переправа



Там, где течёт Вохна...



Опубликовано: 25-04-2012, 10:06
Поделится материалом

Культура


Там, где течёт Вохна...

Река Вохна. Фото с сайта kinfo.ru

 

Мелководная речка Вохна, нередко ласково именуемая Вохонкой, берет свое начало из Масловского болота на территории между Электросталью и Храпуново. Говорят, что своим названием это селение обязано находившемуся там когда-то постоялому двору для путников – вот и храпели по ночам от усталости. А юнцом я с одноклассниками лазал по этой топкой местности, и как-то раз мы обнаружили торчащий из болотной грязи кусок старого рельса пролегавшей здесь в прежние времена узкоколейки для вывоза торфа. В дореволюционные годы на этом месте проводились разработки, но запасы оказались не ахти какими, и добыча прекратилась. В районе Храпуново осталась лишь заросшая насыпь, по которой когда-то катали вагонетки, да хлесткое и негласное народное клеймо – Демидовка. А на болоте образовались карьеры с коричневой водой, где местная ребятня ловит карасей и ротанов. Кроме искусственных карьеров там есть и естественные водоемы, на дне которых бьют ключи – вот оттуда и начинается Вохна.

 

 

В народе мелкие русла называют "переплюйками". Летом такая речка зарастает осокой и рогозом, а весной она превращается в бурлящую стремнину, и мощный поток сметает все на своем пути, вымывая берега до глины. Пройдя путь от болота на территории Ногинского района до Павловского Посада, Вохонка прямо в черте города впадает в Клязьму.

 

 

Однажды я обратил внимание, что Вохонка в районе станции Фрязево обозначена на карте Подмосковья не на своем месте: начинается не из Масловского болота, а из черты города Электросталь, откуда вытекает ручей Безымянный. В 70-е годы Масловское болото осушили, местность на этом участке покрыта сетью дренажных каналов, в которых теряется русло речки. Современные топографические карты делают со спутников и вертолетов, откуда может отчетливо просматриваться только ручей Безымянный. Электростальцы именуют его "речкой-вонючкой" (иной раз приходится услышать слово и покрепче), ибо он является городской клоакой, куда идет промышленный сток со всех предприятий. А ведь когда-то у ручья было чудесное имя – речка Марьянка! Говорят, что водилась в ней рыба. Но еще раньше, в начале XVII века ее именовали Раменкой – от направления течения в сторону нынешнего города Раменского. В районе Фрязево Безымянный ручей соединяется с Вохонкой, и русла "переплюек" сливаются воедино.

 

 

Название речки Вохна идет из глубины веков от иноязычных финно-угорских племен. На берегах Вохны стояли небольшие селища, превратившиеся впоследствии в деревни, но в период монголо-татарского ига почти все они были сожжены и возродились впоследствии на пепелище. Сегодня на Вохне расположены села Рахманово, Казанское (бывшая Меря), Грибаново (Старая Меря), Сонино, совхоз Фрязевский (бывшее Елизаветино), Степаново, Бабеево, а рядышком – Есино, Иванисово, Афанасово. Село же Павлово (прежде Вохна) превратилось в город Павловский Посад.

 

 

История многих из этих селений почти забыта, и коренные жители, особенно молодое поколение, мало знает о местности, в которой живут. Поэтому я и стараюсь рассказать то, что знаю сам. Когда-то Иванисово, Бабеево и Есино принадлежали князю Одоевскому, члену декабристского "Северного общества", который после восстания в 1825 году был лишен всех дворянских привилегий и сослан в Сибирь, а поместье перешло к графине Е.С. Толстой.

 

 

Селениями Афанасово, Степаново, Елизаветино владел гвардии ротмистр помещик Сипягин. От деревни Афанасово уцелели лишь несколько домов – остальные исчезли под натиском разросшегося города Электросталь, а Елизаветино стало совхозом Фрязевским неподалеку от железнодорожной станции Фрязево.

 

 

На территории совхоза сохранилась старинная барская усадьба. Теперь это сельская школа. Усадьба была построена в 1850 году, и вокруг нее размещались лачуги крепостных, приставленных присматривать за особняком, охранять леса, пахать землю. Почему барин нарек свою усадьбу именно Елизаветино, объясняют по-разному: некоторые краеведы утверждают, что жену его звали Елизаветой, другие – связывают название с куда более важными особами. В народе же бытует мнение, что побывала здесь проездом сама императрица Елизавета...

 

Там, где течёт Вохна...

Елизаветино, на плотине

 

Но больше всего разногласий вызывают господские пруды. Когда-то на территории усадьбы разбили парк и вырыли пруды, на одном из которых был остров. Рассказывают, будто на острове стоял высеченный из каменной глыбы памятник в виде обрубка дерева, высокого пенька, поставленного в память о любимой собаке помещика Сипягина, похороненной на острове. По другой версии памятник – атрибут тайной масонской ложи. Хотя одно не исключает другого. В масонстве множество течений – даже в Ногинске на старом кладбище среди крестов до сих пор сохранились таинственные надгробия в форме каменных пеньков. А краевед Евгений Николаевич Маслов утверждает, что дворяне в те времена были просто помешаны на масонстве. Вот и красуются по сей день на некоторых старинных зданиях «звезды», «циркули», «трилистники», «таблетки»… Впрочем, и приснопамятному Борису Николаевичу прилюдно был вручен Мальтийский крест.

 

Там, где течёт Вохна...

Елизаветино, плотина

 

Загадку памятника в виде пня мог бы разрешить сам предмет спора, но вот найти его пока никому не удалось. Вероятно, он покоится на дне одного из заросших прудов. Попытал счастья и я – вдруг да удастся отыскать? – и отправился в совхоз Фрязевский. Раньше бывать там мне не приходилось, и найти усадьбу оказалось не так просто. Прямо на остановке автобуса спросил у людей – все только разводят руками. На лавочке около поселковых пятиэтажек сидели две старушки, они-то мне и пояснили:

 

- Тебе, милый, надо вон туда, где улица с деревянными домами. В конце увидишь деревянную школу для малых ребятишек – начальная. Так это и есть бывшая усадьба.

 

 

На улице не было ни души, только собаки за заборами брехали. Школа оказалась закрытой на летние каникулы, и я, осмотрев снаружи особняк, стал оглядываться в поисках барских прудов. И спросить ведь не у кого! По ошибке отправился в самый конец улицы к какому-то водоему – оказалось, это современный карьер. За карьером лежало поле, а должен быть парк...

 

 

Я вернулся к школе и пошел на задворки к большим деревьям у околицы. Тропинка, ведущая туда, заканчивалась болотом с наполовину утопшим бетонным мостом. Он-то зачем тут понадобился? Вид у него заброшенный, обветшалый, словно ему и впрямь не меньше века. За мостом лежал деревянный настил, уводящий вглубь зарослей ивняка – это уж явно не парк.

 

 

От безнадежности я отправился через болото по мосту и деревянному настилу, но путь неожиданно преградил Безымянный ручей, немного дальше сливающийся с Вохонкой. Правда, местные жители обе эти "переплюйки" называют одним именем – это, возможно, еще одна причина ошибки в обозначениях на карте Подмосковья. Через речку был перекинут железный мосток, под ним плыли радужные бензиновые пятна. За мостком раскинулось поле и тянулась лента шоссе, ведущего к другим селам. Я решил поехать в Казанское – коли уж здесь не повезло, то хоть день не зря потратить.

 

Там, где течёт Вохна...

Казанское

 

Казанское, как я уже упоминал (бывшая Меря!) знаменито не только древним происхождением и старым названием, но и очень красивой церковью с пятью маковками. Пять главок символизируют Спасителя и четырех евангелистов. Церковь не очень древняя. По преданию, в 1812 году во время подготовки к бою с французами русским ополченцам явился образ Казанской Божией Матери. В 1859 г. место явления чудотворной иконы было освящено Филаретом Московским как основание будущей закладки церкви, а в 1863 г. по проекту В. О. Грудзина построен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С тех пор и село стало именоваться Казанским. В советское время Казанская церковь оставалась действующей, только вот священника Василия Виноградова в 1937-м расстреляли. В настоящее время в храме проведены реставрационные работы, и открыта воскресная школа.

 

 

Храм стоит как бы на отшибе, на возвышенности около Вохонки, отделяющей его от села. Вид уединенный и живописный. Вокруг храма нет погоста, лишь несколько могил священнослужителей и строителей этих стен. В России испокон веков кладбища примыкали к церквам, хотя изначально слово "погост" имело иное значение: на погостах собирались для гостьбы, то есть для торговли. После принятия христианства на этих местах стали возводиться храмы, около которых появлялись захоронения.

 

Ю. А. Федоренков. Разлив на реке Вохне. Село Казанское 2005 год. С сайта Богородск-Ногинск

 

Через распахнутую калитку я прошел на безлюдную территорию церкви и заговорил со служащей, с усердием мывшей крыльцо:

 

- Бог в помощь! Не подскажете, почему здесь погоста нет?

 

Служащая, весьма преклонных лет женщина, изумленно разогнулась и, не выпуская из рук тряпки, ответила:

 

- Кладбище у нас за селом, а тут только вот кому Бог позволил. А чего хочешь-то?

 

Я объяснил, чем интересуюсь, а заодно спросил о барских прудах в совхозе, может, ей что известно. Она утвердительно кивнула головой:

 

- Были такие пруды – мы там в девках на лодках катались, до войны еще.

 

Я стал дальше расспрашивать:

 

- И где они?

 

- Да прямо на задворках возле усадьбы. Бывало, как с них воду сбросят – Вохна аж вся мутью закружится. Не то там рыбу разводили, не то просто воду обновляли. Не знаю…

 

- А как воду сбрасывали?

 

- Через дамбу, заслонками! Дамба бетонная – вроде моста...

 

 

Тут мне и стало ясно, что болото в совхозе, по которому я бродил, и есть те самые пруды, а полузатопленный бетонный мост – та самая дамба. Значит, остров и каменную глыбу искать бесполезно, и остается последняя надежда узнать хоть что-нибудь у старожилов. Только вот времени прошло больше, чем вмещает даже самый долгий человеческий век. Если кто что и знает, то разве только понаслышке. Вот и женщина у церкви сказала, что слышала в юности историю о какой-то собаке, которую очень любили бывшие хозяева усадьбы, но больше ничего не припомнит. И остров на прудах тоже не помнит: был ли, не был ли – столько лет минуло.

 

По сведениям межевой канцелярии XIX века пруды в парке господской усадьбы действительно были, а вот остров не упомянут. Время оставило нам уйму загадок, немой свидетельницей которых является неприметная речка Вохонка, бегущая мимо заросших господских прудов.

 

Олег Будин

 

Метки к статье: Будин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Там, где течёт Вохна..."
Андрей

18 сентября 2014 05:58

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
спасибо, за добытую информацию! я м стный мне очень интересно. вот бы еще найти сведения о барском пруде, около Аверкиево, Часовне и чуркиной поляне
Имя:*
E-Mail:*