переправа



Все минуты уныния даются нам с неизречённо мудрым умыслом



Опубликовано: 18-04-2012, 10:38
Поделится материалом

Культура


Все минуты уныния даются нам с неизречённо мудрым умыслом

Ю. Шюблер. Н.В. Гоголь читает «Ревизора» артистам Малого театра 5 ноября 1851 г. 1894.Гравюра. Фрагмент

 

Завещание, которое Гоголь опубликовал в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» и в котором просил друзей издать его душеполезные письма, было написано им во время болезни в 1845 году. А «Выбранные места из переписки с друзьями» вышли в свет в 1847 году. Издав книгу с таким названием, Гоголь, казалось бы, сам выполнил свое Завещание. Однако это не так. Книга не стала в буквальном смысле собранием фрагментов из писем. Для ее создания была использована лишь небольшая часть переписки Гоголя. Тексты при этом значительно перерабатывались и дополнялись. Несколько статей было написано специально для книги. За рамками «Выбранных мест…» осталось множество других писем Гоголя на религиозно-нравственную тему, которые тоже «могут доставить пользу душе». Итак, перелистаем страницы душеполезных писем Гоголя.

 

Из писем Н.В. Гоголя

 

~

 

Я душевно порадовался вашему благодатному состоянию души, которое к вам теперь приходит; но, друг мой, помните, что это не более, как знаки небесной милости Божией. Они даются нам вовсе не за заслуги, но единственно для того, чтобы ободрить нас на пути нашего стремленья к Богу. Это делается Им из одной только небесной любви к нам, исполненной таким великим снисхождением. И потому храни вас Бог слишком упояться такими минутами.

 

В такие минуты вы должны сильней чувствовать свое недостоинство и приниматься живей за труды и подвиги, чтобы быть посредством их хотя сколько-нибудь достойными такой благодати. Если ж вы почувствуете в себе поползновение этим вознестись и возгордиться, то вспомните только то, что вы завтра же можете впасть в уныние, в хандру и увидеть во всем ничтожестве свое бессилие и малодушие.

 

По­этому-то все минуты уныния и как бы Божьего оставления нас даются нам с неизречённо мудрым умыслом, именно для того, чтобы мы и на минуту не отдалились от Бога и чтобы узнали, как страшно быть без Него. <…>

 

Очень может быть и даже это неминуемо должно быть, что вы будете ощущать еще высшие состояния благодати. Но и тогда храни вас Бог думать, что они вам посылаются за ваши достоинства. Старайтесь в такие минуты усилить деятельность своих подвигов и, как добрый поденщик, не оставляйте и на миг своей работы до самого захода солнца и не приклоняйте уха на то, если бы кто стал хвалить вашу работу или говорить, что вы уже сделали более, чем другие. Это один Бог может решить, кто более сделал. Тот, кто в глазах людей много сделал, может быть, еще не сделал и десятой доли того, что назначено Богом ему сделать, и он может подвергнуться строжайшему суду, чем тот, кто сделал меньше его, получив меньше и способностей.

 

Вспомните одно то, что мы не только не употребляем в дело всех данных нам способностей, но даже и не доискиваемся, какие у нас есть способности и какие именно нам даны. Итак, всё это да предохранит вас от всякой гордости.

 

Не упояйтесь также удачею и успехом, но лучше при всякой неудаче представляйте себе живей свое слабосилие, как далеки вы еще в науке помогать и делать добро, как еще мало вразумлены светом Божьего ра­зума, как еще вам доселе кажется невозможным то, что уже возможно преуспевшему в подвигах любви и благодушия.

 

Соображая всё это и представляя это беспрестанно пред глаза свои, вы и не просите даже у Бога небесных наслаждений духа, но просите только сил быть достойным их, просите только дать возможность произвести больше подвигов и с тем вместе просите только о том, чтобы Он не награждал нас за них в этой жизни.

 

~

Наш христианский долг образовать и воспитать душу, чтобы не пустая молитва, а дела означили любовь нашу к Богу.

 

Прекрасная душа мне дорога. И молитва ничто мне, если суетна, напротив того, она страшна даже, потому что ниспровергается на голову тех, которые всуе произносят. Если человек молится и не умеет удержаться от чувства гордости и самолюбия, и негодует, и ропщет на оскорбление, которое ему нанесли, если он молится и не умеет чувствовать любви даже и к врагам своим, то молитва его будет вопиять против его самого.

 

Рубрику ведёт Ирина Монахова

 

Метки к статье: Монахова, Гоголь
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Все минуты уныния даются нам с неизречённо мудрым умыслом"
Имя:*
E-Mail:*