Для увеличения картины нажмите на изображение
Друг Переправы, художник Сайда Афонина передала в дар игумену Луке картину "Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские"
Работа "Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские" — как это ни удивительно — одна из ранних работ художника. Это исторический портрет основателей православных монастырей XII века.
Известно, что христиане были гонимы, их вера жестоко преследовалась, поэтому они были вынуждены пустынничать, жить в пещерах. Там же, в пещерах, был заложен храм. Первым нашедшим здесь молитвенное уединение стал Антоний. Со временем желающих помолиться с ним становилось все больше. Среди них оказался и Феодосий, ставший позднее его учеником.
Жизнь, которую вели киево-печерские монахи, была очень аскетичной. На полотне изображен момент, когда Феодосий пришел к Антонию с чертежами для строительства Успенского собора и просит на это строительство благословение. Позднее храм, на который Феодосий получит благословение, станет первым православным храмом в Киевской Руси — храмом Успения Божьей Матери в Киеве.
В нижней левой части картины мы видим ладьи, плывущие по Днепру. Именно на них приплыли из Греции двенадцать зодчих для строительства храма. Мы видим, что Антоний держит в руке посох. Посох — это символ духовной власти, символ управления паствой. Во время проповедей священники, опираясь на посох, как бы замыкали связь с землей, будто бы вырастая из нее, подчеркивали силу единения и соединения с ней. Очевидно, продолжением этой мысли являются следы земли на рясе Феодосия.
Работа полна символики. Феодосий сидит на камне, символизирующем твердую непоколебимую веру. Антоний опустился на корягу — символ поверженных идолов. Неожиданна одежда монахов. Раньше она могла быть цветной. Художник воспользовался материалом икон XIII века. На них можно видеть именно такие монашеские одеяния. Акцент на обуви из толстой кожи вносит понимание сложности и дальности дорог. А бороды изображаемых персонажей наводят на мысль о былинности, перебрасывая мысленный мостик к русским богатырям.
Писать святые лики — всегда большая ответственность и в какой-то степени риск впасть в искушение. Для молодого художника, живущего в тогда еще атеистическое время, это было особым испытанием. Изучая жития святых, она глубоко сопереживала, постигая сложный путь православного монашества, и это отозвалось глубокой проникновенностью в изображении православных святых.
Молитвенники Сайды Афониной полны мудрости, силы, терпения. Глядя на полотно, зритель понимает, что сила эта его защитит, он как будто бы в безопасности. Приходит на ум ассоциация, когда ребенок стоит возле родителей и знает или даже уверен, что с ним ничего не случится.
Может, поэтому Сайда так очевидно отдает предпочтение святым и детям.
Художник крепко держится за эти темы, ей хочется много писать, чтобы благодати было побольше, ибо жизнь обязательно должна наполняться молитвой и любовью.
Ирина Барсэл
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.