозяйственных дел. Всем этим он поделился с Вольным экономическим обществом, которое, учитывая его заслуги, принимает в свои ряды в 1787 году. Благодаря стечению непредсказуемых обстоятельств, его судьба а эти годы резко меняется.
Благовещенская (Торговая) площадь Каргополя (место рождения А.А. Барановa) на фотографии 1901 года
В последнюю четверть восемнадцатого века из Иркутска к северо-западным берегам Америки совершает ряд путешествий очень деловой русский купец Григорий Иванович Шелихов, которого его же современники справедливо называли русским Колумбом. К еще малоизведанным берегам Америки Шелихов совершил три путешествия, полных лишения и опасности. Ему удалось захватить монопольные права торговли на тихоокеанских берегах северо-восточной Америки. Шелихов был полон грандиозных идей, претворить в жизнь которые он был не в силах, да ему и не суждено было это сделать. Не имея возможность контролировать свой бизнес, связанный с охотой на пушного зверя и морских животных, а также осуществлять планы продвижения интересов России, которые заслужили внимания Екатерины Второй, Шелихов обратился за помощью к А.А. Баранову. Первоначально Александр Андреевич отказался, так как имел большие обязательства, связанные с собственными торговыми предприятиями. Однако ситуация изменилась буквально за один год. Его откупы и подряды в разных местах Иркутской губернии приняли невыгодный оборот и стоили ему больших убытков. Весной 1790 года он отправился в Якутск, где его дела по питейному откупу оказались в полном расстройстве. Кроме торговли в Сибири, у него были обширные коммерческие связи с чукчами, куда доставлялись российские товары для обмена на пушного зверя. В тот же год он отправляется в Охотск, где по приезде получает тревожное известие из Анадыря, местечко с его обширными торговыми связями. В Анадырске чукчами было истреблено поселение. Приказчик и работники убиты, а товар разграблен.
Григорий Иванович Шелихов (1747-1795)
Стечение столь бедственных обстоятельств заставили его пойти на сделку с Шелиховым и он принял решение отправиться в Америку. С Шелиховым Александр Андреевич заключил соглашение на участие в промысле меховых товаров. По его условиям за управление колониями полагалось десять полных частей, которые тогда назывались суховые паи и которые выдавались в виде мехов. Именно Баранов в течение 28 лет беззаветного служения стал главным поставщиком ценных пушных товаров с тихоокеанских островов, неиссякаемым источником благополучия шелиховского семейства. На родине, в далеком Каргополе у него осталась жена с детьми. И хотя Баранов обеспечил их всем необходимым, он больше свою семью никогда не видел.
Александр Д. Портнягин
(Продолжение следует)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.